Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Как животные общаются между собой»

49
8
Материал опубликован 30 October 2023 в группе

Автор методической разработки:

Бобырь Елена Владимировна,

учитель биологии и химии

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск.

Методическая разработка урока биологии в 5 классе

по теме: «Как животные общаются между собой»

Цель урока: сформировать у обучающихся представление  об общении в мире животных как неотъемлемой части их поведения, значении общения в жизни животных.

Задачи урока:

Образовательные: формирование знаний о языке животных, формах поведения животных во время передачи сигналов, значении общения в жизни животных.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе и умение их применять в новой ситуации, развитие коммуникативных и творческих умений учащихся, формирование интеллектуальных умений, овладение методами исследования природы, расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся, формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой.

Воспитывающие: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы, воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

учащиеся должны знать:

 - основные способы общения у разных животных;

- значение для животных их общения друг с другом. 

учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным способам общения у животных;

- проводить наблюдения за животными;

- приводить примеры языка запахов, языка движений и языка звуков у животных;

- объяснять значение языка животных в их жизни.

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу творческой группы, формирование экологической культуры обучающихся.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, работать с текстом учебника, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, фиксировать результаты по изучению нового материала в тетрадях в виде записей и схем, выявлять причины и следствия простых явлений, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, развитие навыков самооценки и самоанализа, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение, готовить сообщения на основе обобщения информации учебника.

Организация пространства:

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесные (фронтальная беседа, диалог, полилог), иллюстративно-словесный (работа с мультимедийной презентацией), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение).

Тип урока: открытие новых знаний (конструирование способов действия по ФГОС).

Базовые технологии:  личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Обоснование выбора образовательных технологий:

- формирование положительной мотивации;

- создание условий для получения учебной информации, ее закрепления и применения;

- активизирование индивидуальных умственных способностей учащихся;

- формирование критического мышления;

- вывод учащегося на позицию объекта обучения;

- создание условий для формирования эффективного взаимодействия «учитель – учащиеся»;

- обеспечение психологического комфорта обучающихся во время урока.

Оборудование для проведения урока: компьютер, мультимедийный проектор, пульт к проектору, колонки.

Образовательные ресурсы и дидактическое обеспечение для проведения урока: мультимедийная презентация, учебник А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Биология. Введение в биологию. 5 класс», дополнительный материал (ресурсы сети Интернет), аудиофайлы «Голос соловья», «Голос жаворонка», комплект карточек из трех цветов (красная, синяя, зеленая) по количеству учащихся в классе.

Использованная литература и ссылки на интернет-источники:

  1. А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Биология. Введение в биологию. 5 класс», 2019.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию. 5 класс», 2021.
  3. Как общаются животные: удивительные факты о языках братьев наших меньших (mixstuff.ru)
  4. https://web-zoopark.ru/zhivotnie/obshchayutsya_li_zhivotnie_mezhdu_soboy.html
  5. https://autogear.ru/article/241/073/kak-mejdu-soboy-obschayutsya-jivotnyie-yazyik-dvijeniya/
  6. https://infourok.ru/konspekt-uroka-dlya-klassa-po-teme-kak-zhivotnie-obschayutsya-mezhdu-s-soboy-k-uchebniku-el-vvedenskogo-i-aa-pleshakova-3101566.html
  7. https://www.tourister.ru/users/maria_kozitsyna/blog/14667
  8. https://www.kopyl.by/?p=95454
  9. Картинки, находящиеся в свободном доступе на сайтах «Яндекс. Картинки» и «Google. Картинки» (ссылки указаны в презентации, слайды 46-50).


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме

«Как животные общаются между собой»

Этапы урока

Цели этапов

Форма/

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты в соответствии с ФГОС

1. Подго-товитель-ный

Организовать инициативное сотрудничест-во в поиске, сборе и структури-ровании информации.

Самосто-ятельная работа с дополни-тельными источни-ками лите-ратуры, ресурсами сети Интернет, наблюде-ние.

Знакомится со специаль-ной литературой, исполь-зует дополнительные материалы сети Интернет.

