Методическая разработка «Что такое Рождество?»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гонжинская средняя общеобразовательная школа
Что такое Рождество?
Автор: Баннова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Гонжинская СОШ
Аннотация
Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры.
Классный час «Что такое Рождество?» - урок возрождения русских традиций. Поможет учащимся, для которых смысл этого слова или вообще незнаком, или они имеют о нем очень смутное представление, понять, почему до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. Почему около двух тысяч лет отмечают этот праздник — день рождения Иисуса Христа — миллионы людей одной веры в разных странах. Мероприятие, посвящённое изучению Православного праздника, обогатит ребенка духовными представлениями и образами, поможет в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, будет способствовать формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Данный классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов, поскольку в курсе изучения литературы учащиеся знакомятся с произведениями А. Куприна «Чудесный доктор», Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством». На классный час можно пригласить учащихся начальной школы и/или использовать материал для проведения общешкольного литературного вечера.
Введение.
Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.
Группа «Историки» Тема исследования: история возникновения праздника.
Задания группе:
Узнайте, почему праздник называется РОЖДЕСТВО.
Найдите легенду о рождении Иисуса Христа.
Выясните, почему Рождество празднуется в России 7января.
Объясните, что такое СОЧЕЛЬНИК и когда он празднуется.
Узнайте, как называются дни, следующие за Рождеством.
На уроке группа историков отвечает на данные вопросы, знакомит класс с результатами исследовательской работы.
Группа «Культурологи» Тема исследования: празднование Рождества в России.
Задания группе:
Узнайте, как готовятся к Рождеству в России.
Выясните, как проходит сочельник.
Найдите информацию о народных обрядах и гуляниях в канун Рождества и Святок на Руси.
На уроке Группа знакомит класс с результатами своей работы. Мини-инсценировка колядок в России.
Группа «Литераторы» Тема исследования: изображение Рождества в литературе и искусстве
Задания группе:
Выделите основные символы Рождества и поясните их значение.
Приведите примеры литературных произведений, посвящённых Рождеству
Группа знакомит одноклассников с результатами своей работы.
В правом углу класса за столом – ведущий (учитель). Вопросы, предложенные учащимся, заранее просматриваются учителем, даются рекомендации по предстоящему выступлению. Учитель адресует вопросы разным группам учащихся
Основная часть (Ход мероприятия)
Цели:
Образовательная - познакомить учащихся с традициями празднования Рождества Христова в России.
Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений работать в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.
Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.
Ведущий:
Мы начинаем наш классный час, на котором присутствуют специалисты-историки, они сидят за столиком №1, за столиком № 2 - культурологи, любители литературы – за столиком № 3. А также на уроке присутствуют гости.
Тема нашего занятия: «Что такое Рождество?», поэтому первый свой вопрос я адресую «историкам».
- Какое событие стало одним из центральных сюжетов всей христианской культуры, с чего весь христианский мир начинает свое летоисчисление?
Выступление группы «Историки» Приложение 1
Слайд 1,2
Рождество в России приходится на 7 января. Рождество Христово называют «матерью всех праздников». И действительно, рождением Иисуса Христа — сына Божьего — начинается его земная жизнь, страдание, смерть и Воскресение. Значение этой святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведем мы от Рождества Христова.
Слайд 3,4
Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, куда Дева Мария и ее муж Иосиф пришли из Назарета, чтобы участвовать в объявленной римским императором переписи населения. Дорога была долгой и изнурительной: идти пришлось через гористую Самарию, и путники очень устали. Когда же они достигли Вифлеема, все постоялые дворы оказались переполнены, и места для ночлега не нашлось. Марии же пришло время родить. Долго бродили усталые путники по улицам темного города и, наконец, вышли за его пределы. Там, в пещере, где пастухи находили убежище от непогоды, Мария родила Иисуса Христа.
Слайд 5,6
В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока. Они знали и ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли, как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Слайд 7,8
Царь Ирод, пожелавший смерти Иисусу, так как ему было пророчество, что кончится его царствование, когда придет на землю Христос, пытался найти младенца, а когда понял, что его замысел не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец. Так было погублено 14 000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.
В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января — страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поет славословия хор.
В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.
Слайд 9
Накануне Рождества, 6 января, отмечается Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво — вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только показывалась звезда, ужинали сочивом. Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Вечером по деревням ходили колядующие — переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов.
Ведущий: О том, как проходит сочельник, и готовятся к Рождеству в России, а также о Рождественских атрибутах, подготовила материал вторая группа учащихся, «Культурологи». Вам слово.
Выступление группы «Культурологи» Приложение 2
Слайд 1,2
До 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. Россияне еще накануне праздника украшали любимую с детства рождественскую елку. Традиционные цвета рождественского праздника самые жизнеутверждающие — красный и зеленый. Это цвет вечнозеленой рождественской ели и цвет огня в домашнем очаге.
В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца, начале нового солнечного года, победе света над тьмой, и с культом усопших предков. Интересно при этом, что сами крестьяне объясняли древний обычай таким образом: «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться, и что от этого огня пшеница народится ярая», «На первый день Рождества Христова, по отходе утрени родителей греют». Среди каждого двора клался воз соломы, которая после службы в церкви поджигалась. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы». При этом обряде возжигания огня все старались оставаться безмолвными.
Слайд 3, 4
Происхождение же обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. С принятием христианства обряд был приурочен к святочному периоду. Он состоял в том, что по домам ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на палке шести- или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри неё зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В состав группы входил мехоноша. У него был мешок для сбора даров.
Слайд 5, 6
Славильщики останавливались под окнами или заходили в дома. Они просили у хозяев разрешить им спеть колядки. Обычно в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки. Содержание колядок было разнообразным: в них желали хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота; провести год здоровыми и счастливыми. Колядка завершалась благодарностью за щедрые подарки и угощение. Скупые хозяева порицались, им желали неурожая, накликали на них засуху и всякие несчастья.
Закончив петь, славильщики получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда деньги. После обхода нескольких домов славильщики собирались в заранее намеченной избе и устраивали общую пирушку. Все принесенные дары делились между участниками.
Мини-инсценировка обряда колядования.
Слайд 7
Дети идут поздравлять всех колядками с рождением Христа! Поют.
Первый:
К нам пришло – прикатилося
Святое Рождество!
Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!
Мы ходили – походили колядовщики!
Мы искали – поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда – Коляда! Подавай пирога!
Второй:
Сею, сею, посеваю. Счастья, радости желаю. Чтобы в поле уродило, чтоб в хлеву удвоило, чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!
Третий:
Сеем, веем, повеваем, с Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте, угощенья нам давайте!
Первый:
Дай Бог тому, кто в этом дому, в доме - добра, в поле - зерна.
Второй:
Добрый тебе вечер, ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился.
Третий:
Пришла коляда накануне Рождества,
Дайте коровку, масляну головку.
А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина, из зерна ему коврига,
Из полузерна ─ пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием, и богатством.
И создай вам, Господи, еще лучше того!
Просмотр сцены «колядки» из кинофильма «Ночь перед Рождеством».
Ведущий:
Литература – это такая область искусства, которая огромное место отводит духовной жизни людей, помогает людям жить! Какие же произведения литературы заставили волноваться ребят-литераторов?
Выступление группы «Литераторы»
Начинаем наш рассказ с устного народного творчества, предлагаем всем ребятам отгадать Рождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)!
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
Чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …(Иисус Христос).
На жарком Востоке, средь гор и пустыни,
лежит Святая Земля – … (Палестина).
В той древней стране известный нам всем,
есть небольшой городок … (Вифлеем).
Когда-то сюда по указу царя
пришла записаться Святая … (Семья).
Сейчас имена их известны всем в мире:
Иосиф-Обручник и Дева ... (Мария).
Тогда же - безвестны, и бедного вида,
Но оба из царского рода … (Давида).
В ответах на загадки вами были названы и основные символы Рождества: ёлка и свечи. Из загадок вы узнали и о рождении Иисуса Христа. А вот как описывают рождение Иисуса Христа поэты.
Чтец 1:
Иосиф Бродский. Рождество
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Чтец 2.
Афанасий Фет
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи —
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
Чтец 3.
Федор Достоевский. Божий дар
Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник,–
Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
И смутился Ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», – Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет...
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет...
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде Божьей елки,
Всё забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать безценный Твой!»
И на улице встречает
Ангел крошку, – он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
«Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но неси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган...
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как безценный дар, принес.
Чтец 4.
Людмила Колодяжная. Волхвы
Галки взлетают все выше,
Чтобы на кронах уснуть...
Верно, волхвы уже вышли
В свой осторожный путь.
Снежной дороги каша,
Самая глушь зимы,
И не увидишь даже
Луч среди этой тьмы.
В худшее года время,
В холод волхвы пошли,
Царских подарков бремя
Над головой несли.
Мглою, по снежной пыли,
Прочь от Ирода, прочь,
К цели идти решили,
Без остановки, всю ночь,
Сквозь безлистные кущи,
Чтоб не застыть, не заснуть...
Пел чей-то голос в уши,
Что безрассуден путь –
Есть ли Господь на свете,
Иль человек один?..
Маги пришли на рассвете
В теплую мглу долин,
Где из-под мокрого снега
Остро пахла трава,
Луч у корчмы, как веха,
Гибкие дерева
Над Его колыбелью...
Поняли путники – здесь;
Ангела голос свирелью
Им подтвердил: Бог – есть!
Давно это, помнится, было,
Но если б послал кто-нибудь,
По грязи, по снежной пыли
Волхвы б устремились в путь,
По тающей острой кромке,
В морозную глушь зимы,
Надеясь увидеть ломкий,
Единственный Луч средь тьмы.
Каждого ждет воздаянье по вере.
В мире темно и грязно, и сыро.
Слово рождается в яслях, в пещере.
Правит страною какой-нибудь Ирод.
И пробираются по примете
Маги-волхвы – по сердца дрожи,
К свету, который во тьме лишь светит,
И достают дары осторожно.
Самое худшее года время,
Снег и слякоть, и ветер в лица.
Ветхих заветов проходит бремя.
Ангелы крыльями бьют, как птицы.
– Время молитв, коротких и ясных,
Неутолимой водою жажды...
Слово в пещере рождается, в яслях –
Бог, сходящий на землю однажды.
Снег и слякоть, и в лица ветер,
От непогоды куда нам деться?
Мы, как волхвы, идем по примете –
По дрожи сердца, по плачу сердца.
Ведущий:
Подведём итоги занятия. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, а также вспомнить то, что не вместилось в рамки классного часа, я предлагаю вам стать участниками рождественской викторины.
Мать всех людей? (Матерь Божия)
Отец всех людей (Бог)
Как называется святая книга? (Библия)
Как лица Святой Троицы изображаются на иконах? (В виде трех юношей-Ангелов, сидящих за столом)
Божья семья (Церковь)
Христианский рождественский праздник, когда разрешается есть мясо? (мясоед)
Воздержание на определённый срок от скоромной пищи? (Пост)
Русский православный праздник, начало сбора урожая? (Покров)
Название трёх летних праздников, посвящённых Иисусу Христу? (Спас)
Материал для свечи? (Воск)
Символ святости? (Нимб)
Что означает слово «НИКА»? (Победа)
Что значит разговор с Богом? (Молитва)
Кто такие падшие ангелы? (Злые духи)
Как называется Ангел, которого Бог даёт человеку при Святом Крещении? (Ангел-Хранитель)
Перечисли оружия воина-Христова (Святая вода, крест, исповедь, причатие, молитва)
Что такое материальный (внешний) мир? (то, что человек может видеть)
Что такое внутренний (духовный) мир? (то, что мы чувствуем внутри себя)
Домашнее задание: Объявляется конкурс сочинений (рисунков) «Рождественская сказка»
Литература
Т.М. Чачина. Электронное учебное пособие по русским традициям и обрядам. Ч. II. ООО «Дрофа», 2007
Детская энциклопедия «Я познаю мир». «Праздники народов мира» Москва. Изд. «АСТ». 1999г.
Детская энциклопедия «Я познаю мир». «Русский народ. Традиции и обычаи». Москва. «АСТРЕЛЬ». 2007 г.
Информация и картинки для презентации с сайта «Архив учебных программ и презентаций» http// RusEdu.ru, http//pedsovet.su/