Введение в робототехнику. Знакомство с набором Lego Mindstorms EV3
Предмет «Технология»
Класс 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Малинов Николай Александрович, МОУ Чебаковская СШ
(ФИО, название образовательного учреждения)
ЧАСТЬ 1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Раздел (модуль) | Модуль 3. Робототехника | |||||||
Тема урока | «Введение в робототехнику. Знакомство с набором Lego Mindstorms EV3. | |||||||
Цель (прогнозируемый результат) | на основе работы с конструктором и иллюстрациями деталей получить начальные знания о комплектующих робототехнического набора Lego Mindstorms EV3 | |||||||
Задачи | Образовательные: сформировать понятия о робототехнике на основе конструирования моделей механизмов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обучить переносу знаний и умений в новую ситуацию при конструировании моделей механизмов | Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль), творческого мышления и воображения (репродуктивного, творческого); | Воспитательные: воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом) | |||||
Основное содержание темы | Тематические дидактические единицы (с включением региональной составляющей): Понятия «робот», «робототехника». История робототехники. Классификация роботов. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек до серьезных научных исследовательских разработок. Обзор профессий, связанных с роботами и робототехникой Основные виды деятельности учащихся: Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей урока. Осуществляют продуктивное чтение текста. Разрабатывают технические требования к предложенным объектам. Представляют результаты. Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами урока. Выполняют предложенные задания. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | |||||||
Термины понятия | Робототехника, учебный конструктор Lego Mindstorms EV3 | |||||||
Планируемые результаты (из Ваших рабочих программ в соответствии с тематикой урока, с учетом рекомендованных результатов ПООП ООО) | ||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения; развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях; развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить из них выходы; формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом; разработка мелкой моторики рук | формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение самостоятельно составлять план действия; ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными | развитие умений и навыков работы с документацией; умение представлять решения в графической форме; умение обнаруживать и исправлять ошибки при работе с конструктором LEGO; проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки; формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер как инструмент | ||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||
Межпредметные связи (применение знаний других областей знаний) | Ресурсы (дидактические материалы, МТО) | Форма реализации образовательной программы (традиционная/ сетевая) | ||||||
Информатика | Презентация к уроку (приложение 1), конструктор Lego Mindstorms EV3; видеофрагмент «Робот щенок» (материал использован с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=v66D3JNYnfo) Карточка задание (материал из учебника: Технология. Робототехника. 5-6 классы Копосов Д.Г.) | Традиционная | ||||||
Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная/парная/ групповая/фронтальная) | Методы обучения | Тип урока | Место проведения урока | |||||
Групповая | рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа | изучение нового материала и его практическое закрепление | на базе центра «Точка роста» |
ЧАСТЬ 2. СЦЕНАРИЙ УРОКА
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||
1 этап Самоопределение к деятельности (организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока) | ||
Цели деятельности | Мотивационные задания на самоопределение к деятельности | Планируемый результат |
| Задание 1. Форма организации познавательной деятельности: беседа с демонстрацией видеоролика и презентации к уроку Дидактические материалы: Демонстрация ролика «Робот щенок». (материал использован с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=v66D3JNYnfo) Вопросы: Как бы вы сформулировали, что такое робот? А что такое - робототехника? Учитель постепенно наводящими вопросами подводит к наиболее близкой данной выше формулировке – Робототехника Демонстрация презентации слайд 2 (определение Робототехника) Задание 2. Форма организации познавательной деятельности: беседа с демонстрацией презентации Дидактические материалы: презентация по истории робототехники и введения понятия робот (слайды 3-9) | Предметный развитие умений и навыков работы с документацией метапредметный формировать умение слушать и понимать других; формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации личностный формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения |
2 этап Учебно-познавательная деятельность (изучение учебного материала, его закрепление) | ||
Цели деятельности | Учебные задания На знание (З), понимание (П), умение (У) | Планируемый результат |
