12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соловьева Ольга Геннадьевна24
1

Методическая разработка урока биологии с элементами здоровьесберегающих технологий «Роль гормонов в росте и развитии организма»

Методическая разработка урока  биологии с  элементами здоровьесберегающих технологий

«Роль гормонов в росте и развитии организма»

Класс:8

Ключевые понятия:

Гормоны. Гормоны гипофиза. Гиперфункция и гипофункция гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гиперфункцией и гипофункцией ЖВС.

Планируемый результат:

Называть: некоторые гормоны желез внутренней секреции , заболевания щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, поджелудочной железы.

Объяснять причины возникновения заболеваний желез внутренней секреции, связь строения и функции желез внутренней секреции.

Определять: по рисунку или фотографии железы внутренней секреции

Анализировать: воздействие внешних факторов на работу организма.

Оборудование и материал:

  • иллюстрации по теме урока,
  • таблички с названиями команд на столах,
  • слайды презентации,
  • карточки с названиями желёз внутренней,
  • смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски,
  • карточки – задания для команд,
  • дополнительная литература для работы с карточками-заданиями,
  • перечень вопросов самостоятельной работы.

Ход урока

Организационный момент.

(Обучающиеся класса заранее поделены на команды).

Учащиеся входят в класс и команды занимают свои места.

В каждой команде по 7 – 8 человек.

Представление команд и капитанов (названия команды, капитан)

Этап проверки домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились со строением желез внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз. И сейчас мы посмотрим. чья же команда быстро сможет узнать изученные железы и охарактеризовать их.

У вас на столах лежат карточки с изображениями желез определенной секреции. Выполните задания, указанные в карточках.

(Обучающиеся выполняют задания).

Карточка-задание команды № 1

1.Какая железа изображена на рисунке под № 3?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: паращитовидная железа

Паращитовидные железы (паратиреоидные железы) — четыре небольших эндокринных железы, расположенные позади щитовидной железы, попарно у её верхушки и основания. Два участка расположено справа от трахеи, два — слева. Вырабатывают паратиреоидный гормон, или паратгормон Паращитовидная железа регулирует уровень кальция в организме в узких рамках, так чтобы нервная и двигательная системы функционировали нормально. Когда уровень кальция в крови падает ниже определённого уровня, рецепторы паращитовидной железы, чувствительные к кальцию, активируются и секретируют гормон в кровь. Паратгормон стимулирует остеокласты, чтобы те выделяли в кровь кальций из костной ткани. Паратгормон — вырабатывается скоплениями секреторных клеток в паренхиме железы. Необходим для поддержания концентрации ионов кальция в крови на соответствующем уровне.

Карточка-задание команды № 2

1.Какая железа изображена на рисунке под цифрой 6?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: поджелудочная железа.

Поджелудочная железа (железа смешанной секреции) Располагается в брюшной полости ниже желудка. Часть поджелудочной железы – островки Лангерганса, располагаются в разных местах железы. Инсулин  регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы, отложение жира. При избыточном действии наступает шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания в результате падения уровня глюкозы в крови. При недостаточном действии возникает сахарный диабет, при котором повышается уровень глюкозы в крови, появляется сахар в моче. Глюкагон  регулирует образование глюкозы из гликогена. Избыточное действие приводит к повышению уровня глюкозы в крови и стимулирует расщепление жира. При недостаточном действии уменьшается уровень глюкозы в крови.

Карточка-задание команды № 3

1.Какая железа изображена на рисунке под № 1?

2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.

Ответ: железа тимус

Тимус (вилочковая железа) Небольшой лимфоидный орган, состоит из двух долек, расположен за грудиной в средостении. Тимозин, тимопоэтины Стимулирует развитие и формирование иммунной системы в детском возрасте. Если продолжает активно функционировать у взрослого человека, могут развиваться заболевания, при которых разрушаются собственные белки организма.

Проверяется выполнение задания . от каждой команды отвечает один из учащихся.

- А теперь задание на умение распределить правильно железы секреции по группам.

(К доске магнитами прикреплены термины – названия желез внешней, внутренней и смешанной секреции).

