Методическая разработка урока «Буква "ё" — показатель мягкости согласных звуков. Буквы Ё, ё»
МБОУ «МАКСАТИХИНСКАЯ СОШ №1»
пгт. Максатиха Тверская область
Методическая разработка урока
«Буква «ё»- показатель мягкости согласных звуков. Буквы Ё, ё»
Выполнила:
учитель начальных классов
Душкина Ольга Юрьевна
2016 год
Методическая разработка урока по теме:
« Буква «ё»- показатель мягкости согласных звуков. Буквы Ё, ё».
Виды деятельности педагога:
- создать условия для знакомства с функцией буквы «ё» в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять приём воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности стихотворной звучащей речи.
Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий.
Предметные УУД:
- знать способ обозначения мягкости согласных звуков с помощью буквы «ё»; объяснять функцию буквы «ё» - обозначать два звука [й о] в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова; выполнять слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов; конструировать формы печатных букв (строчных и заглавных): ё, Ё.
Оборудование: фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений и схемы текста; карточки-рисунки.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)
Учитель: Сегодня вы узнаете что-то новое о букве «ё».
2.Актуализация знаний, умений и навыков (4-5 минут)
Учитель:
С какой буквой познакомились на предыдущем уроке?
-Какова её роль в русском языке? (Ответы детей)
3.Постановка учебной задачи и поиск её решения (15 минут )
Учитель:
Сейчас мы вместе с вами сочиним сказку. Поможете мне? - Росла в лесу ёлочка.
(Вывешивается картинка).
- Было у неё три подружки.
– Кто они, догадайтесь сами. В их названии три слога. – Давайте вспомним, как узнать, сколько в слове слогов. (Дети называют деревья: берёзка, осинка, рябинка.) (Вывешиваются картинки).
– И вот наступил в лесу праздник. Подружки принесли ёлочке подарки. Берёзка подарила игрушку, в названии которой два слога, первый слог- ударный. ( Вывешивается картинка с изображением куклы). – Рябинка подарила весёлого деревянного человечка. Как его зовут? (Картинка). – Осинка долго думала, что подарить подружке, а затем решила подарить ей… Что? (Ответы детей). Учитель:
Показывает ребятам книгу « Сказки». – Ёлочка поблагодарила друзей. Что она сказала? Учитель:
Пишет на доске слово « Спасибо».
Учитель:
В названиях каких деревьев есть буква «ё»? (Ответы детей ). На доске надпись: [й] [о] [л] [о] [ . ] [ . ] [а] - Что вы можете сказать про букву «ё» в слове ёлочка? А в слове берёзка? - После, какой буквы стоит буква «ё»? - Попробуй те определить, что нового мы узнаем о букве «ё». (Дети с помощью учителя определяют тему урока и рассказывают всё, что знают про букву «ё»).
4. Первичное закрепление (4-5минут ). Упражнение в чтении слов (с.40) Учитель:
Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются? (Ребята работают в парах, советуются.) - Как произносятся согласные в первом столбике? Во 2-ом столбике? - Какой звук обозначает буква «ё» после согласного? ( Ребята делают вывод.) - Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто изображён слева? Чем колет лёд дворник? Какой инструмент он держит в руке? (Лом). – Сколько в слове звуков? Букв? - Произнесите первый звук. Дайте характеристику этому звуку. – Какое растение изображено на картинке? (Лён). (Ребята объясняют, что такое лён, что из него делают, где применяют. Учитель помогает детям). – Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. – Объясните, почему согласный произносится мягко? Какой звук обозначает буква «ё» после согласного? Учитель:
Ребята, оцените свою работу. Получилось у вас ответить на все вопросы?
Физкультминутка.
5.Самостоятельная работа. (10минут)
Чтение слогов и слов по учебнику. (Задания дифференцированные). – Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы. Почему их надо писать с заглавной буквы? - Прочитайте слова, которые состоят из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов. – Прочитайте слова-предметы; слова-действия. (Читают ребята, которые уже умели читать).
6.Включение в систему знаний и повторение. (6минут)
Задания по развитию речи. Чтение предложений и составление схем с помощью шаблонов.
– Чтение текста в учебнике, ответы на вопросы. – Придумайте название тексту.
7. Итог урока. (2 минуты) (Фронтальная работа) Учитель:
Послушайте стихотворение: - Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё житьё-бытьё? Буква Ё даёт отчёт: - Ничего житьё течёт. – Я – ударная всегда! - Ой – ё – ёй, вот это да! Учитель:
Назовите слова из стихотворения, в которых есть буква «ё». – Что узнали о букве «ё»? - Когда она обозначает один звук? Два звука? Детям предлагается игра «Назови детёныша» тигр - … (тигрёнок) слон - … (слонёнок) гусь - … (гусёнок) лев - … (львёнок) лось - … (лосёнок) лиса - … (лисёнок)
8.Рефлексия. (1-2минуты) Учитель:
Кому сегодня было интересно на уроке? - А кому трудно было? - Как вы считаете, хорошо вы работали сегодня? (Ребята показывают большой палец). Приклеивают себе в тетрадь цветные полоски.