Конспект урока «Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ё ё. Двойная роль буквы Ё»
Сведения об авторе:
Корытникова Елена Юрьевна
Учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
Конспект урока обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого «Азбука» 1 класс.
Разработка содержит подробное описание каждого этапа урока с применением технологии продуктивного чтения.
Конспект урока
Тема урока: «Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ё ё. Двойная роль буквы Ё»
Цели: познакомить детей с новой буквой Ё; находить звуки [й’о], [’о] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами; научить читать слоги и слова с новой буквой; формировать навык смыслового чтения; формировать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу урока.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД:
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку.
Логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.
Коммуникативные УУД:
Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.
Осваивать правила выполнения работы в паре, выполнять правила работы в малой группе.
Личностные УУД:
Аргументировать свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.
Применять правила поведения в классе.
Оборудование: компьютер, экран, учебник «Азбука» В.Г. Горецкого 2 часть, схемы, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, я начну урок словами, которые помогут нам в работе.
Мы пришли сюда учиться –
не лениться, а трудиться.
Работаем… старательно,
Слушаем… внимательно.
2. Актуализация знаний.
Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит и как будто бы …шуршит.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(Ёжик)
- Ёжик – гость нашего урока. Сегодня он будет нам давать задания и познакомит нас с новой буквой.
- Ребята, но для начала, ёжик хочет проверить, сможете ли вы работать на уроке или вам ещё не хватает знаний. Проверим?
- Вот в какую игру хочет поиграть с вами ёжик.
Игра «Сундучок»
- Ребята, посмотрите, перед нами сундучок, но он закрыт. Давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы сундучок открылся? (его нужно вежливо попросить)
- Давайте попробуем попросить сундучок. Кто попробует?
- Открылся нам сундучок, а что же в нем было спрятано? (буквы)
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Кто бы хотел разделить эти буквы у доски?
- Почему эти буквы называются гласными? Согласными?
- А почему одну букву вы не отнесли ни к гласным, ни к согласным? (ь - это только буква, она не обозначает никакого звука)
- Молодцы! Вы уже много знаете.
- А какую букву мы с вами еще не изучали? (букву ё)
3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Буква ё)
- Какую цель поставим на уроке?
- Закончите предложения.
Познакомимся …
Узнаем…
Научимся…
4. Учебно-познавательная деятельность. Изучение нового материала (совместное «открытие» новых знаний)
1. Знакомство со звуками [й’о].
- Рассмотрите схему слова ёжик. Назовите первый звук. ([й’])
- Охарактеризуйте его. (Согласный, мягкий, звонкий, непарный)
- Второй звук? ([о] – гласный, ударный)
- Эти два звука образуют слог-слияние.
2. Знакомство с буквами Ё, ё. Проблемная ситуация.
- Кто знает сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’о]?
- Для обозначения звуков используется буква Ё.
- Какая это буква?
- На что похожа буква Ё?
3. На доске три столбца со словами:
ёжик моё мёд
ёлочка твоё лёд
ёрш своё вёз
- Определите место буквы ё и скажите, какие звуки в этом случае обозначает эта буква.
- Сделайте вывод. (рядом с каждым столбцом вывешивается схема)
- Сравним его с выводом в учебнике на с.31
5. Первичное закрепление
Упражнение в чтении слов, предложений с буквой Ё.
- Сейчас мы прочитаем рассказ на с. 31
1. Работа с текстом до чтения
- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чём пойдёт речь в рассказе?
- Давайте прочитаем и проверим подтвердятся ли наши предположения?
2. Работа с текстом во время чтения
(после чтения каждого предложения учитель задаёт вопрос)
Ребята были в лесу.
- Зачем ребята ходили в лес? Кто был с ребятами?
Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит.
- Как вы думаете кто шуршал возле ёлочки?
Там ёжик!
- Как поведёт себя собака?
Напала Жучка на ёжика.
- Как вы думаете, что сейчас случится?
Наколола она нос и отбежала на своё место.
- Догадались почему?
3. Работа с текстом после чтения
- Как поступает ёжик, когда ему грозит опасность?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?
- Какая часть текста, показалась вам наиболее интересной?
- Что ещё знаете о жизни ёжика?
- В каких словах встретилась буква Ё? Сколько звуков даёт буква Ё в этих словах?
6. Подведение итогов
- Я знаю, что вы все любите играть. Давайте поиграем и подведём итог нашей работе. Проверим, насколько вы были внимательны.
Игра «Да», «Нет» (работа в парах)
- Если ответ на мой вопрос да – закрасьте кружок зелёным цветом, если нет – красным. Будьте очень внимательны.
Сегодня на уроке мы говорили о букве Ё? (да)
Буква Ё гласная? (да)
Буква Ё всегда дает два звука? (нет)
Буква Ё смягчает предшествующие согласные? (да)
Буква Ё дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной? (да)
Сегодня на уроке узнали много нового про слона? (нет)
Главный герой нашего урока ёж? (да)
- Наш урок подходит к концу.
- Вы знаете, что ежи зимой спят. А наш ежик задержался, чтобы прийти к вам на урок. Надо ему помочь собрать сухих листьев. У вас на партах по два листочка. Подумайте, всё ли вам было понятно, интересно было работать, тогда возьмите желтый листик. Если вы ещё не до конца разобрались, вам было трудно, тогда коричневый листик. Сначала выходят девочки, потом мальчики.
Список литературы:
Горецкий В.Г. «Азбука»: учебник 1 класс 2 часть. – М.: Просвещение, 2019.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 2011.
https://zooclub.ru/