12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леонова Юлия Александровна109
0

Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме "Скелет туловища"

ГБПОУ СК Ставропольский базовый медицинский колледж



Методическая разработка

практического и теоретического

занятия по теме


СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА


Выполнила преподаватель

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Леонова Ю.А.



г. Ставрополь

2023 г.



Содержание работы.

  1. Пояснительная записка.
  2. Стандарт по теме.
  3. Цели и план лекции.
  4. Цели и план практического занятия.
  5. Информационно-теоретический блок.
  6. Глоссарий.
  7. Дидактические материалы.
  8. Список литературы.           

Пояснительная записка.

В основу методразработки взято практическое занятие по теме «Скелет туловища». По рабочей программе на изучение этой темы отводится 4 часа учебного времени, из них 2 часа теоретических и 2 часа практических занятий.

Методразработка адресована преподавателям.

Основное внимание будет уделено главным теоретическим положениям (по плану) и отработке практических умений: грамотно формулировать определения терминов, ориентироваться в отделах позвоночного столба, строении позвонков и их особенностях в разных отделах позвоночного столба, соединениях позвоночного столба и его изгибах; уметь различать позвонки разных отделов позвоночного столба, называть и показывать на препаратах анатомические образования. Теоретический блок данной методразработки может быть взят за основу для чтения лекций по теме, а также использоваться для самостоятельной подготовки студентов.

Цель методразработки предполагает оказание помощи преподавателям в следующем:

•  Разработка наиболее целесообразной внешней структуры и внутреннего содержания, методики проведения практического занятия;

•      Подбор  наиболее  целесообразных  форм,  методов,  приемов  и  средств обучения  по основным вопросам занятия;

•         Повышение эффективности процесса обучения на занятии;

•         Осмысление методики обучения  по основным элементам занятия;

•      Осмысление основных теоретических положений и практических умений темы занятия;

•   Формулировка необходимых педагогических и медицинских обобщений, выводов и заключений по каждому вопросу и по теме в целом.

Стандарт по теме.

Студент должен знать:

  1. Отделы позвоночного столба, количество позвонков по отделам.
  2. Строение позвонка (общий план).
  3. Особенности строения позвонков шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.
  4. Соединения позвоночного столба. Изгибы позвоночного столба, их функциональное значение.
  5. Скелет грудной клетки. Строение и классификация ребер. Грудина.
  6. Соединения грудной клетки. Грудная клетка, как целое.

Студент должен уметь:

  1. Называть и показывать на препаратах отделы позвоночного столба и его изгибы.
  2. Называть и показывать на препаратах элементы строения позвонков.
  3. Называть и показывать на препаратах особенности строения позвонков шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.
  4. Называть и показывать на препаратах части ребер и грудины, основные анатомические образования.

Цели теоретического занятия.

Обучающие:

  1. Ознакомиться с общим планом строения и отделами позвоночного столба.
  2. Изучить общий план строения позвонка.
  3. Рассмотреть особенности строения позвонков по отделам.
  4. Ознакомиться с соединениями позвоночного столба.
  5. Рассмотреть позвоночный столб, как целое.
  6. Ознакомиться с общим планом строения грудной клетки.
  7. Изучить строение грудины и ребер.
  8. Ознакомиться с соединениями грудной клетки.
  9. Рассмотреть грудную клетку, как целое.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать любовь к будущей профессии.
  2. Воспитывать трудовое отношение к учебе.

Развивающие цели:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать умение работать с конспектом, рисунками.
  • Развивать клиническое мышление.

План теоретического занятия.

I. Организационная часть – 1-2 минуты.

Проверка    внешнего    вида,     готовности студентов и аудитории к занятию.

Вступительное слово преподавателя: целевая установка.

II. Основная часть - 80 минут.

1. Общий план строения позвоночного столба, его отделы.

2. Общий план строения позвонка.

3. Общие особенности строения шейных позвонков. Особенности С1, С2, С7.

4.  Общие особенности строения грудных позвонков.

5.  Общие особенности строения поясничных позвонков.

6.  Крестец.

7.  Копчик.

8.  Соединения позвоночного столба.

9.  Позвоночный столб, как целое.

10.  Общий план строения грудной клетки.

