Урок по истории «Формирование единых государств в Европе и России»

2
0
Материал опубликован 27 April 2022

Сценарий урока

Пояснительная записка к уроку.

Мной представлена разработка урока по теме «Формирование единых государств в Европе и России» для 7 класса по истории России.

Цель учебного занятия: выяснить, как формировались единые государства и центральная власть на заре нового времени.

Задачи учебного занятия: выявление причин исторических событий, объяснение фактов, рассматривание исторических процессов в развитии.

Место занятия в школьном курсе данного предмета в данном классе: одно занятие.

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний.

Основные дидактические единицы: причины формирования единых государств в Европе и России, абсолютизм, самодержавие, отличие европейского абсолютизма от самодержавия.

Три ключевые элемента критического мышления, на формирование которых направлено занятие: умение рассуждать, приводить аргументы, работа с информацией, осознание причинно-следственных отношений.

Выбранный подход к структурированию учебного занятия из упомянутых в лекции: блочная структура

Три ключевые ценности (относящиеся к понятию «гражданская идентичность»), на формирование которых направлено учебное занятие: общественное благо, равенство людей перед законом, уважение национальных традиций и культур

Формы работы: лекция-беседа, работа с табл., работа с текстом учебника

Технология:  проблемное обучение

Организационный момент.

Основные понятия: абсолютизм, самодержавие, помещик, крепостное право, натуральное хозяйство, товарное хозяйство

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебник отечественной истории 7 класс часть 1.

Информационный, аналитический блоки.

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Формирование единых государств в Европе и России». Какие единые государства мы проходили с вами в прошлом учебном году? (Киевская Русь, государство франков, Франция). Что с ними стало? (они разделились на несколько государств, перешли в политическую раздробленность). Почему опять начался процесс складывания малых частей страны в единое государство с центральной властью? Какие же предпосылки легли в основу этих процессов? Какая форма центральной власти сформировалась в Европе и России?

Вытекает проблема: Зачем вообще понадобилось разрозненным государствам опять объединяться в единое целое? Одного желания правителя объединить страну в единое государство мало, на одной силе оружия такое государство долго не просуществует. Значит одного желания мало, нужны еще веские причины, которые побудят разные части страны объединиться в единое целое. Вот эти причины и должны мы с вами найти.

Начнем с Европы. Вспоминаем, с кем воевала Франция в XV в.? (с Англией, Столетняя война). Можем ли мы сказать, что французский король объединял земли страны, отвоевывая их у Англии и ее союзников, в единое государство с центральной властью в его лице? (да). Скажите, из кого формировалось французское войско в это время? (в основном уже из наемников – солдат, чьим профессиональным ремеслом стало военное дело). Скажите, хорошие солдаты стоят дорого? (да). Откуда французский король брал регулярно немалые деньги на выплату жалованья солдатам? (с налогов, податей которые пополняли королевскую казну). Кто платил налоги? (представители третьего сословия «работающие» - купцы, ремесленники крестьяне). Регулярно собирать налоги, которых будет хватать на содержание армии наемников, может развивающаяся растущая экономика. Вспоминаем, какие типы хозяйств мы с вами прошли в курсе обществознания? (натуральное и товарное). Что такое натуральное хозяйство, могло ли оно обеспечивать казну большим притоком денег в виде налогов? (нет). А что такое товарное хозяйство? Так какое же из хозяйств господствовало в Европе и во Франции в частности в XVв.? (товарное). Натуральное хозяйство присуще средневековому обществу в его феодальной составляющей, когда феодалу его сеньором (королем) выделялась земля с закрепленными на ней крестьянами (феод), за это феодал обязан был нести военную службу своему сеньору, а крестьяне его обеспечивали всем необходимым. Скажите, крестьяне в XV в. во Франции оставались в большинстве своем зависимыми от феодалов или становились свободными? (свободными, раз хозяйство стало товарным). Значит, можем ли мы с вами сказать, что крепостное право во Франции в XV в. уже практически не существовало? (да). Какую роль играли города в экономике европейских стран? (ведущую, они были средоточием торговли и богатства, крупнейшими торговыми центрами). Для обеспечения стабильной и безопасной торговли, что нужно было городам? (мир и безопасность торговых путей). Как можно обеспечить безопасность торговли по всей стране? (для этого нужно объединить территории в единое государство с центральной властью). Какой мы с вами можем сделать вывод о предпосылках, причинах формирования единого государства во Франции? (это, прежде всего, развитие товарного хозяйства, товарно-денежных отношений, в результате которых люди занятые торговлей и производством товаров были заинтересованы в едином государстве и в этом смысле поддерживали стремление короля объединить страну в единое государство).

