12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марьясова Ирина Евгеньевна5774
Руководитель отдела по воспитательной и социальной работе в Новошахтинском техникуме промышленных технологий - филиале ГБПОУ РО "Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак. Степанова П.И." Стаж педагогической деятельности 27 лет
Россия, Ростовская обл., Новошахтинск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
21

Урок по дисциплине: «География» на тему: «Глобальные проблемы человечества»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Новошахтинский филиал ГБПОУ РО

«Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. академика Степанова П.И.»


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине: «География»

на тему: «Глобальные проблемы человечества»

 


 

Разработал преподаватель

НФ ГБОУ СПО РО

«Шахтинский региональный колледж

топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.

Марьясова И.Е

 


 


 

Новошахтинск 2017 г.


 

1.Цели:

1.Рассмотреть глобальные экологические проблемы современности.

2. Формирование жизненной позиции обучающихся.

3. Развитие мышления обучающихся, развитие устной речи, развитие навыка рефлексии.

2.Задачи:

1. Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

2.Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа, создавать целостное видение проблемы.

3.Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

3.Реализация компетенций:

Учебно- познавательные компетенции:

-планирование, анализ, рефлексия;

-понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей.

4.Тип урока: урок-конференция.

5. Методы:

беседа,

словесно - наглядный;

поисковый;

объяснение;

рассказ;

демонстрация;

наблюдение;

самостоятельная работа;

применение технических средств обучения;


 

6.Технологии:

Уровневая дифференциация.

Проблемное обучение.

Индукция (построение ассоциативных рядов).

Социоконструкция ( написание сиквейна).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

1. Мотивационно-целевой блок.

Преподаватель: Верно ли высказывание: «Если раньше наша планета могла погибнуть от природных явлений, сейчас - не только от войны, но и от мирных условий». (Варианты ответов учащихся).

Преподаватель: А сейчас приступим к изучению нового материала. Просмотрите пожалуйста два видеоролика, которые в прошлом году заняли первые места по количеству просмотров и скажите, какой по вашему мнению ролик занял первое место.

(Студенты смотрят видеоролики «Голод», « PSY») (5 мин)

Преподаватель: Как вы думаете, какой ролик занял первое место?

(Студенты делают предположения.)

Преподаватель: Первое место по количеству посещений занял ролик «Голод» его посмотрели 279 млн. раз, второе место «PSY». Как вы думаете почему.

Преподаватель: Совершенно верно.

Преподаватель: Скажите, эта проблема касаются одного человека и судьбы одного государства или все человечество, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев?

Преподаватель: Может ли эта проблема привести к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения угрожать самому существованию человеческой цивилизации?

Преподаватель: Для того, чтобы решить эту проблему достаточно усилия одной страны или ее можно решить совместными действиях всех стран и народов?

Преподаватель: Какая по масштабу эта проблема?

- Глобальная.

Преподаватель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем. Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.

Преподаватель: – Раскройте значение слова

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»

Преподаватель: - Что означает выражение «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», с этим понятием мы уже сталкивались на дисциплине «Экологические основы природопользования»

Преподаватель: Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных и от которых зависит выживание человечества на нашей планете. И сегодня мы будем говорить о сути глобальных проблем.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Учитель - Почему возникают глобальные проблемы человечества?

 

Преподаватель: главный вопрос (проблемный), на который вы сегодня должны ответить в конце урока: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? Познакомившись с глобальными проблемами и уяснив их специфику, постарайтесь ответить на вопрос в конце урока.

Преподаватель: Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 90 минут урока рассмотреть все не возможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии Евгений Владимирович Баранчиков.

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Преподаватель:Какие проблемы возникают между странами с разным экономическим развитием?

Преподаватель:Какие проблемы возникают между человеком и обществом?

 

Преподаватель:Какие проблемы возникают между обществом и средой?

.

Студ.: - Потому - что в нем показана очень важная проблема человечества – голод.

Студ: Всего

Человечества и судьбы всех стран.

Студ: Может угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

Студ: Можно решить только совместными действиями всех стран и народов.


 


 


 


 

Студ: Глобализация — процесс всемирной экономическойполитическойкультурной и религиозной интеграции и унификации, это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире.

