Методическая разработка практического занятия «Словари русского языка»
Пояснительная записка к презентации
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский профессиональный колледж»
Тема: «Словари русского языка»
Подготовила и провела:
преподаватель русского языка и
литературы Землянцева С.В.
Номинация: Методическая разработка практического занятия
Аннотация: урок русского языка «Словари русского языка » входит в систему уроков по теме «Лексика», составлен для студентов первого курса, обучающихся по специальности 15.02.08 Технология машиностроения и по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка). Для закрепления теоретического материала используется профессиональная лексика; практическая часть урока, связанная с работой с различными видами словарей, в том числе с Интернет-ресурсами, выполняется студентами на оценочных листах.
Республика Татарстан, Альметьевск, 2017
Тема урока:
«Словари русского языка»
Цель урока:
- представить основные словари русского языка
- учить пользоваться интерактивными словарями и книжными словарями
- учить проводить анализ и сравнение заданных объектов
- учить распределять учебное время
- развивать связную речь обучающихся
- обогащать словарный запас
- воспитывать самостоятельность в учебной деятельности
- воспитывать интерес к выбранной профессии посредством профессиональной лексики
Задачи:
для преподавателя:
- создание условий, пробуждающих активную познавательную деятельность обучающихся (содержание учебного материала представляется в виде задач);
- направление деятельности обучающихся не только на поиск знаний, но и на овладение общеучебными умениями и навыками;
- обучение стратегиям чтения (в подаче информации используется презентация подготовленная среде Power Point). Интерфейс презентации разработан с выделением ключевых понятий, главной мысли в тексте, что помогает обучающимся в восприятии информации.
- обеспечение мотивации за счет использования иллюстрированного оформления, удобного интерфейса презентации.
для обучающихся:
образовательные:
- формирование умения работы со словарями как в книжном варианте, так и с использованием Интернет - ресурсов;
- применение на практике полученных знаний;
- формирование умения конспектирования;
- формирование навыков экранного чтение - просмотрового, поискового и т.д.;
- межпредметная связь со спецпредметами (поиск значений профессиональной лексики)
развивающие:
- развитие умения анализировать и структурировать информацию;
- развитие логического мышления;
- развитие умения сжимать информацию и выражать письменной речью результаты собственной мыслительной деятельности;
- развитие устной связной речи обучающихся;
воспитательные:
- воспитание культуры труда;
- развитие самостоятельности;
- формирование умения планировать свою работу с учетом времени;
Формы работы:
- фронтальный опрос, повторение учебного материала составление плана ответа о типах словарей (работа в группах), самостоятельная работа в оценочных листах;
Методы работы:
- поисковыйметод;
- словесно-наглядные методы в подаче учебного материала (экранное искусство - сопровождение урока видеорядом созданным в программе Power Point);
- практическая деятельность обучающихся: работа с Интерент – ресурсами, составление плана ответа по видам словарей;
- методы стимулирования и мотивации обучающихся (приемы: поисковая деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания);
- методы работы в группах (работа с Интернет – ресурсами, распределение типов словарей, выдвижение лидера группы для ответа)
Тип урока: урок повторения полученных ранее знаний.
Технические средства обучения: компьютерная презентация;
Наглядные средства:
дидактический материал:
- оценочные листы для практической работы со словарями;
- Памятка «Как работать со словарем»;
- Интернет – ресурсы.
План урока
Этапы и время |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Орг. момент 2 мин. |
Здравствуйте. У каждого из вас должно быть: - письменные принадлежности; - лист ответов - памятка «Как работать со словарем» - различные словари - включенный компьютер; - картинки для рефлексии |
|
Подготовка к активной деятельности 1 мин. |
Фронтальная опрос (слайд №1): В своей речи как устной, так и письменной мы сталкиваемся с рядом трудностей: - Как написать слово, например, абразивы? - Как изменить слово зенкер, поставив его во множестаенном числе? ЗенкерЫ или зенкерА - Что означает слово люфт?
