Работа кружка «Юный журналист» как основа для создания школьной газеты
Школьная газета с давних пор является одним из эффективных средств воспитания обучающихся. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.
Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Сначала они выполнялись от руки детьми, имевшими каллиграфический почерк, затем появились трафареты и печатные машинки. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Газета имеет огромное значение в современной жизни детей и подростков. Во-первых, наличие печатного органа позволяет быть в курсе всех школьных событий участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогам, родителям.
Во-вторых, это - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир.
В-третьих, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.
В-четвертых, школьная газета - это средство формирования общественного мнения.
В-пятых, средство воспитания школьников.
В 2011-2012 учебном году у нас возникла идея создания газеты в нашей школе. Начался процесс с решения проблем: Кому будет адресована газета? Кто будет собирать и систематизировать материал? Какова будет периодичность изданий?
Далее был избран ответственный, и работа началась с постановки целей и задач:
· объединить всех учащихся и учителей путем создания единого источника информации;
· формировать практические и теоретические навыки деятельности журналиста через участие в жизни газеты;
· воспитывать творческую, всесторонне развитую, активную, социально зрелую личность школьника;
· предоставить каждому возможность для самореализации, повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения;
· развить творческие способности учащихся;
· создать благоприятные условия для развития творчества учащихся, умения находить в жизни нравственные ориентиры;
· формировать у учащихся твердую жизненную позицию.
Следующим этапом работы стало формирование редакционного коллектива. Им стала группа активных шестиклассников во главе с их учителем русского языка и литературы. Поначалу были сомнения: по силам ли будет такая деятельность подросткам? Под руководством наставника ребята не без труда, но с желанием справлялись с творческими поручениями. Информационную помощь оказывали классные руководители, администрация школы.
С выходом первого номера стало ясно, что одного энтузиазма ребят и помощи педагогов мало. Тогда возникла мысль о создании кружка «Юный журналист», в рамках которого желающие работать в школьной газете получат возможность познакомиться с профессией журналиста, попробовать свои силы в создании текстов разных газетных жанров.
Составленная нами рабочая программа кружка «Юный журналист» составлена на основе негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Журналистика. – Белгород, 2007. Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Цели:
· развивать коммуникативные качества личности ребенка;
· предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
· выйти на создание школьной газеты в компьютерном варианте.
Задачи:
· предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
· отрабатывать умения создавать сочинения в жанрах: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
· систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
· способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
· предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
· стилистические особенности газетных жанров;
· специфику профессии журналиста;
· основы редактирования;
· структуру газеты.
Уметь:
· создавать творческие работы публицистического стиля;
· моделировать газету;
· редактировать текст;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ |
Раздел. Тема занятия. |
Характеристика деятельности обучающихся. |
Формы работы. |
1. |
Предмет журналистики (1) Что такое журналистика? Кто такой журналист? Права и обязанности журналиста. |
Вести беседу, корректно формулировать вопросы, правильно отвечать на них |
Полемическая беседа. |
2-3. |
Информация (4). Источники информации. Как находить нужную информацию. |
Воспринимать другого человека, документы, архивы, Интернет, объявления, рекламу как источники информации. Уметь пользоваться разными источниками информации. |
Практическая работа с различными источниками (по выбору педагога и обучающихся) с целью нахождения нужной информации. |
4-6. |
Типы информации. Что такое лид? Способы написания лидов. |
Пользоваться разными источниками для нахождения необходимой информации. Распознавать виды лидов, создавать их к собственной статье. |
Подготовка сообщений по теме, характеристика лидов к газетным статьям, написание лида к собственной заметке. |
7-8. |
Жанры журналистики (17) Интервью. Виды интервью. |
Уметь собирать материал для интервью, составлять список вопросов к интервью. |
Подготовка сообщений по теме, взаимоопрос, создание списка вопросов к интервью с известным человеком; написание интервью в школьную газету. |
9 -11. |
Репортаж. Тема репортажа. Техника работы над репортажем.
|
Подбирать тему для репортажа - актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. Создавать репортаж. |
Составление вопросов по теме для взаимоопроса. Создание репортажа для школьной газеты. Коррекция текста репортажа, созданного сверстником. |
12- 14. |
Публицистическая статья. Заглавие в тексте. Графическое оформление статьи. |
Группировать данные, определять тематический центр статьи, формулировать вспомогательные тезисы в четкой последовательности.