Готовит презентацию, чтобы наиболее наглядно представить информацию о языке животных (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

Готовит раздаточный материал (тесты для закрепления знаний по новой теме на основе рабочей тетради).

На предыдущем уроке учащиеся получают задание понаблюдать за поведением домашних животных (кошки, собаки, хомячков и др.) и птиц (воробьев, ворон и др.), подготовить дополнительный материал по теме.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

Регулятивные: учатся наблюдать за объектами живой природы.

Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.

2.Органи-зацион-ный (самооп-ределение к деятель-ности)

2-3 мин.

Организовать самооценку учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Подвести учащихся к формулировке темы и цели урока.

Проинстру-ктировать учащихся относительно форм работы на уроке.

Коллек-тивная или фронталь-ная беседа.

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраивает на плодотворную работу.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас!

А девизом нашего урока будут такие слова:

«Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно!

Борешься – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!»
(СЛАЙД 2)

Зачитывает стихотворение на фоне аудиозаписи с голосами птиц, подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Ты, конечно же, привык,

Что любимый твой язык

Тарахтит с утра до ночи

Всё чего он не захочет?

А теперь представь на миг,

Что такой же вот язык

Есть у кошки и собаки,

У медведя и макаки,

У коровы и свиньи,

У лягушки и змеи,

У букашки и у птицы,

У осла и у тигрицы.

Даже молчаливый кит

Что-нибудь да говорит…

Словом те, кто рядом с нами –

Все владеют языками! (СЛАЙД 3)

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетради, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок.






















Воспринимают рассказ учителя, формулируют тему урока: «Как животные общаются между собой». Записывают тему урока и число в тетрадь (СЛАЙД 4).

Формулируют цель урока: изучить, как общаются животные между собой, какие способы общения животных существуют, какое значение имеет общение в жизни животных?

Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: учатся самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

3. Актуа-лизация знаний (введение нового знания)

5-6 мин.


Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.


Вступи-тельная беседа, проблем-ное изло-жение с элемен-тами беседы.


Сообщает основные сведения о том, как общаются животные между собой, выясняются личный опыт учащихся, их знания об общении животных.

Животный мир удивителен и невероятно интересен. Наблюдать за повадками зверей увлекательное занятие. Могут ли они разговаривать? Как между собой общаются животные? Понимают ли друг друга представители разных видов?

Направляет поток вопросов учащихся в рациональное русло.

Язык является сложной знаковой системой. И это неудивительно. Если говорить о человеческом языке, то он принципиально отличается от остальных знаковых систем тем, что служит для выражения мыслей с помощью кончика языка. Говоря о том, как между собой общаются животные, можно отметить, что в науке есть отдельный термин, обозначающий этот процесс – «язык животных».

Животные – птицы, млекопитающие, рыбы, земноводные, насекомые и другие – доносят информацию до своих сородичей не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь, общается с помощью слов (вербальное общение).

Животные, напротив, активно пользуются невербальными средствами общения. Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих и человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют язык телодвижений (в основном при помощи хвоста и ушей). большую роль в общении для них играют запахи. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык – это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации своим собратьям.

Включаются в деятельность по освоению содержания нового материала.


Познавательные: осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

4. Воспро-изведение нового знания

25-26 мин., из них 2 мин. – физ-минутка


Организовать совместную деятельность учителя и учащихся.

Индиви-дуальная работа, самостоя-тельная работа в творчес-ких групп-пах, работа в парах, вы-ступления учащихся у доски с использо-ванием опорных схем, фронталь-ное об-суждение.

Какое значение имеет общение в жизни животных? (СЛАЙД 5)


Существует три основных вида языка, с помощью которых животные общаются между собой. Составьте схему «Язык животных».


Дает эталон ответов.


Организует групповую работу, работу в парах, результатом которой должны стать выступления учащихся у доски с использованием опорных схем и фотографий презентации.

Учитель поясняет задачу каждой группе:

1 группа – изучает, как животные общаются с помощью языка запахов (учебник, стр. 54-55).

2 группа - изучает, как животные общаются с помощью языка движений (учебник, стр. 55-56; дополнительный раздаточный материал).

3 группа - изучает, как животные общаются с помощью языка звуков (учебник, стр. 56; дополнительный раздаточный материал)

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Организует контроль выполнения задания.

