Выступление «Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД школьников»
Управление образования
Администрации города Новочеркасска
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД школьников.
Яицкая Л.А.,
учитель русского языка
и литературы.
МБОУ СОШ№14
г. Новочеркасск
2017 г.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Основное требование Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной, а потом и профессиональной деятельности. То есть задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям к жизни, он должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование коммуникативных умений и навыков учащихся. Групповые формы работы и являются одним из способов формирований коммуникативных умений (У У Д). Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. И именно во время групповой работы формируются такие базовые компетенции, как коммуникативные, информационная, проблемная и другие.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются гораздо чаще, чем обычно на уроке: они не стесняются говорить, задавать вопросы. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
Для проведения урока на тему «Судьба русской женщины в произведениях Некрасова» я выбрала групповую форму работы. Каждая группа получила вопросы для обсуждения., они могли воспользоваться дополнительной литературой, справочниками, словарями. И каждый из них может высказать своё мнение.
Вопросы для обсуждения в группах:
Жанровое своеобразие стихотворения Н. Некрасова «Тройка».
Идейное содержание: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающее интонацией.
Структура стихотворения: сопоставление основных словесных образов, основные изобразительно – выразительные средства, речевые особенности, ритм, рифма, композиция.
Лирический герой в стихотворении.
Обсуждение в группах шло оживлённо, особенно интересно дискуссия по первому вопросу. Обучающиеся размышляли на заданную тему, оценивали поступки героев, находили художественные приёмы использованные писателем для создания портрета героини. Ребята обратили внимание на картину художника А. Венецианова «Жнецы», так как сюжет и герои произведений похожи. Оба они проникнуты глубоким состраданием к русской женщине, несчастная судьба которой становится объектом изображения.
Есть и другие виды групповой работы: «Мозговой штурм», «Снежный ком», и очень мне нравится игра «Продолжи» - …
Например, с моей точки зрения мне кажется, что это стихотворение…
Меня поразило…
Я считаю, что в наше время…
Конечно, групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании. Они, объединившись в группу, привыкают работать вместе, учатся общаться, находить общий язык. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя с лучшей стороны. Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизаций функции).
Одной из самых распространённых форм групповой работы является работа в парах. Эта форма приучает детей к сотрудничеству, начиная с начальной школы. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественней. У них появляется интерес к этим упражнениям.
В шестом классе я, если тема хорошо усвоена сильными участниками, начинает осознаваться средними и ещё не понята слабыми, даю задание парам по принципу «сильный – средней», а со слабым работаю сама или сильные могут обучать слабых, а средние работают самостоятельно.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Парно может работать весь класс, часть класса, отдельные личности.
Я говорила, что задача, определённая в Федеральном государственном образовательном стандарте, не может быть выполнена, если мы будем использовать только традиционные педагогические приёмы и методы. И здесь нам на помощь приходит метод проектов, объединяющий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу, но она может быть индивидуальной, парной и групповой.
Мои ученики тоже выполняют творческие проекты. Так, в прошлом году я предложила проектную работу в 5 классе на тему «Многоаспектный анализ слова». Понятно, что это долгосрочный проект, и в 5 классе они выполнили 3- 5 слайдов.
Задачи: ребята могли выбрать любое слово, но то, которое дорого ему, и исследовать его со стороны лексики. Они работали со многими словарями и сравнивали истолкование в них выбранного слова. Следующие страницы:
- этимологическая;
- фразеологическая;
- искусствоведческая;
- сочетаемость слова;
- этнографическая;
Такие методы и приёмы направлены на формирование ключевых компетенций и коммуникативной компетенции в частности. От учителя же требуется желание и способность работать в русле компетентностного подхода. Необходимость же такого подхода в образовании обусловлено тем, что современная школа призвана развивать способности школьника к реализации себя в новых динамичных социально экономических условиях. Нет сомнения, что характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Жанры