Методическая разработка урока по физике по теме: «Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»
г осударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Методическая разработка урока по физике
По теме:
«Уравнение состояния идеального газа.
Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»
Разработчик:
Щапова Елена Геннадьевна
Челябинск 2022
Тема урока: Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с использованием элементов беседы.
Цели урока:
- Образовательные: показать математическую зависимость между тремя макроскопическими параметрами p, V, T; научить применять физические законы при решении задач.
- Развивающие: формировать умение вести рассказ с помощью опорного конспекта, выражать свои мысли правильным «физическим» языком; формировать умение выделять главное, обобщать и связывать имеющиеся знания со знаниями из других областей; формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и лаконично отвечать на вопросы.
- Воспитательные: дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний; побудить к активной работе мысли; развивать кругозор учащихся и патриотические чувства, гордости за свою страну, которая играла и играет в прогрессе человечества большую роль.
Демонстрации: зависимость между объемом, давлением и температурой.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.
План урока (длительность урока 120 минут – 1 пара):
1 этап. Организационный момент – 3 минуты
2 этап. Проверка выполнения домашнего задания – 5 минут
3 этап. Актуализация ранее усвоенных знаний – 15 минут
4 этап. Изучение нового материала – 45 минут
5 этап. Закрепление нового материала – 30 минут
6 этап. Проверка усвоенных знаний – 15 минут
7 этап. Подведение итогов урока – 5 минут
8 этап. Домашнее задание – 2 минуты
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Приветствие студентов. Проверка готовности к учебному процессу, организация внимания студентов. Обеспечение благоприятного настроя. | Проверяют свою готовность к уроку (наличие тетради, ручки, карандаша с линейкой) |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Выборочная проверка конспектов (5-6 человек) | Студенты, фамилии которых были названы, показывают свои тетради с домашним заданием |
III. Актуализация ранее усвоенных знаний | Для того, чтобы познакомиться с новой темой, давайте вспомним понятия, формулы, изученные на предыдущих уроках. | |
Фронтальный опрос (слайд 2): | Поднимают руку и отвечают на поставленные вопросы | |
1) Как называется модель, на которой рассматривают состояние газообразных тел? | Идеальный газ | |
2) Что называется идеальным газом? | Идеальный газ – это модель реального газа, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало | |
3) Назовите условия, при которых газ можно считать идеальным? | - между молекулами отсутствуют силы притяжения; - размеры молекул несущественны; - взаимодействия между молекулами проявляются только при их непосредственном упругом соударении; - молекулы движутся хаотически | |
4) Какими параметрами характеризуется состояние идеального газа? Назовите единицы измерения каждого параметра | Давление, объем, температура Давление p [Па]; Объем V [м3]; Температура T [К] (Т=toC+273) | |
5) Как называются эти параметры? | Макроскопические | |
6) Какие параметры, характеризующие газ и процессы, проходящие в нем, называются макроскопическими параметрами? | Параметры, характеризующие свойства газа как целого (без учета молекулярного строения тел) называются макроскопическими | |
7) Как создается давление? | Давление объясняется соударением молекул друг с другом и со стенками сосуда. | |
8) От чего зависит давление? | Давление газа зависит от массы, скорости и количества молекул | |
9) Как термодинамический параметр давления связан с микроскопическими параметрами? (уравнение записывает на доске) | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории | |
10) В чем заключается физический смысл уравнения МКТ? | Давление идеального газа – это совокупность всех ударов молекул о стенки сосуда. Это уравнение можно выразить через концентрацию частиц, их среднюю скорость и массу одной частицы | |
11) Что называется концентрацией молекул? | Концентрация – это число молекул в единице объема | |
IV. Изучение нового материала | Решим с вами экспериментальную задачу: определим массу воздуха в нашем классе. Имеющееся у нас оборудование: термометр и линейка. | Рассуждают: термометром можно измерить температуру помещения, линейкой измерить размеры класса и вычислить объем. А как найти массу, зная объем и температуру? |
И это будет целью нашего урока, вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами: p, V, T. Создавая газа описание, Параметры укажем состояния: Температуру и давление, объем, И связи между ними мы найдем! | ||
