Конспект фронтального логопедического занятия «Формирование представления о звуках»
КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия
Тема: «Формирование представления о звуках»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Подготовил: учитель-логопед Хорошавцева О.В.
Цель: актуализировать знания детей о звуках окружающего мира.
Задачи:
ввести понятие «речевой звук»;
познакомить с органами артикуляционного аппарата;
развивать слуховое внимание, мимику, просодическую сторону речи;
способствовать повышению мотивации к занятиям через использование игровых приемов и компьютерных технологий.
Оборудование: зеркало на каждого ребенка, компьютер и компьютерная
программа «Домашний логопед. Практический курс»,
музыкальный центр, аудиозапись релаксационной музыки
«В лесу»
Материал: пиктограммы, символизирующие эмоциональные состояния
человека, маски животных (зайца, медведя, лисы, волка,
белки, ежика).
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица.
Детям демонстрируются пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.
Какие они разные!
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
Дети выполняют мимические упражнения.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? (Ответы детей)
Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки и отгадайте предметы по звучанию.
Проводится игра «Звуковичок» компьютерной технологии «Домашний логопед. Практический курс».
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Чем мы слушали? (Мы слушали звуки ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Чтобы сохранить слух нужно беречь уши от холода, нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы.)
Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»:
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р! - Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
- Мммуу! - Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
- Жжж! - Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью:
- Трр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: - Пам! Пам!
- Зззнь! Куклы кашляют в постели -
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
- Динь! - Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Э. Нийт (Перевод с эстонского Е. Ракеева)
Как перекликались провода? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают предметы и животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем слушать и произносить речевые звуки.
Физкультминутка
Пантомима «Прогулка в лес» под релаксационную музыку «В лесу».
Перешагиваем через высокую траву (Ходьба с высоким подниманием колен).
Перепрыгиваем через лужу (Прыжки на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.
Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
Произношение отдельных звуков. Развитие просодической стороны речи
однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?
Дети надевают маски животных и повторяют «песенки» зверей с изменением силы и высоты голоса.
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Произносить звуки нам помогают язык, губы).
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Н.В. Новотворцева
Что такое двери? (Губы)
Кто такие звери? (Зубы)
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится…(губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это – небо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Звуки нам помогают произносить губы, язык, зубы, небо, альвеолы). Как вы думаете, как надо заботиться о нашем «домике звуков» (рте)? (Нужно чистить зубы, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы).
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения, с которыми мы познакомимся на следующем занятии.
Рефлексия
Что мы делали сегодня на занятии?
Что нового узнали?
Что было для вас самым интересным?
Ответы детей