12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3479
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Ханты-Мансийский АО, с. Тюли
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
4

Урок по теме «Демократические выборы и политические партии», (2 часа)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Задачи:

Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике.

Раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы.

Показать, что мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы стимулируют определенные типы партийных систем.

Охарактеризовать политические технологии избирателя.

Способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в избирательных кампаниях.

Литература:

Брикез М.А., Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. Избирательное право и избирательный процесс: учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних образовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев. – Курган, 2006.

Брикез М.А., Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. Избирательное право и избирательный процесс: Сборник заданий. Для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев. – Курган, 2006.

Брикез М.А., Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. Избирательное право и избирательный процесс: Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев. – Курган, 2006.

Брикез М.А., Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. Методическое пособие по курсу «Избирательное право и избирательный процесс» для учителей истории и обществознания средних общеобразовательных школ и преподавателей общественных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования. – Курган, 2006.

Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: элементарный курс: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: учебник. – М., 2001.

Лапаева Т.Н. Избирательное право //Обществознание: сборник элективных курсов / сост. Т.А. Коренева. – Волгоград, 2007. бществознание: учебник для учащихся 10 кл. одические рекомендации: пособие для учителя / под ред. ультуры старшеклассников, их

Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2006.

Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2006.

Политология в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / под ред. Ю.Г. Волкова. – М., 2003.

Политология: учебное пособие / под ред. Б.И. Кретова. – М., 2002.

Политология: учебное пособие / под ред. Н.А. Мячина. – М., 2003.

Источники:

  1. Конституция Российской Федерации.

    Тексты Законов Российской Федерации:

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - Москва, 2003.

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - Москва, 2005.

«О выборах Президента Российской Федерации» - Москва, 2003.

«О политических партиях» - Москва, 2004.

«Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Москва, 2003.

Варианты проведения учебной работы:

первый урок – школьная лекция с элементами проблемного обучения;

второй урок – ролевая игра «Выборы председателя ученического совета школы».

План изучения нового материала:

  • Структура и сущность избирательной системы.

    Типы избирательных систем.

    особенности избирательной системы в России.

    Многопартийность и типы партийных систем.

Урок 1.

Учащимся в процессе лекции письменно выполнить логическое задание:

Выявить последовательные действия (шаги) избирателя по пути к осознанному и рациональному выбору депутатов Государственной Думы, а также Президента страны.

Критериями оценки выполнения этого задания могут быть следующие:

Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий. Лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

При выборе Президента целесообразно знать хотя бы в общих чертах его предвыборную программу; как он оценивает положение дел в стране; какие общественные проблемы считает приоритетными; как собирается их решать; в чем видит основной результат реализации программы; на сколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Далее необходимо на основе биографических сведений выявить и оценить личные качества потенциального лидера. Критерием оценки может служить положение главы 4 конституции РФ, раскрывающее роль Президента как главы государства.

Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий: каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из ее представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.

При выборе кандидатов при мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: на сколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они. Следует также выяснить, обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами (компетентностью, решительностью, целеустремленностью, порядочностью, человечностью, обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).

Школьная лекция.

Вначале привлечь внимание класса к статье 32 Конституции РФ, где указано, что «…граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

Подчеркивается, что через все виды выборов (федеральные, региональные, в органы местного самоуправления) реализуется представительная форма участия граждан в политике. Представительство интересов народа осуществляется в том случае, если выборы основаны на демократической по своей сути избирательной системе.

1. Первая позиция плана может быть изучена в логике соответствующего материала учебного пособия (Брикез М.А., Гончар Э.В., Рукавишникова О.С. Избирательное право и избирательный процесс: учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних образовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев. – Курган, 2006, § 3, 4). Для осмысления школьниками структурных элементов избирательной системы и их взаимосвязи целесообразно использовать схему:

На схеме отражены два основных компонента избирательной системы: избирательное право в широком (объективном) смысле и избирательный процесс. Показано. Что именно избирательное право определяет избирательный процесс, который, в свою очередь, может оказывать влияние на избирательное право.

