12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сердюк Юлия Михайловна20

                         МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» 

Открытый урок

по литературному

чтению

в 1-ом классе

«Е.Чарушин «Теремок»


 


 


 


 


 

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Сердюк Ю.М..

2018-2019г.


 

Цели :

- создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг;- учить пересказу;

-учить отличать авторские и народные сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования :

      Предметные: знакомство с понятием "авторская сказка; умение выразительно читать целыми словами и по ролям; делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

     Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев;

    Метапредметные:  

    познавательные УУД : умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам.

   регулятивные УУД: уметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные  в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы.

   коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности;  уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение,  оценивать высказывания партнеров.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки.


 

 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день. Я рада видеть всех вас. Давайте улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем друг другу что-то хорошее. Я желаю, чтобы такое хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего нашего урока.

II. Актуализация знаний. Постановка цели.

- Начнём урок литературного чтения.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?»

Игра «Что лишнее?»

Задание 1.

Б П А Р С – лишняя А, т.к. обозначает гласный звук.

Задание 2.

Л М Н К – лишняя К, т.к. обозначает парный звук.

Задание 3.

Т З П Ф – лишняя З, т.к. обозначает звонкий звук.

Задание 4.

Ж Ш С Ц – лишняя С, т.к. обозначает звук, который может быть мягким и твёрдым.

(А    А     К    С    К    З )

- Соберите слово

О т в е т: сказка.

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы детей.

- Да, сегодня на уроке мы поговорим о сказках. А какие сказки вы знаете?

(Дети называют сказки, я показываю иллюстрацию обложки книги, оставляю её на доске)

Ответы детей.

- Ребята, вы назвали много сказок. А знаете ли вы, что все сказки можно разделить на две большие группы? Как вы думаете, на какие две группы можно разделить все сказки?

Предположения детей.

- Итак, тема нашего урока сказки. Цель нашего урока - выяснить, на какие две группы делятся все сказки.

На доске: СКАЗКИ

Мир чудесный - сказок мир,

Двери открывает.

Каждый, кто туда войдёт,

Многое узнает.

III. Открытие нового знания

- Я предлагаю вам вспомнить сказку «Теремок». Я начну рассказывать, а вы продолжите.

Пересказ сказки на основе картинного плана.

Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка. Смотрит - теремок. Постучалась. Никого нет. Зашла в дом и стала там жить. Затем прискакала лягушка. Постучалась в теремок:

-Тук, тук! Кто здесь живёт?

-Я, мышка, а ты кто?

-Я, зелёная лягушка!

Давай вместе жить!

-Ну что ж, давай…

И стали они вместе жить-поживать, горя не знать.

Много ли, мало ли времени прошло, а прибежал к теремку зайчик - длинные ушки. Мышка и лягушка пустили его к себе и стали они жить втроём. Вместе живут, вместе работают, вместе за стол садятся. Дружные звери!

Однажды вечерком пришла к теремку рыжая лисичка!

и попросилась переночевать, да так и осталась жить. А за ней пришёл волк. В дверь постучал:

-Кто там?

-Это я, волк, устал по лесам-полям бродить, пустите к себе пожить. И волка пустили к себе в теремок.

Стали они жить впятером. У каждого своя работа. Волк по ночам теремок сторожит, а днём рыбу ловит.

Хорошо живут, дружно.

И вот однажды увидел теремок медведь. - Тук, тук! – стучит в дверь, - кто здесь живёт, пустите меня!

Испугались звери:

- Ты большой, и в дверь не пройдёшь!

- А я в окошко попробую!

Полез медведь в окно. Заскрипел теремок, затрещал, все звери из него – бегом на улицу! Зашатался теремок и весь развалился!

Загрустили звери, расстроились. И медведю стыдно, что такой теремок сломал! Но недолго грустили. Взялись все дружно за дело, и новый теремок построили – лучше прежнего! В нём всем места хватило!

- Молодцы

- Ребята, а вы можете сказать, кто написал эту сказку?(Нет)

- А среди названных вами сказок есть ещё такие, у которых мы не можем назвать автора? Посмотрите внимательно на иллюстрации книг. (Да.)

Дети называют сказки.

- А как вы думаете, как появились эти сказки? (Их сочинил народ.)

- Ребята, есть такие сказки, которые сочинили люди давным- давно, нельзя сказать, кто именно сочинил ту или иную сказку, каждый человек, рассказывая сказку детям, добавлял в неё что-то своё. Так и получались русские народные сказки, т.е. сказки, у которых нет одного автора их сочинил народ.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (на доске)

Физминутка

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам познакомиться с ещё одной сказкой «Теремок», но эту сказку уже записал и пересказал автор Евгений Чарушин. Так вот, ребята, если сказку написал один человек – автор, то такая сказка называется авторская.

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (на доске)

Евгений Иванович Чарушин

Евгений Чарушин родился 11 ноября 1901 года. Огромную роль в воспитании мальчика сыграла его мама, Любовь Александровна. Она привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Этот опыт позволил Е. Чарушину стать хорошим художником, а в дальнейшем и детским писателем. Он иллюстрировал собственные рассказы и книги других детских писателей.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина и его иллюстрации сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Он  - один из самых любимых детьми художников, изображающих животных.

(Выставка книг, которые иллюстрировал Е.Чарушин)

-Одним из его произведений является сказка «Теремок», познакомиться с ней нам помогут ребята, которые разыграют эту сказку.

Инсценировка сказки «Теремок»

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? (Похожи герои, сюжет, )

- Чем отличаются эти сказки? (Одна авторская, другая народная, количеством героев)

-А сейчас я предлагаю вам поработать с пословицами.

Работа с пословицами в парах.

- Помните, что, работая в парах, вы не ссоритесь, работаете дружно и обсуждаете задание шёпотом.

На партах карточки с заданием: прочитать пословицы и выбрать, какая по вашему мнению подходит к сказке.

• В тесноте, да не в обиде.

• Жить – Родине служить.

• Сила сломит всё, а ум – силу.

- Чему можно поучиться у героев этой сказки?(Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь друг другу)


 

IV. Закрепление нового материала.

- Ребята, сегодня вы познакомились с двумя сказками: русской народной и той, которую для вас пересказал автор Е. Чарушин

- Если у сказки есть автор, то это сказка…?( Авторская.)
- А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (Народная)

- Давайте вернёмся к цели нашего урока. На какие две большие группы можно разделить все сказки? (Народные и авторские)

Игра «Собери цветок».

- Разделите все названные вами сказки на эти две группы.

-Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать друг другу, договариваться друг с другом. Сказка «Теремок» учит всех жить дружно, в мире и согласии.

Рефлексия.

-Что нового или интересного вы узнали сегодня на уроке? Для ответа используйте схему(на доске).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.