Конспект урока по финансовой грамотности по окружающему миру «Что такое деньги?» (3 класс)

11
4
Материал опубликован 26 October 2019 в группе



Конспект урока по финансовой грамотности

по окружающему миру 3 класс


«ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?»



Работу выполнила: учитель начальных классов Жеглова Вера Дмитриевна


























Иваново, 2019

Оглавление


С

Введение

3

Основная часть

4

Общая характеристика занятия

4-5

Педагогическая характеристика занятия

6-19

Методическая характеристика занятия

20

Заключение

22

Список использованных нормативных документов и источников информации

22

Приложения

23



Введение

Представленная разработка урока «Что такое деньги?» ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Окружающий мир», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в парах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.

Тема урока «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.















Основная часть

Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Урок способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения урока учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Урок позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников, грамотно сформировать материальные потребности учеников, сделать школьную жизнь ребят интересней, развить практический опыт работы с компьютером и поиском информации, сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в парах, научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

Общая характеристика занятия

Название модуля: «Обмен и деньги»

Содержание модуля финансовой грамотности:

в ходе изучения модуля формируются следующие компетенции:

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Учащиеся: 3 «А» класс

Название предмета: «Окружающий мир»

Место занятия в логике реализации предмета – раздел «Что такое экономика»

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1/8

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть (Плешаков А.А.), рабочие тетради по программе «Школа России»; словарь С.И.Ожегова;

Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:

учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть (Плешаков А.А.) УМК «Школа России»

Методические материалы для учителя: технологическая карта урока, презентации

Необходимые организационные и технические условия:

- расстановка парт,

- наличие выхода в интернет,

- проектор и др.

Необходимый̆ дополнительный / наглядный материал:

карточки для индивидуальной работы, работы в паре;

монеты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 1р., 2р., 5р.,10р.).


Краткая характеристика презентации, необходимой для проведения занятия.

презентация к уроку «Что такое деньги?»;

презентация «Сказочная викторина».

Педагогическая характеристика занятия

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работ, формы,методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Словесный

- Посмотрите в окно какой сегодня солнечный денёк, а солнышко всегда вызывает радостное настроение и улыбки.

- Давайте улыбнёмся друг другу, и с такими радостными и приветливыми лицами начнём наш урок.

Проверяют себя на готовность к уроку.

Регулятивные УУД

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Контролировать свою деятельность.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний.

Эвристическая беседа

Экономика! Она интересна и важна,

Чтоб доходы посчитать

И расходы рассчитать

Выбор сделать, если нужно.

И купить товары дружно,

Если качество у них

Превосходит остальных.

Как продать и где купить,

Чтобы прибыль получить

И, чтоб жизнь была не в тягость,

И дарила людям радость.

Организует фронтальную работу по вопросам:

- Что такое экономика? (Удовлетворение разнообразных потребностей людей).

- Какова главная задача экономики?

(Главная задача экономики - удовлетворение разнообразных потребностей людей)

- Что такое потребности?

(Все что нужно человеку для жизни называются потребностям)

Работа в парах (по карточкам).

- Перед вами предметы. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют и соедините стрелками.

А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища.

Б. Книга, школа, библиотека, институт – образование.

В. Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье.

Д. Сок, вода, чай – жажда.

Е. Кровать, подушка, одеяло – сон.

Ж. Печь, камин, батарея, костер – тепло.

К. Газеты, книги, радио, телевизор – информация.

Называют определение, отвечают на поставленные вопросы.

Личностные УУД - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные УУД

- адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Извлекать необходимую информацию из собственных изученных знаний, соотносить предметы с понятиями, формулировать ответы на поставленные учителем вопросы.

Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.




Метод проблемной ситуации.

Организует работу в группах. Подводит учащихся с помощью вопросов к проблеме.

- В жизни человеку нужны различные товары для удовлетворения своих потребностей.

Деловая игра.

У детей каждой группы определённый набор товаров:

1 гр.- одежда, 2гр. - посуда, 3гр.- продукты, 4 гр.- канцелярские товары.

Задание: каждая группа должна приобрести как можно больше предметов, имеющихся у других групп. 1 группе нужны продукты, 2 группе - одежда, 3 группе – канцелярские товары, 4 группе – посуда. (Идёт обмен товарами).

Определяется группа, которая приобрела больше всего нужных товаров.

- Каким образом человек может получить товар, который ему нужен? (Обменять)

- С какими трудностями вы встретились при обмене товарами? (Обмен был не всегда равноценный, не всегда была возможность приобрести нужный товар, так как не хотели менять на предложенный из-за отсутствия в нём надобности).

- Каким ещё образом человек может получить товар, который ему нужен? (Купить)

- Что нужно для того, чтобы купить товар? (Деньги)

- А что такое деньги?

- Сформулируйте тему урока. (Что такое деньги?) Слайд1

Какие задачи для себя поставите? (Узнаем, что такое деньги, уточним для чего они нужны, узнаем откуда они появились, какие бывают деньги.)

Включаются в игровую деятельность.