Запишите тему урока «Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы» | Открывают тетради и записывают тему урока | |
Скажите, а где мы встречаемся с газовыми законами на практике? | Приводят примеры: дыхание человека, нагревание лампы, термометр, сжатие мяча и т. д. | |
Записывает вывод формулы на доске (запись ведется на основной доске). Нам известны три формулы, которыми мы пользуемся: Подставим в формулу давления значения n и N, получим: Умножим левую и правую часть на V: Справа стоит произведение двух постоянных величин | Записывают вывод формулы в тетрадь | |
Фронтальный опрос (числовые значения величин записывает на дополнительной доске): | Поднимают руку и отвечают на поставленные вопросы (числовые значения величин записывают в тетрадь) | |
1) Как называются данные постоянные величины? | NA – постоянная Авогадро; k – постоянная Больцмана | |
2) Какой физический смысл постоянной Авогадро? Чему равно ее числовое значение? | Число частиц (атомов или молекул), содержащихся в 1 моле любого вещества | |
3) Какой физический смысл постоянной Больцмана? Чему равно ее числовое значение? | Физическая величина, определяющая связь между температурой и энергией | |
Вычислим произведение данных постоянных величин (запись ведется на дополнительной доске): Данную величину называют универсальной газовой постоянной и обозначают R: | Записывают в тетрадях | |
Физический смысл состоит в том, что ее величина численно равна работе, которую совершает один моль идеального газа, расширяясь при нагревании на один градус (при постоянном давлении). | Записывают в тетрадь | |
Возвращаемся к записи на основной доске. Тогда уравнение примет вид: Выделяем данное уравнение. Это и есть уравнение состояния идеального газа, которое называется уравнением Менделеева-Клапейрона (слайд 3). | Записывают в тетрадь (продолжают свои записи) | |
Есть у нас идеальный газ, И мы запомним сразу Закон, который Менделеев-Клапейрон Открыли для этих газов: Слева в нем произведенье Их объема и давленья, Справа на стоит, Вот закона общий вид (слайд 4) | ||
Из данного уравнения вытекает связь между давлением, объемом и температурой идеального газа, который может находиться в двух любых состояниях. | ||
Решим поставленную ранее задачу: найдем массу воздуха в классе. Дано: Ширина а=6м Длина b=9м Высота h=3м Температура t=22оС Давление р=105Па R=8,31Дж/моль∙К М=0,029кг/моль Найти: m - ? | Задачу записывают в тетрадь. Пытаются решить самостоятельно Решение: Выразим температуру в Кельвинах: Найдем объем кабинета: Уравнение состояния идеального газа: Выразим из формулы массу m: Ответ: 191,6кг | |
Рассмотрим систему, находящуюся в двух состояниях, с параметрами p, V, T (при постоянной массе) (слайд 8) | Записывают в тетрадь | |
Разделим на температуру: | Делают вывод: правые части равны, значит, равны и левые | |
- это уравнение Клапейрона | ||
Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь: при фиксированной массе отношение произведения давления и объема к температуре есть величина постоянная | ||
С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, в которых масса газа и один из параметров – давление, объем или температура – остаются неизменными. | ||
Определение. Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами (изопроцессами) (слайд 9) | Определение записывают в тетрадь | |
1) Изотермический процесс (слайд 10) | ||
Самостоятельно определяют вид уравнения и формулируют вывод | ||
Данный закон носит название закона Бойля-Мариотта | В ходе изотермического процесса произведение давления газа на его объем остается постоянным | |
Зависимость давления газа от его объема является обратной. Что является графиком функции, выражающей обратную зависимость? (слайд 11) | Гипербола Самостоятельно изображают график | |
2) Изобарный процесс (слайд 12) | ||
Самостоятельно определяют вид уравнения и формулируют вывод | ||
Данный закон носит название закона Гей-Люссака | В ходе изобарного процесса объем газа прямо пропорционален температуре | |
Зависимость объема газа от его температуры является прямой. Что является графиком функции, выражающей прямую зависимость? (слайд 13) | Прямая Самостоятельно изображают график | |
3) Изохорный процесс (слайд 14) | ||
Самостоятельно определяют вид уравнения и формулируют вывод | ||
Данный закон носит название закона Шарля | В ходе изохорного процесса при постоянном объеме газа его давление прямо пропорционально температуре | |
Зависимость давления газа от его температуры является прямой. Что является графиком функции, выражающей прямую зависимость? (слайд 15) | Прямая Самостоятельно изображают график | |