 Как обстояли дела в России в XV в.? Вспоминаем прошлогодний курс, когда мы проходили формирование единого русского государства при Иване III. Единое государство в России стало следствием военной необходимости или экономической как в Европе (Франции)? Почему военной? (борьба с Ордой, необходимость выйти из ордынской зависимости). Великому князю Ивану III необходимо было именно большое войско, не мог ли он, как его далекие предки обойтись дружинниками? (нет, не мог, т.к. у орды многочисленное конное войско, которое в свое время наносило поражения русским князьям с их относительно небольшими дружинами пусть и из сильных воинов). А мог ли великий князь московский как французский король позволить себе нанять за деньги большую армию наемников? (не мог, слишком дорого). Почему же Ивану III в отличие от французского короля было непозволительно дорого нанимать солдат? (слабо развитая экономика в виде слабости товарного хозяйства не обеспечивала казну необходимым количеством налогов, которых бы хватало на наемную армию). Прочитаем фразу из учебника в конце пункта 1 параграфа со слов "В России предпосылки объединения княжеств и земель в единое государство были иными...." 

Обращаем внимание на вывод со слов «поэтому». Возникает вопрос: почему схожие в чем-то такие процессы XV в., как освобождение Францией своих территорий от английских войск и освобождение русских княжеств от ордынской зависимости, при этом так по-разному отразились на экономической жизни стран? Франция выходила из феодализма, тогда как Россия только вступала в него. Для этого вспомним из кого Иван III стал формировать свое большое войско, которое избавило русские земли от ордынской зависимости? (из помещиков, благодаря процессу объединения в единое государство у великого князя московского появилось много земель, из них он выделял поместья с крестьянами, куда испомещал за военную службу служилых людей). Кто знает, что значит поговорка «вот тебе бабушка и Юрьев день»? Откуда взялся этот Юрьев день? (Судебник 1497г. Ивана III, в котором ограничивался переход крестьян от одного землевладельца к другому неделей до и после Юрьева дня). Значит Судебник Ивана III, по сути, начал какой процесс в отношении крестьян? (процесс прикрепления их к земле - крепостное право). А крепостное право у нас связано с феодальными отношениями, т.е. по сути, наши помещики стали феодалами как в средневековой Европе. А феодальные отношения базируются на каком хозяйстве товарном или натуральном? (натуральном). Теперь на основе наших выводов заполним таблицу:

«Предпосылки и особенности складывания единых государств в Зап.Европе и России»

t1651085092ag.png

А теперь поговорим о формировании центральной власти в Европе и России. Одновременно с процессом формирования единых государств, складывается и центральная власть в этих государствах. При этом естественно происходит концентрация власти в этом самом центре, которая вылилась в такое понятие как абсолютизм или абсолютная монархия. От какого слова происходит абсолютизм и что оно означает? (абсолют, абсолютный). Посмотрим, что значит слово «абсолют», - это что-то безусловное, ни от чего не зависящее, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим. Последнее значение нам дает подсказку определения абсолютизма. Итак, что же такое абсолютизм или абсолютная монархия? (всеобщая не зависящая или неограниченная власть монарха). А как абсолютная монархия стала называться в России? Какой титул принял Иван III? (государь и самодержец всея Руси, т.е. сам держит власть, ни от кого не зависим). Значит, абсолютная монархия в России стала называться самодержавие.

А теперь, что называется, перейдем к нюансам абсолютизма в Европе и России.

Прочитаем тест пункта 3 нашего параграфа, обращаем особое внимание на последний абзац:

t1651085092ah.png

Теперь прочитаем документ, который приведен в конце параграфа нашей темы:

t1651085092ai.png

Что мы можем сказать об абсолютизме в Европе и абсолютизме в России? Где абсолютная власть является действительно абсолютной, а не просто декларируемой?

Итак, давайте заполним таблицу, в которой отразим сходство и различие между абсолютной монархией в Европе и самодержавием в России:

 

Сходные черты

Отличие

Абсолютизм в Западной Европе

 

 

Самодержавие в русском государстве

 

Как вы думаете, какое государство для Ивана III могло служить образцом могущества и силы власти? (Золотая Орда) А если вспомнить более ранний период времени и прошлогодний курс отечественной истории, для русских князей власть в каком государстве в домонгольский период была образцом силы и могущества? (власть императора в Византии). Так значит, почему же Иван III так стремился к абсолютной власти? (потому что хотел стать таким же правителем с неограниченной властью как византийский император и хан Золотой Орды).