Производят обмен товарами в соответствии с поставленной задачей.

Формулируют тему урока. Определяют основные задачи.

Коммуникативные УУД – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные УУД – высказывать предположения; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные УУД

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Принимать и сохранять учебную задачу.

С интересом включаться в игровую деятельность.

Делать выводы на основе практической деятельности.

Выполнять задание в сотрудничестве с одноклассниками. Проявлять инициативность в достижении результата работы в группе.

Давать обоснованную оценку качеству выполнения задания.

Выдвигать гипотезы к проблеме урока.

Принимать активное участие в формулировании темы урока, в постановке учебных задач.

Открытие новых знаний. Объяснение нового материала

Наглядный, объяснительно-иллюстративный

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал.

-Итак, что такое деньги? (Ответы учащихся)

Работа со словарём. Слайд2-3

-Откроем словарь С.И.Ожегова и найдём определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Беседа. (видеоролик)

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители - своих пленников. Но, как вы убедились, обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Но человеку, например, нужен был только один топор, или один кувшин. Или человеку нужно зерно, а тому, у кого оно есть не нужны мои горшки. Как упростить обмен? Нужен был такой товар, на который можно было бы всегда обменять любой другой товар, или положить его про запас, чтобы, когда это будет нужно, совершить обмен. (Слайд 4-5) В России это были шкурки пушных зверей: белка, куница, соболь. Они очень ценились и служили своего рода товаро-деньгами. В Древней Монголии это был прессованный чай. Но с развитием торговли между странами нужен был такой товар, который бы ценился во всех странах и на него везде и всегда можно было бы обменять любые товары. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение. (Слайд 6) Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их изготавливали из драгоценных металлов. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. За деньги можно было продать свой товар в разных странах и купить тот, который нужно. (Слайд 7) Металлические деньги можно было копить на чёрный день. Они не портились и не теряли своей ценности, особенно золотые и серебряные монеты. Но у металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. (Слайд 8) Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – всё, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

Вывод.

Просмотр основного материала.

Каждую секунду на земле производится огромное количество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Существует два способа обмена: бартер и купля-продажа. Бартер — это прямой обмен одних товаров на другие. Купля-продажа — обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар — это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно указывает цена товара.





















Знакомятся с новыми понятиями (бартер, купля-продажа, обмен, цена товара).


















Воспринимают информацию, сравнивают с результатами своей практической деятельности, анализируют, делают вывод.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Выделять и называть существенные признаки понятия,

анализировать информацию, сравнивать с результатом своей практической деятельности, делать вывод.


Коммуникативные УУД - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные УУД - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Физминутка

Практический

Организует физкультурную паузу.

Выполняют физические упражнения по тексту.

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду — полечу!

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.


Личностные УУД

- установка на здоровый образ жизни.

Дальнейшая работа по уточнению, систематизации и обобщению приобретённых знаний.




Закрепление изученного материала. Применение новых знаний.



Поисковый, метод самостоятельной работы

Организует работу по учебнику.

Наблюдает за работой учеников. Задаёт вопросы, комментирует ответы.

- Прочитайте по учебнику текст на с 66-68.

-Назовите способы обмена.

- Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие). Приведите примеры бартера.

- Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги).

Сказочная викторина, «Какой обмен совершается?»

(Слайд 9-10)

- С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.

- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке.

«Гуси – Лебеди»

Речка–матушка, спрячь меня!

Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)

«Муха – Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

(Купля – продажа)

«По щучьему велению»

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер)


Проверка. – А теперь проверим, как вы справились с этим заданием. (Слайд 11)

Учитель: Мы сейчас вспомним русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?

Что делала курочка чтобы спасти петушка?

Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?



Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.




Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?

Учитель: А тот, у кого товар?

Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?



Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?


Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар. (Слайд 12)

- А как мы узнаем, на какое количество денег можно обменять тот или иной товар? (Смотрим на цену) (Слайд 13)

- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета).

- Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

- Как называются металлические деньги? (Монеты)

- Как называются бумажные деньги? (Банкноты)

- Назовите денежные единицы разных стран мира.

- Какое значение имеют деньги?

Загадывает загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, у других нас нет. (Деньги)

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монета) (Слайд 14-15)


Организует фронтальную проверочную работу.

План исследования. (Слайд 16)

1.Рассмотрите монету

- Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ,

это есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, …

- Это оборотная сторона монеты - «РЕВЕРС» или «решка».

2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – «АВЕРС» или «орел».

3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ». На нём насечки. Это защита от фальшивомонетчиков.

Работа в парах.

- Опишите монету. (Каждая пара учащихся описывает свою монету: 1 коп., 5 коп., 10 коп., 1р., 2р., 5р.,10р.).

Проверка выполненной работы.

Вывод: старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

Есть люди, которые коллекционируют и изучают монеты. Их называют нумизматами.


Работа в рабочей тетради. Организует практическую работу в рабочей тетради. Контролирует правильность выполнения, поясняет действия учащихся.

Задание № 1 (с.44).

- Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.

Соединить стрелками название страны и её денежную единицу.

