Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме «Общая остеология»
ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме
ОБЩАЯ ОСТЕОЛОГИЯ
П.00 Профессиональный цикл
ОП.02 Общепрофессиональные дисциплины
Для специальности 340201 Сестринское дело базовой подготовки
Выполнил преподаватель
ЦМК «ОПД» Леонова Ю.А.
Содержание работы.
Пояснительная записка.
Обоснование темы.
Стандарт по теме.
Алгоритм изучения темы.
Цели и план практического занятия.
Информационно-теоретический блок.
Глоссарий.
Дидактические материалы.
Список литературы.
Пояснительная записка.
В основу методразработки взято практическое занятие по теме «Общая остеология». По рабочей программе на изучение этой темы отводится 4 часа учебного времени, из них 2 часа теоретических и 2 часа практических занятий.
Методразработка адресована преподавателям.
Основное внимание будет уделено главным теоретическим положениям (по плану) и отработке практических умений: грамотно формулировать определения терминов, ориентироваться в классификации костей и их соединений, их положении в организме, функциональных особенностях, уметь решать ситуационные задачи по теме. Теоретический блок данной методразработки может быть взят за основу для чтения лекций по теме, а также использоваться для самостоятельной подготовки студентов.
Цель методразработки предполагает оказание помощи преподавателям в следующем:
• Разработка наиболее целесообразной внешней структуры и внутреннего содержания, методики проведения практического занятия;
• Подбор наиболее целесообразных форм, методов, приемов и средств обучения по основным вопросам занятия;
• Повышение эффективности процесса обучения на занятии;
• Осмысление основных теоретических положений и практических умений темы занятия;
• Формулировка необходимых педагогических и медицинских обобщений, выводов и заключений по каждому вопросу и по теме в целом.
Обоснование темы
Вопросы, изучаемые в разделе «Общая остеология» являются основой для дальнейшего изучения частной остеологии, включающей 6 часов теоретических и 8 часов практических занятий. Все понятия, термины и классификации, входящие в раздел «Общая остеология» активно используются как на дальнейших занятиях по частной остеологии, так и при изучении последующих разделов анатомии человека.
Стандарт по теме.
Студент должен знать:
Понятия «осевой» и «добавочный» скелет.
Строение кости как органа, функции костей.
Классификацию костей.
Классификацию соединений костей.
Виды неподвижных соединений, их общую характеристику и положение в организме.
Суставы: их основные и вспомогательные элементы, классификация суставов по форме, объему движений. Понятие о простых, сложных, комбинированных и комплексных суставах.
Понятие о полусуставах, их положение в организме.
Студент должен уметь:
Классифицировать кости скелета человека.
Классифицировать соединения костей скелета.
Находить в скелете различные виды синдесмозов и синхондрозов, синостозы, симфизы.
Классифицировать суставы скелета человека по форме, объему движений, количеству костей, наличию вспомогательного аппарата.
Тема теоретического занятия: ОБЩАЯ ОСТЕОЛОГИЯ
Обучающие цели:
Изучить общий план строения скелета и функции костей, строение кости, как органа, классификацию костей. Научиться классифицировать кости скелета человека.
Усвоить принципы классификации соединений костей. Изучить строение различных видов соединений, положение их в организме. Научиться классифицировать различные виды соединений и находить их на скелете человека.
Изучить основные и вспомогательные элементы суставов, классификацию суставов.
Воспитательные цели:
Воспитывать любовь к будущей профессии.
Воспитывать трудовое отношение к учебе.
Развивающие цели:
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивать клиническое мышление.
План теоретического занятия
I. Организационная часть – 1-2 минуты.
Проверка внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию.
Вступительное слово преподавателя: целевая установка.
II. Основная часть - 80 минут.
1. Общий план строения скелета человека.
2. Функции костей. Кость как орган. Классификация костей.
3. Соединения костей.
III. Заключительная часть – 7-8 минут.Выводы, ответы на вопросы 2-3 минуты.
Окончание лекции: уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории – 3-4 минуты.