|
Сообщение по теме, взаимоопрос. Создание публицистической статьи, подбор заглавия, оценка правильности графического оформления. |
15 |
Комментарий: презентация единого факта. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание текста комментария факта из школьной жизни. |
16-17. |
Рецензия. |
Создавать текст рецензии, соблюдая четкую соотнесенность структурных элементов. |
Составление памятки: «Как написать рецензию»; Создание текста рецензии сборника сочинений «Наши домашние питомцы». |
18. |
Фельетон. |
Создавать тексты разных жанров журналистики |
Создание фельетона для школьной газеты. |
19. |
Эссе. |
Создавать тексты в жанре эссе на заданную тему. |
Сообщение по теме, составление памятки «Как писать эссе», создание текста эссе на злободневную тему. |
20. |
Очерк. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание очерка на школьную тему, оценка выполнения работы сверстником. |
21. |
Письмо. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание текста письма в школьную газету на злободневную тему. Составление ответа на письмо в редакцию. |
22. |
Пресс-опрос. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Подбор темы для опроса, создание текста в жанре пресс-опроса для школьной газеты. |
23. |
Шоу-жанры. Конкурс. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Придумать конкурс для очередного номера школьной газеты. |
24. |
Газета (10)Фоторепортаж. |
Создавать фоторепортаж на заданную тему. |
Подобрать серию снимков по выбранной теме. |
25. |
Газетные иллюстрации. Виды. Основные функции. |
Подбирать иллюстративный материал к газетной статье. |
Создание заметки из школьной жизни и подбор иллюстрации к ней (фотографии, рисунка, картинки). |
26-27. |
Газета-приложение.
|
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание газеты приложения к школьной газете (работа по группам, презентация получившегося продукта) |
28 -29. |
Работа редакции. |
Представление о работе редакции газеты. |
Экскурсия в редакцию одной из городских газет. Создание заметки в школьную газету. |
30. |
Как планировать номер. |
Планировать работу школьной редакции в рамках одного номера газеты. |
Составление плана очередного номера школьной газеты, определение его тематической направленности. |
31-32. |
Правка и редактирование текстов. |
Уметь править и редактировать созданный другим лицом текст; находить речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. |
Создание текста любого жанра журналистики в школьную газету, коррекция и редактирование текста, созданного сверстником. |
33. |
Типы газет. |
Уметь составить текст презентации печатного издания. |
Презентация изданий газет разных типов. |
34. |
Итоги (1). Как основать свою газету. |
Уметь выражать свое мнение, отстаивать собственную позицию. |
Подведение итогов курса. Создание мини-проекта. |
Программа кружка «Юные журналисты» предполагает несколько разделов:
· Предмет журналистики (1)
· Информация (4)
· Жанры журналистики (17)
· Газета (10)
· Итоги (1)
Тематическое планирование рассчитано на разный возраст обучающихся, может лечь в основу занятий как с шестиклассниками, так и девятиклассниками, необходимо лишь правильно отбирать теоретический и практический материал по заявленным темам. Так, например, рассматривая жанры журналистики, для учеников 6 класса интереснее и доступнее будут жанры: репортаж, письмо, заметка, интервью. Ребятам старшего возраста, скажем, девятиклассникам по силам справиться с эссе, очерком, рецензией. Глубина постижения темы зависит и от общего уровня развития занимающихся в кружке.
Занятия в рамках курса «Юный журналист» условно делятся на теоретические и практические.
Теоретические строятся по общему плану:
· формулировка темы,
· определение цели и задач,
· постановка вопросов, ответы на которые, сформируют полное представление о понятии, заявленном в теме,
· взаимоопрос (на основе домашнего задания),
· формулировка и запись определения понятию, заявленному в теме занятия,
· практическое применение полученных дома и на уроке знаний с использованием готового дидактического материала,
· выводы о достижимости цели и задач,
· рефлексия,
· задание на следующее занятие.
Практические занятия также имеют четкую структуру:
· формулировка темы,
· определение цели и задач,
· повторение теоретических положений, изученных на предыдущем занятии,
· создание текста заданного жанра (в парах, группах),
· чтение и обсуждение получившихся сочинений, рекомендации по коррекции,
· выводы о достижимости цели и задач,
· рефлексия,
· задание на следующее занятие.
Каким бы ни было занятие, необходимо его построить так, чтобы обучающиеся самостоятельно добывали необходимые знания, приобретали умения и навыки, предусмотренные программой кружка. Учитель выступает в роли координатора деятельности учеников, а не транслятора готовых истин.