- Где мы можем посмотреть ответы на свои вопросы? |
Отвечают на вопросы:
- В словарях |
Тема урока: 2 мин. |
Тема нашего сегодняшнего урока «Словари русского языка» (слайд №2). Дома вы должны были найти толкование слова СЛОВАРЬ в разных словарях. Какие же определения дают словарю разные источники:
|
Запись в тетрадь темы урока: «Словари русского языка» Выступление обучающихся с разными толкованиями значения слова словарь - Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (энциклопедические словари) (Новый энциклопедический словарь. М., 2000). (Слайд 3) - Словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка; словарища; сборник слов, речений какого-либо языка с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка). (Слайд 4) - Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003 г.). (Слайд 5) - Словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных (Словарь Академии Российской. СП, 1806-1822). (Слайд 6) - Словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. (Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.) (Слайд 7) - Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова). (Слайд 8) |
Знакомство с новым материалом 15 мин. |
(Слайд 9) Словари: лингвистические и энциклопедические. Лингвистические словари содержат объяснения значений слов, а также их грамматическую и стилистическую характеристику. Энциклопедические словари содержат в сжатом виде описание современных научных представлений о каком-либо предмете, также может рассказываться об исторических событиях, личностях и т.п. Формы представления словарей: книжный вариант, Интернет. Лингвистические словари: - Толковый словарь - Орфографический словарь - Словообразовательный словарь - Словарь антонимов - Словарь синонимов - Орфоэпический словарь - Фразеологический словарь - Этимологический словарь - Словарь иноязычных слов - Грамматический словарь |
Рассказ студента Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться. Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка. Орфографические словари содержат алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Словообразовательные словари помогают находить части слова и точно определять границы между ними. Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по значению. Помогают подобрать синонимы, дают толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности. Словари антонимов помогают подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них. Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю. В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов. Вот, например, некоторые из таких словарей: словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1988); словарь-справочник «Современный орфоэпический словарь русского языка» (под ред. К. С. Горбачевича. Изд-во: АСТ, 2010); словарь-справочник «Школьный словарь по культуре русской речи» (сост. Л. И. Скворцов. Под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Дрофа, 2010). Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь. В 2013 г. вышло в свет 7-ое переиздание «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Просвещение, 2010). Напомним, что существует целый ряд других словарей: этимологические словари, дающие сведения о строении и происхождении слов с древнейших времен, словари иностранных слов, объясняющие смысл и происхождение заимствованных слов; грамматические словари содержат сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова; словари сокращений слов русского языка, объясняющие сокращение слова; словари собственных имен, объясняющие происхождение употребляющихся или употреблявшихся в русском языке личных имен; исторические словари, показывающие развитие и изменение лексики в определенный период времени; областные, или словари русских народных говоров, объясняющие диалектные слова; словари языка писателя, дающие описание всего словарного богатства писателя; словари трудностей словоупотребления, раскрывающие характер наиболее типичных языковых и речевых ошибок и неправильностей; топонимические словари, объясняющие историю и происхождение географических названий. Перечень словарей можно было бы продолжить. |
Закрепление материала 3 мин.
4 мин |
1. Игра «Узнай словарь» - Мое назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. - При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моем словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении. - Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. А я предлагаю эти слова. - Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное: – С тобой голову потеряешь,– сказала, рассердившись мама. |
Толковый
Словарь иностранных слов
Словарь синонимов
Фразеологический словарь
Знакомятся с буклетами |
Памятка «Как работать со словарем» 1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
2. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова. Для выяснения смысла непонятного тебе русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4-томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.). 3. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
5. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
6. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря. |
||
Как работать со словарями на портале Грамота.ру 1 шаг – выйти на портал Грамота.ру 2 шаг – проверка слова 3 шаг - в качестве поискового слова нужно вводить начальную форму слова: например, для существительного – форму ед. числа именительного падежа, для прилагательного – форму мужского рода ед. числа именительного падежа, для глагола – инфинитив (неопределенную форму). |
||
Самостоятельная работа 15 мин
|
1. Охарактеризуйте пометы в словарях: от лат., от греч., от нем., франц., техн., спец. 2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение. 3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией. 4. Если слово заимствовано, то укажите из какого языка произошло заимствование: 1 пара – абразив, болт, гайка; 2 пара – допуск, измерение, муфта; 3 пара – паз, резьба, зенкер; 4 пара – станочник,, деталь, калибр; 5 пара – легировать, метрология, лимб; 6 пара – люфт, метчик, планшайба; 7 пара – плашка, реверс, резец; 8 пара- станина, суппорт, фланец. 5. Пользуясь словарем сокращений расшифруйте аббревиатуры слов: ЕСКД, ЕСТД, ГОСТ,ОСТ,РСТ,СТП Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией: коррозия -биокоррозия, изменение, макрокоррозия,, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия; ось - баллер, вот, здесь, клинось, книппель,линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда, шпиндель; полирование - вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование; рассверливание - рассверловка, расширение, обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление. |
Работа парами в оценочных листах на портале Грамота.ру |
Рефлексия 1 мин |
Выберите фразеологизм которые характеризуют вашу работу сегодня Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
|
|
Домашнее задание 2 мин. |
На портале Грамота.ру найдите значение следующих слов: Вал, винт, заготовка, развертка, рифление, сплав, точность, центрование, шкив, шпиндель
|
|
Список использованной литературы
1. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка :
пособие для уч-ся / В. П. Жуков. – М. : Просвещение, 1980. – 430 с.
2. Клюева, В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка /
В. Н. Клюева. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерства Просвещения РСФСР. – 1961. –319 с.
3. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов,
Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. : ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. – 940 с.
4. Русский орфографический словарь: Около 160 000 слов / Отв. ред. В. В. Лопатин. М., 1999.
5. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ. руководством Ю. Д. Апресяна. Вып. 1. М., 1997; Вып. 2. М., 2000.
6. Шнирельман А. И. Синонимы и антонимы в научной и технической литературе. М., 1987.
7. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.
Ин-т рус. языка. – 15–е изд. – М. : Рус. яз., 1978. – 480 с
8. http://www.gramota.ru
Приложение 1.
Оценочные листы
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 1.
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях: 2 мин
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.абразив |
|
|
3 |
|
2.болт |
|
|
3 |
|
3.гайка |
|
|
3 |
|
|
|
|
итого |
|
5.Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6.Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
Слово |
Синонимы |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 2
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка ? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1. допуск |
|
|
3 |
|
2. измерение |
|
|
3 |
|
3. муфта |
|
|
3 |
|
|
|
|
Итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
Слово |
Синонимы |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 3
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка ? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.паз |
|
|
3 |
|
2. резьба |
|
|
3 |
|
3. зЕнкер |
|
|
3 |
|
|
|
|
Итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
Слово |
Синонимы |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 4
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка ? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.станочник |
|
|
3 |
|
2. деталь |
|
|
3 |
|
3.калибр |
|
|
3 |
|
|
|
|
итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
Слово |
Синонимы |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 5
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.легировать |
|
|
3 |
|
2.метрология |
|
|
3 |
|
3.лимб |
|
|
3 |
|
|
|
|
итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
Слово |
Синонимы |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 6
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.люфт |
|
|
3 |
|
2.метчик |
|
|
3 |
|
3.планшайба |
|
|
3 |
|
|
|
|
итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
единая система конструкторской документации |
|
|
ЕСТД |
единая система технологической документации техн. |
|
|
ГОСТ |
государственный стандарт при номере стандарта |
|
|
ОСТ |
отраслевой стандарт |
|
|
РСТ |
республиканский стандарт |
|
|
СТП |
стандарт предприятия |
|
|
|
|
итого |
6 |
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 7
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.плашка |
|
|
3 |
|
2.реверс |
|
|
3 |
|
3. резец |
|
|
3 |
|
|
|
|
итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Лист ответов по теме: «Словари русского языка» Вариант 8
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
|
1 |
|
От греч. |
|
1 |
|
От нем. |
|
1 |
|
Франц. |
|
1 |
|
Техн. |
|
1 |
|
Спец. |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1.станина |
|
|
3 |
|
2.суппорт |
|
|
3 |
|
3.фланец |
|
|
3 |
|
|
|
|
итого |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
|
1 |
|
ЕСТД |
|
1 |
|
ГОСТ |
|
1 |
|
ОСТ |
|
1 |
|
РСТ |
|
1 |
|
СТП |
|
1 |
|
|
|
итого |
|
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
|
Критерии оценивания
«Отлично» - 18-20
«Хорошо» - 15-17
«Удовлетворительно» -12-14
Лист ответов по теме: «Словари русского языка»
обучающегося _________________________ группы №________________
1. Охарактеризуйте пометы в словарях:
Пометы |
Характеристика |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
От лат. |
От латинского |
1 |
|
От греч. |
От греческого |
1 |
|
От нем. |
От немецкого |
1 |
|
Франц. |
Французское |
1 |
|
Техн. |
Техническое |
1 |
|
Спец. |
Специальное |
1 |
|
|
|
итого |
6 |
2. Используя орфографический словарь, расставьте ударение.
3. По толковому словарю определите значение слов. Выберите те значения, которые связаны с вашей будущей профессией.
4. Если слово заимствовано, то укажите, из какого языка произошло заимствование
Орфографический словарь |
Толковый словарь |
Если заимствовано, из какого языка ? |
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
1. абразив |
-а; м. Мелкозернистое вещество большой твёрдости (кремень, наждак, пемза, корунд, гранат, алмаз и т.п.), используемое для обработки поверхностей металлов, стекла, камней. <Абразивный, -ая, -ое.А-ые материалы. А. инструмент (шлифовальные круги, бруски, шкурка и т.п. из такого материала). |
[франц. abrasif - шлифовальный]. |
3 |
|
2. болт |
-а; м. 1. Крепёжная деталь - металлический стержень с головкой и резьбой для навинчивания гайки. Крепёжный б.Нарезать болты. Завинтить болты. Боковинки кровати крепятся болтами, на болтах. |
|
3 |
|
3. гайка |
-и; мн. род. гаек, дат. гайкам; ж. Скрепляющая деталь (обычно многогранная металлическая плашка) со сквозным отверстием, имеющим винтовую резьбу для навинчивания на болт, шпильку и т.п. Завинтить, закрутить гайку. Отвинтить гайку |
|
3 |
|
4. допуск |
-а; м. 2. Техн. Предельно допустимое отклонение от технической нормы, установленного размера, формы изделия. Сделать деталь без допусков. |
|
3 |
|
5. измерение |
-я; ср. 1. к Измерить - измерять (1 зн.). И. высоты.И. температуры. И. напряжения электрического тока. И. глубины шестом. И. роста. И. скорости ветра. |
|
3 |
|
6. муфта |
-ы; ж. . Техн. Деталь, устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов или наращивания длины проводов, труб, канатов и т.п. М. сцепления. Кабельная, водопроводная м. Установить муфту. Соединить трубы муфтой. Отвернуть муфту. <Муфтовый, -ая, -ое. М-ое соединение. |
[от нем. Muffe]. |
3 |
|
7. паз |
-а, предл. о пазе, в пазу; мн. пазы, -ов; м. 2. Выемка в какой-л. детали, куда вставляется выступ другой детали. <Пазовый, -ая, -ое. П. зазор. |
|
3 |
|
8. резьба |
-ы; ж. Техн. Винтовая нарезка. Наружная р. Треугольная р. <Резьбовой, -ая, -ое. Техн.(1, 3 зн.). Р. резец. Р. калибр (служащий для измерения, проверки резьбы). |
|
3 |
|
9. станочник |
-а; м. Рабочий, работающий на станке (1.С; 1 зн.). Заводу требуются станочники. С. пятого разряда. Высококвалифицированный с. <Станочница, -ы; ж. |
|
3 |
|
10. зЕнкер |
-а; м. Режущий инструмент для обработки отверстий в металлических, пластмассовых и т. п. деталях.Обработка зенкером. |
[нем. Senker] |
3 |
|
11. деталь |
-и; ж. Часть изделия (обычно механизма, машины, прибора и т.п.). Велосипедная д. Детали одежды. Простая, сложная д. Разобрать на детали. <Деталька, -и; мн. род. -лек, дат. -лькам; ж. Уменьш.-ласк. Не пропусти ни одной детальки. Потерять детальку. |
[франц. détail] |
3 |
|
12. калибр |
-а; м. Техн.Определённый размер какого-л. изделия, какой-л. детали и т.п. 3.Техн. Измерительный инструмент для проверки размеров, формы и взаимного расположения частей изделий. Промерить калибром.Выточить по калибру. |
[франц. calibre] |
|
|
13. легировать |
-рую, -руешь; легирующий; легированный; -ван, -а, -о; св. и нсв. кого-что. Ввести - вводить в какой-л. металл другой металл для получения сплава с определёнными свойствами. <Легироваться, -руется; страд. Легирование, -я;ср. |
[от нем. legieren] |
3 |
|
