Тема урока: Буквы «Ёё».
Цели: познакомить с гласной буквой Ё, обозначающей два звука; раскрыть роль буквы Ё как показателя мягкости согласных звуков; учить читать слоги и слова с буквой Ё, совершенствовать слоговое чтение; учить производить слого-звуковой анализ слов; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
Оборудование: презентация, слоговая таблица, «Лента букв и звуков», карточки для звукового анализа слов, буквы.
Учебное пособие: Азбука-читалочка: Я учусь читать / Сост. О.Н.Левик. – Краснодар: Флер, 2015. – 64 с.
Ход урока:
Организационный момент
1. Этап повторения изученного материала
- Ребята, начнём наш урок с разминки. Прочитаем слоги по таблице. Вспомните, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Буква «жэ».)
- Прочитаем слоги с буквой «жэ». (Хором, по «цепочке».)
- Какие слоги выделены красным цветом? Почему? Какое правило мы должны помнить? (ЖИ-ШИ пиши с буквой И)
- Посмотрите на «Ленту букв и звуков», кто покажет букву «жэ»?
- Какой звук обозначает буква «жэ»? ([ж])
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (Согл., зв., всегда твёрдый, имеет пару [ж-ш].)
2. Актуализация знаний
- Ребята, мы продолжаем путешествие по сказочному лесу, в который попали на уроке математики. Слайд 1.
- У кого мы уже побывали в гостях? (У белочки, бурундука и кабанчика.)
- А теперь отправимся в гости к царю зверей? А кого называют царём зверей? (Льва.)
- Правильно, это лев. Слайд 2.
- А почему льва называют царём? (Лев – большой и сильный. У него роскошная грива, гордый взгляд. Всем своим видом он показывает уверенность в себе.)
- Ребята, а вы знаете, что есть такое мужское имя Лев.
- Если, например, мальчика зовут Лев, как мы можем ласково его назвать? (Лёва, Лёвушка.)
- Давайте составим звуковую схему слова Лёва.
- Разделим на слоги.
- Сколько слогов? (2)
- Кто напишет на доске?
- Назовите первый слог. (лё)
- Каким гласным звуком образован слог? ([о]. Ставлю карточку.)
- Назовите второй слог. (ва)
- Каким гласным звуком образован слог? ([а]. Ставлю карточку.)
- Сколько гласных звуков в слове? (2)
- О чём говорят гласные звуки? (Сколько гласных звуков, столько и слогов.)
- В нашем слове сколько гласных звуков? (2)
- Значит, сколько слогов? (2)
- А теперь позовём слово, чтобы определить ударный слог. Зовём Лё-ва!
- Какой слог мы произносим с большей силой? (Первый ЛЁ)
- На какую гласную падает ударение? (На О.)
- Кто поставит ударение?
- Послушайте первый слог ЛЁ. Какой звук мы слышим перед О? ([лʼ])
- Дайте характеристику. (Согл., мягк.)
- Согл. мягк. звук сливается с гласным. Как обозначить на схеме?
- Послушайте второй слог ВА. Какой звук мы слышим перед А? ([в])
- Дайте характеристику. (Согл., тв.)
- Согл. тв. звук сливается с гласным. Как обозначить на схеме?
- Получилась звуковая схема слова ЛЁВА.
- А кто сможет составить слово из букв? (Дать лишнюю букву О.)
3. Сообщение темы урока
- Ребята, посмотрите, в этом слове появилась новая буква – это буква Ё.
Эта буква необычная. На этом уроке мы будем исследовать эту букву.
4. Изучение нового материала
1) Знакомство с буквами «Ёё»
- Итак, посмотрите на экран. Слайд 3.
- Перед вами буквы Ёё – заглавная и строчная. Они выглядят по-разному.
- На какую букву очень похожа буква Ё? (На Е.)
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (Щелчок «мышкой.)
- Буква Ё – это гласная буква. (Ставлю на доске Ёё – красные (деревянн.).)
2) Роль буквы Ё в слоге-слиянии
- Мы познакомились с буквой Ё, а теперь возвращаемся к нашему слову ЛЁВА. Назовите ещё раз первый слог. (ЛЁ)
- Какой гласный звук мы слышим? ([о])
- Слышим звук [о], а пишем какую букву? (ё)
- Какой вывод можно сделать? (В слоге-слиянии буква Ё обозначает звук [о].)
- А ещё посмотрите, что буква Ё сделала с согласным звуком [лʼ]? (Смягчила.)
- Какой вывод делаем? (В слоге-слиянии буква Ё смягчает согласный звук.)
3) Буква Ё может обозначать 2 звука
- Какие ещё гласные смягчают согласный звук в слоге-слиянии? (И, Е, Я – ставлю на доске и добавляю Ё.)
- Смотрите, мы уже знаем 4 гласные буквы, которые смягчают согласный звук в слоге-слиянии. А что ещё мы можем рассказать про эти буквы? (Е, Я и теперь ещё Ё добавляется – могут обозначать 2 звука. Ставлю цифру 2. Начинаю делать схему.)
- Вспоминаем, мы с вами составляли «Карту памяти», делали схему, вспоминайте эту схему. Когда гласные буквы Е, Я, Ё будут обозначать 2 звука? (В начале слова, после гласной буквы, после Ъ и Ь знаков. Схема составлена.)
- Причём, давайте посмотрим, буква Е какие 2 звука будет обозначать? ([йʼэ])
- Буква Я? ([йʼа])
- Буква Ё? ([йʼо])
- Сливается всегда мягкий согл. звук [йʼ] с гласным звуком, поэтому мы выбираем карточку с зелёным цветом.
4) Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
5) Например
- Теперь давайте рассмотрим примеры. Отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик) Слайд 4.
- Давайте составим звуковую схему слова ЁЖИК.
- Разделим на слоги.
- Сколько слогов? (2)
- Назовите первый слог. (Ё)
- Каким гласным звуком образован слог? ([о])
- А что мы слышим перед [о]? ([йʼ])
- Какой это звук? (Согл., мягк.)
- Какие звуки сливаются? (Согл. мягк. с гл.)
- Обозначьте на схеме.
- Назовите второй слог. (ЖИК)
- Каким гласным звуком образован слог? ([ы])
- Что мы слышим перед [ы]? ([ж])
- Дайте характеристику. (Согл., тв.)
- Какие звуки сливаются? (Согл. тв с гл.)
- Обозначьте на схеме.
- Назовите последний звук. ([к])
- Какой это звук? (Согл., тв.)
- Обозначьте на схеме.
- Получилась звуковая схема слова ЁЖИК.
- Составим слово из букв. Кто сможет? (Дать лишние букву Ы, О.)
- Какое правило мы помним при написании ЖИ-ШИ?
- Теперь посчитайте, сколько букв в слове ЁЖИК? (4)
- Посмотрите на звуковую схему. Посчитайте, сколько звуков в слове ЁЖИК? (5)
- Почему такая разница? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает 2 звука [йʼо].)
6) Работа над рассказом
- Ребята, а сейчас послушайте рассказ и придумайте название. («Азбука», с. 49)
- Куда пошли мальчики? (В лес.)
- Как зовут мальчиков? (Лёша и Саша.)
- А кто такой Шарик. (Собака.)
- Что произошло в лесу? (Дети нашли ёжика.)
- Как они нашли ёжика? (Шарик разрыл листву под ёлкой, а Лёша поймал ёжика.)
- Как вы думаете, как дальше поступят ребята с ёжиком? (Отпустят.)
- Как можно назвать этот рассказ? (Ёжик.)
- Ребята, этот рассказ напечатан в «Азбуке», вы будете его читать дома.
7) Чтение по учебнику
- Откройте «Азбуку» на с. 48. Нашли букву Ё? Прочитаем слоги с буквой Ё.
- Найдите слоги. Поставили пальчик на первый слог. Читаем хором.
- Прочитаем по слоговой таблице хором.
- А теперь прочитаем слова с буквой Ё. Сначала на экране хором. Слайд 5.
- Прочитаем по книге. (Хором, «цепочкой».)
- Найдите слова, в которых буква Ё стоит после гласной буквы. (Даёт, поёт, моё.)
- Прочитаем вторую строку на экране. (По ходу чтения: да-ёт – После какой гласной буквы стоит буква Ё? и т.д.)
- Сколько звуков обозначает буква Ё, если стоит после гласной буквы? (2 звука)
- Какие это звуки? ([йʼо])
8) Гласная Ё после Ь и Ъ знаков
- А ещё в каком (последнем) случае буква Ё обозначает два звука? (Если стоит после Ъ и Ь знаков.)
- Составим из букв слово ПОЁТ. Кто составит? (Дать лишний Ь.)
- Какую букву в этом слове можно заменить на Ь, чтобы получилось другое слово? (ПЬЁТ)
- Давайте прочитаем слово хором.
- После какой буквы стоит гласная Ё? (После Ь.)
- Сколько звуков она обозначает? (2)
- Прочитаем следующее слово хором (ОБЪЁМ)
- Что такое ОБЪЁМ? (Это размер какого-то пространства, например, объём коробки, то есть сколько предметов мы можем поместить в коробку. Или объём банки, то есть сколько воды, например, мы можем налить в банку.)
- После какой буквы стоит гласная Ё? (После Ъ.)
- Сколько звуков она обозначает? (2)
5. Подведение итогов урока
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Что можете рассказать об этой букве? (Гласная; обозначает звук [о] в слоге-слиянии, смягчает согл. звук; может обозначать два звука.)
Отметить лучших учеников.