Блок А (изучение) | ||
| Задание 3 (знания). Форма организации познавательной деятельности: работа в группах с наборами конструктора Практическая работа «Сортировка деталей конструктора по боксам». Учитель консультирует и выстраивает последовательность действий учащихся посредством ответов на возникающие вопросы учащихся. Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) с внутренней вкладкой схемой размещения деталей, презентация (слайд 10-13) Задание 4 (знание) Форма организации познавательной деятельности: Объяснение учителя. Изучение среды LEGO Digital Designer. Возможности виртуальной среды программы. Меню и инструменты. Блоки с деталями Lego Mindstorms Дидактические материалы: программная среда LEGO Digital Designer | Предметный умение представлять решения в графической форме метапредметный формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; личностный развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях; развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить из них выходы; формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; разработка мелкой моторики рук |
Блок Б (закрепление) | ||
| Задание 5 (понимание). Форма организации познавательной деятельности: Отработка понимания и умения работы в среде программы LEGO Digital Designer. Следуя инструкции учителя, выполняется практическая работа (можно придумать разные примеры для отработки умений и разного уровня сложности). Дидактические материалы: Пример очень простого упражнения. 1.Выбрать режим Вид Lego Mindstorms. 2.Открыть блок соединений и выбрать 3.Соединительный штифт,3-модульный, бежевый и Поперечный блок, 2-модульный. Задание 6 (умение) Форма организации познавательной деятельности: Отработка понимания и умения работы в среде программы LEGO Digital Designer. Следуя инструкции учителя, выполняется практическая работа (можно придумать разные примеры для отработки умений и разного уровня сложности). Дидактические материалы: Пример очень простого упражнения 4.Соединить эти две детали. 5.Выбрать в меню поворот и попробовать повернуть детали с помощью появившихся стрелок и т.п. | Предметный умение обнаруживать и исправлять ошибки при работе с виртуальным конструктором LEGO Метапредметный формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы Личностный формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ |
3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность (вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность) | ||
Цели деятельности | Варианты практических заданий/кейсов/исследований | Планируемый результат |
| Задание 7 (вводный инструктаж учителя) Форма организации познавательной деятельности: Соревнование «Кто больше назовёт деталей». Учитель открывает блок в меню инструментов программы LEGO Digital Designer, а ученики называют название деталей Lego Mindstorms Дидактические материалы: LEGO Digital Designer, презентация (слайд 11) Задание 8 (инструктаж по технике безопасности) Форма организации познавательной деятельности: Дидактические материалы: Задание 9 (практическая работа) Форма организации познавательной деятельности: Дидактические материалы: | Предметный формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер как инструмент Метапредметный формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение самостоятельно составлять план действия; ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя; Личностный развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
4 этап Рефлексивная деятельность (заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем) | ||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Планируемый результат |
| Задание 10 (самоанализ, самооценка деятельности учеником) Форма организации познавательной деятельности: Оцените работу групп. Применяя карточки, одна группа экзаменует другую и подсчитывает баллы. Затем группы меняются местами Дидактические материалы: карточки с заданиями (материал из учебника: Технология. Робототехника. 5-6 классы Копосов Д.Г.) Задание 11 (рефлексия деятельности) Форма организации познавательной деятельности: закончите фразу: «Интересным на уроке для меня было…» Организация беседы с классом по вопросам. Возникали ли затруднения при работе. В чём они заключались? На что надо обратить внимание и над чем необходимо поработать дома? Дидактические материалы: | Предметный проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки Метапредметный ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя Личностный развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
| 5 этап Домашнее задание (при необходимости) (мотивация к самостоятельной деятельности, инструктаж выполнения д/з) | |
| Задание 12 (формулировка задания, инструктаж выполнения д/з) Форма организации познавательной деятельности: На основе самоанализа усвоения темы урока, дома повторить основные детали конструктора и схему их соединения используя распечатку (слайд 11 презентации), групповое задание: подобрать в интернете схему сборки модели по выбору (слайды 14-24 презентации) Дидактические материалы: презентация слайд 11, 14-24 | |