Методическая разработка тематического мероприятия творческого объединения «Робототехника» на тему «Выставка-конкурс творческих работ: Новогодняя фантазия с Lego Education Mindstorms EV3»

14
2
Материал опубликован 17 January 2021 в группе

  Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района "Ферзиковский район"



Методическая разработка тематического мероприятия творческого объединения "Робототехника"

"Выставка-конкурс творческих работ: Новогодняя фантазия с Lego Education Mindstorms EV3"





Автор: педагог дополнительного

образования Касьянова Е.Н.




п. Ферзиково

2021



ТЕМА: Выставка-конкурс творческих работ: "Новогодняя фантазия с Lego Education Mindstorms EV3"

АВТОР: Касьянова Евгения Николаевна (педагог дополнительного образования творческого объединения "Робототехника")

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2 урока

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ: Закрепление и повторение ранее пройденного материала. Создание проекта конструкции новогодней поделки, конструирование по созданному эскизу. Участие в кружковой выставке и отбор работ для творческих конкурсов. Создание новогоднего настроения. Поддержание интереса и мотивации к занятиям технического творчества.

ВОЗРАСТ: 7-10 лет (1-4 классы)

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: техническое творчество

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: проектная деятельность, выставка

ЗАДАЧИ:

Обучающие: формировать образно-пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью чертежа (эскиза, схемы) и объемных форм; видеть смысл от полученных знаний, навыков, умений и возможность применения их на практике.

Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей и воображения. Формировать потребность в самопознании, саморазвитии. Прививать и развивать смелость в поисках новых форм выражения творческой работы, в проявлении фантазии и умении отстоять свою точку зрения.

Учебно-познавательные: самостоятельный поиск решений поставленных перед собой целей

Коммуникативные: умение работать в команде; навыки ведения дискуссии и публичного выступления

Воспитывающие: содействовать воспитанию умения самостоятельно принимать решение. Способствать формированию социально адекватного поведения. Воспитывать целеустремленность и настойчивость. Формирование дружного коллектива, основанного на взаимоподдержке. Воспитывать бережное отношение к наборам, с которыми работают. Формирование усидчивости и аккуратности при конструировании.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ и ИКТ: образовательные наборы Lego Education Mindstorms EV3 45544, компьтеры с программным обеспечением, листы бумаги для творческого задания, цветные карандаши, декоративные материалы (бусины, бусы, ленты и т.д.), проектор, новогодняя музыка, новогодние атрибуты (мандарин, елочная игрушка, коробка-подарок, маленькая искуственная елка), комплекты медалей (1,2,3 места, за оригинальность, за целеустремленность и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: дидактический наглядный материал по техническому конструированию, презентация.

МЕТОДЫ: Словесные – эврестическая беседа.

Наглядные – демонстрация рисунков, фотографий, дидактического материала.

Игровые – выставка-конкурс с открытым голосованием.

Практические – самостоятельная творческая работа. Самоконтроль и оценка выполных работ.

Репродуктивные – изготовление подделок с использованием дидактических материалов по техническому конструированию.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

1 занятие:

Организационная часть (3 мин.)

Мотивационно-целевая часть (7 мин.)

Эвристическая беседа (30 мин.)

Подведение итогов занятия (5 мин.)

Перемена (15 мин.)

2 занятие:

Организационная часть (3 мин.)

Практическая работа (25 мин. )

Рефлексивно-оценочная часть (14 мин.)

Подведение итогов (3 мин. )

ХОД 1 ЗАНЯТИЯ:

1. Организационная часть

Педагог: Добрый день, ребята. Сегодня у нас совсем необычное занятие. Но как и прежде работать будем в командах. Предлагаю вам самостоятельно разбится на команды по 1-3 человека и выбрать капитана (педагог записывает состав команд).

Дети: Самостоятельно, по желанию распределяются на малые группы по 1-3 учащему в команде.

Педагог: раздает командам листы бумаги и карандаши

2. Мотивационно-целевая часть

Педагог: - Команды готовы? Отлично. Тогда начинаем. Попробуйте отгадать тему нашего занятия. Посмотрите пожалуйста на предметы, лежащие на учительском столе (мандарин, елочная игрушка, коробка-подарок, маленькая искуственная елка). Что у них общего?

Дети: приходят к выводу, что это предметы относятся к празднованию нового года.

Педагог: - Верно ребята. Ведь совсем скоро наступит новый год. Но при чём тут робототехника? Как вы думаете, чем же мы с вами сегодня будем заниматься?

Дети: Предлагают свои варианты взаимосвязи робототехники и праздника "новый год". Ставят перед собой цель создания творческой поделки на новогоднюю тематику.

Педагог: - Молодцы. Предлагаю вам не просто сконструировать поделки, но и устроить выставку по окончанию занятий. В последствии которой вы сами выберете лучшие работы, для участия в предновогодних творческих конкурсах.

3. Эвристическая беседа

Педагог: Ребята, ну а какие новогодние поделки можно сделать из конструктора Lego Education?

Дети: Перечисляют возможные варианты: сани дед мороза, снежинки, елку и другие.

Педагог: - Хорошо. Какие замечательные идеи. С чего же начинается любое конструирование модели?