V. Закрепление нового материала | Читает условия задачи (слайд 16) | |
Задача 1. В процессе изохорного охлаждения давление газа уменьшилось в 3 раза. Какой была начальная температура газа, если конечная температура стала равной 27оС? | Записывают условие задачи в тетрадь Решают задачу у доски с помощью учителя | |
Дано: Найти: | Решение: Ответ: | |
Задача 2. При изотермическом процессе объем газа увеличился в 6 раз, а давление уменьшилось на 50кПа. Определите конечное давление газа. | Записывают условие задачи в тетрадь Решают задачу у доски с помощью учителя | |
Дано: Найти: | Решение: Ответ: | |
Задача 3. В процессе изобарного нагревания объем газа увеличился в 2 раза. На сколько градусов нагрели газ, если его начальная температура равна 273оС? | Записывают условие задачи в тетрадь Решают задачу у доски с помощью учителя | |
Дано: Найти: | Решение: Ответ: | |
VI. Проверка усвоенных знаний | Проверим, насколько вы усвоили новый материал. Напишем небольшой тест. Раздает карточки с вопросами теста и бланки ответов | Самостоятельная работа учащихся (тестовое задание) Отвечают на вопросы теста |
Вариант 1 1. Как изменится давление идеального газа при увеличении температуры и объема газа в 4 раза? А. увеличиться в 4 раза Б. уменьшиться в 4 раза В. Не измениться 2. В одинаковых сосудах при одинаковой температуре находятся водород (Н2) и углекислый газ (СО2). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз оказывает большее давление на стенки сосуда? А. водород в 22 раза Б. углекислый газ в 22 раза В. Водород в 11 раз 3. Какому процессу соответствует график, изображенный на рисунке? А. изохорному Б. изобарному В. Изотермическому 4. Во сколько раз измениться давление воздуха в цилиндре (рис.), если поршень переместить на влево? А. не измениться Б. увеличиться в 1,5 раза В. Уменьшиться в 1,5 раза 5. Во сколько раз отличается плотность метана (СН4) от плотности кислорода (О2) при одинаковых условиях? А. плотность метана в 2 раза меньше Б. плотность метана в 2 раза больше В. плотность газов одинакова | Вариант 2 1. Как изменится давление идеального газа при повышении температуры и объема газа в 2 раза? А. увеличиться в 2 раза Б. не измениться В. уменьшиться в 2 раза 2. В одинаковых баллонах при одинаковой температуре находятся кислород (О2) и метан (СН4). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз оказывает большее давление на стенки баллона? А. кислород в 2 раза Б. метан в 2 раза В. метан в 4 раза 3. Какому процессу соответствует график, изображенный на рисунке? А. изохорному Б. изотермическому В. изобарному 4. Во сколько раз измениться давление воздуха в цилиндре (рис.), если поршень переместить на вправо? А. не измениться Б. увеличиться в 1,33 раза В. уменьшиться в 1,33 раза 5. До какой температуры при нормальном давлении надо нагреть кислород, чтобы его плотность стала равна плотности азота при нормальных условиях? А. до 39оС Б. до 59оС В. до 29оС | |
Ответы к тесту | ||
Вариант 1 1. В 2. А 3. А 4. Б 5. А | Вариант 2 1. Б 2. Б 3. В 4. В 5. А | |
Критерии оценивания теста: Оценка «5» - за 5 правильных ответов; Оценка «4» - за 4 правильных ответа; Оценка «3» - за 3 правильных ответа; Оценка «2» - за 2 правильных ответа. | ||
VII. Подведение итогов урока | Подведем итог урока | Главной цели урока мы достигли: вывели физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами – p, V, T; использовали его при решении задач |
Уравнение состояния – первое из замечательных обобщений в физике, с помощью которых свойства разных веществ выражаются через одни и те же основные величины. Именно к этому стремится физика – к нахождению общих законов, не зависящих от тех или иных веществ. Газы, существенно простые по своей природе, дали первый пример такого обобщения | ||
VIII. Домашнее задание | (слайд 17) Конспект выучить. Решить задачи [4], стр. 172-173: 3.8, 3.9, 3.11, 3.13 | Записывают в тетрадь |
Список использованных источников
1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.
2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.
3. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для образоват. учреждений начального и среднего проф. образования / П.И. Самойленко. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
4. Самойленко П.И. Сборник задач по физике с решениями для техникумов / П.И. Самойленко. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014. – 256 с.
5. Сауров Ю. А. Физика. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для общеобразоват. организаций / Ю.А. Сауров. – 3-изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
6. Шилов В. Ф. Физика: 10-11 кл.: поуроч. планирование: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.