Тема практического занятия: ОБЩАЯ ОСТЕОЛОГИЯ
Цели практического занятия
Обучающие:
Изучить общий план строения скелета и функции костей, строение кости, как органа, классификацию костей. Научиться классифицировать кости скелета человека.
Усвоить принципы классификации соединений костей. Изучить строение различных видов соединений, положение их в организме. Научиться классифицировать различные виды соединений и находить их на скелете человека.
Изучить основные и вспомогательные элементы суставов, классификацию суставов. Научиться давать характеристику суставов по всем принципам классификации.
Воспитательные цели:
Воспитывать любовь к будущей профессии.
Воспитывать трудовое отношение к учебе.
Развивающие цели:
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивать умение работать с книгой, конспектом, рисунками.
Развивать клиническое мышление.
План практического занятия.
Оснащение: учебные таблицы, модели, сухие препараты, телевизор, наглядные пособия для индивидуальной работы, обучающий модуль «Общая остеология»
I. Организационная часть - 2-5 мин. Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию. Вступительное слово преподавателя.
II. Основная часть - 75 минут.
1. Ответы на вопросы студентов с использованием информационного блока обучающего модуля.
2. Самостоятельная работа студентов с использованием информационного блока обучающего модуля.
3. Индивидуальный опрос с использованием практического блока обучающего модуля.
4. Итоговый контроль с использованием контролирующего блока обучающего модуля.
III. Заключительная часть – 8 - 10 минут. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 5-7 минут. Ответы на вопросы 1-2 минуты. Домашнее задание 1 минута.
Окончание занятия: уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории - 1 минута.
Хронокарта практического занятия
1. Организационная часть | 2 - 5 мин. |
Проверка внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию | 1 мин. |
Проверка присутствующих | 1 мин. |
Вступительное слово преподавателя | 3 мин. |
2. Основная часть | 70 - 75 мин. |
Ответы на вопросы студентов | 3 – 5 мин. |
Самостоятельная работа студентов | 10 – 15мин. |
Индивидуальный опрос | 25-30 мин. |
Итоговый контроль | 25-30 мин. |
3. Заключительная часть | 8 - 10 мин. |
Подведение итогов занятия, выставление отметок | 5 – 7 мин. |
Ответы на вопросы студентов | 1 - 2 мин. |
Домашнее задание | 1 мин. |
Уборка рабочих мест, выход из аудитории | 1 мин. |
Учебно-методическая карта практического занятия
Этап занятия | Время | Действия преподавателя | Действия студентов | Обоснование |
Организационная часть | 2-5 мин. | | | |
| 1 мин. | Проверяет соответствие внешнего вида студентов требованиям правил внутреннего распорядка. Проверяет готовность аудитории: наличие и готовность компьютерной техники и плана урока. | Приводят внешний вид в соответствие с правилами внутреннего распорядка. Располагают на столах конспекты, атласы, письменные принадлежности. Проверяют выключение звука мобильных телефонов. | Дисциплинирует преподавателя и студентов. Настраивает на работу. |
1 мин. | Проводит перекличку. | Обозначают свое присутствие на занятии. | ||
3 мин. | Знакомит студентов с целью урока и планом работы. | Слушают преподавателя. | Дает студентам представление об объеме предстоящей работы и настраивает на получение конкретного результата. | |
Основная часть | 70 - 75 мин. | | | |
Ответы на вопросы студентов | 3 – 5 мин. | Отвечает на вопросы студентов с использованием информационного блока обучающего модуля. | Задают вопросы по изучаемому материалу | Проясняет моменты, с которыми студенты не смогли разобраться самостоятельно. |
Самостоятельная работа | 10-15 мин. | Контролирует ход работы. | Работают с конспектом и атласом. | Подготовка к опросу. |
Индивидуальный опрос | 25 – 30 мин. | Демонстрирует вопросы из практического блока обучающего модуля на экране. Слушает ответы студентов, задает дополнительные вопросы. | Отвечают на вопросы преподавателя. | Проверка глубины усвоения темы, понимания изучаемых вопросов, умения использовать терминологию. |
Итоговый контроль | 25 – 30 мин. | Дает инструкции по работе. Фиксирует результаты. | Знакомятся с содержанием тестов, обдумывают и дают ответы. | Закрепление полученных знаний. |
Заключительная часть | 8-10 мин. | | | |
Подведение итогов занятия, выставление отметок | 5 – 7 мин. | Дает оценку работы группы и каждого студента. Выставляет отметки. | Слушают преподавателя. | Делается совместный вывод: достигнута ли цель данного занятия. |
Ответы на вопросы студентов | 1-2 мин. | Отвечает на заданные вопросы. | Задают вопросы, касающиеся оценки их работы. | Выявляются возможные моменты несогласия студентов с полученной отметкой. |
Домашнее задание | 1 – 2 мин. | Задает домашнее задание. | Записывают задание в тетради. | Ознакомление студентов с темой следующего занятия и необходимым объемом подготовки. |
Уборка рабочих мест, выход из аудитории | 1 мин. | Контролирует уборку и организованный выход студентов из аудитории. | Убирают рабочие места. Выходят из кабинета. | Соблюдение порядка в аудитории. Обеспечение готовности аудитории к приходу следующей группы. |
Информационно-теоретический блок.