Учитель приглашает для выступлений первую группу. (СЛАЙД 7)

План ответа 1 группы (СЛАЙД 8):

-язык запахов у муравьев (СЛАЙД 9),

- язык запахов у пескарей (СЛАЙД 10),

- пахучие метки у оленей (СЛАЙД 11),

- «мочевые метки» у собак.

Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о языке запахов у представителей семейств кошачьих, куньих, собачьих, у мышей-полевок и насекомых. (СЛАЙДЫ 12-14)

Учитель приглашает для выступлений вторую группу. (СЛАЙД 15)

План ответа 2 группы (СЛАЙД 16):

- язык движений серого гуся (СЛАЙД 17),

- язык движений обезьян (СЛАЙД 18),

- танцы рыб (СЛАЙД 19),

- танцы птиц (СЛАЙД 20).

Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о танцах пчёл, о языке движений кенгуру, жаб, собак, кошек, о языке жестов и мимическом языке (СЛАЙДЫ 21-27).

Проводит физкультминутку (СЛАЙД 28).

Жил на свете попугай,

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

Прыгал, кланялся, шалил,

И с друзьями говорил.

(наклоны головы и туловища вперед)

Долго в небе мог летать

И, конечно, отдыхать.

(делать приседания).

Вступительное слово учителя к выступлению 3 группы (СЛАЙДЫ 29-31).

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных. К примеру, курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 31, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

План ответа 3 группы (СЛАЙД 32):

- язык птиц – курицы и воробья (СЛАЙДЫ 33-34),

- язык свиньи (СЛАЙД 35),

- язык рыб и дельфинов (СЛАЙДЫ 36-37),

- язык шимпанзе и сусликов (СЛАЙДЫ 38-39).

Учитель дополняет ответы учащихся.

Лягушки, обитающие в Юго-Восточной Азии, могут общаться с помощью ультразвуковых частот, которые не слышны людям.

Ученые считают, что таким образом лягушкам легче выживать в природных условиях. Эти создания обитают в районах с падающей водой, где более низкие частоты трудно расслышать.

Биолог Андреа Туркало в ходе недавних исследований обнаружил, что у слонов так же, как и у людей, разные голоса, по которым их можно с легкостью отличать от других сородичей.

Ученый хочет создать нечто вроде словаря, который будет переводить "разговор" слонов на язык человека.

Мяуканье котов и кошек является единственным средством общения с человеком. Так они высказывают своё приветствие людям, чтобы привлечь к себе внимание, попросить еды или же попроситься погулять. Единственным исключением являются котята, которые через мяуканье сообщают матери о том, что голодны. Взрослые же коты, общаясь между собой, не мяукают.

Высказывают мнения, отвечают на вопросы.



Самостоятельно делают запись схемы «Язык животных» (задание из рабочей тетради, стр. 23 упр. 1)




Самопроверка составления схемы (СЛАЙД 6).

Класс делится на три творческие группы.







Работают самостоятельно в творческих группах с использованием текста учебника (стр. 54-56) и дополнительного материала, выданного учителем на отдельных листах для каждой группы.

Участники групп выходят к доске и рассказывают о языке животных, используя для своих выступлений слайды презентации.

Слушают рассказы одноклассников и учителя.

Смотрят слайды мультимедийной презентации.

Участвуют в обсуждении результатов.














































Выполняют физкультминутку.


Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении; приобретают умения выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, умение работать в составе творческих групп.

Регулятивные: приобретают умения планировать выполнение работы, представлять результаты работы классу; вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, учатся работать с учебником и дополнительным материалом.

Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.


5. Первич-ное за-крепление знаний

6-7 мин.

Создать условия для более глубокого подтверж-дения выво-дов обучаю-щихся о способах общения у животных и его значении для них.

Индиви-дуальная работа с карточ-ками

Организует закрепление знаний, используя задания из рабочей тетради (стр. 24 упр. 2, 4). (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3).

Дает эталон ответов (СЛАЙДЫ 40-41).

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.


Письменно отвечают на вопросы карточки.





Самопроверка и взаимопроверка выполнения карточки.

Предметные: осваивают основные понятия: язык запахов, язык движений, язык звуков, их значение в жизни животных. Развивают информационную компетентность, учатся моделировать понятие, выбирают верное суждение.

Познавательные: формулируют ответы, осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: слушают учителя, работают по алгоритму.

Личностные: проявляют интерес к изучаемой теме и результатам её освоения.

6. Домаш-нее задание

1 мин.

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фронталь-ная работа 

Выдает домашнее задание к следующему уроку (СЛАЙД 42).



Записывают в дневник домашнее задание (параграф 15, написать сочинение/сказку/рассказ по теме:

«О чем поспорили животные?» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).

Предметные:  понимают цель, содержание и способов выполнения домашнего задания.

Регулятивные: приобретают умение создавать и преобразовывать знаки, символы в художественные образы, информацию из одной формы в другую (вербальную информацию в визуальную).

Личностные: приобретают умение выполнять выбор; самоопределение.

7. Рефлек-сия дея-тельности на уроке

2 мин.

Организовать понимание ценности выполненной деятельности.

Диалог с учащими-ся по ре-зультатам 

работы на уроке.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Проводит рефлексию, используя карточки из цветной бумаги:

«5» - красный цвет

«4» - зеленый цвет

«3» - синий цвет

Задает вопросы:

Оцените свою работу на уроке (СЛАЙД 43).

Был ли интересен урок? (СЛАЙД 43)

Будут ли полезны новые знания, полученные на уроке? (СЛАЙД 45)

Молодцы, ребята! Вы всё успели и со всем справились. Урок закончен. Всем спасибо и хорошего настроения на весь день! (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели.

С помощью карточек выражают своё отношение к уроку, к своей работе.











Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
Голос жаворонкаWAV / 123.81 Кб


Голос соловьяMP3 / 828.52 Кб


Презентация к уроку "Как общаются животные между собой"PPT / 20.42 Мб

/data/files/u1698840043.ppt (Презентация к уроку "Как общаются животные между собой")t1698673328aa.gift1698673328ab.gift1698673328ac.gift1698673328ad.gift1698673328ae.gift1698673328af.gift1698673328ag.gift1698673328ah.gift1698673328ai.gift1698673328aj.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ.

ГРУППА 1. ЯЗЫК ЗАПАХОВ.

ЯЗЫК ЗАПАХОВ У МУРАВЬЕВ (учебник, стр. 54).

ЯЗЫК ЗАПАХОВ У ПЕСКАРЕЙ (учебник, стр. 54-55).

«МОЧЕВЫЕ МЕТКИ» У СОБАК (учебник, стр. 55).

ПАХУЧИЕ МЕТКИ У ОЛЕНЕЙ (учебник, стр. 55).

ГРУППА 2. ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ.

ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ СЕРОГО ГУСЯ (учебник, стр. 54-55).

ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ У ОБЕЗЬЯН. Обезьяны часто перебирают друг другу шерсть, ловят блох и других паразитов - и это не просто гигиеническая процедура, а ритуал, который играет большую роль в установлении связей между животными, а также действует как успокоительное. Перебирание шерсти у приматов - это и выражение ласки, и проявление симпатии, и заискивание (например, перед вожаком).

ТАНЦЫ РЫБ. Некоторые рыбы используют плавники для того, чтобы общаться с сородичами во время охоты. Они указывают, куда должна попасть добыча, затем, когда добыча попадает в «ловушку», они поворачиваются к ней и изображают нечто вроде танца, чтобы обозначить ее присутствие. Также рыба использует подобный метод, как сигнал к действию, будто говоря: «Эй, ребята, настало время поохотиться».

ТАНЦЫ ПТИЦ (учебник, стр. 55-56).

ГРУППА 3. ЯЗЫК ЗВУКОВ.

ЯЗЫК ПТИЦ: КУРИЦЫ И ВОРОБЬЯ (учебник, стр. 56).

ЯЗЫК СВИНЬИ (учебник, стр. 56).

ЯЗЫК ЗВУКОВ У РЫБ. Американские учёные установили, что если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых должны находиться рыбы, то они кашляют, чихают и хрипят. Производимые рыбами звуки похожи иногда на урчание, писк, лай, карканье и хрюканье. А некоторые рыбы издают необычайный набор звуков, напоминающий басы органа, кваканье жаб, колокольный звон и звуки арфы.

