Методическая разработка «Шрифт в графической композиции»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Советская детская школа искусств» ХМАО - Югра
«Шрифт в графической композиции»
Методическое пособие для учащихся 1-2 класса ДХШ и ДШИ
Разработал преподаватель: Долганова А.Ф.
Г. Советский 2020 г.
Содержание
1. Введение
2. Необходимое оборудование и материалы.
3. Методические рекомендации.
4. Заключение
5. Литература.
6. Приложение
Введение
Рисунок – основа графики и других видов изобразительного искусства. Курсу рисунка в программе детской художественной школы отводится значительное время.
На уроках рисунка и композиции в первом классе дети изучают выразительные средства графики: точка, линия и пятно. Ученикам необходимо научиться использовать выразительные средства графики и научиться определять тональность в работе. Формирование целостности графической работы напрямую связано с принципами тональной организации плоскости листа, с грамотной расстановкой тональных акцентов и определением верных тональных отношений. Новизна данной работы состоит в обобщении и кратком изложении материала по изучаемой теме, в том, что изучается доступная техника и приемы графической работы. Новизна работы, так же, заключается в введении шрифтов в графическую композицию, рисунок, как пластическую основу единого графического образа. Вся информация по изучаемой теме представлена в наглядной форме.
Цель методической разработки: – изучить графические приемы, выразительны средства графики (точка, линия, пятно) в задании, адаптированном для уровня 1 класс ДШИ (ДХШ)
Задачи:
систематизировать знания учащихся о графике
воспитывать интерес к рисунку (графике)
- закрепить знания учащихся
- освоить приемы работы в графике
- научиться приемам работы тушью и пером
Данная разработка предназначена художнику - педагогу в качестве рекомендаций по изучению выразительных средств графики и применению графической техники – тушь и перо.
Необходимое оборудование и материалы
1. Бумага, формат А3
2. Простые карандаши разной твёрдости ВН, ластик
3. Раствор кофе
4. Черная тушь
5. Кисти «белка», перо для туши
6. Наглядный материал-картинки с птицами и животными
Методические рекомендации
Для работы подготавливаем бумагу. Разводим в стакане не очень крепкий раствор кофе и наносим кофейный раствор обильно на бумагу большой кистью. Поднимаем бумагу и даем стечь кофейному раствору, чтобы образовались потеки на бумаге. Оставляем бумагу, она должны подсохнуть.
Переносим картинку (утку) на подготовленный лист, придумываем дополнение к рисунку. Начинаем графическую часть с введения пятна, прорабатываем кистью и изображение, рисуем «пятном» большими и маленькими мазками, формируем изображение. Работаем черной тушью.
Далее берем перо и вводим в изображение текст, например, словосочетание про нашу утку - «Веселая утка». Выбранное словосочетание многократно повторяется в нашей работе, текст лучше писать печатными буквами. Текст вписываем в самых разных направлениях, где то буквы будут большими, где то маленькими. Текст можно начать писать большими буквами и постепенно уменьшать высоту букв, менять направление и угол наклона текста. Слитно написанный текст печатными буквами образует ритм линий, некоторое подобие штриха. В работе текст образует не только штрихи, но и формирует пятно среднего тона. Вводим в работу точки кистью и пером. В завершенном рисунке должны оставаться участки без проработки пятном и линией.
Заключение
Необычное задание воспринимается первоклассниками как увлекательная игра и вызывает только положительные эмоции. Несмотря на то, в решении поставленной задачи учащиеся опираются лишь на свой небольшой жизненный опыт и детскую фантазию, созданные ими образы раскрывают неповторимый внутренний мир каждого автора, демонстрируя способность создавать графический язык, свою форму знаков коммуникации, понятную окружающим.
Подобные задания позволяют стимулировать творческое мышление учащихся, оригинально использовать простые материалы. Полученный опыт помогает учащимся, в дальнейшем, ориентироваться в графическом искусстве, расширить возможности самовыражения.
Поскольку в любом обучающем процессе непременно должен работать принцип «от простого к сложному», а позитивную мотивацию необходимо сохранить в последующих этапах обучения, во втором и третьем классах художественной школы шрифтовые задания несколько усложняются и трансформируются.
Методическое пособие иллюстрировано работами учащихся ДШИ г. Советский Тюменской области ХМАО – Югры и автора.
Список использованных источников
Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2008.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- Москва: Изд. Высшая школа, 2007.
Ли Н. Основы учебного академического рисунка.- Москва: Изд. Эскмо, 2006.
Паранюшкин Р.В. Техника рисунка.- Ростов н/Д.: Изд. Феникс, 2006.
Стен Смит Рисунок. Полный курс.- Москва: Внешсигма. Артель-Аст 2001.
Журнал «художественная школа»№ 5(56) 20013.
Птахов И. Простая красота буквы. С-Петербург: Лиг, 2004.
Приложение
"Этапы выполнения работы»
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Работы учащихся
Пролубщикова Наталья Владимировна