Методическая разработка урока литературного чтения «Поэтические секреты» (3 класс)
МБОУ СОШ №3 г. Суража
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 класс по системе Л.В. Занкова
ТЕМА
ПОЭТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ
Автор: учитель начальных классов
Куцаева Елена Анатольевна
Литературное чтение
Тема «Поэтические секреты»
Цель: отслеживание процесса рождения художественного образа в произведениях
литературы, скульптуры, живописи.
Задачи: 1) помочь детям прийти к выводу о том, что: а) художественный образ
рождается в душе поэта внезапно, сразу, когда он испытывает первое
сильное удивление или восхищение, или переживание; а чтобы передать
свои чувства и эмоции он предаётся долгим размышлениям; б) понять,
что в творчестве писателя, поэта, художника есть две грани: одна
связана с искренностью впечатлений и переживаний от увиденного,
другая связана с изнурительным и кропотливым
трудом;
2) развивать речь, мышление, творческое воображение;
3) воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авт. Чуракова Н.А.) 3класс
2 часть, репродукция В.А. Серова «Портрет К.Д.Бальмонта»,
репродукция картины М.Шагала «Автопортрет с семью
пальцами», худ. Фотография скульптуры С.Дали
«Космический слон», худ. фотографии с изображением картин
природы, аудиозапись «Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридова, карточки с заданиями ,
таблички для оформления надписей на доске, портрет
Всезнамуса (мудрый филин).
Мотивирование деятельности .
Актуализация знаний.
- Кто пишет стихи? ( Поэт)
- Ребята, кто из вас пытался сочинять стихи? (Чтение детьми строк из своих
стихов:
- Наступает праздник,
Маму я поздравлю.
Хоть я и проказник,
А кровать заправлю…
- Солнышко сверкает,
Весна наступает…. )
- Кому из вас стихи было написать легко, а кому – трудно?
Если бы у вас была возможность задать вопросы нашему Всезнамусу
( на доске появляется портрет мудрого филина) , о чём бы вы его спросили?
Работа над темой урока.
1. Целеполагание.
- Итак, писать стихи и трудно и легко , и легко и трудно.
Как же нам в этом разобраться? (Давайте попробуем исследовать эту проблему)
- Что нужно для того, чтобы писать стихи? ( Талант, ум, фантазия, старание…….)
- Сегодня мы постараемся раскрыть поэтические секреты ( на доске табличка:
ПОЭТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ |
2. Работа со зрительным рядом.
( Показ худ. фотографий из Приложения)
- Какие строки просятся к каждому изображению:
Зимний лес. Утро. |
« Мороз и солнце, день чудесный…..» А.Пушкин
Тёмное зимнее небо. Метель. |
« Буря мглою небо кроет…» А.Пушкин
Ельник, олень, снег. |
« Густой зелёный ельник у дороги….» И.Бунин
Работа в картинной галерее учебника с репродукциями М.Шагала и С.Дали
По вопросам учебника.
3. Работа с музыкальным рядом.
- Послушайте муз фрагмент и подумайте, к какому изображению природы он больше подойдёт.
( Мнения разделились)
- Почему у каждого своё мнение? ( Мы все разные и чувствуем по-разному)
4. Работа с текстами учебника.
- Сегодня мы отправляемся в лабораторию искусств для изучения поэтических секретов. Прочитаем эпиграф:
- Художник, проводя опыты,
будь осторожен! Помни:
«Ум, роняя норму, лих и хил.»
Николай Ладыгин
- Кто поможет нам узнать, как называется приём чтения задом наперёд?
( Шалтай – Болтай. ПАЛИНДРОМ или ПЕРЕВЕРТЕНЬ)
- У Кота Учёного узнаем значения слов лих (смел), хил(слаб).
Демонстрируя свою смелость, рискуешь выглядеть глупым.
На доске запись: «Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат…»
А.Вознесенский
- Что автор имеет ввиду?
- Как же стихи случаются?
- К.Бальмонт (на доске появляется портрет) , с творчеством которого мы уже
немного знакомы, поделился некоторыми подробностями в стихотворении
«Как я пишу стихи». (Чтение стихотворения про себя и вслух).
- Как вы думаете, автор шутит или всерьёз делится секретами поэтического творчества?
- Что значит «рождается поэтическая строчка внезапно»? (Немедленно, неожиданно)
- Какой момент описывает поэт? (Момент вдохновения)
(на доске появляется табличка « ВДОХНОВЕНИЕ»)
- Творчество для поэта это труд или вдохновение?(И труд и вдохновение)
ТРУД |
- Итак творчество = вдохновение + труд
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : подготовить выразительное чтение стихотворения
К.Бальмонта
5. Восстановление деформированного поэтического текста
Работа в четырёх микрогруппах. У каждой микрогруппы одно деформированное четверостишие. После завершения работы четверостишия зачитываются выразительно по «цепочке».
(Используется материал поэтического произведения по усмотрению учителя.
Например:
Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля.
Ещё вчера была туманна Дождём одетая земля.
Деревья жалобно скрипели, Ручьи холодные текли... И вдруг метели налетели И сколько снега намели!
И тени медленно ложатся На сад, на кровли, на скамью, Снежинки вьются и кружатся И рвутся в комнату мою.
Они летят, легки и ломки И ослепительнее звёзд,
Как будто в синие потёмки Дрожащий перекинут мост. (Е.Благинина «Зима»))
РЕФЛЕКСИЯ
Мой ум сегодня был пытлив:
Помог мне разобраться он,
Что вдохновенье без труда
Пустой и бесполезный …………( приз, звон, клад, стон)
(выбрать подходящее слово)
САМООЦЕНКА
-Кто остался доволен своей работой сегодня?
- Кто считает, что уже кое – что знает о поэтических секретах?
- Кому хочется продолжить работу в лаборатории искусств ?
- Ну что же, в добрый путь! Далее нас ждут лингвистические эксперименты.
А о лингвистике постарайтесь узнать в словарях – справочниках.
Список литературы.
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях: Ч.1-2-е изд., испр.- Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 160 с.
Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 208 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.
pedsovet.su›Файлы для скачивания ›Начальные классы
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.