Вспомним теперь из курса истории 5 класса страну, в которой была настолько неограниченная власть монарха, что он был волен распоряжаться судьбами своих подданных. Какая это страна и как называлась такая форма правления? (Персидская империя, деспотия). Как же так получилось, что в России в отличие от Европы абсолютная монархия приобрела деспотические черты? Почему в России все от крестьян до бояр стали холопами государя? Прочитаем фрагмент текста историка А.А. Зимина, приведенный в конце учебника:

t1651085092aj.jpg

Кто проявлял исключительную преданность самодержавию? (служилые люди- помещики). Почему помещики были преданы государю и всячески поддерживали его абсолютную власть? (потому что они были ему обязаны, т.к. он наделял их поместьями). Т.е. мы с вами видим, что в России происходил процесс сокращения прав и свобод не только крестьян, но и служилого сословия, которое ради получения лучших земель – поместий, называло себя государевыми холопами и соглашалось на безоговорочное подчинение власти государя. А почему же в Европе абсолютная власть во всей ее полноте не воплотилась? Почему короли вынуждены были соблюдать законы, а не декларировать свою волю как закон? Для этого опять вернемся к особенностям экономического развития Европы и России. Как мы с вами уже зафиксировали, что в Европе господствовало товарное хозяйство и были сильно развиты товарно-денежные отношения. Кто богател на торговле? (купцы, города). Как вы считаете какие города и жители каких городов в XV-XVI вв. были богаче европейские или русские? (европейские, в силу развитости опять-таки товарного хозяйства). А где выше плотность населения в XV-XVI вв. и где больше сосредоточены города в Европе или в России? (в Европе). Где проще было зажиточным горожанам объединиться и отстаивать свои права и привилегии перед центральной властью? (в Европе). Значит, как мы с вами можем ответить на вопрос, почему в Европе абсолютная власть монарха не стала абсолютной как самодержавие в России? (из-за большой концентрации зажиточных горожан, которые являли собой силу, способную отстаивать свои права и привилегии и вынуждающих королей соблюдать законы, тогда как в России такой сдерживающей силы для самодержавия не было).

Рефлексивный и оценочные блоки.

Возвращаясь к началу урока и поставленным вопросам, какой мы можем с вами сделать вывод? (желания правителей объединить страну в единое государство находило поддержку у жителей страны, шли исторические процессы, которые стали причинами благоприятствовавшим объединению). Одинаковые или разные были исторические процессы, ставшие причинами образования единых государств в Европе и России? (нет, разные, в Европе это прежде всего развитие товарно-денежных отношений, а в России это необходимость избавиться от ордынской зависимости. Русским землям было необходимо избавиться от ордынской зависимости, осуществить это можно было, объединив военные силы всех земель под единым командованием. Центром объединения стал Великий князь московский Иван III. Для комплектования большого войска ему пришлось перейти на феодальную систему, которая была принята в Евроопе в VIII в. еще во времена Карла Мартела, По этой системе выделялась на содержание военному служилому человеку земля с крестьянами. В России это получило название поместной системы, которая повлекла ограничение крестьянской свободы, вылившейся затем в крепостное право и господство натурального хохяйства. Другого выхода у Ивана III не было, т.к. на содержание большого войска нужны огромные средства , которых взять негде в силу слабости развития товарно-денежных отношений на русских землях. В Европе к тому времени уже давно перешли на наемный , т.е. за деньги принцип комплектования армии. Это стало возможным благодаря развитию товарного хозяйства и упадку натурального. Прежде всего этому способствовали европейские города, которые были средоточением торговли и для ее процветания были заинтересованы в единстве государства. Поэтому именно развитие товарного хозяйства было причиной объединения той же Франции.). Какая форма центральной власти образовалась в результате процессов формирования единого государства в Европе и России? (Одновременно с образованием единого государства формировалась и центральная власть. В России она стала воплощением абсолютизма - ничем не ограниченной власти монарха. Этому способствовала низкая плотность населения и слабо развитые товарно-денежные отношения, которые не сформировали в стране многочисленную зажиточную прослойку общества, способную объединяться в борьбе за свои права с центральной властью. Благодаря складыванию поместной системы и формированию крепостного права в России увеличилось количество людей(помещиков) всячески поддерживавших сильную власть московкого государя и лично заинтересованных в ее усилении. Таким образом, в России монаршье волеизъявление все должны были принимать как закон и повиноваться ему как бесправные холопы. В Европе же при всем стремлении тамошних монархов к абсолютной власти, им было не суждено стать такими же самодержцами как их российские коллеги, опять таки в силу развитости товарно-денежных отношений, которые сформировали тот самый класс зажиточных людей прежде всего из горожан (купцов,банкиров,ремесленников) готовых отстаивать и бороться за свои интересы. К тому же в европейских государствах были развиты такие государственные институты как сословно-представительные органы (Парламент, Генеральные штаты), а также суды. Поэтому король в своей воле должен был руководствоваться законами, существовавшими в государстве и быть сам образцом в их исполнении).

Выставление оценок за работу учащимся.

 

Разработан видео урок для дистанционного обучения: https://youtu.be/ofz7ES8V8AU

 

Список литературы:

История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2ч. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова.- 2-е изд.,дораб.-М.: Просвещение, 2017.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.