Конспект занятия по обществознанию по теме «Демократические выборы. Избирательное право»

2
0
Материал опубликован 15 February 2023 в группе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»


Анджан Нина Владимировна,

ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж»,

преподаватель общественных наук


Данная методическая разработка урока изучения нового материала по обществознанию предназначена для студентов 1 курса педагогического колледжа по теме «Демократические выборы. Избирательное право».

Отличительная черта: урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у обучающихся предметных и межпредметных знаний, достаточного кругозора, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала. Предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.


Актуальность темы


«...Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа»

Авраам Линкольн.


Наша страна представляет собой демократическое государство. Демократизм Российской Федерации выражается, прежде всего в народовластии. В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3) являются референдум и свободные выборы. Участие гражданина в выборах - проявление его социальной ответственности, политической и правовой культур каждого гражданина. В данных условия является важным формирование у обучающихся знаний и навыков по вопросам избирательного права гражданского самосознания. Повышение уровня осведомлённости молодых избирателей об основах избирательного права, овладение навыками участия в выборах, использования своих избирательных прав в рамках новых избирательных технологий способствует развитию современного демократического общества.

Цель урока: формирование теоретических представлений о демократических выборах и практических навыков в области избирательного права.

Задачи урока:

Образовательные:

- раскрыть сущность понятия «выборы», продолжить знакомство с основами избирательного права, принципах участия граждан в выборах; особенностями избирательных систем; сформировать понимание роли избирателя.

Развивающие:

-продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);  развивать умение применять знания на практике, продолжить выработку умения работать в паре, в группе, выражать свои взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, решать проблемные задачи;

Воспитательные:

-формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

- содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

В настоящее время информационные технологии занимают прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Более того тема урока, которая для учащихся звучит как абстракция, требует иллюстративности и наглядности, что подкреплено мультимедийной презентацией к уроку.

Время занятия - 90 минут учебного времени.

Основные понятия: выборы, избирательное право, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, избиратель.

Общая характеристика урока.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: занятие - групповая работа с элементами ИКТ.

Планируемый результат: (с позиции компетентностей, формируемых у обучающихся)

Формирование предметных компетентностей.

Формирование коммуникативных компетентностей.

Формирование социальных компетентностей.

Место и роль темы во всем курсе: Данная тема рассматривается в курсе обществознания в разделе «Политика». Данная тема обеспечивает формирование у обучающихся теоретических знаний о выборах как форме высшего непосредственного выражения власти народа и способе формирования государственных органов, органов местного самоуправления, наделения полномочиями выборных должностных лиц; выработку практических умений и навыков самостоятельно и творчески применять полученные знания в профессиональной деятельности. Определяет потребность в самоактуализации, подводит обучающихся к выявлению личностных жизненных смыслов, приучает анализировать, аргументировать, систематизировать полученную информацию.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

Мультимедийный проектор, ПК.

Мультимедийная презентация « Демократические выборы. Избирательное право «-призвана активизировать внимание обучающихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.

Дидактический материал, который предназначены для групповой работы с новым материалом урока.

Конституция РФ;

Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,

учебник В.В. Касьянов Обществознание: Учебное пособие для ссузов. Ростов н/Д: «Феникс, 2010.-416.с.

учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г;

Методы и приемы, используемые на уроке:

Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.

Проблемный.

Частично-поисковый

Метод исследования

Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.

Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.

План проведения учебного занятия по теме «Демократические выборы. Избирательное право».

1.Орг.момент.(1 мин.)

2. Мотивация.(2 мин.)

3. Актуализация знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации. (10 мин.)

4. Формирование новых знаний. Создание проекта «Памятка молодому избирателю»:(35 мин.)

а) организация работы в группах:

- выборы в условиях демократического общества;

- принципы демократических выборов;

-избирательное право;

-избирательные системы.

б) выступление групп(15мин.)

5. Первичная проверка понимания изученного материала. Решение практических ситуаций, работа с тестом. (15 мин.)

6. Применение новых знаний, обобщение, систематизация. Представление проекта.(7 мин.)