Студ Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения трудаэкономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Студ Основным следствием этого является мировое разделение трудамиграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капиталарабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

Студ Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Хотя глобализация ускоряет развитие человечества и является его следствием, она представляет собой непростой процесс, к которому нужно приспосабливаться и который создает серьезные проблемы и трудности. Такие быстрые темпы перемен могут принять угрожающий характер, и большинство стран пытаются их контролировать или управлять ими.


 

Студ: Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Проблема (от греческ. problema - задача) - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий адекватной теории для своего решения.

(Работа обучающихся с учебником стр. 285-300: выписать 4 типа глобальных проблем).


 

Самоопределение.

-Целеполагание.

-Планирование учебного сотрудничества.

II. Изучение нового материала

Цель этапа: изучение нового материала путем самостоятельного поиска информации.

 

III. Рефлексия:

Цель этапа: осмысление изученного материала.

1) Фронтальный опрос

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

2. Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России?

3. На какой стадии царила гармония между обществом и природой?

4. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?

Преподаватель: Вы у нас будущие логисты, а значит должны хорошо знать товар и его маркировку. Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину по группам. Время на обдумывание вопроса 10 секунд.

(слайды с вопросами)

Викторина:

К какой глобальной проблеме можно отнести знак, почему?

- экологическая (полная биоразлагаемость упаковки)

2. К какой глобальной проблеме можно отнести знак, почему?

 

- экологическая (В знаке говориться «Содержи свою страну в чистоте»)

3. К какой глобальной проблеме можно отнести знак, почему?

- экологическая (упаковка изготовлена из переработанного материала).

4. К какой глобальной проблеме можно отнести знак, почему?

- продовольственная (продукция не содержит трансгенов).

5. Какой знак лишний, почему?

, ,

- первый (осторожно кислота), второй (продукт не содержит фреон), третий (экологически безопасный продукт не оказывает неблагоприятного воздействия на окружающую среду).

6. Какая упаковка разлагается дольше всего, почему?

- полиэтиленовый пакет разлагается от 500 до 1000 лет, стеклянная бутылка один миллион лет, картон 2 месяца .

Студенты отвечают на вопросы викторины

Ответы обучающихся

 

IV. закрепление

Цель этапа: выявить пробелы первичного осмысления глобальных проблем

   

Преподаватель: Закрепим материал, который мы вами прошли на уроке. У вас на столе находятся карточки с тестами. Время на решение теста 10 мин.

Студенты решают тест.

Тест I вариант:

Выберите верный ответ:

1. К экологическим проблемам относится:

1) опасность распространения ядерного оружия;

2) охрана здоровья;

3) борьба с международным терроризмом;

4) исчезновение многих видов животных и растений.

2. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. К глобальным проблемам современного мира относится:

1) сохранение в ряде стран недемократических режимов;

2) влияние на политические процессы традиционных религий;

3) разрыв в уровне развития между «золотым миллиардом» (ведущими развитыми странами) и бедными странами;

4) резкое падение курса доллара по отношению к другим валютам.

4. Верны ли суждения?

А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1) Верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

5. К глобальным экологическим проблемам относится:

1) бедность некоторых регионов планеты;

2) угроза ядерной войны;

3) сокращение разнообразия биологических видов;

4) увеличение доли городского населения.

6. К глобальным проблемам современности относится:

1) проблема религиозных конфликтов;

2) проблема недостатка пресной воды для питья, приготовления пищи, гигиенических целей.;

3) проблема развития торговых связей;

4) проблема развития стран СНГ.

7. Проблему роста городов, как глобальную проблему характеризует:

1) увеличение доли пожилых людей в структуре населения.

2) увеличение трущеб и фавел.

3) неравные имущественные права;

4) низкий уровень доходов.

8. Выбывшие из строя машины, оборудование и их детали переплавляются и вновь участвует в производственном процессе – это пример:

1) нерационального природопользования,

2) вторичное использование сырья.

3) безотходного производства.

Выберите три правильных ответа:

9. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) непропорциональное распределение продуктов питания между развитыми и развивающимися странами;

2) истощение запасов пресной воды;

3) спад производства;

4) увеличение задолженности развивающихся стран развитым;

5) загрязнение окружающей среды отходами жизнедеятельности человека;

6) проблема наркомании, пьянства, табакокурения.

