Методическая разработка практического занятия по теме «Словообразование знаменательных частей речи»
Выписка из Методических указаний по выполнению практических работ по дисциплине Русский язык и литература. Русский язык для специальностей среднего профессионального образования
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению практических занятий учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования и составлены в соответствии с учебным планом КГБПОУ «Таймырский колледж», рабочей программой указанной дисциплины.
Цель методических указаний: эффективная организация различных форм учебной деятельности в преподавании русского языка, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Настоящие методические указания содержат практические занятия, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями в области русского языка, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на достижение следующих результатов:
личностных | 1.Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; |
2.Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; | |
3.Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; | |
4.Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | |
5.Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | |
6.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | |
7.Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; | |
метапредметных | 1.Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; |
2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | |
3.Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | |
4.Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | |
5.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | |
6.Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; | |
предметных | 1.Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; |
2.Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | |
3.Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | |
4.Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | |
5.Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | |
6.Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; | |
7.Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; | |
8.Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | |
9.Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | |
10.Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
Методические указания состоят из инструкционных карт, которые содержат порядок организации и проведения практических занятий, контрольные вопросы и формы контроля, а также объем времени на выполнение каждого занятия.
Учитывая особенную роль русского языка в формировании и развитии коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, в овладении обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в соответствии с учебным планом на проведение практических занятий отводится 78 часов.
Условные сокращения.
При указании достигнутых результатов в каждой практической работе будет проставлено:
- личностные Л(1,2);
-метапредметные М(1,4,6);
- предметные П(1,2,9).
Поскольку данный документ предусматривает в содержании большой объем материала, вашему вниманию предлагается рассмотреть одно практическое занятие.
Инструкционная карта на выполнение практического занятия №20
Тема: Словообразование знаменательных частей речи.
Цель занятия: повторить способы образования слов разных частей речи; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления.
Результаты:
Л(1,3,6)
М(1,2,3,5,6)
П(1,2,3)
Норма времени: 90 минут.
Оснащение рабочего места: инструкционная карта.
Контрольные вопросы при допуске:
1.Что такое словообразование?
2.Укажите основные морфологические способы словообразования.
3.Что такое формообразование? Чем формообразование отличается от словообразования?
4. Какими основными способами образованы знаменательные части речи?
Теоретическая информация
Особенности словообразования существительных
1.приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных:
город → при-город;
2.суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол → стол-ик,
— прилагательных: синий → син-ев-а, гордый → горд-ость,
— глаголов: бежать → бег-отн-я, размышлять → размышл-ени-j-е
— числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
— наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а;
3.приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно → под-окон-ник,
— глаголов: служить → со-служи-вец,
— прилагательных: полярный → за-поляр-j-е;
4.бессуффиксный, при котором существительные образуются от:
— глаголов: привозить → привоз, входить → вход,
— прилагательных: гладкий → гладь, широкий → ширь;
5. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь → лес(о)степь, Таганрогский государственный радиотехнический университет → ТРТУ;
6.субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий:мороженое, заведующий;
7.сложение с суффиксацией: земля + делать → земл(е)дел-ец.
Особенности словообразования прилагательных
1.приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных:
огромный → пре-огромный, моральный → а-моральный;
2.суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: белый → бел-еньк-ий,
— существительных: сон → сон-н-ый,
— глаголов: читать → чита-льн-ый,
— числительных: трое → трой-н-ой;
3.приставочно-суффиксальный: берег → при-бреж-н-ый, школа → при-школь-н-ый;
4.сложение:
— на основе сочинительный сочетаний слов: русский + английский → русско-английский; научный + технический → научно-технический,
— на основе подчинительный словосочетаний: железная дорога → железнодорожный;
5.сложение с суффиксацией: кривой + бок® → крив(о)бок-Æ-ий.
Особенности словообразования местоимений
1.приставочный:
–отрицательные местоимения от вопросительно-относительных с помощью приставки ни: кто→никто, что→ничто;
–неопределенные местоимения от вопросительно-относительных с помощью приставки не: кто→некто, что→нечто;
2.постфиксальный
–неопределенные местоимения от вопросительно-относительных с помощью постфикса -то: кто→кто-то, что→что-то, какой→какой-то;
–неопределенные местоимения от вопросительно-относительных с помощью постфикса -либо: кто→кто-либо, что→что-либо, какой→какой-либо;
–неопределенные местоимения от вопросительно-относительных с помощью постфикса -нибудь:кто→кто-нибудь, что→что-нибудь, какой→какой-нибудь;
Особенности словообразования глаголов
1. приставочный — от глаголов: бежать → про-бежать, делать → пере-делать;
2.суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть,
— прилагательных: красный → красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
— числительных: двое → дво-и-ть («разделять надвое»),
— междометий: ах → ах-а-ть;
3.приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
— числительных: трое → у-тро-и-ть,
— глаголов: любить → недо-любл-ива-ть, прыгать → рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся, говорить → пере-говар-ива-ть-ся;
4.постфиксальный: белеть → белеться;
5.сложение: труд + устроить → труд(о)устроить.
Особенности словообразования причастий
| Действительное причастие | Страдательное причастие |
Настоящее время | от глаголов 1 спряжения: -ущ-, -ющ- от глаголов 2 спряжения: -ащ-, -ящ- | от глаголов 1 спряжения: -ом-, -ем- от глаголов 2 спряжения: -им- |
Прошедшее время | -вш- -ш- | -ен(н)- -н(н)- -т- |
бежать → бег-ущ-ий, бегать → бега-ющ-ий,
лежать → леж-ащ-ий, стоять → сто-ящ-ий,
читать → чита-вш-ий, нести → нес-ш-ий,
читать → чита-ем-ый, вести → вед-ом-ый,
хранить → хран-им-ый,
прочитать → прочита-нн-ый, унести → унес-енн-ый, бить → би-т-ый
Особенности словообразования деепричастий
деепричастие | словообразование от глагола | примеры |
несовершенного вида | несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью -а(-я) | думая читая молча |
совершенного вида | совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов: -в от глаголов с основой на гласный: -вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.):, -ши от глаголов с основой на согласный: | сделав умывшись испёкши |
Особенности словообразования наречий
1. приставочный — от наречий: долго → не-долго, как → кое-как;
2.суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима → зим-ой,
— прилагательных: хороший → хорош-о,
— числительных: три → тр-ижды,
— глаголов: лежать → леж-а,
— наречий: хорошо → хорош-енько, как → как-нибудь;
3.приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый → по-нов-ому, давний → из-давн-а,
— существительных: верх → в-верх-у,
— числительных: двое → в-дво-ем,
— глаголов: догонять → в-догон-ку, скакать → в-скачь
— наречий: долго → по-долг-у;
4.сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
Ход занятия
Задание 1.Определите способ образования слов. Объясните правописание выделенных орфограмм.
Дошел, зашел, нашел, пошел, вошел, прошел, обошел, перешел.
Подбил, подъехал, обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный, вбежал, сбежал, обжигать, озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить, представить, сбегать, сбить, сгонять, сгореть, сделать, надписать, обслужить, отдохнуть, оттолкнуть, подбросить, поддержать, подписать, подточить, сдуть,сгустить, сжимать, срослись две березки.
Завернуть, отвернуть, свернуть, перевернуть, повернуть, вывернуть, подвернуть.
Выгладить, прогладить, отгладить, огладить, сгладить.
Представлять, предоставлять.
Отписки, описки. Осуждать, обсуждать. Отставить, обставить, оставить.
Поменять, променять.
Отрубить – оттрубить; подержать – поддержать; отесать – оттесать; поделка –подделка.
Ро́звальни, ро́спись, ро́ссыпь, ро́ссказни, ро́зыгрыш, ро́зданный, ро́здых, ро́зливень, ро́зыск, ро́спашь, ро́сплеск, ро́спуск, ро́счерк.
Раззадо́рить, расстро́иться, рассе́чь, раззвони́ть, рассчита́ть, расче́сть, разбры́зганный, развле́чься, разда́ривать, разгорячённый, разда́ть, разжига́ть, разжире́ть, размельчи́ть, разме́н, разнаряжённый, раскалённый, раскла́д, раско́панный, раско́рмлен-ный, раскра́шивать, распева́ть песни, рассе́янный, расска́зчик, расте́рянный, расцелова́ть, расха́живать, расчёсывать, расшиби́ться.
Задание 2.Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других способом образования.
Например: набивщик (ответ : натурщик) наклейщик, натурщик, настройщик.
загогулина | перепончатый | содержатель | обесцененный |
закорючка | перерывчатый | сожитель | обеспеченный |
запонка | переливчатый | создатель | обеспокоенный |
заготовка | переметчивый | соискатель | обесцвеченный |
Задание 3.Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.
Например: рабочий день, рабочий на заводе.
Больной – , больной – , холостой – , холостой – , горбатый – , горбатый – , будущее – , будущее – , прямая – , прямая – , детская – , детская – , выходной – , выходной – , контрольная – , контрольная – , настоящее – , настоящее – , мороженое – , мороженое – , легкие – , легкие – , новенький – , новенький – .
Задание 4.
1.Укажите способ образования слова ВЫСОКИЙ.
2.Укажите способ образования слова ПО-НОВОМУ.
3. Укажите способ образования слова СТОЛОВАЯ (школьная).
4.Укажите способ образования слова ПАРОВОЗНЫЙ.
5.Каким способом образовано слово ЖАЖДУЩИЙ?
6.Каким способом образовано слово ИСТИННЫЙ?
7.Каким способом образовано слово ЖАЛОСТЬ?
8.Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА.
9.Укажите способ образования слова НАГРУЗИТЬ.
10. Каким способом образовано слово УЛЫБАЯСЬ?
11.Из предложений выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом.
12. Выпишите из данного предложения слово, образованное бессуффиксным способом.
На кухне мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
13. Выпишите из данного фрагмента текста слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.
14.Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Решает судьбу книги живой человек, читатель. Все струны, которыми по-своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.
Критерии оценки:
Максимальный балл – 14 (по 1 баллу за задание)
Оценки: «5» – 13-14 заданий
«4» – 11-12 заданий
«3» - 8-10 заданий
«2»– менее 8 заданий.
Задание 5.Работа в группах
Группа №1 Задание: Определите, какими способами образуются имена существительные(ответы оформить в сводной таблице см.ниже.)
Карточка 1.
Нач. форма | вылет | рассказ | связь |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 2.
Нач. форма | сочувствие | переживание | испытание |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 3.
Нач. форма | подоконник | подбородок | приморье |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 4.
Нач. форма | неудача | неприятель | антициклон |
Ближайшее родственное слово. | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 5.
Нач. форма | снегопад | пешеход | паровоз |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 6.
Нач. форма | (высокий) военный | (главный) управляющий | (ванильное) мороженое |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Сводная таблица для 1 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Имя существительное | | |
Ключ ответов для 1 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Имя существительное | Существительные Прилагательные Глаголы причастия | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение Переход |
Группа №2 Задание: Определите, какими способами образуются имена прилагательные (ответы оформить в сводной таблице см.ниже.)
Карточка 1.
Нач. форма | невесёлый | преогромный | сверхмощный |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 2.
Нач. форма | Большущий | беловатый | высоченный |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 3.
Нач. форма | настольный | безбилетный | неразрывный |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 4.
Нач. форма | лироэпический | засухоустойчивый | агропромышленный |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Сводная таблица для 2 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Имя прилагательное | | |
Ключ ответов для 2 групп
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Имя прилагательное | Существительные Прилагательные Глаголы | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение |
Группа №3 Задание: Определите, какими способами образуются имена глаголы (ответы оформить в сводной таблице см.ниже.)
Карточка 1.
Нач. форма | Написать | Отпрыгнуть | прочитать |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 2.
Нач. форма | Плотничать | белеть | перечитывать |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 3.
Нач. форма | потрескивать | Припевать | насвистывать |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Сводная таблица для 3 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Глагол | | |
Ключ ответов для 3 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Глагол | Существительные Прилагательные Глаголы | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный |
Группа №4 Задание: Определите, какими способами образуются наречия (ответы оформить в сводной таблице см.ниже.)
Карточка 1.
Нач. форма | недолго | Кое-как | засветло |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 2.
Нач. форма | летом | весело | лёжа |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 3.
Нач. форма | По-новому | снизу | втроём |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Карточка 4.
Нач. форма | мимоходом | вполсилы | Видимо-невидимо |
Ближайшее родственное слово | | | |
От какой части речи | | | |
Способ образования | |
Сводная таблица для 4 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Наречие | | |
Ключ ответов для 4 группы
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Наречие | Существительные Прилагательные Наречие Местоимение Числительное | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение |
Заполненную сводную таблицу каждая группа сравнивает с Ключом ответов
Такую же таблицу на рабочих листах заполняют все студенты в зависимости от той группы, в которой он работал.
Ключ ответов для преподавателя:
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Имя существительное Гр.№1 | Существительные Прилагательные Глаголы причастия | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение Переход |
Имя прилагательное Гр.№2 | Существительные Прилагательные Глаголы | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение |
Глагол Гр. №3 | Существительные Прилагательные Глаголы | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный |
Наречие Гр.№4 | Существительные Прилагательные Наречие Местоимение Числительное | Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение |
Задание 6. Изучить словообразование причастия и деепричастия (см. теоретическую инфориацию), заполнить графы в таблице
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Причастие, деепричастие | | |
Требования к отчету: задания должны быть выполнены в тетради для практических работ;
Задания 4,5,6 выполняются на Рабочих листах.
Критерии оценки задания 1,2,3:
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Критерии оценки задания 4:
«5» – 13-14 заданий
«4» – 11-12 заданий
«3» - 8-10 заданий
«2»– менее 8 заданий.
Критерии оценки задания 5,6:
Отметка «5» ставится, если выполнены все задания верно.
Отметка «4» ставится, если выполнено одной неточности.
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится, если не выполнено более половины заданий.
Рабочий лист
Ф.И. группа_____________________________________________________________________
Тема урока: ____________________________________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________
Выполнение заданий: 5,6.
Задание 5. Заполните таблицу.
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Имя существительное Гр.№1 | | |
Имя прилагательное Гр.№2 | | |
Глагол Гр.№3 | | |
Наречие Гр.№4 | | |
Задание 6. Заполните таблицу.
Часть речи | От каких частей речи могут быть образованы | Каким способом |
Причастие и деепричастие | | |
Общая оценка за практическое задание выводится по алгоритму: оценка за задания1,2,3 + оценка за задание 4 + оценка за задание 5,6 : на количество оценок (3) = оценка за практическую работу.
Список рекомендуемой литературы:
1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: 1 ч. — М., 2014
Ирина Владимировна Казарцева
Ахметшина Наталья Юрьевна
Максакова Наталья Михайловна
Лысакова Маргарита Викторовна