7. Подведение итогов занятия, рефлексия.(5 мин.)

Творческие продукты.

1. Презентация к сообщению.

2. Памятка молодому избирателю.

3. Синквейн.




Описание учебного занятия.


В ходе проведения учебного занятия используется мультимедийное сопровождение по теме;


Приемы, работающие на творческое саморазвитие

выполнение творческих заданий:

подготовка сообщений с презентацией, разработка проекта «Памятка молодому избирателю».
















Создание проблемной ситуации























Опережающее задание





























































Моделирование ситуации

Работа в группах


































Мозговой штурм

Работа над составлением проекта


































































Постановка проблемных вопросов, организация их обсуждения.

Организация представления материалов для проекта.




1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке. (Здравствуйте, ребята!Присаживайтесь. Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь!

2.Мотивация.

Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, избиратели, голосование, агитация, явка, рейтинг. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

Обучающийся: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Преподаватель: С каким правом можно связать выборы?

Обучающийся: Избирательным правом.

Преподаватель: Как вы думаете, почему начала наш урок с данных понятий?

Обучающийся: Сегодня, мы будем говорит о выборах.

Преподаватель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Демократические выборы. Избирательное право», запишем ее в тетрадь.

3.Актуализация.

-Скажите, а все ли вы знаете о выборах?

-Должен ли человек знать про выборы в современном обществе? Почему?

-А что бы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Преподаватель:Вы правы, есть еще вопросы, которые мы не знаем, например:

- каковы особенности и порядок демократических выборов?;

- какие права имеет избиратель?

- какое значение играют выборы в жизни народа и страны?

Интересно вам узнать ответы, на эти вопросы?

-Тогда, давайте искать ответы на эти вопросы.

-Итак, какая же будет цель этого урока?

Итак, цель нашего урока выяснить, как что такое демократические выборы и разобраться в сущности избирательно права.

Преподаватель: Выборы - центральный институт демократического государства. Кто же у нас в стране имеет право избирать и быть избранным? Что представляет собой процедура выборов? На каких принципах строиться избирательное право?

В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: профессию, друзей, поступки и т. д. Сделать выбор всегда очень трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе, и судьбе целого государства. Участие в выборах - проявление социальной ответственности, политической и правовой культур каждого гражданина.

Проблемное задание. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: современная Россия является демократическим государством, граждане России имею право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Почему выборы являются основным инструментом демократического общества? Почему необходимо участие в выборах каждого гражданина?

Попробуем разобраться в этих вопросах.

В ходе нашей работы, мы будем разрабатывать проект «Памятка молодому избирателю».

4. Формирование новых знаний.

Преподаватель:В современном обществе выборы важнейший атрибут демократии, именно выборы обеспечивают участие граждан в управлении государством. История показывает трудный путь всего человечества к признанию важности выборного процессе, к получению избирательного права всеми категориями населения. Обратимся к истории выборов.

Сообщение об истории выборов.

Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был камешек: белый означал «за», черный - «против».)

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень - и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы правления народовластия. Как же проходили выборы в России? Выборы на Руси. Так, в Новгороде Новгородское вече являлось органом прямой демократии, выросшей на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. В период Московского царства при государстве для решения важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усилилась новыми членами и превратилась в Земский собор. В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем­ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя­не, дьяки, выборные от городов и т.д.). Для участия в Соборе депутаты прибывали по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств и т.д. Соборы 1598 г. и 1613 г. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Романова.

Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является Государственная Дума. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции. В советский период в России выборы как тако­вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо­вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан­дидата по собственной воле. Началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще­ственные перемены, направленные на воплоще­ние принципов народоправства.

Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

Преподаватель:Выборы - это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в демократических государствах. Предлагаю вам убедиться в этом.

Для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем четыре группы, каждой группе будет дано задание, связанное с самостоятельным изучением материала, ваша задача изучить текст учебника и источники, и ответить на поставленные вопросы в рабочих листах. Затем заслушаем выступление каждой группы и закрепим материал. В ходе групповой работы обучающиеся обмениваются информацией, читают текст документов, учебника, отвечают на вопросы. После выполнения работы каждая группа представляет материал по своему вопросу. В то время когда одна группа защищается, другие очень внимательно слушают новый материал. После выступления каждой группы обучающиеся отвечают на вопросы, закрепляющие полученные сведения.

