12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куцаева Елена Анатольевна41
Стаж работы 30 лет в начальной школе
Россия, Брянская обл., Сураж
3

Методическая разработка урока литературного чтения «Поэтические секреты»

МБОУ СОШ №3 г. Суража

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

3 класс по системе Л.В. Занкова

 

ТЕМА

ПОЭТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ

Автор: учитель начальных классов

Куцаева Елена Анатольевна

Литературное чтение

Тема «Поэтические секреты»

Цель: отслеживание процесса рождения художественного образа в произведениях

литературы, скульптуры, живописи.

Задачи: 1) помочь детям прийти к выводу о том, что: а) художественный образ

рождается в душе поэта внезапно, сразу, когда он испытывает первое

сильное удивление или восхищение, или переживание; а чтобы передать

свои чувства и эмоции он предаётся долгим размышлениям; б) понять,

что в творчестве писателя, поэта, художника есть две грани: одна

связана с искренностью впечатлений и переживаний от увиденного,

другая связана с изнурительным и кропотливым

трудом;

2) развивать речь, мышление, творческое воображение;

3) воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авт. Чуракова Н.А.) 3класс

2 часть, репродукция В.А. Серова «Портрет К.Д.Бальмонта»,

репродукция картины М.Шагала «Автопортрет с семью

пальцами», худ. Фотография скульптуры С.Дали

«Космический слон», худ. фотографии с изображением картин

природы, аудиозапись «Музыкальные иллюстрации к повести

А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридова, карточки с заданиями ,

таблички для оформления надписей на доске, портрет

Всезнамуса (мудрый филин).

Мотивирование деятельности .

Актуализация знаний.

- Кто пишет стихи? ( Поэт)

- Ребята, кто из вас пытался сочинять стихи? (Чтение детьми строк из своих

стихов:

- Наступает праздник,

Маму я поздравлю.

Хоть я и проказник,

А кровать заправлю…

 

- Солнышко сверкает,

Весна наступает…. )

- Кому из вас стихи было написать легко, а кому – трудно?

Если бы у вас была возможность задать вопросы нашему Всезнамусу

( на доске появляется портрет мудрого филина) , о чём бы вы его спросили?

Работа над темой урока.

1. Целеполагание.

- Итак, писать стихи и трудно и легко , и легко и трудно.

Как же нам в этом разобраться? (Давайте попробуем исследовать эту проблему)

- Что нужно для того, чтобы писать стихи? ( Талант, ум, фантазия, старание…….)

- Сегодня мы постараемся раскрыть поэтические секреты ( на доске табличка:

ПОЭТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ

2. Работа со зрительным рядом.

( Показ худ. фотографий из Приложения)

- Какие строки просятся к каждому изображению:

 

Зимний лес. Утро.

« Мороз и солнце, день чудесный…..» А.Пушкин

 

Тёмное зимнее небо.

Метель.

 

 

« Буря мглою небо кроет…» А.Пушкин

Ельник, олень, снег.

« Густой зелёный ельник у дороги….» И.Бунин

Работа в картинной галерее учебника с репродукциями М.Шагала и С.Дали

По вопросам учебника.

3. Работа с музыкальным рядом.

- Послушайте муз фрагмент и подумайте, к какому изображению природы он больше подойдёт.

( Мнения разделились)

- Почему у каждого своё мнение? ( Мы все разные и чувствуем по-разному)

 

4. Работа с текстами учебника.

- Сегодня мы отправляемся в лабораторию искусств для изучения поэтических секретов. Прочитаем эпиграф:

- Художник, проводя опыты,

будь осторожен! Помни:

«Ум, роняя норму, лих и хил.»

Николай Ладыгин

- Кто поможет нам узнать, как называется приём чтения задом наперёд?

( Шалтай – Болтай. ПАЛИНДРОМ или ПЕРЕВЕРТЕНЬ)

- У Кота Учёного узнаем значения слов лих (смел), хил(слаб).

Демонстрируя свою смелость, рискуешь выглядеть глупым.

На доске запись: «Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат…»

А.Вознесенский

- Что автор имеет ввиду?

- Как же стихи случаются?

- К.Бальмонт (на доске появляется портрет) , с творчеством которого мы уже

немного знакомы, поделился некоторыми подробностями в стихотворении

«Как я пишу стихи». (Чтение стихотворения про себя и вслух).

- Как вы думаете, автор шутит или всерьёз делится секретами поэтического творчества?

- Что значит «рождается поэтическая строчка внезапно»? (Немедленно, неожиданно)

- Какой момент описывает поэт? (Момент вдохновения)

(на доске появляется табличка « ВДОХНОВЕНИЕ»)

- Творчество для поэта это труд или вдохновение?(И труд и вдохновение)

 

ТРУД

- Итак творчество = вдохновение + труд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : подготовить выразительное чтение стихотворения

К.Бальмонта

5. Восстановление деформированного поэтического текста

Работа в четырёх микрогруппах. У каждой микрогруппы одно деформированное четверостишие. После завершения работы четверостишия зачитываются выразительно по «цепочке».

(Используется материал поэтического произведения по усмотрению учителя.

Например:

Зима негаданно-нежданно

Пришла на чёрные поля.

Ещё вчера была туманна Дождём одетая земля.

Деревья жалобно скрипели, Ручьи холодные текли... И вдруг метели налетели И сколько снега намели!

И тени медленно ложатся На сад, на кровли, на скамью, Снежинки вьются и кружатся И рвутся в комнату мою.

Они летят, легки и ломки И ослепительнее звёзд,

Как будто в синие потёмки Дрожащий перекинут мост. (Е.Благинина «Зима»))

РЕФЛЕКСИЯ

Мой ум сегодня был пытлив:

Помог мне разобраться он,

Что вдохновенье без труда

Пустой и бесполезный …………( приз, звон, клад, стон)

(выбрать подходящее слово)

 

САМООЦЕНКА

-Кто остался доволен своей работой сегодня?

- Кто считает, что уже кое – что знает о поэтических секретах?

- Кому хочется продолжить работу в лаборатории искусств ?

- Ну что же, в добрый путь! Далее нас ждут лингвистические эксперименты.

А о лингвистике постарайтесь узнать в словарях – справочниках.

Список литературы.

Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях: Ч.1-2-е изд., испр.- Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 160 с.

Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 208 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с

Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.

pedsovet.su ›Файлы для скачивания ›Начальные классы

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

2.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.