При рассмотрении сущности и источников объективного избирательного права следует подчеркнуть, что оно призвано гарантировать одно из конституционных политических прав гражданина – право участвовать в выборах либо в качестве избирающего (активное избирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право). Ядом этих гарантий выступают принципы проведения выборов. Согласно статье 3 Закона «Об основных гарантиях…» «…гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Принципы можно выписать на доске в виде парных противоположностей:

всеобщие – ограниченные;

равные – неравные;

прямые – косвенные;

при тайном голосовании – с открытым голосованием.

Положения левого столбца целесообразно прокомментировать, опираясь на статьи 4-7 Закона РФ «Об основных гарантиях…», а правого – на знании учащимися отечественной истории, в частности закона о выборах в I Государственную Думу (1905) и Третьеиюньского закона (1907). Сравнительный анализ каждой парной категории призван способствовать более глубокому осмыслению школьниками демократической сущности современной российской избирательной системы.

Еще один принцип избирательного права – свобода и добровольность выборов – рассматривается путем создания проблемной ситуации.

Принцип свободы и добровольности выборов действует в развитых демократических странах, а также в России. Но, в некоторых из стран, в частности в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы.

Как вы думаете, совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

Обобщая ответы, необходимо подчеркнуть. Что гражданский долг как нравственная категория совместим с указанным демократическим принципом. За нарушение гражданского долга должны предусматриваться исключительно моральные санкции.

Основные стадии избирательного процесса следует пояснить на основе Закона РФ «Об основных гарантиях…» с учетом приведенной в нем трактовки терминов. Особое внимание следует уделить сути и значимости стадии предвыборной агитации, подчеркивая роль СМИ и особенно телевидения.

2. Основные типы избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной – характеризуются в рамках указанного учебного пособия. Раскрывается сущность, достоинства и недостатки каждого из типов.

Для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, более глубокого усвоения ими знаний, становления умения применять эти задания используются приведенные ниже задания.

Задание 1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% плюс один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните.

Задание 2. Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт и почему?

Задание 3. В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляется по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?

В заключении, привлечь внимание класса к афоризму Б.Н. Чичерина и предложить прокомментировать его: «Выборный человек является представителем не только своих избирателей, но и тех, которые его не выбирали».

3. Особенности избирательной системы РФ целесообразнее осветить, опираясь на положения законодательства и реальную практику.

Подчеркнуть, что в России до декабря 2006 г. действовала смешанная система выборов депутатов в Государственную Думу.

На выборах в Думу из 450 депутатов 225 избирались на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (один округ – один депутат). Другая половина (225) – по единому федеральному округу. В этом случае места в парламенте распределялись пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов от избирательных объединений и блоков (согласно Закону «Об основных гарантиях избирательных прав…» избирательным объединением называется партия, участвующая в выборах, а избирательным блоком – добровольный союз двух или трех избирательных объединений).

Российское законодательство предоставляло избирательным объединениям право выдвигать кандидатов не только на основе партийных списков (пропорциональная избирательная система), но и непосредственно – в одномандатных округах (мажоритарная избирательная система). Помимо выдвижения кандидатов от политических партий, предусматривался и другой путь – самовыдвижение.

На выборах от территориальных округов каждый кандидат должен предложить свою предвыборную программу (обещания). Она разрабатывается с учетом общероссийских проблем, а также социальной, национальной, демографической структуры округа и насущных для его жителей проблем (строительство жилых домов, школ, детских садов, работа учреждений, транспорта, торговли и пр.).

Предвыборная программа дает представление избирателю о том, в каких направлениях будет осуществляться деятельность по улучшению его жизни. Но сможет ли кандидат выполнить свои обещания? Имеет ли необходимый для работы в Государственной Думе уровень образования? Будет ли защищать интересы избирателя? Здесь все зависит от многих качеств претендента на власть, его компетентности, решительности, целеустремленности, человечности. Поэтому избиратель не должен ограничиваться лишь общими сведениями о своем потенциальном избраннике. Желательно принять участие хотя бы в одной из многочисленных встреч с ним, лично убедиться в достоинствах кандидата и преимуществах его программы.

На выборах по единому государственному округу избирательным объединениям и блокам необходимо было, во-первых, собрать необходимое для участия в избирательной кампании число подписей; во0вторых, преодолеть 5% барьер, т.е. получить не менее пяти голосов избирателей. Преодолеть этот барьер смогли на выборах (декабрь 2007 г.) четыре (из 23) избирательных объединения и блока: «Едина Россия», «КПРФ», «ЛДПР», блок «Родина». Абсолютным лидером стала «Единая Россия», получившая с учетом депутатов, избранных от территориальных округов, подавляющее большинство мест (314) в парламенте.

Избирательные объединения на выборах 2007 г. имели привлекательные эмблемы, лозунги, названия, например: «Истинные патриоты России!», «За Русь святую!», «Новый курс – Автомобильная Россия!». Многие неискушенные избиратели (особенно новички) нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы другие критерии и оценки.

Прежде всего, надо получить наиболее общие сведения о партийном объединении (идейно-политических ориентациях партии, ее лидере, участии в предшествующих выборах, создании парламентской партии (фракции) и ее представителях, работе в парламенте). Тем самым выясняется, как зарекомендовала себя партия в предыдущие годы.

Затем (и это главное!) необходимо познакомиться с предвыборной программой избирательного объединения.

В ней обычно характеризуется и оценивается положение дел в стране, определяются приоритетные общественные проблемы (цели деятельности) и пути их решения (средства достижения целей), описываются планируемые результаты реализации программы.

Согласно Закону РФ «Об избирательных правах…» политические партии не позднее, чем за 10 дней до дня голосования, должны опубликовать свою предвыборную программу в одном из платных изданий, а также в Интернете. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами и ожиданиями позволяет определить наиболее приемлемый вариант для себя. Однако, прежде чем сделать окончательный выбор, нужно также оценивать предвыборную программу с точки зрения ее реалистичности и гуманности.

Выборы Президента РФ можно рассмотреть, акцентируя внимание класса на отдельных положениях Закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 6, 36, 47, 49, 76, 78).

Следует обратить внимание учащихся на критерии оценки кандидата на пост Президента. Ими служат выполняемые главой государства функции: гаранта соблюдения Конституции РФ; прав и свобод человека и гражданина; определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации; ее независимости, государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а так же функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России.

Можно отметить, что на последних выборах Президента (март 2012 г.) абсолютное большинство голосов завоевал уже в первом туре Путина В.В.

4. Под многопартийностью в науке чаще всего понимается наличие в обществе двух и более партий. Исследователи классифицируют их по разным основаниям, что может быть выражено в следующей схеме:

По идеологическому признаку:

либеральные партии;

консервативные партии;

социал-демократические;

коммунистические;

фашистские и др.

По типу политической программы:

левые партии (коммунистические, социалистические), защищающие интересы социальных низов;

правые партии (либеральные, консервативные), защищающие интересы высшего класса;

центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс.

По организационному признаку:

массовые;

кадровые.

По отношению к проводимой политике:

правящие партии;

оппозиционные партии.

При изучении четвертого вопроса плана целесообразно актуализировать учебный материал сведениями о политических партиях современной России и особенностях российской многопартийности. Познакомиться с характеристиками и классификациями наиболее крупных российских политических партий можно в книге: Политология в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / под ред. Ю.Г. Волкова. – М., 2003.

В России в настоящее время насчитывается несколько десятков партий. Их создание опережает процесс социальной дифференциации в обществе. Поэтому подавляющее большинство партий нечетко отражают в своих программах настроения каких-либо групп населения, не имеют устойчивых связей с ними. Чаще всего партии формируются путем объединения вокруг личности с более или менее выраженными качествами лидера . они вербуют сторонников под ту или иную абстрактную идею, которая заимствована либо из досоциалистического прошлого, либо из современных политических идеологий Запада. Многие партийные лидеры и активисты, с чьими именами связана партия в умах электората, скомпрометировали себя, подорвав тем самым авторитет партии.

Российская многопартийность на данном этапе не выполняет своей главной роли посредника между властью и обществом. Воздействие и влияние политических партий на политику сведено к минимуму. Партии зачастую представляют в парламенте не интересы населения, а свои собственные властные амбиции. Политологи подчеркивают, что, несмотря на множество политических партий, партийная система в России пока еще находится в процессе становления. Ускорению этого процесса призван способствовать Закон РФ «О политических партиях» (декабрь 2004 г.). Согласно закону, допускаются к участию в выборах всех уровней только политические партии, а не общественно-политические движения. При этом повысились требования к политическим партиям. Они должны насчитывать не менее 50 тыс. человек, иметь региональные отделения во всех субъектах РФ. При этом в более чем половине субъектов численность каждого регионального отделения не может составлять менее 500 человек, а в остальных – не менее 250 человек.

Необходимо отметить, что в декабре 2006 г. вступил в силу новый Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый в мае 2005 г.

По мнению разработчиков этого закона, он, так же как и Закон «О политических партиях», будет способствовать усилению роли партии в обществе, установлению подлинной многопартийной системы. Главное новшество закона в том, что выборы депутатов Государственной Думы будут осуществляться только по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам.

Политическая партия вправе включать в федеральный список не только членов партии, но и беспартийных. Федеральный список кандидатов должен иметь две части – общефедеральную (в нее входят тройки лидеров, известных всей стране) и региональную (она включает видных местных партийных деятелей и просто популярных в каждом регионе людей).

Региональных групп у партии должно быть не менее 100. а общее число кандидатов в федеральном списке не может превышать 500 человек.

Повышается порог прохождения партии в Государственную думу с 5% до 7%, исключается возможность создания ими предвыборных блоков.

В заключение проверяется выполнение логического задания (см. в начале урока).

Можно предложить учебно-познавательные задания.

Задание 1. Опираясь на классификацию политических партий, охарактеризуйте ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», «Единую Россию».

Задание 2. На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обречен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю – одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К. Эттли, который выглядел рядом с У. Черчиллем незначительной фигурой, но предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного факта.

Урок 2.

Ролевая игра «Выборы председателя ученического совета школы».

Цель игры: закрепить и углубить знания учащихся о выборах, политических моделях поведения в избирательных кампаниях, способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя.

Проблема: разработка альтернативных программ кандидатами на должность председателя ученического совета школы.

Этапы игры:

Этап подготовки:

Учащимся сообщается цель и этапы игры, заранее оговаривается, как будет осуществляться подсчет голосов (например, по мажоритарной системе абсолютного большинства), распределяются роли между участниками. Все они подразделяются на две группы:

первая – «претенденты» на выборную должность (3 человека) и их «активные сторонники» (помощники); всего 6 человек, по 2 – у каждого из кандидатов;

вторую группу составляют «избиратели».

Отбор «претендентов» желательно осуществлять по результатам опережающих домашних заданий типа:

Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули на должность председателя ученического совета школы и вам предстоит выступить с конкретной программой совершенствования школьной жизни. Разработайте проект этой программы с учетом знаний о содержании и требованиях к такого рода документам.

На данном этапе проводится большая организационная работа. «Кандидатам» предлагается возглавить группы «активистов» для совместной доработки своих вариантов программ, подготовить небольшие выступления-знакомства с «избирателями», в которых они расскажут о наиболее интересных фактах свое биографии. «Активисты» дополнят эти выступления, показав кандидата в наиболее выгодном свете.

«Избирателям» можно предложить продумать заранее вопросы к «кандидатам», опираясь на критерии оценки предвыборных программ и личных качеств «претендентов» на выборные представительные должности.

Необходимо помочь «кандидатам» и членам их групп в корректировке «предвыборных программ» и доведения их и выступлений до состояния готовности, с тем, чтобы обсуждение прошло конструктивно и увлекательно. Важно заранее продумать наглядную агитацию (возможные плакаты, лозунги, юмористические пародии на кандидатов-оппонентов).

Необходимо подготовить «урны» для тайного голосования и создать комиссию (2-3 человека) из числа «избирателей» для подсчета голосов.

Этап проведения игры:

Каждый из «кандидатов» выступает перед «избирателями», а «активисты» дополняют эти выступления. «Избиратели» высказывают критические замечания предложения по совершенствованию программ или полностью их поддерживают.

Для технологичности игры необходимо заранее установить регламент выступления каждого «кандидата» и строго его соблюдать; также необходим демократический стиль общения всех участников игры.

По окончании выступления всех кандидатов проводится тайное голосование, подсчет голосов и объявляются результаты выборов.

Этап заключительный:

Подвести итоги игры; выяснить, была ли достигнута цель; отметить активных участников; продумать вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры «программных» предложений.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.