Приводим пример занятия по теме: «Что такое лид?». Оно входит в общую тему: «Информация» и проводится после занятия «Типы информации». Ребятам было дано задание узнать, что такое лид, найти теоретический материал, осмыслить его, поделиться со сверстниками на занятии. Выполнение домашнего задания не должно вызвать затруднений, так как предыдущие темы: «Источники информации» и «Как находить нужную информацию» направлены на решение подобных проблем.
Цель:
· формирование у обучающихся понятия «лид».
Задачи:
· учиться самостоятельно находить нужную информацию, отбирать материал и систематизировать в рамках заданной темы;
· овладевать навыками связной устной монологической речи;
· учиться правильно ставить цель, определять задачи и пути их реализации, оценивать степень достижимости поставленных цели и задач;
· осознавать значимость изученного на занятии материала и уметь применять знаний о лиде на практике.
Оборудование:
· текстовый материал, включающий разные по типу лиды;
· печатное издание по выбору обучающихся.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1) Приветствие, объявление темы занятия. Побуждение сформулировать цель и основные задачи. Корректировка формулировок обучающихся.
Какие формы работы помогут достигнуть цели? |
Ребята пытаются самостоятельно сформулировать цель и задачи занятия: · узнать, что такое ЛИД, · учиться находить и отбирать нужную информацию, · применять на практике полученные знания - при написании лидов, · учиться правильно говорить, строить связное устное и письменное высказывание, · работать с текстом как источником информации. Беседа по изученному дома материалу о лидах, самостоятельно подготовленные сообщения учеников, вопросы отвечающим, работа с текстами. |
2) Что вам пришло на ум, когда вы впервые услышали термин ЛИД? Оправдались ли ваши предположения? Сформулируйте вопросы, которые помогут в полной мере овладеть новым для вас понятием.
|
Что такое ЛИД? Когда появился этот термин в отечественной журналистике? Почему даже начинающий журналист не станет отрицать значимость самого первого абзаца публикации? Любая ли статья имеет ЛИД? Всегда ли ЛИД должен содержать главное? Какие виды ЛИДОВ вам знакомы? Какие источники информации вы использования, чтобы узнать, что такое ЛИД? Почему именно эти? (формулировка вопросов выполняется в парах, беседа по ним - фронтально) |
3) Что же такое ЛИД? Сформулируйте четкое определение понятия. |
Обучающиеся формулируют и записывают в тетрадь, обмениваются записями и сопоставляют с определением термина, записанным на доске: ЛИД - это самый первый абзац текста, содержащий информацию, которая заставит читателя продолжить знакомство с публикацией. Содержание ЛИДА во многом зависит от цели, преследуемой журналистом, и аудитории, для которой написана статья. ЛИД имеет свою типологию: конспективный, описательный, «капсула», «стакатто» и др. |
4) На следующем занятии мы узнаем о способах написания лидов, а сейчас проанализируем лиды предложенных вам фрагментов газетных публикаций с точки зрения идейного содержания и типологии: · Вчера, накануне международного женского дня 8-е марта, мы узнали о победе наших девчонок-футболисток. Сборная нашей школы на выездных соревнованиях по мини-футболу забила 6 голов в ворота соперниц из Санкт-Петербурга и обеспечила себе первое место в турнирной таблице. (...) · Лучший чтец в классе, победитель школьных состязаний в поэтическом творчестве, обладатель главного приза в городском конкурсе «Живая классика». Смирновой Александре - ура!(...) · Талантливый, знающий свое дело на «5» учитель, чуткий человек, замечательный друг. Это сказано об одном из педагогов нашей школы. На днях Далинина О.С. получила почетное звание - Заслуженный учитель РФ. (...) · Первая среда апреля ознаменовалась важным событием. В библиотеке школы состоялась долгожданная встреча. Пришла в гости писатель Галина Гордиенко. Галина Анатольевна рассказала о своей жизни и творческих планах. |
ЛИД - «капсула». Призван произвести эффект взрыва. Предполагается, что читатель знает о событии, и нам надо только подчеркнуть динамику произошедшего или выделить его завершение. Читатели школьной газеты в напряжении следят за тем, как команда по мини-футболу играет на общероссийских соревнованиях. Главная информация, которую они захочет услышать, это результат. Облегченно вздохнув и порадовавшись за девчонок после первого абзаца, читатель продолжит знакомиться с текстом.
ЛИД - «стакатто». Предполагает динамику событий с нарастанием напряжения. Короткие, обрывистые фразы вам в этом очень помогают.
ЛИД - описательный. Прорисовка качеств человека, о котором пойдёт речь далее в статье. ЛИД - конспективный. Используется при написании новостей, когда в начало ставится (конспектируется) главная информация. В идеале в таком лиде дается ответ на все главные вопросы материала: Что? Где? Когда? Почему? Как? Кто? Далее по тексту информация располагается по принципу перевернутой пирамиды - самая незначительная ставится в конце. |
5) Итак, мы познакомились с понятием ЛИДА, прочитали некоторые из них, попытались определить их типы и особенности. Достигли цели занятия? Справились с поставленными задачами? В какой мере? С чего мы должны начать следующее занятие? |
Я считаю, мы достигли цели занятия, так как узнали, что такое ЛИД, сформулировали четкое определение, узнали о типологии, анализировали с этой точки зрения тексту ЛИДОВ, учились работать с текстом, как источником информации. С задачами справились, но необходимо продолжать работу по практическому освоению понятия ЛИД. Следующее занятие лучше начать с повторения того, что получили сегодня, и познакомиться со способами написания ЛИДОВ. |
6) Выберите одну из фраз и закончите ее в соответствии с тем, как считаете нужным: · Занятие мне показалось интересным, потому что .... · Новым для меня было .... · Неожиданным для меня было · Меня удивило то, что... · Занятие было полезным для меня тем, что... |
Обучающиеся выбирают понравившуюся фразу и пытаются её завершить, демонстрируя учителю, удалось ли занятие. |
7) Задание на следующее занятие: из прессы выбрать статьи с разными видами ЛИДОВ, обосновать свое мнение; объединиться в мини-группы, выбрать тему для написания заметки в школьную газету, собрать факты. |
Обучающиеся записывают задание, задают вопросы, высказывают пожелания. |
Занятия кружка «Юный журналист» способствовали количественным и качественным изменениям. Количественные выразились в том, что увеличился объем выпусков, стало больше заметок. Газета преобразилась и в качественном отношении.
1) Наметилось жанровое разнообразие: наряду с информационными заметками появились репортажи, отзывы, рецензии, статьи на основе интервью и соцопросов.
2) Газета приобрела содержательное богатство: появились заметки, посвященные памятным и знаменательным дням; стало больше шоу-жанров (конкурсов рисунков, игр, кроссвордов, викторин).
3) Авторами заметок стали не только шестиклассники, но и ученики других классов, педагоги.
4) В школьной газет заметно расширился спектр событий, отражаемых в статьях разнообразных жанров. Причем от простой констатации фактов авторы перешли к их оценке.
5) Важные события школьной жизни стали рассматриваться с разных точек зрения. Например, в четвертом выпуске «Вестника-21» содержатся отзывы на литературно-музыкальную композицию, посвященную М. Цветаевой, как зрителей, так и её участников. Также пожелали высказаться о мероприятии и педагоги.
6) Газета стала публиковать не только результаты каких-либо событий, но и планы будущих мероприятий. Так второй выпуск «Вестника-21» содержал подробный план декады гуманитарных дисциплин, а третий - ее итоги и поздравления участников-победителей и призёров.
7) Расширилась рубрика «Литературная гостиная». Ребята, постоянно читающие в нашей газете произведения учеников школы, приносят свои стихи и рассказы, желают быть напечатанными.
8) В текущем году вышло приложение к школьной газете - сборник сочинений шестиклассников о домашних любимцах. Главной идеей приложения было показать, что животные - наши четвероногие друзья - помогают нам стать ближе к природе, воспитывают в нас стремление к добру, милосердию, побуждают к проявлению искренней заботы о ближнем.
Итак, мы попытались показать значимость школьной прессы в жизни учебного заведения, доказать, что газета имеет огромное значение в современной жизни детей и подростков. Также отметили важность теоретической базы для работы школьной редакции. Это может быть действующий кружок «Юный журналист», рабочую программу которого мы представили. Эффективность работы в этом направлении доказывают качественные и количественные изменения в жизни печатного органа нашей школы - газеты «Вестник-21».
Литература для учащихся
· Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
· Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
· Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
· Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
· Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
· Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
· Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
· Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
Литература для учителя
· Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
· Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
· Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
· Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
· Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
· Коновалова О. Основы журналистики. М.- Ростов-на-Дону. 2005.
· Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
· Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
· Серов С.И., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. М: АРКТИ, - 2007
· Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
· Смирнова Т.К. Школьная газета как фактор развития личности ученика // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Часть 9. - Вологда, 2011, с. 74
· Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
· Щукина О.В. Формирование коммуникативной компетенции как условие развития способности школьника к самореализации в обществе // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Часть 9. - Вологда, 2011, с. 88
Картузова Наталья Николаевна
Почебыт Татьяна Евгеньевна