ЯЗЫК ЗВУКОВ У ДЕЛЬФИНОВ. Очень сложен язык у дельфинов. Хоть учёные и обнаружили у дельфинов 31 вид свиста, однако многие сигналы еще не расшифровали. Точно установлено, что в дикой природе, встречая незнакомцев, дельфины издают опознавательный свист. «В этом свисте информация не просто «Я такой-то-такой-то», в него вкладывается послание «Я такой-то-такой-то, и я заинтересован в установлении дружеского контакта, я не атакую».

ЯЗЫК ЗВУКОВ У ШИМПАНЗЕ (учебник, стр. 56).

ЯЗЫК ЗВУКОВ У СУСЛИКОВ. Недавно исследователям удалось расшифровать язык сусликов. Они выяснили, что возможно это самый сложный язык из всех языков животных. Суслики могут описывать хищников с потрясающей точностью, описывая вид, размер и строение. Они даже могут сообщить, какого цвета одежда на человеке. Одним писком, который длится не более доли секунды, они могут передать огромное количество информации.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3. КАРТОЧКА ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.

Фамилия и имя -

Фамилия и имя -


Задание 1. Выпишите номера правильных суждений.

1) Муравьи для общения друг с другом используют в основном язык звуков.

2) У большинства копытных животных пахучие вещества, которыми они помечают территорию, находятся в моче.

3) Серая ворона способна издавать до 300 различных звуков.

4) Рыбы не способны издавать звуки.

5) Язык движений птицы часто используют во время брачного периода.

Ответы: _______________________


Задание 2. Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.

1) Жизнь животных невозможна без__________________ друг с другом.

2) Запах меток для каждого ________________ свой, особый.

3) Пескари различают запахи _____________________ рыб.

4) Воробей, заметив хищную птицу, издает_______________________________, а при появлении ________________ начинает непрерывно трещать.

5) В словаре домашней свиньи ________________звуковых сигнала.

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений.

1) Муравьи для общения друг с другом используют в основном язык звуков.

2) У большинства копытных животных пахучие вещества, которыми они помечают территорию, находятся в моче.

3) Серая ворона способна издавать до 300 различных звуков.

4) Рыбы не способны издавать звуки.

5) Язык движений птицы часто используют во время брачного периода.

Ответы: _______________________


Задание 2. Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.

1) Жизнь животных невозможна без__________________ друг с другом.

2) Запах меток для каждого ________________ свой, особый.

3) Пескари различают запахи _____________________ рыб.

4) Воробей, заметив хищную птицу, издает_______________________________, а при появлении ________________ начинает непрерывно трещать.

5) В словаре домашней свиньи ________________звуковых сигнала.



ПРИЛОЖЕНИЕ №4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: АВТОРСКИЕ СКАЗКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА ТЕМУ «О ЧЁМ ПОСПОРИЛИ ЖИВОТНЫЕ?»


Авторские сказки учащихсяPPTX / 1.58 Мб

t1698673328ak.pngt1698673328al.pngt1698673328am.png


ПРИЛОЖЕНИЕ №5. ФОТООТЧЁТ «КАК ПРОХОДИЛ УРОК».
Фотоотчёт "Как проходил урок"PPTX / 15.91 Мб




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Владимировна, как всегда, очень интересная работа! Спасибо!

30 October 2023

Елена Владимировна! Содержательно! Ярко! Качествено! Благодарю!

30 October 2023

Спасибо, Елена Владимировна, за интересную познавательную разработку урока, которая будет полезна для коллег, особенно начинающих!

31 October 2023

Спасибо, очень интересно

31 October 2023

Очень познавательно, спасибо, Елена Владимировна!

6 November 2023

Елена Владимировна! Какой замечательный ресурс! Благодарю за качественную и ценную разработку!

7 November 2023

Елена Владимировна, спасибо за увлекательный и познавательный урок! Уверен детям он понравится!

1 December 2023

Поздравляю с победой в конкурсе, Елена Владимировна! Так держать!

9 December 2023

Похожие публикации