1-й команде нужно выписать названия желез внешней секреции и объяснить свой выбор.

2-й команде - выписать названия желез внутренней секреции и объяснить свой выбор

3-й команде выписать названия желез смешанной секреции и объяснить свой выбор

Команды выполняют задания. Учитывается скорость и правильность выполнения.

2-й вариант проверки выполнения задания ( если позволяет техническое оснащение). Можно заранее записать на жёсткий диск компьютера анатомический атлас и подготовить интерактивную страницу “Нейрогуморальная регуляция”. Учитель наводит стрелку на изображение железы, а ученики определяют название железы и к какому типу эта железа относится.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  • железы внешней секреции
  • железы внутренней секреции
  • железы смешанной секреции
  • гипофиз
  • поджелудочная железа
  • сальные железы
  • эпифиз
  • щитовидная железа
  • половые железы
  • потовые железы
  • надпочечники
  • слюнные железы
  • желудочные железы

Далее учитель задаёт общий вопрос классу:

- Среди названных желез остановимся подробнее на железах внутренней секреции. Вспомните, в чем особенность работы этих желез? ( Ответы обучающихся по изученной теме).

- Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология ( греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова

эндокринология.

 

- Биологически активные вещества вырабатываются нашим организмом в очень маленьких количествах. Например,15 г гормона адреналина, выделяемого надпочечниками хватило бы для всех людей земного шара. Но избыток или недостаток гормонов вызывает серьёзные нарушения в работе организма.

Какие?

Об этом вы узнаете, выполнив задания.

Откройте конверты с заданиями. Ознакомьтесь с ними и приступайте к выполнению.

Все необходимые материалы у вас на столах. Это литература для изучения, иллюстрации. Таблицы на отдельном столе. Можете ими воспользоваться.

Команды выполняют задания.

Задание команде № 1

-Подготовьте сообщение о надпочечниках.

Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение,

какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочечников?

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Команда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы для ознакомления с надпочечниками:

1.Справочник Батуева. стр.12 ( о гормоне адреналине).

2.Учебник биологии

3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Задание команде № 2

Подготовьте сообщение о щитовидной железе

Расскажите о расположении железы, её строении , функциях, какие гормоны выделяет.

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Команда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используйте список литературы:

1.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека

( о расположении желёз игормонах)

2.Н.А.Фомин "Физиология человека" стр.110

3.стр. 182 №11 и №12 -рисунок."Карманный атлас анатомии человека".

Задание команде № 3

-Подготовьте сообщение о ГИПОФИЗЕ

. Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение, какие выделяют гормоны , на что оказывают влияние эти гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций гипофиза?

Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Команда вносит сведения о железе, которую изучает.

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

 

 

 

 

 

Список литературы для ознакомления с железой:

1.Справочник Батуева. стр.12.

2.Учебник биологии.

3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении жвс).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Примерные ответы команд.

НАДПОЧЕЧНИКИ.

Учитель проецирует слайд на доску во время ответа команды.

Слайд, показывающий расположение желез внутренней секреции

Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц. Т.Е адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.

Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

ГИПОФИЗ

 

является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.

(На экране проектора появляется изображение головного мозга).

Сагиттальный разрез мозга. Вид с медиальной стороны.

  1. -мозолистое тело;
  2. -свод;
  3. -таламус;
  4. -третий желудочек;
  5. -гипогаламус;
  6. -средний мозг;
  7. -серый бугор;
  8. -глазодвигательный нерв;
  9. -воронка;
  10. -инфундибулярная часть гипофиза;
  11. -гипофиз;
  12. -перекрест зрительный нервов;
  13. -передняя (белая) спайка.

Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

Далее следуют слайды о функциях гипофиза, схема “Строение гипофиза”.

Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Какая это функция? (Ростовая)

-Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?

(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).

Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см , но тело пропорциональное.

При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.

Далее демонстрируется слайд “Гормоны гипофиза”

Гормоны аденогипофиза

Тиротропин

Стимулирует деятельность фолликулов щитовидной железы.