Задание 2. Соединить стрелками название и схему способов обмена товарами. (Бартер, купля-продажа)

Задание № 2 (с.44)

- Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.

- Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?

- Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?

- А в Европе?


Читают текст учебника. Отвечают на вопросы.

Называют способы обмена товаров, объясняют значение понятий: бартер, купля-продажа, цена товара; понимают, что такое деньги; называют виды денежных единиц (монеты, банкноты), объясняют доступными

речевыми средствами значение денег.


































Дети отвечают на вопросы.



Дети: Менялась.

Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.

Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.

Дети: Покупатель.


Дети: Продавец.


Дети: Он может купить то, что ему нужно.

Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.













Отгадывают загадки.






Рассматривают монеты, изучают их под руководством учителя, выделяют и называют части монеты. Выполняют задание в паре, описывают монету по заданным параметрам. Демонстрируют классу результат работы.

Учащиеся рассматривают монету и на основе наблюдения заполняют таблицу.


Страна

Россия

Название

рубль

Номинал

1

Год выпуска

2009

Находят определения понятий «бартер» и «деньги» в учебнике и записывают их в рабочую тетрадь.



Выполняют практическое задание в рабочей тетради. Различают российские денежные единицы, приводят примеры денежных единиц других стран.


Коммуникативные УУД - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные УУД

- учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.















































































Извлекать необходимую информацию из учебника, воспроизводить новые понятия по памяти, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Выполнять задание с применением предъявленных требований

в обстановке сотрудничества. Проявлять ответственность в достижении результата выполняемой работы, познавательный интерес к предмету;

договариваться друг с другом, приходить к совместному решению.


















Слушать в соответствии с целевой установкой,

осуществлять логические действия, ориентироваться на страницах учебника,

выделять нужную информацию.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Использовать речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли.

Давать обоснованную оценку качеству выполнения задания.



Рефлексия.

Тестирование

Проводит рефлексию. Диктует утверждения.

Графический диктант.

- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-».

1) Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. (-).

2) Плата за работу – заработная плата. (+).

3) Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения. (+).

4) Оборотная сторона монеты – гурт. (-).

5) Надпись на монете называется легендой. (+).

(После выполнения задания проводится самопроверка).

(на доске ступеньки)

Если вы ответили на все вопросы, то прикрепите монетку на самую высокую ступеньку.

Если вы ответили на 3-4 вопроса, то - на 2 ступеньку.

Если вы ответили меньше, чем на 3 вопроса и не удалось подняться выше первой, не беда, у нас с вами будет время разобраться.


Определяют верное и неверное утверждение на основе полученных знаний.



















Прикрепляют монетки на достигнутый уровень.



Ориентироваться в своей системе знаний.

Проводить самоанализ своей работы,

оценивать собственную деятельность на уроке.

Подведение итога урока

Словесный

Подводит итог урока.

- Что такое деньги?

- Что такое сбережения?

- Что такое заработная плата?

- Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)


Регулятивные УУД

-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Формулировать свое мнение по изучаемой теме,

дополнять, уточнять высказанные мнения доступными речевыми средствами..


Домашнее задание

Словесный

1) Учебник с. 67-70. Прочитать текст и ответить на вопросы.

2) Рабочая тетрадь: №3-4 с. 45.

Слушают и записывают в дневники домашнее задание.





Методическая характеристика занятия

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают викторину, практические задания, мини-исследования. В процессе изучения формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, поиска, анализа и представления информации.

Пt1572074820aa.png резентация к уроку. (слайды 1-15)

1t1572074820ab.pngt1572074820ac.pngt1572074820ad.png 2 3 4



t1572074820ae.png

5t1572074820af.pngt1572074820ag.pngt1572074820ah.png 6 7 8




t1572074820ai.png

9t1572074820aj.pngt1572074820ak.pngt1572074820al.png 10 11 12




t1572074820am.png

1t1572074820an.pngt1572074820ao.png 3 14 15





Пt1572074820ap.pngt1572074820aq.pngt1572074820ar.pngt1572074820as.png резентация «Сказочная викторина». (слайды 1-10)

1 2 3 4

5t1572074820at.pngt1572074820au.pngt1572074820av.pngt1572074820aw.png 6 7 8



t1572074820ax.png

9 10 t1572074820ay.png





























Заключение

Жизнь современного человека невозможно представить без денег. Они нужны для того, чтобы оплатить различные услуги и приобрести все необходимое: продукты питания, одежду, бытовые предметы. Это уникальное изобретение человечества, с помощью которого развиваются отношения не только между людьми, но и между компаниями, различными организациями, странами во всем мире.


Список использованных нормативных документов и источников информации

1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть (Плешаков А.А.) УМК «Школа России».

2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации.

3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях.

4. https://yandex.ru/video/preview?filmId=1298108454740862150&text (Видеоролик «История денег»)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень интересно, доступно и полезно!!!!

26 October 2019

Большое спасибо!

9 January 2020

Отличная работа! Спасибо!!!

2 November 2019

Благодарю!

9 January 2020