12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мудрецкая Елена Владимировна895
Работаю в ГБПОУ "Горловский колледж промышленных технологий"
Россия, Донецкая Народная Респ., г.Горловка
Материал размещён в группе «Математика - это интересно!»
10

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (сценарий) открытого заседания математического кружка Испытание ума»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»

Комиссия математической и общей естественнонаучной подготовки








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(сценарий)

открытого заседания математического кружка

«Испытание ума»



Специальности:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.02.02 Компьютерные сети

15.02.08 Технологий машиностроения




Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математической и общей естественнонаучной подготовки и рекомендовано к утверждению

Протокол №  6 от «03» 02. 2021 г.

Зав. учебно-методическим кабинетом _________________Т.В.Кучеренко


Подготовил преподаватель

  Е.В.Мудрецкая









Горловка,  2021 г.

          Методическая разработка открытого заседания математического кружка. Подготовил преподаватель высшей категории Е.В.Мудрецкая - Горловка: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», 2021. - 19 с.











В методической разработке раскрывается методика проведения открытого заседания кружка по дисциплине «Математика».

Методическая разработка предназначена для руководителей предметных кружков, преподавателей, применяющих инновационные формы и игровые технологии при проведении занятий.








Рецензенты:

  1. Свириденко М.Н.-  преподаватель ГПОУ «ГКПТЭ», специалист высшей категории
  2. Старченко Е.А.- преподаватель математики ГПОУ ГТ ГОУ ВПО «ДОННУ», специалист высшей категории














СОДЕРЖАНИЕ



С.

Введение

4

План заседания кружка

5

План занятия

5

Сценарий проведения мероприятия

7

Вывод

12

Список использованной литературы

13

Приложение А «Великие математики»

14

Приложение Б  Конкурс капитанов

15

Приложение В  Конкурс «Угадай-ка»

16

Приложение Г  Конкурс «Быстрота реакции»

  17

Приложение Д  Конкурс «Математические понятия»

 18

Приложение Ж  Конкурс «Перевертыши»

 19







ВВЕДЕНИЕ


                                                  Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том,

чтобы при посредстве математике

дисциплинировать ум.

М.В. Остроградский


Одним из путей повышения интереса к изучению математики является внеаудиторная работа. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие  и логические способности студентов, их интеллект. Часто используемыми формами такой работы являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны далеко не всем. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным студентам. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для обучающегося – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность, с другой – несет праздничность и дух состязательности.

Мероприятие «Занимательная математика» можно проводить для студентов 1 и 2 курсов всех специальностей.

Оно включает в себя следующие конкурсы:

  • Разминка «Назови пару»
  • Великие математики
  • Конкурс капитанов
  • Угадай-ка
  • Черный ящик
  • Быстрота реакции
  • Математические понятия
  • Перевертыши

 






1. ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ КРУЖКА


ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Дисциплина: «Математика»

Специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                              09.02.02 Компьютерные сети

Дата: 12.11.2020 г.

Группы: 14-ЭБ, 24-ЭБ, 13-КС, 23-КС

Количество студентов по списку:  24

Место проведения: аудитория № 107

Тема мероприятия: «Испытание ума»

Цели мероприятия:

Методическая – усовершенствование использования нетрадиционных форм и  методов организации внеурочной деятельности обучающихся.

Воспитательнаяусовершенствование навыков сотрудничества, умения отстаивать свою точку зрения, воспитание чувства ответственности. Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию  знаний. Прививать интерес к математике.

Обучающаяв игровой форме  повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор. Выработка навыков  нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных заданий.

Развивающая – развитие творческих способностей студентов,  познавательного интереса, интеллекта, речи, памяти, внимания.

Формы и методы организации мероприятия: интерактивная игра, конкурсы.

Межпредметные связи: информатика и ИКТ.

Обеспечение мероприятия:

Методическое: методическая разработка мероприятия; раздаточный материал для конкурсов «Быстрота реакции», «Математические понятия».

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

Наглядные пособия:

- презентация;

- интерактивная игра.


Интернет-ресурсы:

  1. http://nenuda.ru/в-мире-математики.html
  2. https://math-city.nethouse.ru/articles
  3. https://www.uchportal.ru/load/23
  4. http://klassteacher.com/category/matematika-2/otkrytye-uroki
  5. http://sokolova-aa.ru/teacher/open-lessons
  6. https://open-lesson.net/mathematics/
  7. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/95-maths/


2.  СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ


Математика – предмет,

Что сложней его и нет,

Чтобы был он нам не скучен,

Чтобы нам он не наскучил.

В помощь к нам придет игра,

Для гимнастики ума.


Мы рады приветствовать всех собравшихся:  всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.


Чтоб все в игре прошло без заминки, 
Её мы начнем, ну конечно, с разминки! 


Конкурс-разминка «Назови пару»

В этом конкурсе 22 вопроса. Каждая команда получит по 11 вопросов, за каждый правильный по 1 баллу.


Я называю первое слово известного математического словосочетания, команда – второе. Например, прямоугольный – треугольник.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1) Параллельные [прямые];

2) острый [угол];

3) теорема [Фалеса, Пифагора];

4) равнобедренный [треугольник];

5) вертикальные [углы];

6) показатель [степени];

7) биссектриса [угла, треугольника];

8) длина [отрезка, окружности];

9) градусная [мера];

10) подобные [члены, слагаемые, треугольники, фигуры];

11) тупой [угол];

12) равносторонний [треугольник];

13) иррациональные [числа, уравнения];

14) линейная [функция, зависимость];

15) числитель [дроби];

16) разность [квадратов, чисел];

17) координатный [угол, луч];

18) смежные [углы];

19) независимая [переменная];

20) равные [углы, числа, отрезки, стороны, фигуры];

21) квадратный [корень, трехчлен];

22) квадратное [уравнение].


Уважаемые участники, наш первый конкурс «Великие математики» (приложение А).

Командам задаются загадки, касающиеся жизни великих математиков. Та команда, которая первой поднимет руку, получает право ответа. За правильный ответ команде присуждается 1 балл.


1. Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракуза

Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя …..                             (Архимед)


2. На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.

Был чемпионом Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя …..                       (Пифагор)


3. Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих “Началах”.

Было их 13 книг,
Написал их все ….                  (Евклид)


4. Очень слабым он родился,
Но науке все ж сгодился.
Открыл не кто иной,

А он притяжения закон.
Интеграл дал миру он, Физик …..   (Ньютон)

5. Математики начала
По обоям изучала
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука.
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.

Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин,
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем …….                       (Софья Ковалевская)



Следующий наш конкурс – «Конкурс капитанов» (приложение Б).

Для капитанов будет играть минусовка песен. Им нужно назвать отрывок из песни, в котором встречаются цифры. Отвечает тот капитан, который первый поднял руку. Всего 10 песен. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.


Это интересно: Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему, только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с доказательством тщательно переписывается на тоненькой облатке чернилами, составленными из микстуры от головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течение трех следующих дней не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в его мозг, принося с собой туда же теорему». Этот способ обучения математике описывается в книге  «Путешествия Гулливера».


Следующий конкурс называется «Угадай-ка» (приложение В).

Из приведенных слов путем перестановки букв составьте фамилии известных ученых-математиков. Буквы используйте полностью, без остатка и добавления. Отвечает та команда, которая первая поднимет букву. В случае неправильного ответа ход передается другой команде. Время на обдумывание – 2 мин.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

СКАЛЬП + А                                     Ответ: ПАСКАЛЬ

ХИМЕРА + Д                                    Ответ: АРХИМЕД

КИЙ + ЧЕЛО + БАС + В                  Ответ: ЛОБАЧЕВСКИЙ

ОДИН + ФАТ                                    Ответ: ДИОФАНТ




Наш следующий конкурс называется «Черный ящик».

Та команда, которая первой правильно угадает, что лежит в черном ящике, получит 5 баллов. Итак, в чёрном ящике сейчас находится отгадка на корейскую загадку: "Десять на десять - по-прежнему десять. Десять без десяти - опять-таки десять».

Ответ: (перчатки)


Это интересно: В тайском языке число 5 произносится как «ха», и некоторые тайцы вместо того, чтобы напечатать «ха-ха-ха», набирают на клавиатуре сленг — 555.


Следующий конкурс «Быстрота реакции». На рисунке скрыто одно из высказываний одного математика. Следуйте от 1 до 23 и выписывайте буквы и слова, привязанные к этим числам. Та команда, которая первой найдет правильный ответ – получит 5 баллов, вторая – 3 балла. (приложение Г)

Ответ: Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели. Алексей Иванович Маркушевич.


        Переходим к конкурсу «Математические понятия». Вам будут предложены картинки, из которых необходимо выписать все понятия, связанные с математикой (приложение Д). На выполнение задания вам отводится 1 минута. За каждый правильный термин – 1 балл.

Ответ: Синус, абсцисса, тригонометрия, косинус, логарифм, дробь, умножение, уравнение.



Это интересно: Это математический коллапс — разрезая червяка лопатой, ты его делишь на 2 и умножаешь на 2 одновременно!


Следующий конкурс «Перевертыши» (приложение Ж). Вам необходимо разгадать ребус, в котором слово написано задом наперед и назвать слово, связанное с математикой. За каждый разгаданный ребус команда получает 1 балл.


 

Сегодня с нами были те,

Кто учит с увлеченьем,

Все, кто любит загадки и приключенья,

Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.


А сейчас время предъявить Вам счет.

(Объявление итогов игры, определение победителя, награждение)



Итак, друзья, мы заседанье провели,

Все сделали для вас мы, что могли.

Желаем к математике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!!!




ВЫВОД


Данная методическая разработка была апробирована на открытом мероприятии, участниками которого были студенты – первокурсники и второкурсники групп 14-ЭБ, 24-ЭБ, 13-КС.

Вопросы и задания составлены так, что были интересны не только отличникам по математике, но и любителям других дисциплин. Веселые познавательные игры, конкурсы значительно оживили изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика.

Показ презентации с яркими иллюстрациями, интересные конкурсы позволили сделать игру увлекательной, интересной и запоминающейся.

Методическая разработка может быть использована преподавателями математики СПО и учителями общеобразовательных учреждений при проведении внеклассных мероприятий.


































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Агеева И.Д.Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие.- Москва: «Творческий Центр»,2006.-240 с.

2. Акимова С. Занимательная математика.- Санкт –Петербург. : “Тригон”, 1997. – 608 с., илл.

3.Альхова З.Н.Внеклассная работа по математике - Саратов ОАО «Лицей»,2001-288 с.

4. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 44 – 53.

5. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.

6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл.сре.шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. ISBN 5-09-000412-9

8. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1978.- 192с.





























Приложение А


Конкурс «Великие математики»


image%286%29.png


Приложение  Б


Конкурс капитанов

image%287%29.png



Приложение В


Конкурс «Угадай-ка»

image%288%29.png


Приложение Г


Конкурс «Быстрота реакции»

image%289%29.png




Приложение Д


Конкурс «Математические понятия»

image%2810%29.png



Приложение Ж


Конкурс «Перевертыши»

image%2811%29.pngimage%2812%29.png


image%2813%29.pngimage%2814%29.png

image%2815%29.png​​​​​​​

           

Опубликовано в группе «Математика - это интересно!»


Комментарии (4)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.