12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысакова Маргарита Викторовна136
Я работаю в КГБПОУ "Таймырский колледж" 18 лет. Основные дисциплины - Русский язык и литература, но еще преподаю Русский язык и культуру речи, Речевую культуру. готова поделиться опытом работы, особенно в методическом направлении.
Россия, Красноярский край, Дудинка
4

Методическая разработка урока по дисциплине Литература "Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

КГБПОУ «Таймырский колледж»

Преподаватель литературы Лысакова М.В.


Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу А. И. Куприна « Гранатовый браслет»)


Цель урока: Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств, раскрыть идею и художественные особенности, роль детали в повести, развивать умение анализировать текст художественного произведения.


Условие: Студентам заблаговременно нужно было прочитать рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет».


Ход урока


ЛЮБОВЬ ВСЕСИЛЬНА: НЕТ НА ЗЕМЛЕ НИ ГОРЯ - ВЫШЕ КАРЫ ЕЕ,

НИ СЧАСТЬЯ – ВЫШЕ НАСЛАЖДЕНИЯ СЛУЖИТЬ ЕЙ.

В. ШЕКСПИР.

Вступительное слово преподавателя:

Преподаватель читает наизусть сонет В.Шекспира под звуки музыки Г.Свиридова.

Ее глаза на звезды не похожи

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек,

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного цвета на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

А милая ступает по земле.

Но все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.


Эти слова принадлежат великому Шекспиру. А вот, как размышляет об этом чувстве через 500 лет Вс. Рождественский.

Любовь, любовь- загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье,

И вечный мировой круговорот?

Любовь - одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотвержена. Какие высказывания о любви вы нашли?

(Студенты зачитывают найденные цитаты, затем учитель предлагает записать понравившиеся.)

2. Анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Аристотель примерно 2,5 тыс. лет назад по этому поводу сказал так: «Любить- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо.»

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет», написанном в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Леонида Любимова.

А) Сообщение студентов о прототипах рассказа.

Б) Аналитическая беседа сопоставительного характера

1.Как художественно преобразил А. Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника? С какой целью введен трагический финал любви Желткова?

2.Какие социальные преграды отодвигают любовь Желткова в сферу недоступной мечты? Только ли они делают невозможным счастье героя?

3.Можно ли сказать, что в рассказе «Гранатовый браслет» выразилась мечта писателя об идеальном, неземном чувстве?


В) Беседа по содержанию рассказа с составлением кластеров (прием технологии РКМЧП)

1.Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки.

Выполните задания:

1. Прочитайте пейзажную зарисовку. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? 2.Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?


ПЕЙЗАЖ

Отвратительные погоды                                            Тихие безоблачные дни

Густой туман                                                            ясные, солнечные теплые

Сирена ревела, свирепый ураган                              желтая щетина полей

Размякшее шоссе, густая грязь                                заблестела слюдяным блеском паутина

Мутная кисея дождя

Пустота, оголенность                                               деревья покорно роняли желтые листья


Ответьте на вопросы:

1.Какой художественный прием использован писателем? (прием-противопоставление)

2.Какие возникают мысли, чувства? Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки?


Вывод: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

2.Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства.

Выполните задания:

1.Зачитайте портрет героини.

2.Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры.

3.Найдите описание осеннего сада, зачитайте его.

4. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада.

5.Почему кн. Вера не уезжает с дачи?

t1592206375aa.jpg


ПЕЙЗАЖ                                                                            КНЯЖНА ВЕРА

Холодная и высокомерная                                    холодное гордое лицо

Красота осенних цветов                                      царственное спокойствие, холодная любез-

                                                                          ность, практичность

Ответьте на вопросы:

1.Какой возникает ассоциативный ряд? (Холодный – высокомерный – гордый – надменный - царственный- аристократический)

2.Что можно сказать о душе кн. Веры? (она холодная)

3.Почему описание сада идет после описания чувств к мужу?

4.Страдает ли Вера Николаевна от «сердечной недостаточности», т.е. бессердечна ли она?


3.Княгиня Вера любила побеседовать с сестрой в саду.

Выполните задания:

1.Найдите в тексте эпизод «Беседа Веры с Анной Фриесе», выделите в нем слова героини о море, лесе.

2.Найдите эпизод в финале - реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления?

3.Продолжите составление кластера.