14. метрология |
-и; ж. Наука об измерениях, методах достижения их единства и требуемой точности. Проблемы метрологии.<Метрологический, -ая, -ое. М-ие стандарты. М. институт. |
[от греч. métron - мера и lógos - учение] |
3 |
|
15.лимб |
-а; м. 1. Техн. Плоское металлическое кольцо с нанесёнными по окружности делениями градусов, минут, секунд (в угломерных инструментах). |
[от лат. limbus - кромка, кайма] |
3 |
|
16. люфт |
-а; м. Зазор между сопряжёнными, прилегающими друг к другу поверхностями частей, деталей машины. |
[нем. Luft] |
3 |
|
17. метчик |
-а; м. Спец. Инструмент для нарезания внутренней резьбы, цилиндрический валик с режущими кромками на конце.<Метчиковый, -ая, -ое. |
|
3 |
|
18. планшайба |
-ы; ж. Техн. 1. Приспособления для закрепления болтами и заклёпками обрабатываемой заготовки изделия на металлорежущем станке, навёртываемое на патрон. 2.Круглый вращающийся стол карусельного станка. |
[нем. Planscheibe] |
3 |
|
19. плашка |
-и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. . Инструмент для нарезания или накатывания наружной резьбы на железный стержень вручную или на станках. |
|
3 |
|
20. реверс |
-а; м. Техн. Механизм, обеспечивающий возможность возвратного движения машины или её частей. |
[от лат. reversus - обратный] . |
3 |
|
21. резец |
-зца; м. 1. Инструмент с лезвием для резания, резки чего-л.; сама режущая часть орудия, инструмента. Расточный р. |
|
3 |
|
22. станина |
-ы; ж. 1. Неподвижная часть машины, основание, на котором монтируются ее рабочие узлы и механизмы. |
|
3 |
|
23. суппорт |
-а; м. Деталь металлорежущих станков для закрепления и перемещения режущего инструмента или изделия при обработке. Четырёхрезцовый с. Зажим суппорта.<Суппортный, -ая, -ое. С-ая стойка. С. станок. |
[франц. support] |
3 |
|
24. фланец |
-нца; м. Техн. 1. Соединительная часть труб, резервуаров, валов и т.п. в виде плоского кольца или диска с равномерно расположенными отверстиями для болтов и шпилек. |
[от нем. Flansch] |
3 |
|
|
|
итого |
По 9 |
|
5. Пользуясь словарем сокращений, расшифруйте аббревиатуры слов
|
|
Максимальное количество баллов |
Баллы (выставляет учитель) |
ЕСКД |
единая система конструкторской документации |
1 |
|
ЕСТД |
единая система технологической документации техн. |
1 |
|
ГОСТ |
государственный стандарт при номере стандарта |
1 |
|
ОСТ |
отраслевой стандарт |
1 |
|
РСТ |
республиканский стандарт |
1 |
|
СТП |
стандарт предприятия |
1 |
|
|
|
итого |
6 |
6. Выберите и подчеркните те синонимы, которые связаны с вашей будущей профессией:
коррозия |
биокоррозия, изменение, макрокоррозия, микрокоррозия, питтинг, разрушение, разъедание, ржавление, фреттинг-коррозия, электрокоррозия |
1 |
|
ось |
баллер, вот, здесь, клинось, книппель, линия, макроось, навойник, операционка, операционная система, сей, союз, стержень, тригира, тут, фальшвал, хорда шпиндель |
1 |
|
полирование |
вылащивание, выполировывание, глянцевание, лощение, металлообработка, полировка, понсировка, электрополирование |
1 |
|
рассверливание |
рассверловка, расширение |
1 |
|
растачивание |
обрабатывание, размывание, разрушение, расширение, углубление |
1 |
|
|
|
итого |
5 |
Критерии оценивания
«Отлично» - 18-20
«Хорошо» - 15-17
«Удовлетворительно» -12-14
/data/files/t1485927604.ppt (Словари русского языка)