10. Найдите в приведенном списке регионы, для которых характерна проблема голода и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Зарубежная Европа,

2) Северная Америка,

3) Африка,

4) Австралия,

5) Южная и Латинская Америка,

6) Зарубежная Азия.

Преподаватель: Время, отведенное для выполнения задания, подошло к концу, обменяйтесь со своими товарищами по парте тестами. За каждый правильные ответ проставьте по одному баллу, используя оценочную шкалу, проставьте оценки за урок.

II вариант

1. С изменением какого демографического показателя связан эффект «демографического взрыва»?

A). Рождаемость

Б). миграционный прирост

В). смертность

Г). Брачность

2. В пределах какого региона имеется наибольший резерв пахотных земель?

A). Северная Америка

Б). Зарубежная Азия

В). Южная Америка

Г). страны СНГ

3. Что такое глобальная проблема? Проблема …..

А). которая охватывает весь мир

Б). стоящая исключительно перед развивающимися странами

В). связанная со вступлением человечества в эру глобализации

Г). связанная с исчерпанием природно-ресурсного потенциала Земли

4. Темпы прироста населения Земли в настоящий момент ...

A).постепенно сокращаются Б). продолжают увеличиваться

В). остаются без изменений Г). резко сокращаются

5. Перед какой из перечисленных стран демографическая проблема стоит наиболее остро?

A). Китай Б). США В). Нидерланды Г). Индия

6. Какова ежедневная норма питания на одного человека?

A). 2500 ккал Б). 1000 ккал В). 5000 ккал Г). 7000 ккал

7. Государства какой группы наиболее уязвимы перед лицом глобальных проблем?

A). Развитые

Б). аграрные

В). индустриальные

Г). Развивающиеся

8. Глобальная проблема, связанная с быстрым и неконтролируемым ростом населения……

A). Экологическая

Б). демографическая

В). продовольственная

Г). ресурсно-сырьевая

9. Наибольший объем отходов и загрязняющих веществ производят страны ...

A). Аграрные

Б). с переходной экономикой

В) развитые

Г). развивающиеся

10. Наиболее эффективный путь решения продовольственной проблемы - это

А ). увеличение площадей посевов Б). увеличение числа занятых в сельском хозяйстве

В). сокращение калорийности питания населения Г). повышение урожайности с/х культур


 

-Выполняют задание.

Анализ объектов с целью

выделения признаков и

синтез как составления целого из частей; подведение под понятие;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование

и аргументация своего мнения;

учёт разных мнений.


 

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы.

 


 

Итог урока: наше занятие подошло к концу и хотелось бы его закончить словами Роберта Рождественского

Много нас – людей на белом свете

Маются серьезные умы:

В этой жизни, в этой круговерти

Сумасшедшие, расплодились мы

Бьют демографические взрывы

Сохнут реки и чернеет наст

Города вступают, как нарывы

Очень много, слишком много нас

Много нас – ученый бомбу хвалит

Много нас – эсминец рвет во мглу

Много! Только всё-таки не хватит

Нас людей - на новую волну.

Р.Рождественский

Человечество вступает в новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступили в эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится думать по-иному.

Домашнее задание: стр. 285-300. Творческое задание: по одной из глобальных проблем, не затронутых на данном уроке, подготовить презентацию. Из курса физической географии школьного курса повторить тему «Экономико-географическое положение объекта»


 


 

Спасибо за работу!


 

Дают ответы на вопросы

-Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности .

-Самооценка.

Выражение своих мыслей полно и точно.

глобальные проблемы
PPT / 2.71 Мб

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (3)

Марьясова Ирина Евгеньевна
Комментарий был удалён пользователем 23 ноя 2017 в 17:02
Марьясова Ирина Евгеньевна
Комментарий был удалён пользователем 24 ноя 2017 в 09:32
Марьясова Ирина Евгеньевна, 23.11.17 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги, презентацию удалось прикрепить!!!))) надеюсь данный материал будет кому нибудь полезен
Геворкян Александр Робертович, 15.03.21 в 17:47 1Ответить Пожаловаться
Ирина Евгеньевна, большое спасибо за прекрасную разработку урока и дополнительные материалы к нему.
Марьясова Ирина Евгеньевна, 16.03.21 в 17:59 0Ответить Пожаловаться
спасибо, рада буду если пригодится
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.