12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Омельченко Елена Ивановна324
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 имени С.А.Тунникова посёлка Мостовского МО Мостовский район
Россия, Краснодарский край, посёлок Мостовской

Тема урока: Буквы «Ёё».

Цели: познакомить с гласной буквой Ё, обозначающей два звука; раскрыть роль буквы Ё как показателя мягкости согласных звуков; учить читать слоги и слова с буквой Ё, совершенствовать слоговое чтение; учить производить слого-звуковой анализ слов; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.

Оборудование: презентация, слоговая таблица, «Лента букв и звуков», карточки для звукового анализа слов, буквы.

Учебное пособие: Азбука-читалочка: Я учусь читать / Сост. О.Н.Левик. – Краснодар: Флер, 2015. – 64 с.

 

Ход урока:

Организационный момент

1. Этап повторения изученного материала

- Ребята, начнём наш урок с разминки. Прочитаем слоги по таблице. Вспомните, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Буква «жэ».)

- Прочитаем слоги с буквой «жэ». (Хором, по «цепочке».)

- Какие слоги выделены красным цветом? Почему? Какое правило мы должны помнить? (ЖИ-ШИ пиши с буквой И)

- Посмотрите на «Ленту букв и звуков», кто покажет букву «жэ»?

- Какой звук обозначает буква «жэ»? ([ж])

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (Согл., зв., всегда твёрдый, имеет пару [ж-ш].)

 

2. Актуализация знаний

- Ребята, мы продолжаем путешествие по сказочному лесу, в который попали на уроке математики. Слайд 1.

t1574779988aa.gif

- У кого мы уже побывали в гостях? (У белочки, бурундука и кабанчика.)

- А теперь отправимся в гости к царю зверей? А кого называют царём зверей? (Льва.)

- Правильно, это лев. Слайд 2.

t1574779988ab.gif

- А почему льва называют царём? (Лев – большой и сильный. У него роскошная грива, гордый взгляд. Всем своим видом он показывает уверенность в себе.)

- Ребята, а вы знаете, что есть такое мужское имя Лев.

- Если, например, мальчика зовут Лев, как мы можем ласково его назвать? (Лёва, Лёвушка.)

- Давайте составим звуковую схему слова Лёва.

- Разделим на слоги.

- Сколько слогов? (2)

- Кто напишет на доске?

- Назовите первый слог. (лё)

- Каким гласным звуком образован слог? ([о]. Ставлю карточку.)

- Назовите второй слог. (ва)

- Каким гласным звуком образован слог? ([а]. Ставлю карточку.)

- Сколько гласных звуков в слове? (2)

- О чём говорят гласные звуки? (Сколько гласных звуков, столько и слогов.)

- В нашем слове сколько гласных звуков? (2)

- Значит, сколько слогов? (2)

- А теперь позовём слово, чтобы определить ударный слог. Зовём Лё-ва!

- Какой слог мы произносим с большей силой? (Первый ЛЁ)

- На какую гласную падает ударение? (На О.)

- Кто поставит ударение?

- Послушайте первый слог ЛЁ. Какой звук мы слышим перед О? ([лʼ])

- Дайте характеристику. (Согл., мягк.)

- Согл. мягк. звук сливается с гласным. Как обозначить на схеме?

- Послушайте второй слог ВА. Какой звук мы слышим перед А? ([в])

- Дайте характеристику. (Согл., тв.)

- Согл. тв. звук сливается с гласным. Как обозначить на схеме?

- Получилась звуковая схема слова ЛЁВА.

- А кто сможет составить слово из букв? (Дать лишнюю букву О.)

 

3. Сообщение темы урока

- Ребята, посмотрите, в этом слове появилась новая буква – это буква Ё.

Эта буква необычная. На этом уроке мы будем исследовать эту букву.

 

4. Изучение нового материала

1) Знакомство с буквами «Ёё»

- Итак, посмотрите на экран. Слайд 3.

t1574779988ac.gif

- Перед вами буквы Ёё – заглавная и строчная. Они выглядят по-разному.

- На какую букву очень похожа буква Ё? (На Е.)

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки. (Щелчок «мышкой.)

- Буква Ё – это гласная буква. (Ставлю на доске Ёё – красные (деревянн.).)

 

2) Роль буквы Ё в слоге-слиянии

- Мы познакомились с буквой Ё, а теперь возвращаемся к нашему слову ЛЁВА. Назовите ещё раз первый слог. (ЛЁ)

- Какой гласный звук мы слышим? ([о])

- Слышим звук [о], а пишем какую букву? (ё)

- Какой вывод можно сделать? (В слоге-слиянии буква Ё обозначает звук [о].)

- А ещё посмотрите, что буква Ё сделала с согласным звуком [лʼ]? (Смягчила.)

- Какой вывод делаем? (В слоге-слиянии буква Ё смягчает согласный звук.)

 

3) Буква Ё может обозначать 2 звука

- Какие ещё гласные смягчают согласный звук в слоге-слиянии? (И, Е, Я – ставлю на доске и добавляю Ё.)

- Смотрите, мы уже знаем 4 гласные буквы, которые смягчают согласный звук в слоге-слиянии. А что ещё мы можем рассказать про эти буквы? (Е, Я и теперь ещё Ё добавляется – могут обозначать 2 звука. Ставлю цифру 2. Начинаю делать схему.)

- Вспоминаем, мы с вами составляли «Карту памяти», делали схему, вспоминайте эту схему. Когда гласные буквы Е, Я, Ё будут обозначать 2 звука? (В начале слова, после гласной буквы, после Ъ и Ь знаков. Схема составлена.)

- Причём, давайте посмотрим, буква Е какие 2 звука будет обозначать? ([йʼэ])

- Буква Я? ([йʼа])

- Буква Ё? ([йʼо])

- Сливается всегда мягкий согл. звук [йʼ] с гласным звуком, поэтому мы выбираем карточку с зелёным цветом.

 

4) Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

 

5) Например

- Теперь давайте рассмотрим примеры. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик) Слайд 4.

t1574779988ad.gif

- Давайте составим звуковую схему слова ЁЖИК.

- Разделим на слоги.

- Сколько слогов? (2)

- Назовите первый слог. (Ё)

- Каким гласным звуком образован слог? ([о])

- А что мы слышим перед [о]? ([йʼ])

- Какой это звук? (Согл., мягк.)

- Какие звуки сливаются? (Согл. мягк. с гл.)

- Обозначьте на схеме.

- Назовите второй слог. (ЖИК)

- Каким гласным звуком образован слог? ([ы])

- Что мы слышим перед [ы]? ([ж])

- Дайте характеристику. (Согл., тв.)

- Какие звуки сливаются? (Согл. тв с гл.)

- Обозначьте на схеме.

- Назовите последний звук. ([к])

- Какой это звук? (Согл., тв.)

- Обозначьте на схеме.

- Получилась звуковая схема слова ЁЖИК.

- Составим слово из букв. Кто сможет? (Дать лишние букву Ы, О.)

- Какое правило мы помним при написании ЖИ-ШИ?

- Теперь посчитайте, сколько букв в слове ЁЖИК? (4)

- Посмотрите на звуковую схему. Посчитайте, сколько звуков в слове ЁЖИК? (5)

- Почему такая разница? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает 2 звука [йʼо].)

 

6) Работа над рассказом

- Ребята, а сейчас послушайте рассказ и придумайте название. («Азбука», с. 49)

- Куда пошли мальчики? (В лес.)

- Как зовут мальчиков? (Лёша и Саша.)

- А кто такой Шарик. (Собака.)

- Что произошло в лесу? (Дети нашли ёжика.)

- Как они нашли ёжика? (Шарик разрыл листву под ёлкой, а Лёша поймал ёжика.)

- Как вы думаете, как дальше поступят ребята с ёжиком? (Отпустят.)

- Как можно назвать этот рассказ? (Ёжик.)

- Ребята, этот рассказ напечатан в «Азбуке», вы будете его читать дома.

 

7) Чтение по учебнику

- Откройте «Азбуку» на с. 48. Нашли букву Ё? Прочитаем слоги с буквой Ё.

- Найдите слоги. Поставили пальчик на первый слог. Читаем хором.

- Прочитаем по слоговой таблице хором.

- А теперь прочитаем слова с буквой Ё. Сначала на экране хором. Слайд 5.

t1574779988ae.gif

- Прочитаем по книге. (Хором, «цепочкой».)

- Найдите слова, в которых буква Ё стоит после гласной буквы. (Даёт, поёт, моё.)

- Прочитаем вторую строку на экране. (По ходу чтения: да-ёт – После какой гласной буквы стоит буква Ё? и т.д.)

- Сколько звуков обозначает буква Ё, если стоит после гласной буквы? (2 звука)

- Какие это звуки? ([йʼо])

 

8) Гласная Ё после Ь и Ъ знаков

- А ещё в каком (последнем) случае буква Ё обозначает два звука? (Если стоит после Ъ и Ь знаков.)

- Составим из букв слово ПОЁТ. Кто составит? (Дать лишний Ь.)

- Какую букву в этом слове можно заменить на Ь, чтобы получилось другое слово? (ПЬЁТ)

- Давайте прочитаем слово хором.

- После какой буквы стоит гласная Ё? (После Ь.)

- Сколько звуков она обозначает? (2)

- Прочитаем следующее слово хором (ОБЪЁМ)

- Что такое ОБЪЁМ? (Это размер какого-то пространства, например, объём коробки, то есть сколько предметов мы можем поместить в коробку. Или объём банки, то есть сколько воды, например, мы можем налить в банку.)

- После какой буквы стоит гласная Ё? (После Ъ.)

- Сколько звуков она обозначает? (2)

 

5. Подведение итогов урока

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Что можете рассказать об этой букве? (Гласная; обозначает звук [о] в слоге-слиянии, смягчает согл. звук; может обозначать два звука.)

 

Отметить лучших учеников.

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.