11.  Строение грудины и ребер.

12.  Соединения грудной клетки.

13.  Грудная клетка, как целое.

III. Заключительная часть – 8-9 минут.

Выводы. Ответы на вопросы студентов. Окончание лекции: уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории.

Цели практического занятия

Обучающие:

  1. Изучить и научиться показывать на препаратах отделы и изгибы позвоночного столба.
  2. Изучить общий план строения позвонка, научиться показывать на препаратах основные анатомические образования.
  3. Научиться различать препараты позвонков из разных отделов позвоночного столба, называть и показывать на препаратах их особенности.
  4. Изучить соединения позвоночного столба.
  5. Изучить строение ребер и грудины. Научиться классифицировать их.
  6.  Изучить соединения грудной клетки.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать любовь к будущей профессии.
  2. Воспитывать трудовое отношение к учебе.

Развивающие цели:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать умение работать с книгой, конспектом, рисунками.
  • Развивать клиническое мышление.

План практического занятия.

I. Организационная часть - 2-5 минут.

Проверка    присутствующих,     внешнего    вида,     готовности студентов и аудитории к занятию.

Вступительное слово преподавателя: целевая установка.

II. Основная часть - 70 минут.

1. Демонстрация материала на сухих препаратах. 15-20 мин.

2. Самостоятельная работа студентов с препаратами в малых группах.  Выполнение заданий в рабочей тетради.20-25 мин.

3.  Индивидуальный опрос 30 мин.

4.  Посттест 10 мин.

III. Заключительная часть – 5 минут.

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов. Ответы на вопросы. 2-3 минуты.

Домашнее задание 1 - 2 минуты. Скелет конечностей и их поясов.

Окончание занятия: уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории - 1 минута.


Информационно-теоретический

блок

Скелет туловища.

Скелет человека разделяют на осевой и добавочный. К осевому относят позвоночный столб, грудную клетку и череп. К добавочному - кости верхних и нижних конечностей.

Позвоночный столб (columna vertebralis). Формируется вокруг спинного мозга. Он состоит из 32-34 позвонков.

Делится на 5 отделов:

1. Шейный – 7 позвонков (vertebrae cervicales)

2. Грудной – 12 позвонков (v. thoraсicae)

3.  Поясничный – 5 позвонков (v. lumbales)

4. Крестцовый – 5 позвонков, объединенных в одну кость - крестец (os sacrum)

5.  Копчиковый  3-5 позвонков (v. coccygeus), образующих у взрослых копчиковую кость.

 Позвоночный столб имеет несколько изгибов. Изгиб, обращенный выпуклостью вперед, называется лордозом, а изгиб, обращенный выпуклостью назад - кифозом. Различают шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз.

Такое чередование присуще позвоночнику человека, связано с прямохождением и вертикальным положением тела. Изгибы выполняют амортизирующую функцию (смягчают толчки и удары при ходьбе, беге, прыжках).

У новорожденного изгибы не выражены. По мере того, как ребенок начинает держать голову, формируется  шейный лордоз; сидеть -  грудной кифоз; ходить – поясничный лордоз (формируется к 6-7 годам).

Общий план строения позвонка

Позвонок (vertebra) имеет тело и дугу, которые замыкают позвоночное отверстие. Позвоночные отверстия всех позвонков сопоставляются и образуют позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг. От дуги отходят 2 верхних и 2 нижних суставных отростка, 2 поперечных отростка и 1 направленный назад остистый отросток.

Особенности строения позвонков шейного отдела

  1. 1. Имеют  самые маленькие тела, т.к. на них приходится наименьшая нагрузка по сравнению с другими отделами позвоночного столба.
  2. 2. Остистые отростки короткие и раздвоенные на концах.
  3. 3. Поперечные отростки имеют отверстия для прохождения позвоночной артерии. 4. Отверстия всех семи позвонков формируют канал позвоночной артерии.
  1. 4. 1 шейный позвонок – атлант (atlas) – тела и остистого отростка не имеет. Он состоит из 2 дуг, соединенных боковыми массами. Боковые массы несут на себе суставные поверхности для соединения с затылочной костью черепа (атланто-затылочный сустав) и со вторым шейным позвонком (атланто-осевой сустав).
  2. 5. 2 шейный позвонок - осевой (axis) - имеет на теле массивный вырост - зуб. Зуб несет на себе суставную поверхность для соединения с передней дугой атланта. Он служит осью, вокруг которой вращается голова вместе с атлантом.
  3. 6. 7 шейный позвонок имеет самый  длинный и нераздвоенный остистый отросток, который легко прощупывается под кожей. Он служит ориентиром, позволяющим быстро определить границу шейного и грудного отдела.

Особенности строения позвонков грудного отдела

  1. Остистые отростки длинные и наклонены вниз. Это ограничивает подвижность позвоночного столба в грудном отделе и защищает жизненно важные органы грудной полости.
  2.  Грудные позвонки отличаются наличием реберных ямок на боковых поверхностях тела. К ним присоединяются головки ребер. Образуются реберно-позвоночные суставы.
  3. Поперечные отростки несут на себе суставные поверхности для соединения с бугорками ребер (образуются реберно-поперечные  суставы).

Особенности строения позвонков поясничного отдела

  1. Поясничные позвонки имеют самые крупные тела, т.к. на них приходится самая большая нагрузка.
  2. Остистые отростки широкие, направлены прямо назад.

Крестец (os sacrum)

У детей и подростков крестцовые позвонки раздельны. В 17-25 лет они срастаются, образуя целую кость. Она имеет форму треугольника, рас­ширенной (основание) частью он соединяется с 5 поясничным позвонком. На вогнутой передней поверхности видны 4 поперечные линии – следы сращения тел позвонков. На выпуклой задней поверхности находятся 5 гребней - следы сращения отростков позвонков. Через 4 пары крестцовых отверстий выходят спинномозговые нервы. На боковых краях крестца находятся ушковидные суставные поверхности для соединения с тазовыми костями (образуются крестцово-подвздошные суставы). Верхушка крестца соединяется с копчиком. Основание крестца соединяется с пятым поясничным позвонком, выступает вперед и образует мыс.

Копчик (os coccygeus)

От 3 до 5 рудиментарных позвонков, срастающихся с возрастом в одну копчиковую кость.

Соединения позвоночного столба

    1. Тела позвонков соединяются межпозвоночными дисками. Диски образованы волокнистым хрящом, который обладает высокой прочностью. В центре диска находится студенистое ядро, обеспечивающее его амортизирующие свойства. По периферии располагается фиброзное кольцо.
    2. Передняя и задняя продольные связки тянутся по передней и задней поверхности тел позвонков от затылочной кости  до крестца.
    3. Дуги позвонков соединяются эластическими желтыми связками.
    4. Поперечные и остистые отростки соединяются межпоперечными и межостистыми связками.
    5. Суставные отростки позвонков соединяются межпозвонковыми суставами.
    6. Крестцовые позвонки у детей соединяются синхондрозом, а у взрослых срастаются и образуют синостоз.
    7. Крестец и копчик соединяются симфизом.

Грудная клетка

Грудной отдел позвоночника вместе с 12 парами ребер и грудиной образует грудную клетку.

Ребро (costа) состоит из большей (задней) костной части и меньшей  (передней) хрящевой части - реберного хряща. Костная часть - это губчатая кость. Имеет головку, шейку и тело. На границе шейки и тела располагается бугорок. Головки и бугорки ребер несут  на себе суставные поверхности для соединения с телами и поперечными отростками позвонков (образуют реберно-позвоночные и реберно-поперечные суставы). На внутренней поверхности ребра вдоль его нижнего края проходит борозда ребра. В ней лежит сосудисто-нервный пучок (межреберная артерия, вена и нерв).

Классификация ребер

Выделяют 3 группы ребер:

  1. Истинные – соединяются с грудиной. I VII пары.
  2. Ложные - соединяются с хрящом вышележащего ребра. VIII X пары.
  3. Колеблющиеся – не соединяются ни с грудиной, ни с другими ребрами. Их передние концы свободно располагаются в мышцах брюшной стенки. Эти ребра имеют рудиментарное строение. XI XII пары.

 Грудина (sternum) - губчатая кость, в которой различают рукоятку, тело и мечевидный отросток. Все три части соединены друг с другом прослойками хряща. (С возрастом могут окостеневать, но не у всех). Наружная поверхность (передняя) выпуклая, а внутренняя вогнутая. На верхнем крае рукоятки грудины находится яремная вырезка и ключичные вырезки. На боковых краях грудины - реберные вырезки.

Соединения грудной клетки

1. Ребра с позвонками образуют комбинированные суставы:

  • реберно-позвоночные суставы между головками ребер и телами позвонков
  •             реберно-поперечные суставы между бугорками ребер и поперечными отростками позвонков

2. Ребра соединяются с грудиной грудино-реберными суставами.

Грудная клетка (thorax). Грудной отдел позвоночного столба, ребра и грудина формируют грудную клетку. В ней различают верхнюю и нижнюю апертуры (отверстия).

Грудная клетка человека уплощена, т.е. ее переднезадний размер меньше поперечного.

Верхняя апертура сзади ограничена 1 грудным позвонком, с боков - первыми ребрами, спереди - рукояткой грудины. Сагиттальный размер 5-6 см. Нижняя апертура значительно больше верхней и ограничена сзади 12 грудным позвонком, с боков 11, 12 ребрами и реберными дугами, спереди - мечевидным отростком грудины. Верхняя апертура свободно сообщается с областью шеи, а нижняя – закрыта диафрагмой.

Глоссарий

  1. Осевой скелет – позвоночный столб, грудная клетка и череп.
  2. Добавочный скелет – скелет конечностей и их поясов.
  3. Позвоночный столб – 33-35 позвонков, образующих основную опорную конструкцию организма.
  4. Кифоз – изгиб позвоночника, направленный выпуклостью назад.
  5. Лордоз -  изгиб позвоночника, направленный выпуклостью вперед.
  6. Сколиоз – изгиб в сторону.
  7. Атлант – первый шейный позвонок.
  8. Осевой позвонок – второй шейный позвонок.
  9. Зубовидный отросток второго шейного позвонка – тело атланта, присоединившееся в процессе эволюции ко второму шейному позвонку.
  10.  Мыс – место соединения пятого поясничного позвонка и крестца, выступающее в брюшную полость.
  11. Истинные ребра – своими передними концами соединяются непосредственно с грудиной. IVII пары.
  12.  Ложные ребра - своими передними концами соединяются с хрящом вышележащего ребра. VIIIX пары.
  13.  Колеблющиеся ребра – не соединяются ни с грудиной, ни с другими ребрами. Их передние концы свободно располагаются в мышцах брюшной стенки.
  14.  Верхняя и нижняя апертура грудной клетки – верхнее и нижнее отверстие.

​​​​​​​Дидактические материалы

Тестовый контроль

Вариант 1

  1. ОТДЕЛОМ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) шейный                        б) грудной

в) брюшной                     г) поясничный

д) крестцовый                 е) копчиковый

  1. ОСОБЕННОСТЬ ГРУДНЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) остистые отростки направлены косо вниз

б) остистые отростки направлены прямо назад

г) остистые отростки сливаются в центральный гребень

  1. ОСОБЕННОСТЬ КРЕСТЦОВЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) отверстия в поперечных отростках

б) суставные поверхности на поперечных отростках

в) самые крупные тела

г) позвонки сливаются в одну кость

  1. ЧЕМ СОЕДИНЯЮТСЯ ТЕЛА ПОЗВОНКОВ:

а) суставами

б) межпозвоночными дисками (синхондроз)

в) синостозом

  1. ИЗГИБ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА НАПРАВЛЕННЫЙ В СТОРОНУ:

а) кифоз             б) лордоз                в) сколиоз

  1. РЕБРА ИМЕЮТ СУСТАВНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ НА:

а) головках          б) шейках            г) телах

  1. РЕБРА, СОЕДИНЯЮЩИЕСЯ С ГРУДИНОЙ, НАЗЫВАЮТСЯ:

а) истинные          б) ложные           в) колеблющиеся

  1. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ГРУДИНЫ:

а) головка                                   в) тело

б) рукоятка                                 г) мечевидный отросток

  1. ЛОЖНЫЕ РЕБРА - ЭТО:

а) ребра, хрящи которых соединяются с грудиной

б) ребра, хрящи которых соединяются с вышележащими ребрами

в) ребра, которые не соединяются ни с грудиной, ни с другими ребрами


10. ИСТИННЫЕ РЕБРА - ЭТО:  

   а) 1 – 7 пары                     в) 11 – 12 пары

   б) 8 – 9 пары                        


Вариант 2

  1. ЧАСТЬЮ ПОЗВОНКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) тело                          б) дуга

в) шейка                       г) отростки

  1. ОСОБЕННОСТЬ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) остистые отростки направлены косо вниз

б) остистые отростки направлены прямо назад

в) остистые отростки короткие и раздвоенные

г) остистые отростки сливаются в центральный гребень

  1. ОСОБЕННОСТЬ СЕДЬМОГО ШЕЙНОГО ПОЗВОНКА:

а) не имеет тела                                   б) не имеет остистого отростка

в) имеет зубовидный отросток  

г) остистый отросток самый длинный и не раздвоен

  1. ОСОБЕННОСТЬ ГРУДНЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) отверстия в поперечных отростках

б) суставные поверхности на поперечных отростках

в) самые крупные тела

г) позвонки сливаются в одну кость

  1. ИЗГИБ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА НАПРАВЛЕННЫЙ ВПЕРЕД:

а) кифоз                            б) лордоз                   в) сколиоз

  1. ЧЕМ СОЕДИНЯЮТСЯ СУСТАВНЫЕ ОТРОСТКИ ПОЗВОНКОВ:

а) суставами                                                            в) синостозом

б) межпозвоночными дисками (синхондроз)        г) связками

  1. ЧАСТЬЮ РЕБРА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) головка                       в) тело

б) шейка                         г) дуга

  1. РЕБРА, СОЕДИНЯЮЩИЕСЯ С ХРЯЩОМ ВЫШЕЛЕЖАЩЕГО РЕБРА, НАЗЫВАЮТСЯ:

а) истинные            б) ложные            в) колеблющиеся

  1. ГРУДИНА ПО КЛАССИФИКАЦИИ:

а) губчатая                                   в) плоская

б) трубчатая                                 г) смешанная

  1. КОЛЕБЛЮЩИЕСЯ РЕБРА - ЭТО:

а) ребра, хрящи которых соединяются с грудиной

б) ребра, хрящи которых соединяются с вышележащими ребрами

в) ребра, которые не соединяются ни с грудиной, ни с другими ребрами


Вариант 3

  1. КАКОГО ОТРОСТКА НЕ ИМЕЮТ ПОЗВОНКИ:

а) остистого                             в) суставного

б) поперечного                        г) шиловидного

  1. ОСОБЕННОСТЬ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) отверстия в поперечных отростках                 в) тела, слившиеся в одну кость

б) суставные поверхности на поперечных отростках         г) самые крупные тела

  1. ОСОБЕННОСТЬ 2-ГО ШЕЙНОГО ПОЗВОНКА:

а) не имеет тела                                      в) имеет зубовидный отросток

б) не имеет остистого отростка             г) имеет боковые массы

  1. ОСОБЕННОСТЬ ПОЯСНИЧНЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) остистые отростки направлены косо вниз

б) остистые отростки направлены прямо назад

в) остистые отростки короткие и раздвоенные

г) остистые отростки сливаются в центральный гребень

  1. СУСТАВНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ С КОСТЯМИ ТАЗА РАСПОЛАГАЮТСЯ:

а) на основании крестца                     б) на передней поверхности крестца

в) на задней поверхности крестца      г) на боковых краях крестца

  1. ПЕРЕДНИЙ КРАЙ ОСНОВАНИЯ КРЕСТЦА, ВЫСТУПАЮЩИЙ В БРЮШНУЮ ПОЛОСТЬ:

а) остистый отросток                             б) зубовидный отросток

в) центральный гребень                         г) мыс

  1. ПОПЕРЕЧНЫЕ И ОСТИСТЫЕ ОТРОСТКИ ПОЗВОНКОВ СОЕДИНЯЮТСЯ:

    а) суставами               б) межпозвоночными дисками (синхондроз)

    в) синостозом              г) связками

 8. ИЗГИБ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА НАПРАВЛЕННЫЙ НАЗАД:

    а) кифоз                    б) лордоз               в) сколиоз


9. ЛОЖНЫЕ РЕБРА:

    а) 1 – 7 пары            б) 8 – 10 пары              в) 11 – 12 пары

10. РЕБРА ПО КЛАССИФИКАЦИИ:

 а) трубчатые кости                     б) губчатые кости

 в) плоские кости                          г) смешанные кости


Вариант 4.

  1. ОСОБЕННОСТЬЮ 1-ГО ШЕЙНОГО ПОЗВОНКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) не имеет тела                                      в) имеет зубовидный отросток

б) не имеет остистого отростка             г) имеет боковые массы

  1. ОСОБЕННОСТЬ ГРУДНЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) самые маленькие тела                                     в) тела, слившиеся в одну кость

б) суставные  поверхности для соединения с ребрами       г) рудиментарное строение

  1. РЕБРА ИМЕЮТ СУСТАВНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ НА:

а) бугорках          б) шейках            г) телах

  1. СОБЕННОСТЬ КРЕСТЦОВЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) остистые отростки направлены косо вниз

б) остистые отростки направлены прямо назад

в) остистые отростки короткие и раздвоенные

г) остистые отростки сливаются в центральный гребень

  1. ДЛЯ ИСТИННЫХ РЕБЕР ХАРАКТЕРНО:

а) соединяются с грудиной

б) соединяются с другими ребрами

в) не соединяются ни с грудиной, ни с другими ребрами

  1. ОСОБЕННОСТЬ КОПЧИКОВЫХ ПОЗВОНКОВ:

а) самые маленькие тела                                     в) тела, слившиеся в одну кость

б) суставные  поверхности для соединения с ребрами       г) рудиментарное строение

  1. КОЛЕБЛЮЩИЕСЯ РЕБРА:

а) 1-я - 7-я пары                                в) 11-я - 12-я пара

б) 8-я - 10-я пары

  1. ПОЗВОНКИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ:

     а) трубчатые кости                     б) губчатые кости

     в) плоские кости                          г) смешанные кости

 9. РЕБРА, НЕ СОЕДИНЯЮЩИЕСЯ НИ С ГРУДИНОЙ, НИ С ДРУГИМИ РЕБРАМИ:

     а) истинные               б) ложные                  в) колеблющиеся

10. В ОБРАЗОВАНИИ СКЕЛЕТА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ НЕ УЧАСТВУЕТ:  

    а) грудина                     в) грудные позвонки

    б) ребра                         г) ключица


Эталоны

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

в

в

г

в

2

а

в

а

б

3

г

г

в

а

4

б

б

б

г

5

в

б

г

а

6

а

а

г

г

7

а

г

г

в

8

а

б

а

г

9

б

а

б

в

10

а

в

б

г


Литература


Основные источники:

1.  Н.И. Федюкович, И.К.Гайнутдинов «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону «Феникс» 2019г.

2. Сапин М.Р. «Анатомия человека. Атлас», ГЭОТАР-Медиа 2018

 3. И.В. Смольянникова, Е.Ф. Сагун «Анатомия и физиология», «ГЭОТАР-Медиа», 2018

4. Билич  Г.Л. «Анатомия человека: Атлас». -  М.: Изд-во «Э», 2019


Дополнительные источники:

1.   И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский «Анатомия и физиология человека», «Академия», 2019

2.   Егоров И.В. «Клиническая анатомия человека», ЭБС «Консультант студента медицинского колледжа» 2018

3. Брыксина З.Г. «Анатомия человека», ЭБС «Консультант студента медицинского колледжа» 2018

4. Караханян К.Г., Карпова Е.В. «Анатомия и физиология человека» Сборник ситуационных задач: учебное пособие. ЭБС «Лань» 2020


5.  Сай Ю.В., Кузнецова Н.М. «Анатомия и физиология человека». Словарь терминов и понятий: учебное пособие ЭБС «Лань» 2020


Интернет-ресурсы:

1.    Образовательный портал СБМК. http://moodle.sbmcollege.ru

2.    http://www.medcollegelib.ru

3.    http://www.e.lanbook.com




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.