Кортикотропин

Стимулирует деятельность коркового вещества надпочечников.

Гонадотропины

Регулируют функции половых желез.

Cоматотропин (гормон роста)

Стимулирует рост тканей, главным образом, скелетных.

Меланотропин

Стимулирует синтез меланина — пигмента, придающего коже оттенок загара.

Пролактин

Стимулирует образование молока в период кормления грудью.

Гормоны нейрогипофиза

Окситоцин

Стимулирует сокращения матки при родах и секрецию молочных желез.

Вазопрессин

Сужает кровеносные сосуды, замедляет образование мочи.

Щитовидная железа.

Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

На экране появляется изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.

Микроскопическое строение щитовидной железы

Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.

Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод.

Демонстрируется слайд “Необходимое количество йода”.

 

Слайд “Необходимое количество йода”.

При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом. Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.

На экране проектора появляется изображение больного зобом.

-Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза “выпучены”. Кроме того, у них повышена возбудимость.

Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.

Поэтому в таких регионах необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия.

Необходимо употреблять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.

- Группа ребят вашего класса провела небольшое исследование по выявлению поступления необходимого количества йода с пищей школьников нашей гимназии.

Ребята дают небольшую справку о том, какие продукты чаще всего употребляют школьники в пищу. Далее заслушивается сообщение о динамике заболеваемости заболеваний щитовидной железы.

В процессе приготовления пищи количество йода уменьшается.

На экране появляется слайд “Суточные нормы йода”, “Потеря йода в пищевых продуктах при обработке”, “Продукты богатые йодом”.

- Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.

При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.

Развивается кретинизм.

 

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

Гипофиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа

 

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

 

 

 

 

 

Б.Промежуточная доля.

 

В.Задняя доля

 

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

 

 

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

  • Регуляция функций половых
  • Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста- соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.
  • Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.
  • Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.
  • Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.
  • Лютенизирующий гормон-
  • Стимулирует синтез половых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

 

Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

Закрепление нового материала.

- А теперь, давайте обратимся к литературе.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи”.

Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.

О каком же заболевании говорится в произведении (Бронзовая болезнь.)

А теперь решите биологическую задачу.

По описанию поведения больных определите, у кого из них щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.

А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.

(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.

(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

- Ребята. сделайте выводы о работе и значении желез внутренней секреции.

1.Действие гормонов на органы

2.Действие гормонов на клетки-мишени

3.Активность гормонов

4.Роль гормонов в гомеостазе

Примерные ответы учащихся:

1.Действие гормонов носит дистантный характер- органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.

2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.

3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.

4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

-Какие же основные функции гормонов можно выделить?

Три основные функции гормонов:

  • роста и раз вития организма -
  • адаптации к постоянно меняющимся условиям среды
  • обеспечение гомеостаза

Подведение итогов урока.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Расскажите о работе ваших команд на уроке.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Информация о домашнем задании.

1.§45 учебника “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма”. Сообщения по теме (по желанию).

2.Выполнить в рабочей тетради № 2 задания №№173-175.

3.Заполнить таблицу “ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ”

4.Подготовить презентацию по теме урока ( по желанию)

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

Гипофиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щитовидная железа

 

 

 

Паращитовидная железа

 

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

 

 

 

 

 

Б.Промежуточная доля.

 

В.Задняя доля

 

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

 

 

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

  • Регуляция функций половых
  • Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста- соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.
  • Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.
  • Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.
  • Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.
  • Лютенизирующий гормон-
  • Стимулирует синтез половых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина, пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

 

Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

При разработке данного методического материала урока использованы следующие ресурсы:

  1. http://college.ru Открытый колледж. Интерактивное задание “Биология. Человек”, 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.
  2. http://www.informika.ru/text/database/biology/ Иллюстрации презентации по теме урока.
  3. http://medkarta.com О строении и функции организма человека

строение щитовидной железы

  1. Сканированные иллюстрации из Р.Уокер “ Анатомия человека иллюстрированный атлас”
  2. З.Брем Биология. Справочник школьника и студента. М.: дрофа, 1999.
  3. С.Г.Мамонтов Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: Дрофа. 2007


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.