ОТНОШЕНИЕ КН. ВЕРЫ К ПРИРОДЕ

МОРЕ: «Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает. Когда я привыкну к нему, я скучаю, глядя на него»


Для Веры Николаевны главное-                          Взгляд словно скользит по поверхно-

внешнее. Пейзаж воспринимает                          сти. Нет желания всмотреться, вчувс-

через материальные ценности. твоваться.


Ответьте на вопрос:

1.Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной?

Обобщение ответов студентов заключается в словах, записанных на слайде:

ОБИЛИЕ КРАСОТЫ РОЖДАЕТ ПРЕСЫШЕНЬЕ,

КОТОРОЕ СКОРЕЕ ВСЕГО НАСТУПАЕТ

У ЛЮДЕЙ С ХОЛОДНЫМ СЕРДЦЕМ.

2.Зачитайте цитату из финала «Княгиня Вера обняла ствол…»

Какова идейно-композиционная роль этого эпизода?

Вывод: А. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. Вспомним: «Деревья успокоились и покорно роняли желтые листья» В таком же равнодушном состоянии находится героиня: со всеми строго проста, холодно любезна»

4.Подарки Вере Николаевне.

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1.В чем значение подарков кн.Вере?

2.Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?

3.Зачитайте описание гранатового браслета, найдите смысловое сравнение.

4. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание?

t1592206375ab.png

5.Письмо Желткова Вере Николаевне.

Выполните задание и ответьте на вопросы:

1.Прочтите письма Желткова.

2.Какую характеристику можно дать их автору?

3. Как можно относиться к Желткову: сочувствовать, восхищаться, жалеть или презирать, как слабого духом человека?

t1592206375ac.jpgt1592206375ad.jpg


6.Эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. Детали интерьера.

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1.Как ведут себя участники сцены (брат, Желтков, муж)?

2.Кто одерживает в этом своеобразном поединке нравственную победу? Почему?

3. Найдите в тексте свидетельства того, что героем руководит то огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.

4. Составьте кластер о Желткове.

                                                   ЖЕЛТКОВ

ВНЕШНЕЕ

ВНУТРЕННЕЕ (ДУША)

Дом, лестница, комната

Бедность

Портрет.

Чистота, искренность, умение чувствовать.

Поведение во время разговора

За внешней растерянностью, нервозностью кроется глубокое чувство

Последнее письмо, музыка

красота, глубина души.


t1592206375ae.jpg

Вывод: Человек, занимающий низкое положение в обществе способен на глубокие чувства, имеет высокую душу.


7.Эпизод прощания Веры Николаевны с умершим.

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1.Найдите в тексте эпизод «В комнате пахло ладаном…», зачитайте его.

2.Что испытывает героиня, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее?

3.О чем она думала? Передайте словами её мысли. Случайна ли эта деталь?

4.Какой момент, по-вашему, является кульминационным?


Вывод: Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донесшей нам потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры Николаевны все суетное, мелкое и неожиданно вселяет ответное, облагораживающее страдание.

Под музыку Л. Бетховена «Соната №2» студент читает отрывок «Да святится имя твое».


t1592206375af.jpg

3.Самостоятельная работа.

Студенты получают листы с вопросами.

Задание: Написать краткие ответы.


Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет музыка?


В чем, по-вашему, заключается сила любви?


Прошла ли мимо Веры Николаевны та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»?


Для кого из героев, по вашему мнению, эта история стала нравственным уроком, испытанием любовью?



4.Работа в группах (по количеству студентов до 4-х чел). Используется прием технологии РКМЧП «Письмо по кругу»

Ответьте на вопрос с помощью приема «Письмо по кругу»: Возможен ли иной финал рассказа?

Каждая группа зачитывает свой рассказ и акцентироуеся внимание на теме урока: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.


t1592206375ag.jpg


5.Заключительное слово преподавателя.

Частный случай опоэтизирован Куприным, Выведен на уровень общефилософских обобщений…. Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

Не в творчестве выражается индивидуальность.

Но в любви.

А.И.Куприн.

6.Рефлексия

Студентам предлагается заполнить рефлексивный лист. (ответы даются в письменной форме, можно кратко)


Рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет»

Знал о рассказе до прочтения



Узнал после прочтения



Какие проблемы взволновали меня?



Как бы я попытался их решить





Опубликовано


Комментарии (3)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 16.06.20 в 09:03 0Ответить Пожаловаться
Хорошая работа, Маргарита Викторовна! Спасибо за публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.