1.Выборы в условиях демократического общества.

Задание для группы 1.( Приложение №1, рабочий лист).

1.Сформулируйте свое определение понятию «выборы».

2.Проанализируйте выдержки из документов, выясните, как трактуется понятие «выборы» в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Конституции РФ.

3. Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах, а также в учебнике. На основе, проделанной работы, дайте определение выборов, которое мы будем считать основным.

4.Используя текст Конституции РФ выделить избирательные права гражданина, выбрать и аргументировать, те, о которых важно знать молодому избирателю .

Выдержки из документов, учебник.

1.«Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан российской федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права на участие в референдуме» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

2.«Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

3.«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст. 3 Конституции РФ).

Выступление группы №1.

(Обучающиеся озвучивают свои ответы, возможные ответы:

- Это волеизъявление граждан.

- Это способ формирования власти.

- Выражение власти народа).

Обобщение: Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, способ формирования органов государственной власти, осуществляемого в соответствии с конституцией РФ и федеральными законами.

После выступления первой группы обучающимися рассматриваются вопросы:

-Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?

- Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?

По итогам выступления группы №1 заполняются страницымакета«Памятка молодому избирателю»(вносится определение понятия «Выборы» в страницу «Словарь избирателя» и Избирательные права гражданина.

Принципы демократических выборов.

Задание для группы 2. ( Приложение №2, рабочий лист).

Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»,Закона РФ о выборах и референдумах и ответьте на следующие вопросы:

1.Какие компоненты включает в себя избирательная система, раскройте их содержание.

2.Сформулируйте определение понятий: избирательное право, избирательный процесс.

3.Какой существует возрастной ценз для участия в выборах.

4. В каких случаях можно получить открепительное удостоверение и голосовать на дому? Какие сведения содержаться в открепительном удостоверении?

5.Изучите материал учебника, стр. 163-164, заполните таблицу «Принципы демократических выборов.

Принцип выборов

Значение принципа

1.Всеобщность выборов

По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.

2.Принцип Равенства

Каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно привести указ о выборах в I Государственную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.

3.Прямое избирательное право

Каждый избиратель голосует непосредственно и лично за избираемого кандидата.

4.Тайное голосование

Исключает давление на избирателей в момент голосования.

5.Альтернативность выборов

Т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов

6. Принцип гласности

Предполагается общественный контроль за проведением выборов

7. Принцип свободы

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, никто не имеет права оказывать на него давление.

Выступление группы №2.

(Обучающиеся озвучивают свои ответы, возможные ответы:Избирательная система включает в себя 2 компонента: избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право-право человека избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс – определенный порядок реализации избирательного права. Объясняют при нципы демократических выборов).

После выступления второй группы обучающимися рассматриваются вопросы:

1. Назовите время начала и окончания голосования (20.00)

2. Может ли избиратель быть внесен в списки избирателей сразу на нескольких избирательных участках.(Нет, не может)

3. Что такое открепительное удостоверение (документ, дающий право на голосование на другом участке в другом городе.

По итогам выступления группы №2 заполняются страницы макета «Памятка молодому избирателю» (вносится определение понятия «Выборы» в страницу «Словарь избирателя» и Принципы демократических выборов в Российской Федерации.

3.Избирательное право.

Задание для группы 3. ( Приложение №3, рабочий лист).

1. Прочитайте материал учебника и выдержки из документов, ответьте на следующие вопросы:

1)Что такое субъективное и объективное избирательное право?

2) Что такое активное и пассивное избирательное право?

3) Творческое задание. Составить синквейн со словом «Выборы» и краткий лозунг, озвучивающий данное понятие.

Выступление группы №3.