Дети: затрудняются ответить

Педагог: (для снятия напряжения и подсказки напевает) с голубого ручейка начинается река, ну а робот начинается.... (в руки берет инструкцию по сборке любого робота)

Дети: восхищенно предполагают: с улыбки, инструкции, чертежа

Педагог: Умнички. С чертежа конечно. Вот и нам сначала нужно составить чертёж будущей поделки. Давайте посмотрим презентацию (слайды). Для составления чертежа, с помощью воображения, упростите предмет от фотографии к рисунку, а затем к схеме, как на первом слайде. Для примера давайте рассмотрим изображение ёлки. Какие детали лучше использовать при конструировании елочки? Что взять за основу конструкции? Какие типы крепления лучше использовать? Как придать устойчивости подделки?

Дети: Предлагают свои версии, постепенно отвечая на вопросы.

Педагог: Молодцы. А теперь попробуйте составить эскиз будущей поделки самостоятельно. (педагог постепенно пролистывает оставшиеся слайды с изображением саней Дед Мороза и оленя, снежинок, снеговика)

Дети: Активно в группах обсуждают выбор деталей, выдвигают свои предположения по типу скрепления, своими подгруппами создают эскиз (схему, рисунок) будущей поделки, обосновывая свою точку зрения.


Слайды к эвристической беседе для составления чертежа поделк
PPTX / 2.75 Мб

Педагог: Какие оригинальные идеи. Но как то они статичны. Может попробуем добавить динамики? Как это можно осуществить?

Дети: Затрудняются ответить

Педагог: Давайте вспомним, какие простые механизмы мы с вами уже знаем (демонстрация распечатанного дидактического материала). Какой тип лучше всего подойдет для будущей подделки?


Дидактический раздаточный материал по техническому конструир
PPTX / 4.31 Мб

Дети: Вспоминают пройденные темы, командами подбирают и обсуждают подходящий вариант для придания динамичности конструкции. Корректируют экскизы.

Физминутка.

Поднялись мы с места дружно

По снежку слепить нам нужно

Мы возьмём черновичок

Ловко сделаем комок

Забросаем их в корзину

Весело встречаем зиму

Убирем потом снежок

Молодец! Садись дружок

Педагог: Отлично. Ваши проекты будущих поделок практически завершены. Но как же нам их оживить?

Дети: Приходят к единому мнению, что поделки необходимо запрограмировать на движение через программное обеспечение. Обсуждают в командах программу (состав блоков программирования и их настройки)

4. Подведение итогов занятия

Педагог: Прекрасная работа. Вы справились. Как настроение? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Какие темы вы бы изучили более углублённо?

Дети: Высказывают своё мнение

Педагог: А теперь давайте отдохнем и после перемены приступим к воплощению ваших идей.

ПЕРЕМЕНА 15 минут.

ХОД 2 ЗАНЯТИЯ:

1. Организационная часть

Раздаются наборы конструктора Lego Education. Включается фоновая детская новогодняя музыка.

2. Практическая работа

Педагог: А теперь приступим к конструированию наших поделок.

Дети: Самостоятельно реализуют созданные проекты, используя свои схемы, дидактические и декоративные материалы. Программируют движение поделки через компьютер. Проводят испытания и самостоятельно устраняют ошибки в созданной программе.

3. Рефлексивно-оценочная часть

Педагог: - Молодцы, ребята. Какие красивые поделки у вас получились. Я предлагаю вам поочередно презентовать их перед проведением выставки. Расскажите, из каких частей состоит конструкция. Какой тип простого механима вы использовали и как составлена программа. Удалось ли осуществить задуманное? Что бы вы доработали или добавили?

Дети: По очереди команды проводят рефлексивно-оценочную работу над своими проектами

4. Подведение итогов.

Педагог: Сказочная выставка у нас получилась. Ну а теперь самое время выбрать самые красивые и оригинальные поделки. Обьявляю открытое голосование. Кому нравится эта поделка поднимите руку? А эта?

Дети: Поднимают руки за понравившуюся работу.

Педагог: Отлично. Победители определены (вручение медалей). Понравилось ли вам наше занятие? Поучаствовали бы ещё в таком мероприятии?

Дети: Получают свою награду. Высказывают своё мнение о прошедшем мероприятии

Педагог: На этом наше занятие заканчивается. Вы можете сфотографировать на память свою работу. Лучшие, как и обещала, будут представлены на различных конкурсах творческих работ. С наступающим новым годом. До встречи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151-157


Фалалеева, И. В. Внеурочная деятельность как условие развития технического творчества младших школьников: методические рекомендации / И. В. Фалалеева, В. А. Воробьева. – Курган : ИРОСТ, 2012. – с.


Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И. Н. Попова // Народное образование. – 2013. – № 1. – С. 219-226


Пясталова, И. Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности / И. Н. Пясталова // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 6. – С. 14-16


Удалова, Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей / Т. А. Удалова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 6. – С. 19-21


Ярошевская, И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И. Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 12. – № 9. – С. 13-17


Тетрадкин Град [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tetradkin-grad.ru/index.php/lego-udivitelnye-mekhanizmy-i-ustrojstva/5894. – Дата доступа: 10.01.2021.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

" Словесные – эврестическая беседа." - неужто компьютер не подчеркнул? Какой он не дружественный! Мой сразу подал красный сигнал. А на мой коммент в Дискуссии не обращайте внимания, проехали. Желаю всего доброго! 25 июля 22 г

25 July 2022

Здравствуйте. Спасибо, что заметили опечатку. Постараюсь впредь быть внимательнее

26 July 2022