Статья «Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в творческом объединении»

1
0
Материал опубликован 1 November 2018
Потапейко Екатерина Алексеевна 
педагог дополнительного образования 
МБУ ДО г. Иркутска «Дом детского творчества №3», город Иркутск 



Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в творческом объединении «Гитара» Дома детского творчества №3 города Иркутска.

       Стремление самореализоваться заложено в каждом человеке с рождения. Каждому ребёнку необходимо определить и осознать «кто я и куда мне идти». Именно поиск ответа на этот вопрос можно назвать процессом самореализации личности. Только осознав всё это можно поставить перед собой цели, которые будут раскрывать задатки и таланты личности, способствовать дальнейшей успешной самореализации. Цель существования множества различных творческих организаций помочь ребёнку ответить для себя на этот вопрос и направить в нужном ему направлении.

       Самореализация – это довольно обширная тема для изучения. Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в английском Словаре по философии и психологии в 1902 г.: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление».

       В словаре по педагогической антропологии определение самореализации звучит следующим образом: «Самореализация – это стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциал и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала, настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач». Во время подготовки к написанию данной статьи я наткнулась на диссертацию доктора философских наук Г.К. Чернявской «Самопознание и самореализация личности». В ней автор определяет самореализацию, как «осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера, в той или иной сфере социальной деятельности с пользой для себя самого, коллектива и общества в целом».

В отечественной и зарубежной педагогике выделяется несколько видов самореализации:

     1. Личностная

     2. Творческая

     3. Профессиональная

     4. Социальная

       Мы будем говорить о творческой самореализации. Творческая самореализация в дополнительном образовании это процесс раскрытия и эффективного использования детьми и подростками своего творческого потенциала. Дополнительное образование в основном рассчитано на детей и подростков. В своём объединении я веду работу с подростками от 14 до 18 лет. Творческая самореализация подростка является специфической областью педагоги­ческой деятельности. Педагог, сопровождающий подростка на пути к творческой само­реализации, должен учитывать воздействие социальной системы на личность. Необходимо создавать такие условия, в которых подросток сам будет ощущать потребность и необходимость в творческой самореализации. В характеристику творческой саморе­ализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность, направленность реализуемой деятельности, нахождение и осознание цели, культура творческой рефлексивности. Творческая самореализация подростка обусловлена процессами со­зревания личности, создающими предпосыл­ки для начала культурной самоидентифика­ции, вхождения в мир духовной культуры. В процессе формирования творческой самореализации необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формировани­ем общенаучных критериев, через самооцен­ку деятельности поступка, культуры меж­личностных отношений.

К. Роджерс писал: «Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастёт»

Самореализация обучающихся  становится возможной, если:

- учитываются психофизиологические и возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;

- вовлечён каждый ребёнок;

- содержание обучения направлено на раскрытие творческого потенциала личности;

- создаётся ситуация успешности;

- обучение динамично, задания адаптированы для индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся;

- создаётся атмосфера содружества, совместного творчества обучающихся, педагога и родителей. 

       В Доме детского творчества №3 создаётся база и реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения и развития детей. При работе с детьми в творческом объединении «Гитара» одной из важнейших целей занятий является развитие личности каждого ребенка, поощрение его стремления к самореализации. Это стало возможным благодаря созданию в нашем объединении оптимальных условий для обучения и воспитания, которые способствуют развитию ребенка и поддержке у него устойчивого интереса. Ребёнок реализует свои личные творческие цели. Это значит, что приобретенные навыки, он легко и эффективно использует при решении жизненных задач. 
Результатом успешности каждого обучающегося выступают:

- творческие достижения;

- познавательный поиск;

- творческая активность;

- самореализация;

- творческий рост. 

       Приоритетным направлением моей работы является укрепление дружбы и товарищеских отношений в группе, мероприятия вне стен образовательного учреждения, например совместные походы на концерты различных исполнителей, участие в различных акциях, где у детей появляется возможность показать свои обретенные навыки, творческие способности, проявить себя индивидуально, и показать свои достижения в составе всего коллектива. В объединении ребята не только обучаются навыкам владения гитарой, но и общаются, работают сообща над интересующими их темами. Не делается деления по возрасту, уровню мастерства или глубине знаний. При общении с более опытными происходит обмен знаниями. Старшие учатся лучше контактировать с младшими и наоборот. Своей главной задачей, как педагога, я вижу оказание систематической поддержки для формирования творческой личности ребёнка с целью ее максимального развития и самореализации. Поэтому подобранные методы и формы обучения помогают регулировать степень необходимой вовлеченности учащихся в творчество, делать процесс интересным. Выбирая разнообразные формы учебной деятельности, мы способствуем появлению и развитию интереса к творчеству, помогаем ребятам не только воспринимать красоту, но и создавать её самостоятельно. Целью такой педагогической работы становится аккуратное ненавязчивое формирование умения воспринимать и ценить культурные традиции разных народов. Развитие уважения к необычному и непривычному, а также понимание ценности произведений творчества. Постепенно у детей появляется вера в свои творческие силы, в свою уникальность. Вера в то, что они могут сделать этот мир лучше, создавать прекрасное для себя и окружающих. Творчество это не только атрибут социализации личности, не только средство общения, отдыха, развлечения, но и мощный инструмент воспитания, уникальное средство просвещения, организации продуктивного досуга, причем, не только юных поэтов, писателей и артистов, но и зрителей, посещающих открытые мероприятия. Самореализация представляет собой систематическую работу личности, направленную на формирование и развитие своих лучших качеств.

       Одним из средств успешной самореализации детей и подростков является проектная деятельность. Обучающиеся творческого объединения «Гитара» исследуют музыкальней жанры и исполнителей, изучают композиций в различных музыкальных направлениях, пробуют себя в написании песен на стихи собственного сочинения или на стихи известных поэтов. Мы читаем и анализируем стихи классиков отечественной и зарубежной поэзии. Ребята делятся своими впечатлениями и эмоциями от прочитанного, рассказывают о настроении стихотворения, пробуют найти ритмический рисунок, подходящий для каждого конкретного случая. Пробуют себя в написании музыки. После работы над уже готовыми стихами с некоторыми ребятами мы переходим к написанию собственных текстов. В результате такой работы создаются условия для того, чтобы ребята могли показать свои достижения. Любая победа или участие в конкурсах, творческих акциях и конференциях, проектах разного уровня способствует развитию творческого потенциала детей. 

        Свидетельством успешности каждого обучающегося, является успешное прохождение промежуточных аттестаций, выступление на концертах, участие в конкурсах областного и районного значения и, конечно, применение полученных навыков в жизни. Отслеживание успешности ребенка позволяет повышать планку для новых ступеней развития. 
Таким образом, результаты моей работы подтверждают, что избранные формы и методы работы, наиболее оптимально раскрывают творческие способности моих учеников, дают им возможность проявить себя в творческой деятельности, ощутить результаты своего становления и развитии в творческом плане, что в конечном итоге создает необходимые условия для успешной самореализации личности.
 

Список литературы: 

Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. 

Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самарский Дом печати, 1994. 

Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики) 

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005.

Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.

Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г.. Психология с человеческим лицом. – М.: Смысл, 1997

Савиных Т. П., Фельдман Р. И. Основы возрастной анатомии и физиологии. – Иркутск: Государственный педагогический университет, 2006. 

Савиных Т. П., Фельдман Р. И. Роль учителя в формировании здоровья. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2009. 

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Владос, 1995.

Шиллер. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации