Методическая разработка "Упражнения по композиции. Графические диктанты". Задания для первого, второго, третьего и Творческой мастерской.
Методическая разработка
«Упражнения «Графические диктанты».
Обучающие задания по композиции к разделам
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Изобразительное искусство»
Задания к упражнению «Графический диктант» для первого, второго, тетьего года обучения и для обучающихся детской творческой мастерской.
МБУДО «ЦДТ «Приокский», п.д.о. Рубцова Ольга Николаевна
Введение в тему.
Уроки композиции в студии изобразительной деятельности всегда воспринимаются обучающимися с большим интересом, особенно когда обучение наглядно и содержит выполнимые для детей задания. Очень вожно, что по обучению школьников композиции имеются только разрозненные примеры и сведения. Данные практические упражнения восполняют этот пробел.
Занятия дарят обучающимся возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать, равно как и навыки полученные на занятиях рисунка и живописи, тематической композиции и основам конструирования требуют основы для создания чего-то нового, необычного. Данные практические упражнения развивают и закрепляют знания по композиции их всех разделов курса по дополнительной общеобразовательной развивающей программе «Изобразительное искусство». Они необычны и иинтересны, прививают правильную графическую культуру, демонстрируют наглядно творческие возможности обучающихся.
Методические наработки необходимы для выработки метода обучения композиции. Есть обьективные законы композиции, которых нужно придерживаться и которые не просто объяснить обучающемуся, а тем более обучить.
Эти практические упражнения входят в теоретическую часть занятия и сопровождаются беседой. Задания могут проводиться дистанционно.
Необходимо начать обучение с формирования представлений о законах композиции. Основой любого произведения искусства является композиция, придающаяему единство и цельность. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Композиция должна быть точной, оригинальной, неповторимымой, отражать первое правило композиции - единство и целостность. Накоплен мной большой опыт и разработанные упражнения ставят цель обучение именно этому закону композиции.
Важности понимания законов равновесия, соподчинения и значения композиционного центра следует рассмотреть в последующей серии упражнений.
Средствам композиции (все, что необходимо для ее создания, в том
числе её приемы и правила, т.е.средствам художественной выразительности), следует удилить внимание в других последующих сериях упражнений.
Цели задания: посредсвом практического упражнения сформировать представление о композиции, компановке, размещении, группировании предметов и объектов в жанрах: натюрморт, натюрморт в интерьере, интерьер, натюрморт в пейзаже; а также основные приёмы и правила в композиции.
Задачи: 1. Выполнить графическую работу обучающимся, используя в качестве набора для рисунка, подготовленные педагогом перечисления предметов и объектов. 2. Усвоить обучающимися необходимость перекрывать, объединять в группы предметы из набора перечисления умело компоновать изображение на поверхности листа бумаги. 3. Формировать навыки рисования графических работ. 4. В ходе выполнения практического задания обучающемуся понимать важность восприятия произведения или рисунка через внутреннее построение, объединение его элементов.
Материалы и оборудование для педагога: подготовленные варианты заданий.
Материалы для обучающихся: бумага А5, А6, графический карандаш, ластик, клеёнка на рабочий стол.
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При выполнении задания дистанционно подготовительная часть 40 мин.
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 40 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Упражнение «Графический диктант» для первого года обучения.
Ход занятия.
Упражнение первое по теме «Натюрморт»
Подготовительная часть занятия - 8 мин. Обучающиеся готовят своё рабочее место, раскладывают и расставляют необходимые для занятия материалы.
Вступление.
«Композиция — это универсальное средство, чтобы создать
рисунок красками, карандашом или произведение декоративно-прикладного искусства, и добиться образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения.
В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их наплоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.
Чтобы начать компоновать осмысленно, научиться создавать маленькие и выразительные композиции выполним интересные упражнения — графические диктанты.»
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», предметы любого размера, принадлежат любому временному периоду на выбор, количество их, величина и вид по выбору. Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Помогает тем, кому это необходимо. Затем следующий набор и т.д. Здесь представлено 5 наборов:
Зеркало, шкатулка, шляпа,перья, собачка, плед, кресло. Карандаш, 10 см х 15 см.
Мешок, дверь, собака, Луна, звезда, солома, телёнок. Карандаш, 10 см х 15 см.
Комната, окно, письмо, горшок с цветком, яблоко, облака, штора, ласточка.Карандаш, 10 см х 15 см.
Камин, кошка, часы, свечи, портреты, кочерга, дрова, пламя, салфетка кружевная, комната- добавить её признаки, стены, окна, если необходимо.
Ёлка, сапоги, коробка, коврик, клетка, попугай, фикус в кашпо.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа.
Подведение итогов выполнения упражнений. Продолжение занятия по основной теме.
Упражнение второе по теме «Натюрморт в пейзаже».
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При выполнении задания дистанционно подготовительная часть 40 мин.
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 40 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Вступление. «Композиция — это универсальное средство, чтобы создать
и добиться образной и эмоциональной выразительности. Композиция - это определенная пластическая форма выражения. Натюрморт в пейзаже или в интерьере — это интересная разновидность жанра.
Данное задание обращает внимание на размер изображаемых предметов, они не должны быть маленькими или слишком большие. В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их наплоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое. Распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.
Чтобы начать компоновать осмысленно, умело изображать величину предметов, выполним интересные упражнения — графические диктанты.»
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», предметы любого размера, принадлежат любрму временному периоду на выбор, количество их, величина и вид по выбору. Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Помогает тем, кому это необходимо. Затем следующий набор и т.д.
Предложить выполнить задание по теме. Обратить внимание, что сначала размещаем натюрморт, а затем помещаем, располагаем его в пейзаже. Набор следует произносить каждыйобъект или предмет отдельно с паузами на выполнение. Здесь всего 4 набора:
Ведро, рыба, камни, берег моря. Подвешенные для просушки сети и рыба.
Дверь рыбацкой хижины (хижину целиком рисовать не надо), собака, удочки.
Ваза с цветами, перила террасы, вид на сад и море, горы.
Табурет, ящик рыбака открыт, крючки и поплавки , катушки с леской внутри его, панама, даль моря с беегом и камнями.
Упражнение «Графический диктант» для второго года обучения.
Цели задания: посредсвом практического упражнения развивать и закреплять представление о композиции, правилах компановки, размещении, о важности группирования предметов и объектов в жанрах: натюрморт, натюрморт в интерьере, интерьер, натюрморт в пейзаже, пейзаж; а также основные приёмы и правила в композиции.
Задачи: 1. Выполнить графическую работу обучающимся, используя в качестве набора для рисунка, подготовленные педагогом перечисления предметов и объектов. 2.Усвоить обучающимися необходимость правильно вкомпоновывать по размеру предметы, а также перекрывать, объединять в группы предметы из набора перечисления. 3. Формировать и развивать навыки рисования графических работ. 4. В ходе выполнения практического задания обучающемуся понимать важность восприятия произведения или рисунка через внутреннее построение, объединение его элементов.
Материалы и оборудование для педагога: подготовленные варианты заданий.
Материалы для обучающихся: бумага А5, А6, графический карандаш, ластик, клеёнка на рабочий стол.
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При дистанционном выполнении задания подготовительная часть 40 минут.
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 40 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Ход занятия.
Задание первое «Натюрморт»
Подготовительная часть занятия - 8 мин. Обучающиеся готовят своё рабочее место, раскладывают и расставляют необходимые для занятия материалы.
Вступление.
Выполнение графического диктанта уже привычное и любимое всеми задание Научиться создавать маленькие и выразительные композиции не возможно без понимания важности умения компоновать, старательности при выполнении графических работ. Рассмотрим наглядные пособия по теме, давайте вспомним особенности композиции жанра натюрморт. Выполним эти интересные упражнения.
Стоит напомнить, что композиция — это универсальное средство, чтобы создать рисунок красками, карандашом или произведения декоративно-прикладного искусства, нужно добитьвася образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения. Обратите внимание на красоту форм и линий в графике. Необходимо проявить оригинальность в ходе выполнения задания. Будет интересно посмотреть результат этого экспериментального задания.
Приступим к нашим упражнениям - графические диктанты.
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», предметы любого размера, принадлежат любрму временному периоду на выбор, количество их, величина и вид по выбору. Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Помогает тем, кому это необходимо. Затем следующий набор и т.д. Задание может выполняться как дистанционное. Чтобы не запутываться наборы каждый год одинаковые в разных группах.
Упражнение -тема «Натюрморт». Здест предавлено 5 наборов. Объекты или предметы диктовать отдельно, с паузами для зарисовок:
Сундук, зеркало, шкатулка, бусы, платок,сапожки.
Лавка, крынки, чегунок, ухват, полотенце.
Печь, заслонка, валенки, кочерга, веник, совок, носки шерстяные.
Бочка, чайник- умывальник на цепи, полотенце, коврик, кошка.
Окошко, цветок — алоэ, в банке лук на перо, занавеска, Луна.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа.
Подведение итогов выполнения упражнений.
Завершение. В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их наплоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое.
Задание второе «Натюрморт в пейзаже».
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При дистанционном выполнении задания подготовительная часть 40 минут.
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 40 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Вступление.
Композиция — это универсальное средство, чтобы создать рисунок красками, карандашом или произведения декоративно-прикладного искусства, нужно добитьвася образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения. Обратите внимание на красоту форм и линий в графике. Обратите внимание, что предметы натюрморта не должны быть маленькими или слишком большие, а пейзаж является в данном упражнении фоном.
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», предметы любого размера, принадлежат любрму временному периоду на выбор, количество их, величина и вид по выбору. Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Помогает тем, кому это необходимо. Затем следующий набор и т.д. Приступим к нашим упражнениям - графические диктанты.
Мосток на берегу пруда (можно нарисовать бережок пруда, пруд весь рисовать не нужно, только фракмент), ведро, удачки, шляпа, собака.
Лавка лесной сторожки (всю сторожку рисовать не нужно, только фрагмент), корзина, ветка рябины, грибы, ягоды.
Колодец, вёдра, лавка, сельчанин с баяном, гуси. (Село рисовать фоном)
Лавка, забор, дорошки, стеклянные банки, кувшин, воробьи. (Деревню рисовать фоном)
Бабуля сидит на стуле, перед ней мешок, голуби. ( Улицу города рисовать фоном)
Просмотр и обсуждение.
Упражнения «Графический диктант» для третьего года обучения.
Цели задания: посредсвом практического упражнения равивать представление о композиции, правилах компановки, размещении, о важности группирования предметов и объектов в жанрах: натюрморт, натюрморт в интерьере, интерьер, натюрморт в пейзаже, пейзаж; а также основные приёмы и правила в композиции.
Задачи: 1. Выполнить графическую работу обучающимся, используя в качестве набора для рисунка, подготовленные педагогом перечисления предметов и объектов. 2.Усвоить обучающимися необходимость правильно вкомпоновывать по размеру предметы, выделять композиционный центр а также перекрывать, объединять в группы предметы из набора перечисления. 3. Формировать и развивать навыки рисования графических работ. 4. В ходе выполнения практического задания обучающемуся понимать важность восприятия произведения или рисунка через внутреннее построение, объединение его элементов.
Материалы и оборудование для педагога: подготовленные варианты заданий.
Материалы для обучающихся: бумага А5, А6, графический карандаш, ластик, клеёнка на рабочий стол.
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При дистанционном выполнении задания подготовительная часть — 40 мин.
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 40 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Ход занятия.
Первое занятие по теме «Натюрморт».
Подготовительная часть занятия - 8 мин. Обучающиеся готовят своё рабочее место, раскладывают и расставляют необходимые для занятия материалы.
Вступление.
Выполнение графического диктанта уже привычное и любимое всеми задание. Научиться компоновать, оригинально выполнять графические работы — задача этого года обучения. Выполним эти интересные упражнения.
Стоит напомнить, что нужно добитьвася образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения. Обратите внимание на красоту пластических форм и линий в графике.
Приступим к нашим упражнениям - графические диктанты.
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Обращает внимание, что задание заключается в правильности применения основных законов и правил композиции. Графический диктант выполняется по теме "Натюрморт". Графическим или одноцветным цветным карандашом (коричневым или черным, либо серым) рисуем задание так, чтобы все предметы перекрывали друг друга и образовывали единую группу. Обращает внимание, что не нужно рисовать комнату, лучше её обозначать какими — нибудь признаками.
В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их наплоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое».
Помогает тем, кому это необходимо. Затем следующий набор и т.д.
Каждый из семи диктантов лучше делать разные 2 - 3 композиционные варианта.
Упражнение первое по теме «Натюрморт»:
Сапоги, ведро, яблоки, скамейка, кепка
Зеркало, клетка, птица, мальчишка.
Голуби, тарелка, очки, газета, цветок в горке.
Баночка варенья, чашка, блюдце, тарелка, сушки.
Корзина, сирень, лавка, гитара.
Крынка, салфетка, хлеб, блюдо, нож, тарелка с пирожками.
Круглый аквариум, лампа, рыбка, глобус.
Репка, мышка, сапоги, утварь.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа. Обсуждение. Коррекционная работа.
Подведение итогов выполнения упражнений. Завершение.
Второе занятие по теме «Натюрморт в пейзаже».
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При дистанционном выполнении задания подготовительная часть — 40 мин.
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 40 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Подготовительная часть занятия - 8 мин. Обучающиеся готовят своё рабочее место, раскладывают и расставляют необходимые для занятия материалы.
Вступление.
Выполнение графического диктанта уже привычное и любимое всеми задание. Научиться размещать предметы по размеру верно, оригинально выполнять графические работы — задача этого года обучения. Выполним эти интересные упражнения.
Стоит напомнить, что нужно добитьвася образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения. Обратите внимание на красоту пластических форм и линий в графике.
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Обращает внимание, что задание заключается в правильности применения основных законов и правил композиции.
Графический диктант выполняется по теме "Натюрморт в пейзаже". Графическим или одноцветным цветным карандашом (коричневым или черным, либо серым) рисуем задание так, чтобы все предметы перекрывали друг друга и образовывали единую группу. Обращает внимание, что не нужно рисовать весь пейзаж, лучше её обозначать какими — нибудь признаками или рисовать его фрагмент. В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их наплоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое.
Приступим к нашим упражнениям - графические диктанты.
Упражнение второе «Натюрморт в пейзаже».Здесь всего 5 наборов:
Маленький круглый столик, поднос, кувшин, фрукты, салфетка, море.
Открытая дверь, камни, тропинка, корзна, сети, рыба вяленая, море и горы.
Лодка, ведро, сапоги, собака,, берег, море, камни, скалы.
Чайка, коряга, ракушка, берег реки.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа.Обсуждение.
Подведение итогов выполнения упражнений. Завершение.
Упражнения «Графический диктант» для обучающихся в Творческой Мастерской.
Цели задания: посредсвом практического упражнения развивать представление о композиции, правилах компановки, размещении, о важности группирования предметов и объектов в жанрах: натюрморт, натюрморт в интерьере, интерьер, тематическая или сюжетная композиция, а также основные приёмы и правила в композиции.
Задачи: 1. Выполнить графическую работу или эскиз обучающимся, используя в качестве набора для рисунка, подготовленные педагогом перечисления предметов и объектов. 2. Усвоить обучающимися необходимость правильно вкомпоновывать по размеру предметы, выделять композиционный центр, а также перекрывать, объединять в группы предметы из набора перечисления. 3. Формировать и развивать навыки рисования графических работ. 4. В ходе выполнения практического задания обучающемуся понимать важность восприятия произведения или рисунка через внутреннее построение, объединение его элементов. 5. Выполнение эскизов к тематическм компоцициям.
Материалы и оборудование для педагога: подготовленные варианты заданий.
Материалы для обучающихся: бумага А5, А6, графический карандаш, ластик, клеёнка на рабочий стол.
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При выполнении задания дистанционно подготовительная часть - 40 мин
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 60 мин. При выполнении эскизов 120 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Ход занятия.
Задание первое по теме «Натюрморт».
Подготовительная часть занятия - 8 мин. Обучающиеся готовят своё рабочее место, раскладывают и расставляют необходимые для занятия материалы.
Вступление.
Выполнение графического диктанта уже привычное и любимое всеми задание Научиться компоновать, а главное оригинально придумывать и выполнять графические работы — задача этого года обучения. Выполним эти интересные упражнения.
Стоит напомнить, что нужно добитьвася образной и эмоциональной выразительности. Эмоциональная выразительность композиции обеспечивает её актуальность и производит впечатление. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения. Обратите внимание на красоту пластических форм и линий в графике.
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Обращает внимание, что задание заключается в правильности применения основных законов и правил композиции. Графическим или одноцветным цветным карандашом (коричневым или черным, либо серым) рисуем задание так, чтобы все предметы перекрывали друг друга и образовывали единую группу. В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их наплоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое.
Приступим к нашим упражнениям - графические диктанты.
Помогает тем, кому это необходимо. Затем следующий набор и т.д.
Графические диктанты.
Упражнение первое «Натюрморт».
Портрет дамы, комод, шкатулка, корзина, пряжа, нитки, катушки, игольница, пяльца. Обратите внимание- отсутствует линия пола, рисуем только верх комода. ( Рисовать только фрагмент интерьера)
Сундук, зеркало на стене, окно, кокошник, шкатулка бусы, ( Рисовать только фрагмент интерьера)
Окно, герань, кошка, корзинка с клубками. ( Рисуйте меньше интерьера, больше натюрморта)
Печь, дуло печи, дрова, скамейка, чугунок, сухик грибы на нитке. ( Рисуйте меньше интерьера, больше натюрморта)
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа.
Подведение итогов выполнения упражнений. Завершение.
Задание второе по теме «Натюрморт в пейзаже».
План занятия:
Подготовительная часть занятия - 8 мин. При выполнении задания дистанционно подготовительная часть - 40 мин
Вступление — 10 мин.
Практическая работа по заданию от 20 до 60 мин. При выполнении эскизов 120 мин.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа 5 - 15 мин
Подведение итогов выполнения упражнений — 5 мин.
Подготовительная часть занятия. Обучающиеся готовят своё рабочее место, раскладывают и расставляют необходимые для занятия материалы.
Вступление.
Выполнение графического диктанта уже привычное и любимое всеми задание Научиться компоновать, а главное оригинально придумывать и выполнять графические работы — задача этого года обучения. Выполним эти интересные упражнения.
Стоит напомнить, что нужно добитьвася образной и эмоциональной выразительности. Эмоциональная выразительность композиции обеспечивает её актуальность и производит впечатление. Композиция же - не только мысль, идея произведения, это определенная пластическая форма выражения. Обратите внимание на красоту пластических форм и линий в графике.
Педагог предлагает обучающимся выбрать, каким художественным материалом они будет выполнять задание. Листы бумаги подготовлены, монохромные карандаши (графические НВ или цветные серого или коричневого, или чёрного цвета).
Краткая инструкция по выполнению задания: важно рисовать предметы перекрывая одни другими, избегая «пересчёта», важно группировать элементы пейзажа, создавая «сцену» для тематических композиций. Педагог диктует каждый набор последовательно, один за другим, по мере выполнения обучающимися. Обращает внимание, что задание заключается в правильности применения основных законов и правил композиции, в выразительности тематической композиции. Графическим или одноцветным цветным карандашом (коричневым или черным, либо серым) рисуем задание так, чтобы все предметы перекрывали друг друга и образовывали единую группу.
Приступим к нашим упражнениям - графические диктанты.
Упражнение второе по теме «Натюрморт в пейзаже».Здесь всего 4 набора:
Лавка на террасе, большок кашпо, аквариму, лампа керасиновая, кораблик, клетка с попугаем.
Окно крепости, щит, копьё, стражник в доспехах, закат, бурдюк, кувшин, хлеб.
Лавка на рынке, ящики, экзотические фрукты, лодка с лодочником, рыба.
Набережная , рыбак, удочки, мальчик с мячом.
Просмотр, обсуждение, коррекционная работа.
Подведение итогов выполнения упражнений. Завершение.
Терминалогия.
Обучающие занятия, где обучающиеся осваивают пооперационное выполнение работ, а также овладевают изобразительным средствам и средствами выразительности: мазок, линия, плоскость, тон, цветовой тон, приёмы и правила композиции и т. п.
Основой изобразительной деятельности на занятиях в студии являются виды работ по изображению, декорированию и конструированию - работа с цветом, тоном, пятном, линией и формой, которые представлены в разделах: живопись, рисунок, основы конструирования, тематическая композиция.
Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение, связывание).
1) Композиция- это создание структуры художественного произведения, его построение по принципу связи формы (внешнего вида элементов картины) и содержания (смысловой нагрузки).
2) Композиция- само художественное произведение, результат деятельности художника, произведение искусства.
3)Композиция- академическая дисциплина в обучении художников, дизайнеров, иллюстраторов, необходимый раздел в обучении детей.
Набор — соединение каких-либо предметов в натюрморте, объединённых темой.
Перечисления или списки — приём насыщения содержания в ритерике и семиотике (Эко Умберто «Откровения молодого романиста» АСТ, Москва, 2013)
Список используемой литературы.
Алпатов М.В. Композиция в живописи. -М.; -Л. 1940.
Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства / М.В. Алпатов. - М. : Академии художеств СССР, 1963
Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты (рисунок, живопись, композиция). -М: Просвещение. 1969.
Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 8 т. / В.Г. Власов. - СПб.: ЛИТА, 2000
Н.Н. Волков. Композиция в живописи. «Искусство» 1977 г.
Кибрик Е. А. К вопросу о композиции сборник о композиции / Е.А. Кибрик. - М. : Академия художеств, 1959.
О.Л.Голубева. Основы композиции. «Изобразительное искусство», 2001 г.
Г.М.Логвиненко. Декоративная композиция. «Владос», 2004 г.
Р.В.Паранюшкин. Композиция. «Феникс» , 2005 г.
“Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986
“Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
Большой энциклопедический словарь.
К. Т. Даглдиян. Декоративная композиция. « Феникс.» 2010 г
.Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Аутопан, Бородулин и др. 1998.