Тема:
План:
Что такое «Игра»?
Игры по правилам.
Использование игр в практике педагога-психолога.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежном возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, развитию мышления, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Психология дает людям возможность изучать и понимать разум, но, как и любая наука, она требует времени, напряженной работы и самоотдачи, она также использует специальную терминологию, которая просто отпугивает многих неспециалистов.
Через игру в психологии есть возможность понаблюдать за работой своего разума, поразмышлять над тем, что думают другие, стараясь предугадать, какой личностью вы сможете стать однажды. В игре присутствует свой неповторимый веселый и легкий настрой, который дает возможность любому ощутить и насладиться миром сознания.
Игры делают процесс самопознания и развития интересным и забавным.
Через игру преодолеваются непонимание между друзьями, участники сближаются, лучше понимают друг друга.
Что такое «Игра»?
Сегодня мы поговорим об «игре» в классическом понимании этого слова.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений (см. Фрейдизм). Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль.
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.
Игра по правилам.
Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности.
Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление.
Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку "выйти" из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.
Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные.
Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети "заболевают" видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.
В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие "наказание" за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.
Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.
В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребенка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.
В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра – это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.
Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу. Сами дошкольники не способны использовать все возможности игрушек.
На таких занятиях мы воздействуем на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, используем игру в целях умственного, нравственного, эстетического и физического развития.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Иногда знания и представления оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они овладевают новыми знаниями.
В игре и через игру мы развиваем у обучающихся такие качества, как смелость, инициатива, выдержка.
Картотека игр.
Задержите ваше дыхание... и вот - иллюстрации открыты! Они уникальны, но всех их связывает одна загадочная фраза, сказанная ведущим игроком. Какая ассоциация пришла ему в голову, когда он рассматривал ТУ САМУЮ КАРТУ? И какие мысли блуждали у других игроков при выборе своих карт? Все рисунки настолько многомерны и глубоки, и так прекрасно безумны! Просто разбудите вашу фантазию и наслаждайтесь процессом игры!
Мистер Х или Скотланд Ярд
Игровое поле этой игры представляет собой стилизованную карту Лондона — с этого момента ее уже можно начинать любить. А еще в комплекте имеется бейсболка — козырек должен скрывать направление взгляда Мистера Х — он сможет осматривать карту и выбирать маршрут так, чтобы себя не выдать. То, что к игре прилагается бейсболка, почему-то приводит всех в неистовый восторг, все хотят быть Мистером Х — прикрыть глаза козырьком, получить кучку карточек на право проезда разными видами транспорта и скрываться от детективов. У детективов Скотланд-Ярда тоже есть транспортные карточки, но нет, например, двойных билетов, позволяющих совершить две поездки в один ход, и они не могут плавать по Темзе. Но зато сыщиков целых пятеро, можно устраивать облавы и ловушки… Странно, но в одних компаниях Мистера Х ловят всегда, а в других — никогда. Игра не похожа ни на какие другие — корпоративная (один против всех), асимметричная, детективная, роскошная.
Башня
Алиас
Цель игры не только объяснять слова, но и сочинять истории, изображать эмоции, а также пародировать звезд шоу бизнеса, актеров, музыкантов, политиков, спортсменов и просто известных людей.
Нужно постараться, чтобы ваши товарищи угадали слово (человека, эмоцию), которое выпало вам. Но, главное, не называть это слово! Объяснили слово – отлично. Карту на стол и следующую в руку. Время не терпит!
Очень веселая и полезная игра. Она помогает научиться мыслить ассоциативно и расширить привычный словарный запас до нового диапазона.
Тик так! Бум!
Думайте быстрее! Она тикает и вот-вот бумкнет! Дело в том, что невозможно предсказать, когда бомбочка взорвётся, так как таймер каждый раз срабатывает случайным образом. Конечно, хочется поскорее перебросить её следующему игроку. Но для этого нужно быстро вспомнить и назвать слово со слогом, выпавшим на карточке заданий. В какой части слова (начале, середине или конце) этот слог может находиться, определяет бросок кубика. Бомбочка переходит из рук в руки, и тот, у кого она «взорвалась», забирает себе карточку. Выигрывает в настольной игре Тик Так Бумм самый быстрый и сосредоточенный игрок с крепкими нервами. Во время этой игры игроки проходят проверку на умение действовать и думать так быстро, как только это возможно. Развитие мышления, воображения, внимания, быстроты реакции.
Активити
Задача игроков та же, что и в игре Алиас – быстро объяснить своему партнёру слово или словосочетание. Только теперь у Вас в арсенале 3 разных способа: речь, рисунок и пантомима. Отличная жизнерадостная игра для развития творчества, креативности и воображения.
Корова 006
Элегантная абстрактная игра, в которой одинаково важны математический расчёт, развитая интуиция и везение. Правила игры просты, а оригинальные иллюстрации безмерно обаятельны.
За бортом
Настольная игра "За бортом" Игра с 12 лет, для 4-6 игроков, на 40-60 минут Увлекательная, психологическая игра про выживание в открытом море, отлично развивающая навыки общения и работы в команде.
Гремучие джунгли Настольная игра "Гремучие джунгли" - быстрая с простыми правилами. Предыстория.... Случайно было найдено гнездо гремучих змей, а там 12 яиц. Задача: избавиться от этого "дорогого подарка", используя всю свою ловкость и находчивость. Развивает стратегическое мышление, ловкость. |
Я знаменитость
Это игра состоит из 54 карт, на которых написаны различные известные личности. Это и реальные персонажи, и вымышленные (из кинофильмов, мультфильмов, герои книг).
Каждому игроку выдается одна карта. Владелец карты не должен смотреть на нее. Зато все окружающие видят, что за герой Вам попался. Таким образом, все окружающие видят карты своих соседей, но не знают кто написан на своем собственном лбу.
Нужно отгадать "себя", т.е. кто написан на Вашем лбу.
По очереди каждый игрок задает вопросы о себе (своем персонаже). Вопросы должны быть такими, на которые можно ответить только "да" или "нет". Например, "я мужчина?", "я вымышленный персонаж?", "я политик?", "я актер?" и т.п.
Игрок задает вопросы о себе пока он "угадывает", т.е. пока на его вопросы отвечают "да". Как только ему ответят "нет", ход переходит к следующему игроку.
Игра заканчивается, как только останется один игрок, неотгадавший "себя". В игре прекрасно развивается память, воображение, абстрактное мышление.
Запретный Остров
В игре Запретный Остров вашей команде дерзких искателей приключений предстоит добыть могущественные артефакты исчезнувшей цивилизации на далёком острове, который на ваших глазах стремительно погружается на дно моря.
Поезд в Токио
Весь игровой процесс построен на языке телодвижений.
Если Вы хоть раз бывали за границей, то наверняка вспомните ситуации, когда находить общий язык с иностранцами приходилось с помощью жестов и звуков.
Трудовые будни японского проводника очень насыщены. Наплыв иностранных туристов необычайно высок, а японский язык из них знают лишь единицы. Как же в таких условиях рассадить пассажиров? Вот и приходится объясняться с туристами с помощью простейших (японских) слов и интернациональных взмахов рук.
Семь слов и три взмаха руками. Да-да, с помощью такого нехитрого инструментария проводнику предстоит правильно рассадить туристов в купе. И хорошо ещё, если купе шестиместное (основной вариант игры), но что Вы скажете о девятиместном купе (усложненный вариант)?
Внимание – облегчает понимание. Секрет успешной игры в Поезд в Токио заключается во взаимодействии Проводника и Туриста. Если первый должен быстро и понятно объяснить, в каком порядке следует расположить на столе карточки туристов, то второй должен в точности следовать указаниям проводника и передвигать карты соответствующим образом.
Поезд в Токио представляет собой командную игру. Участникам необходимо разделиться на несколько команд, в каждую из которых входит один проводник и один турист. Не тревожьтесь, по ходу действия игроки будут меняться ролями, поэтому Вы успеет ощутить всю прелесть игры. Игра носит динамичный характер, развивает быстроту реакции, память, абстрактное мышление, внимание и умение взаимодействовать в команде.