Os – кость.
Desma – связка.
Скелет человека состоит из 200 костей.
Скелет
Осевой | Добавочный |
Череп | Скелет конечностей и их поясов |
Позвоночный столб | |
Грудина и ребра | |
Подъязычная кость |
Каждая кость является органом, имеет характерное положение и строение. Кости выполняют следующие функции:
Опорная.
Двигательная.
Защитная.
Депо кальция и фосфора.
Как любой орган, кость имеет собственные сосуды и нервы, она растет и развивается, восстанавливается при повреждениях. Костная ткань состоит из твердого межклеточного вещества в виде пластинок и расположенных между этими пластинками клеток. Кость построена из 2-х видов костного вещества: компактного и губчатого.
Губчатое костное веществоНа распиле выглядит как губка. Состоит из костных пластинок, формирующих балки и перекладины между которыми образуются полости. Направление балок и перекладин соответствует «силовым линиям», т.е. направлениям наибольшей нагрузки.
Компактное костное вещество
На распиле оно выглядит плотным, бесструктурным. Единицей строения компактного вещества является остеон или Гаверсова система. В центре остеона проходит сосуд, а вокруг него концентрически расположены плотно прилежащие друг к другу костные пластинки. Компактное вещество образовано множеством остеонов, которые соединяются вставочными пластинками. По периферии кости (изнутри и снаружи) ее окружают концентрически расположенные пластинки костного вещества.
Снаружи кость покрыта надкостницей (периостом). Она образована соединительной тканью и содержит остеобласты, за счет которых кость растет в толщину и восстанавливается после переломов. Полости костей изнутри выстланы внутренней оболочкой – эндостом. По строению она аналогична надкостнице.
Полости костей заполнены красным или желтым костным мозгом. Красный костный мозг является органом кроветворения и заполняет полости всех костей у новорожденных и детей раннего возраста. По мере роста красный костный мозг замещается на желтый, который представляет собой жировую ткань. У взрослых красный костный мозг сохраняется только в грудине и плоских костях.
Классификация костей.
ГубчатыеГрудина
Ребра
Позвонки
Кости запястья и предплюсны
Состоят преимущественно из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного.
Трубчатые
Плечевые
Лучевые и локтевые
Бедренные
Берцовые
Фаланги пальцев
Ключицы
Имеют вид трубки. Средняя часть кости называется диафизом и состоит преимущественно из компактного костного вещества. Концы кости называются эпифизами и состоят преимущественно из губчатого костного вещества, покрытого тонким слоем компактного. Между диафизом и эпифизами располагается метафиз – хрящевая зона роста кости. За счет метафиза кость растет в длину. Когда хрящевая ткань метафиза превращается в костную, рост данной кости заканчивается.
Плоские
Кости свода черепа
Лопатки
Тазовые кости
Состоят из 2-х пластинок компактного вещества, разделенных тонким слоем губчатого.
Соединения костей
Неподвижные, непрерывные соединения костей отличаются отсутствием свободного промежутка между ними. Пространство между соединяющимися костями может быть заполнено:
Волокнистой соединительной тканью – синдесмозы.
Хрящевой тканью – синхондрозы.
Костной тканью – синостозы.
Синдесмозы:
Мембраны или межкостные перепонки – соединительная ткань заполняет большой промежуток между костями.
Связки – пучки соединительной ткани между соединяющимися костями.
Швы – тонкие прослойки соединительной ткани между костями:
Зубчатые – между костями свода черепа;
Чешуйчатые – между височной костью и соседними костями;
Плоские – между костями лицевого черепа.
Синхондрозы:
Постоянные – сохраняются в течении всей жизни (межпозвоночные диски);
Временные – с возрастом превращающиеся в синостозы (соединения тазовых костей у детей).
Синостозы: соединения тазовых костей у взрослых, соединения крестцовых позвонков, костей основания черепа.
Подвижные, прерывные соединения костей – суставы - отличаются наличием свободного промежутка между соединяющимися костями. Любой сустав имеет 3 обязательных элемента:
Суставные поверхности соединяющихся костей покрыты гиалиновым хрящом, который образует абсолютно гладкую поверхность и уменьшает трение при движениях.
Капсула сустава или суставная сумка образована соединительной тканью, изнутри выстлана эпителием, вырабатывающим синовиальную жидкость. Капсула прикрепляется по краю суставных поверхностей соединяющихся костей и замыкает полость сустава.
Полость сустава ограничена суставными поверхностями и капсулой сустава, заполнена синовиальной жидкостью, которая уменьшает трение при движениях.
Вспомогательный аппарат сустава – это приспособления, которые могут быть в наличии или отсутствовать. К ним относятся:
Внутрисуставные связки
Диски и мениски – хрящевые пластинки, образующие прокладки между соединяющимися костями и увеличивающие соответствие суставных поверхностей друг другу по форме.
Характер и объем движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей. По форме суставных поверхностей различают шаровидные, плоские, блоковидные, эллипсовидные, седловидные и цилиндрические суставы.
Для характеристики движений в суставах используют систему осей и плоскостей:
Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю половины. Вокруг нее происходит сгибание и разгибание.
Сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половины. Вокруг нее происходит отведение и приведение.
Вертикальная ось проходит вдоль позвоночного столба. Вокруг нее происходит вращение.
По количеству возможных движений выделяют следующие виды суставов:
Одноосные. Движения возможны вокруг трех осей. К ним относятся шаровидные и плоские суставы.
Двуосные. Движения возможны вокруг двух осей. К ним относятся седловидные и эллипсовидные суставы.
Многоосные. Движения возможны вокруг всех трех осей. К ним относятся шаровидные и эллипсовидные суставы.
По строению различают:
Простые суставы. Образованы 2 костями.
Сложные суставы. Образованы 3 или более костями.
Комбинированные суставы. 2 анатомически изолированных сустава, работающих согласованно.
Комплексные суставы. Имеют вспомогательный аппарат
Полуподвижные соединения – полусуставы или симфизы. В центре синхондроза образуется узкая щель, заполненная синовиальной жидкостью. Обладают очень ограниченной подвижностью. Примеры полусуставов: лобковый симфиз и соединение крестца и копчика.
Глоссарий
Os – кость.
Desma – связка.
Chondros – хрящ.
Осевой скелет включает череп, позвоночный столб, грудину и ребра, подъязычную кость.
Добавочный скелет включает скелет конечностей и их поясов.
Депо – место хранения запасных веществ.
Компактное костное вещество – покрывает кость снаружи. Состоит из остеонов.
Губчатое костное вещество – располагается внутри кости, состоит из костных пластинок, между которыми образуются небольшие полости.
Остеон или Гаверсова система – единица строения компактного костного вещества. Состоит из цилиндрических костных пластинок, расположенных слоями. В центре остеона проходит кровеносный сосуд.
Надкостница (периост) – наружная оболочка кости.
Эндост – внутренняя оболочка кости.
Красный костный мозг - является органом кроветворения.
Желтый костный мозг - представляет собой жировую ткань.
Диафиз - средняя часть длинной трубчатой кости.
Эпифизы - концы длинной трубчатой кости.
Метафиз – хрящевая зона роста кости. Располагается между диафизом и эпифизами.
Синдесмозы – соединения с помощью волокнистой соединительной ткани.
Синхондрозы – соединения с помощью хрящевой ткани.
Синостозы – соединения с помощью костной ткани.
Мембраны или межкостные перепонки – синдесмоз в котором соединительная ткань заполняет большой промежуток между костями.
Связки – пучки соединительной ткани между соединяющимися костями.
Швы – тонкие прослойки соединительной ткани между костями. Соединяют кости черепа.
Постоянные синхондрозы – сохраняются в течении всей жизни.
Временные синхондрозы – с возрастом превращающиеся в синостозы.
Суставы – подвижные, прерывные соединения костей.
Суставные поверхности соединяющихся костей покрыты гиалиновым хрящом, который образует абсолютно гладкую поверхность и уменьшает трение при движениях.
Капсула сустава или суставная сумка образована соединительной тканью, изнутри выстлана эпителием, вырабатывающим синовиальную жидкость. Капсула прикрепляется по краю суставных поверхностей соединяющихся костей и замыкает полость сустава.
Полость сустава ограничена суставными поверхностями и капсулой сустава, заполнена синовиальной жидкостью, которая уменьшает трение при движениях.
Вспомогательный аппарат сустава – это приспособления, которые могут быть в наличии или отсутствовать. К ним относятся: внутрисуставные связки, хрящевые диски и мениски.
Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю половины. Вокруг нее происходит сгибание и разгибание.
Сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половины. Вокруг нее происходит отведение и приведение.
Вертикальная ось проходит вдоль позвоночного столба. Вокруг нее происходит вращение.
Полусуставы или симфизы – полуподвижные соединения костей. В центре синхондроза образуется узкая щель, заполненная синовиальной жидкостью. Обладают очень ограниченной подвижностью.
Дидактические материалы
№1
1. ДИАФИЗЫ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ СОСТОЯТ ИЗ:
а. губчатого вещества
б. компактного вещества
2. ЛОПАТКА ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоская
б. губчатая
в. трубчатая
3. КОСТИ ЧЕРЕПА СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. швами
б. связками
в. мембранами
4. В ОБРАЗОВАНИИ ПРОСТОГО СУСТАВА УЧАСТВУЮТ:
а. 2 кости
б. 3 кости
в. 2 сустава, работающих согласованно
5. ЛОБКОВЫЙ СИМФИЗ - ЭТО:
а. сустав
б. полусустав
в. синхондроз
№2
1. КОСТЬ РАСТЕТ В ТОЛЩИНУ ЗА СЧЕТ:
а. эндоста
б. метафизарного хряща
в. периоста (надкостницы)
2. ГРУДИНА ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоская
б. губчатая
в. трубчатая
3. МЕМБРАНЫ - ЭТО СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ:
а. хряща
б. костной ткани
в. волокнистой соединительной ткани
4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СУСТАВА:
а. связки
б. полость сустава
в. капсула сустава
г. диски и мениски
д. суставные поверхности
5. ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СУСТАВ ЯВЛЯЕТСЯ:
а. двуосным
б. одноосным
в. Многоосным
№3
1. КОСТЬ РАСТЕТ В ДЛИНУ ЗА СЧЕТ:
а. эндоста
б. метафизарного хряща
в. периоста (надкостницы)
2. КОСТИ ТАЗА ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоская
б. губчатая
в. трубчатая
3. СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ВОЛОКНИСТОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ:
а. швы
б. связки
в. синостозы
г. межпозвоночные диски
4. ШАРОВИДНЫЙ СУСТАВ ЯВЛЯЕТСЯ:
а. двуосным
б. одноосным
в. многоосным
5.КОСТИ ЧЕРЕПА СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. швами
б. синостозами
в. синхондрозами
№4
1. ЭПИФИЗЫ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ СОСТОЯТ ИЗ:
а. губчатого вещества
б. компактного вещества
2. БЕДРЕННАЯ КОСТЬ ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоская
б. губчатая
в. трубчатая
3. ТАЗОВЫЕ КОСТИ СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. швами
б. синостозами
в. синхондрозами
4. ПОЛОСТЬ СУСТАВА ЗАПОЛНЕНА:
а. тканевой жидкостью
б. соединительной тканью
в. синовиальной жидкостью
5. В ОБРАЗОВАНИИ СЛОЖНОГО СУСТАВА УЧАСТВУЮТ:
а. 2 кости
б. 3 кости
в. 5 и более костей
№5
1. ИЗНУТРИ ПОЛОСТЬ КОСТИ ВЫСТЛАНА:
а. эндостом
б. слизистой оболочкой
в. периостом (надкостницей)
2. ПОЗВОНКИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоские
б. губчатые
в. трубчатые
3. ШВАМИ СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. кости таза
б. кости черепа
в. кости конечностей
4. БЛОКОВИДНЫЕ СУСТАВЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
а. двуосным
б. одноосным
в. многоосным
5. БЕДРЕННАЯ КОСТЬ СОЕДИНЯЕТСЯ С КОСТЯМИ ГОЛЕНИ:
а. суставом
б. симфизом
в. синхондрозом
№6
1. ГУБЧАТЫЕ КОСТИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СОСТОЯТ ИЗ:
а. губчатого вещества
б. компактного вещества
2. ЗАПЯСТЬЕ ОБРАЗОВАНО:
а. плоскими костями
б. губчатыми костями
в. трубчатыми костями
3. ПЛЕЧЕВАЯ КОСТЬ СОЕДИНЯЕТСЯ С КОСТЯМИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ:
а. суставом
б. синостозом
в. синхондрозом
4. К ДВУОСНЫМ СУСТАВАМ ОТНОСЯТСЯ:
а. шаровидные
б. седловидные
в. эллипсовидные
г. цилиндрические
5. СИНОВИАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ВЫДЕЛЯЕТСЯ:
а. железами
б. суставными поверхностями костей
в. эпителиальной выстилкой суставной капсулы
№7
1. ПЛОСКИЕ КОСТИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СОСТОЯТ ИЗ:
а. губчатого вещества
б. компактного вещества
2. КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ ЯВЛЯЕТСЯ:
а. органом дыхания
б. органом выделения
в. органом кроветворения
3. РЕБРА ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоские
б. губчатые
в. трубчатые
4. МЕЖКОСТНЫЕ ПЕРЕПОНКИ (МЕМБРАНЫ) - ЭТО СОЕДИНЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ:
а. костной ткани
б. хрящевой ткани
в. волокнистой соединительной ткани
5. СУСТАВНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ КОСТЕЙ ПОКРЫТЫ:
а. плоским эпителием
б. гиалиновым хрящом
в. соединительной тканью
№8
1. СЕСАМОВИДНЫЕ КОСТИ РАСПОЛАГАЮТСЯ:
а. в полости сустава
б. в толще сухожилия
в. в костномозговой полости
2. ЛОБКОВЫЙ СИМФИЗ ЯВЛЯЕТСЯ:
а. прерывным соединением
б. непрерывным соединением
в. полупрерывным соединением
3. ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПО КЛАССИФИКАЦИИ:
а. плоские
б. губчатые
в. трубчатые
4. У ДЕТЕЙ КОСТИ ТАЗА СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. синостозом
б. синдесмозом
в. синхондрозом
5. ЖЕЛТЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ:
а. жировая ткань
б. орган иммунитета
в. орган кроветворения
№9
1. ФУНКЦИЮ КРОВЕТВОРЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕТ:
а. надкостница
б. желтый костный мозг
в. красный костный мозг
2. ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ КОМПАКТНОГО КОСТНОГО ВЕЩЕСТВА:
а. остеон
б. нейрон
в. вставочные пластинки
3. КОСТИ СВОДА ЧЕРЕПА:
а. плоские
б. губчатые
в. трубчатые
4. ПЛОСКИМИ ШВАМИ СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. кости таза
б. кости лицевого черепа
в. кости мозгового черепа
5. МНОГООСНЫЕ СУСТАВЫ ПО ФОРМЕ МОГУТ БЫТЬ:
а. плоскими
б. шаровидными
в. седловидными
г. цилиндрическими
№10
1. ЗОНА РОСТА КОСТИ:
а. диафиз
б. эпифиз
в. метафиз
2. КОСТИ ПРЕДПЛЮСНЫ:
а. плоские
б. губчатые
в. трубчатые
3. КОСТИ ЛИЦЕВОГО ЧЕРЕПА СОЕДИНЯЮТСЯ:
а. плоскими швами
б. зубчатыми швами
в. чешуйчатыми швами
4. СИНОВИАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ:
а. питания кости
б. укрепления сустава
в. уменьшения трения при движениях
5. ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ:
а. простой
б. сложный
в. Комбинированный
№11
1. КОМПАКТНОЕ КОСТНОЕ ВЕЩЕСТВО ОБРАЗУЕТ:
а. губчатые кости
б. диафизы трубчатых костей
в. эпифизы трубчатых костей
2. ПЛОСКИЕ КОСТИ:
а. лопатка
б. грудина
в. плечевая
3. МЕЖПОЗВОНОЧНЫЕ ДИСКИ - ЭТО:
а. синостоз
б. синдесмоз
в. синхондроз
4. ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОЙ СУСТАВ:
а. простой
б. сложный
в. комбинированный
5. СИНХОНДРОЗ МЕЖДУ ТАЗОВЫМИ КОСТЯМИ:
а. временный
б. постоянный
№ 12
1. ГУБЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО ОБРАЗУЕТ:
а. губчатые кости
б. диафизы трубчатых костей
в. эпифизы трубчатых костей
2. ЗА СЧЕТ МЕТАФИЗА ПРОИСХОДИТ:
а. питание кости
б. рост кости в длину
в. рост кости в ширину
3. ТРУБЧАТАЯ КОСТЬ:
а. лопатка
б. крестец
в. бедренная
4. ПОЛОСТЬ СУСТАВА ОГРАНИЧЕНА:
а. связками
б. капсулой сустава
в. суставными поверхностями
5. ОДНООСНЫЕ СУСТАВЫ ПО ФОРМЕ МОГУТ БЫТЬ:
а. плоскими
б. шаровидными
в. седловидными
г. цилиндрическими
№13
Эталоны
| 1 вар. | 2 вар. | 3 вар. | 4 вар. | 5 вар. | 6 вар. |
№ 1 | б | в | б | а | а | а |
№ 2 | а | б | а | в | б | б |
№ 3 | а | в | а, б | б, в | б | а |
№ 4 | а | в, б, д | в | в | б | б, в |
№ 5 | б | б | а | б, в | а | в |
| 7 вар. | 8 вар. | 9 вар. | 10 вар. | 11 вар. | 12 вар. |
№ 1 | б | б | в | в | б | а, в |
№ 2 | в | в | а | б | а | б |
№ 3 | б | в | а | а | в | в |
№ 4 | в | в | б | в | в | б, в |
№ 5 | б | а | а, б | а | а | г |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Н.И. Федюкович, И.К.Гайнутдинов «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону «Феникс» 2019г.
2. Сапин М.Р. «Анатомия человека. Атлас», ГЭОТАР-Медиа 2015
3. И.В. Смольянникова, Е.Ф. Сагун «Анатомия и физиология», «ГЭОТАР-Медиа», 2018
4. Билич Г.Л. «Анатомия человека: Атлас». - М.: Изд-во «Э», 2016
Дополнительные источники:
1. И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский «Анатомия и физиология человека», «Академия», 2019
2. Егоров И.В. «Клиническая анатомия человека», ЭБС «Консультант студента медицинского колледжа» 2016
3. Брыксина З.Г. «Анатомия человека», ЭБС «Консультант студента медицинского колледжа» 2018
4. Караханян К.Г., Карпова Е.В. «Анатомия и физиология человека» Сборник ситуационных задач: учебное пособие. ЭБС «Лань» 2020
5. Сай Ю.В., Кузнецова Н.М. «Анатомия и физиология человека». Словарь терминов и понятий: учебное пособие ЭБС «Лань» 2020
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный портал СБМК. http://moodle.sbmcollege.ru
2. http://www.medcollegelib.ru
3. http://www.e.lanbook.com
23