(Обучающиеся озвучивают свои ответы, возможные ответы:

1.Субъективное избирательное право-одно из основных прав граждан, право участвовать в политической жизни посредством голосования в процессе выборов. Объективное избирательное право - совокупность юридических норм, которые регулируют порядок участия в выборах в представительные органы власти и органы местного самоуправлении, а также порядок проведения таких выборов.

2.Активное - право человека быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, пассивное - право человека избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)..

После выступления третьей группы обучающимися рассматриваются вопросы:

1)Можно ли назвать выборы элементом демократии? (Да, потому что через выборы реализуется избирательное право граждан, выборы альтернативны).

2) Чем активное избирательное право отличается от пассивного? (активное – избирать, а пассивное – быть избранным).

3) В каком возрасте возникает активное избирательное право? (18 лет.)

По итогам выступления группы №3 заполняются страницы макета «Памятка молодому избирателю» (вносится определение понятий в страницу «Словарь избирателя», помещаются синквейн и лозунг.

4.Избирательные системы.

Задание для группы 4. ( Приложение № 4, рабочий лист).

Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое мажоритарная избирательная система?

2. Что такое пропорциональная избирательная система?

3. Что такое смешанная избирательная система?

4.Творческое задание (Опережающее). Изучить дополнительную литературу по теме и подготовить для проекта характеристику порядка голосования.

Выступление группы №4.

(Обучающиеся озвучивают свои ответы, возможные ответы:

( Мажоритарная Голосование за конкретного кандидата. Победа: а) большинство голосов, б) 50%+1 голос, в) большинство голосов, 2/3. Пропорциональная. Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов. Избирательный барьер обычно 5%..Смешанная.Часть депутатов избирается по пропорциональной системе, часть — по мажоритарной).

После выступления четвертой группы обучающимися рассматривается вопросы:

1.Назовите различия между пропорциональной и мажоритарной избирательной системой? (Они различаются по способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования. В первом случае определяется процент полученных на выборах каждой партией голосов и определяется число голосов по данному списку. Во втором случае избранным в каждом избирательном округе является тот кандидат, который набрал относительное или абсолютное большинство).

2. Каковы принципы избирательной системы?(голосование всеобщее, равное,прямое).

По итогам выступления группы №4 заполняется страница макета «Памятка молодому избирателю» - «Порядок голосования».

5.Первичная проверка понимания изученного материала.

Задание1.

Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане – мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?

Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

Задание 2. Работа учащихся с тестом.

Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1. Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.(-)

2.Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать. (-)

3. Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования. (-)

4. Голосование на выборах было назначено на 23 февраля, воскресенье. (-)

5. Голосование начинается в 08.00 утра.(+)

Преподаватель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки. Правильный ответ(1б), преподаватель просит поднять руки, кто написал на «2», «3», «4», «5 Какой вывод можно сделать?

6. Применение новых знаний, обобщение и систематизация.

Представление проекта «Памятка молодому избирателю» (приложение 3).

Обсуждение проблемной ситуации:

(Почему выборы являются основным инструментом демократического общества?

Почему необходимо участие в выборах каждого гражданина? (возможные ответы обучающихся: граждане России имею право избирать и быть избранными в органы государственной власти, от того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь, возможность проявление своей гражданской позиции, участие гражданина в выборах говорит от его неравнодушии к судьбе своей страны, своего региона, города, села).

7.Подведение итогов урока, рефлексия.

Обучающимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью оценочного листа.

Оценочный лист

Вопросы

(+ я смогу, я знаю, - не смогу, не понял)

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим обучающимся


Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы


Я знаю, что такое выборы


Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал на занятии


Преподаватель организует комментирование работы обучающихся на занятии, оценивание.

8. Домашнее задание

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.




































Решение практических ситуаций.

Контроль и самоконтроль, коррекция.













Решение проблемной ситуации.




Используемая литература:

1.Конституция Российской Федерации, глава II.

2.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

3.Учебник В.В. Касьянов Обществознание: Учебное пособие для ССУЗов. Ростов н/Д: «Феникс, 2010.-416.с.

4.Учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г.

5. Учебник «Основы права» под ред. профессора С.Я. Казанцева, М. Изд. центр «Академия», 2009г. – 256 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации