Методическая разработка сценария к проекту «Играем вместе! Играем в ансамбле!»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка сценария
к проекту:
«Играем вместе! Играем в ансамбле!»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Козыревская Екатерина Андреевна
Вуктыл 2016 г.
Информационная карта
Цели: обогатить кругозор обучающихся, их музыкальное восприятие, эстетический вкус; оттачивать свой профессионализм, играя в дуэтах, трио и ансамблях, при этом передавая свои мысли и чувства, заложенные в исполняемых произведениях.
Актуальность: воспитание сценической культуры, чувства ответственности и самодисциплины
Задачи:
1. Развиваем память, мышление;
2. Создаем атмосферу творчества, доброжелательности, увлеченности.
3. Пробуждаем чувство любви к своему инструменту, к своей игре и к зрителям
4.Развивать творческую направленность юного музыканта
Продолжительность проекта: краткосрочный (2016)
Вид проекта: индивидуальный, групповой, творческий
Тип и форма мероприятия: лекция-концерт
Возраст слушателей: 7-15 лет
Ожидаемый итог: повышение интереса к обучению на музыкальных инструментах (аккордеон, балалайка, фортепиано)
Оборудование: рисунки детей, тестирования для родителей; аккордеон, балалайка, фортепиано.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
- определиться с темой проекта
- определить цели и задачи;
- подобрать репертуар;
- разработать сценарий концертной программы
Основной этап:
-репетиция концертных номеров;
-концертная деятельность.
Проект был представлен 23 декабря 2016 г. в актовом зале МБУДО «ДМШ» г. Вуктыла.
Ход мероприятия
Марченко Ю.Ф.: -Добрый вечер! Наш концерт называется «Играем вместе! Играем в ансамбле!». Как вы думаете, что такое ансамбль?
Приглашенные думают…
Козыревская Е.А.: Ансамбль (фр. слово «ансамбле» означает «вместе») – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.
Марченко Ю.Ф.: Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.
В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении
Козыревская Е.А.: - По количеству исполнителей ансамбль называется дуэтом, терцетом, квартетом, квинтетов и т.д. По составу ансамбли можно разделить на: вокальный ансамбль - это содружество певцов, инструментальный ансамбль - это содружество музыкальных инструментов, вокально - инструментальный - вместе певцы и инструменты. Интересны своим звучанием смешанные ансамбли. Каждый инструмент красив по-своему, а яркое чередование различных тембров не оставит ваше внимание равнодушным.
Марченко Ю.Ф.: -Итак, начинаем! Открывает наш концерт ансамбль пианистов: Д. Истомина – Е. Дунаева.
1. Бетховен Л. «Сурок» Д. Истомина – Е. Дунаева
Рояль. Это слово означает «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов, ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно многозвучно мощный, и певуче нежный. Он умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь феерическими пассажами, и петь самые певучие мелодии.
От гармони он родился
И с роялем подружился.
Он и на баян похож
Как его ты назовёшь?
Козыревская Е.А.: Приглашаю на сцену Ю.Вдовину.
2. Р.н.п. «Во поле берёза стояла» Ю. Вдовина - Ю. Марченко
Танцует девочка под солнечным дождем,
Поет, кружит в счастливом упоенье -
Беспечной юностью и легкостью движенья,
Восхода летнего струящимся теплом.
Капелью солнечной осыпано лицо,
В косичках тоненьких сияние лучей,
Все ярче утро, солнца свет все горячей,
Летит по ветру тонкой юбочки кольцо.
Мелькают нежные изгибы детских рук,
Напев без слов, так радостен и звонок,
Что даже солнце удивленное спросонок,
В такт покачнуло ярко-желтый круг.
Марченко Ю.Ф.: 3. Р.Бажилин «Солнечный дождик» А. Зубкова - А. Лавриненко – Н. Новинькова
Три струны! А звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент!
В исполнении Г. Менжулина прозвучит «Былинный напев»
Эта пьеса исполняется приёмом перебор (арпеджиато) - удар по всем струнам сверху вниз большим пальцем, что очень похоже на переборы гусляра.
Козыревская Е.А.: 4. Былинный напев Г. Менжулин - Ю. Марченко
Зацепилось за тучку
И висит над нами.
Разных семь в ней полосок,
Мы их сосчитали!
Кто ответит на вопрос:
Что это такое?
Это чудо - кто принёс?
Красивое какое!
Угадали! Да-да-да,
Это радуга-дуга!
Солнце с дождиком играли
И игрушку потеряли,
И теперь для всех она
С голубых небес видна!
Марченко Ю.Ф.: 5. Р.Бажилин «Радуга» Ю.Вдовина – К. Макарова
И вновь звучит балалайка – как и гармонь символом русского народа.
Эта пьеса исполняется бряцанием. Бряцание основной приём игры на балалайке – удары указательным пальцем правой руки сверху вниз и снизу вверх.
Козыревская Е.А.: 6.Русский наигрыш С.Черников - Ю. Марченко
Прыгнул зайчик на окошко
Яркий, шустрый, озорной.
Посидел он там немножко
И давай играть со мной.
7. Р.Бажилин «Солнечный зайчик» Г. Менжулин - Ю. Марченко
8. Р. Бажилин «По грибы» В. Марченко - Ю. Марченко
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг и долгие века.
Марченко Ю.Ф.: 9. Р. Бажилин «На лужайке» С. Черников – С. Васильева – Э.Провоторова
На балалайке исполняют не только народные мелодии, композиторы специально для балалайки пишут сочинения, делают переложения известных произведений.
Козыревская Е.А.: 10. Н.Гофе «Канареечка» В. Марченко - Ю. Марченко
Где ты спряталась, кукушка?
В чаще леса?
На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: — Ку-ку! Ку-ку!
Послушайте, как два инструмента перекликаются друг с другом, будто две подружки-кукушки…
Марченко Ю.Ф.: 11. Р.Бажилин «Кукушка» Д. Фарзуллаева - Д. Истомина – Е. Дунаева
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!
Козыревская Е.А.: 12. А. Спаддавекиа «Добрый жук» М. Казилов - Ю. Марченко
Пусть дожик сыплет с небосвода,
И пусть лютует непогода,
Зонт разноцветный я раскрою
И над собой, и над тобою.
Нам под зонтом вдвоем не тесно,
Цветным мир станет, интересным.
Шарфом закутавшись от ветра,
Согрею словом я заветным
Как солнце выглянет из тени,
Чтоб меньше было огорчений.
Осветит все улыбкой славной,
И станет ясно – зонт тут – главный.
13. Р.Бажилин «Зонтики» Д. Мишина – Ю.Марченко
В исполнении Д.Мишиной прозвучит Венгерский танец
Как правило, мелодия венгерского танца делится на две части. Первая часть – это своеобразное вступление, широкое и мелодичное, а вторая – быстрая и темпераментная.
Марченко Ю.Ф.: 15. Венгерский танец Д. Мишина - Е.А. Козыревская
-Разверну сегодня я меха,
И прославлю музыку стихами.
Ведь она спасла меня
От невзгод, несчастья и печали.
16. Д. и Дм. Покрасс «Три танкиста» ансамбль аккордеонистов
Пары танцуют, шаги «раз, два, три»
Что это за танец? Узнал? Говори!
Скромный австро-немецкий танец вальс за считанные годы превратился из крестьянского в городской и закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Вальс был и остается вечным символом романтизма, благородной красоты и высокой любви.
17. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
К. Макарова – А. Лавриненко – Е.А. Козыревская
Шампанского брызги, Улыбки друзей,
Открытки, записки, Столь много затей.
Мы вас поздравляем, всех, от души!
И в жизни желаем Успехов больших!
18.Танго «Брызги шампанского» Ю. Марченко - Е.А. Козыревская
Поздравляем Вас с наступающими Новогодними праздниками! Желаем крепкого здоровья, радости, творческих успехов и счастья!
Представление участников праздника. Наш концерт окончен, спасибо за внимание!!!
Передаю слово Е.А. Козыревской, которая проводит с приглашенными гостями тестирования.
В завершении вечера слушатели оставляют свои отзывы о проведенном вечере.
Всех приглашаем на чаепитие!
10