Занятие с логопедом «Звуки [ЙО]. Буква -Ё-»
Тема: Звуки [ЙО]. Буква «Ё».
Цель: познакомить детей с буквой «Ё».
Задачи.
Образовательные:
- закрепить навыки различения и четкого произношения [ЙО];
- познакомить детей с буквой «Ё»;
- учить дифференцировать звуки [ЙО] и [О];
- учить различать буквы Е и Ё и звуки, которые они обозначают, при чтении.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь детей;
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение совершать звуко-слоговой анализ слов;
- упражнять в составлении слов из разрезной азбуки;
- упражнять в составлении слов из данных в нарушенной последовательности звуков;
- развивать зрительное восприятие;
- проводить профилактику дисграфии;
- развивать внимание;
- развивать общую и артикуляционную моторику;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность и аккуратность.
Оборудование: индивидуальные зеркала; магнитная доска и буквы; символы звуков; цветные карандаши; тетради; символы для игры «Светофор».
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
На доске висят различные гласные буквы. Логопед предлагает детям найти букву, которую они еще не изучали. Дети находят букву Ё.
II. Основная часть (20 мин.)
1. Знакомство с новым материалом.
- Ребята, а на что похожа буква Ё?
Е и Ё родные дочки,
Только Ё имеет точки.
2. Работа с индивидуальными зеркалами.
- Ребята, а какие звуки обозначает буква Ё? (ЙО) Давайте вспомним, как они произносятся!
3. Характеристика звуков.
- Дайте характеристику этих звуков. (Й – согласный, звонкий, мягкий; О – гласный)
- Каким цветом вы разукрасите звуковой домик буквы Ё? (зеленым и красным)
4. Игра «Светофор»
Логопед называет слова, а дети, если услышат слово с [ЙО] поднимают зелено-красный кружок, если с [О] – поднимают красный кружок.
Слова: ёж, окно, ёлка, Олька, ёжик, куёт, пион.
5. Игра «Допиши букву».
Работа по индивидуальным карточкам: детям предлагается дописать необходимые элементы, чтобы получилась буква Ё.
6. Физкультминутка.
Дети стоят в кругу, каждый по-очереди показывает упражнения.
7.Игра «Составь слово»
- Я назову звуки, а вы составьте из них слово. ([к], [йо], [л], [а] – ёлка)
8. Развитие ФА и С.
- Составьте звуковую схему этого слова, а затем составьте это слово из разрезной азбуки.
- Где находится буква Ё? Сколько звуков она обозначает? (Буква Ё в начале слова обозначает два звука)
9. Игра «Составь слово»
- Я назову звуки, а вы составьте из них слово. ([п], [йо], [т], [о] – поёт)
10. Развитие ФА и С.
- Составьте звуковую схему этого слова, а затем составьте это слово из разрезной азбуки.
- Где находится буква Ё? Сколько звуков она обозначает? (Буква Ё после гласной обозначает два звука)
11. Игра «Составь слово»
- Я назову звуки, а вы составьте из них слово. ([л], [йо], [н], [к] – клён)
10. Развитие ФА и С.
- Составьте звуковую схему этого слова, а затем составьте это слово из разрезной азбуки.
- Где находится буква Ё? Сколько звуков она обозначает? (Буква Ё после согласной, смягчает согласную и обозначает один звук)
III. Итог занятия (1-2 мин.)
- О какой букве мы сегодня говорили? Сколько звуков она обозначает?