12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гарифянова Надежда Геннадьевна1214
Россия, Пермский край, Чернушка

Тема: «Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века»

Класс: 6

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с трудностями, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV – середине XV века, и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие.
  • Оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные задания.
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Оборудование:

  • карта «Образование Российского централизованного государства»
  • портрет Василия I, Василия II, Тимура.
План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

1. «Московское княжество».

2. «Великое княжество Литовское»

3. Золотая Орда и город Астрахань».

VI. Закрепление.

Ход урока

I. Вступительное слово.

Сегодня мы отправимся на пресс-конференцию в Астрахань. Целью нашей конференции станет создание журнала «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.»

На конференции мы встретимся с журналистами, представителями Литвы и Золотой Орды, обсудим трудности, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV – середине XV века, и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие.

В процессе нашей конференции мы должны будем выяснить, почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе? Во время выступления представителей государств, вам нужно будем фиксировать главную информацию, и, конечно же, задавать вопросы.

Поэтому, ребята, будьте очень внимательны.

 

II этап. Актуализация знаний. «Подготовка к пресс-конференции».

К доске выходят 3 эксперта, которые отвечают на вопросы детей.

(Ребята задают любые вопросы, касающиеся темы «Московское княжество»)

Н-р:

Какое государство было самым грозным соседом Руси на юго-востоке?

Как проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?

В чем проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?

Какое государство было соседом Руси на Западе.

Как было образовано Литовское княжество?

Перечислите князей Московского княжества.

И т.д.

 

- Итак, ребята, вы показали, что вполне готовы к нашей конференции. Ваша задача, прослушать доклады по теме и подготовить вопросы.

 

III этап.

Московское княжество.

Выступает представитель Московского княжества (один из подготовленных детей)

Умер Дмитрий Донской, через девять лет после прославившей его битвы. В своем завещании он передал не только Московское княжество, но и Владимирский престол, старшему сыну Василию, не спрашивая разрешения ордынского хана. Это произошло впервые. С тех пор ярлык на великое владимирское княжение навсегда остался у московских князей. Таким образом, хан Золотой Орды признал верховенство Московского княжества над всеми другими русскими княжествами. На счету князя Василия I не было громких военных побед. Но он довольно успешно продолжил политику своего отца. В его правление происходит расширение территории Московского княжества. Василий I присоединил к Москве Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества.

После смерти Василия I в 1425 году великокняжеский престол по его завещанию перешел его 9-летнему сыну Василию II. Но на престол стал претендовать дядя Василия II Юрий Дмитриевич.

В 1430-1453 году на Руси бушевала междоусобная война. После смерти Юрию в борьбу за престол вступили его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

Военные действия велись по всей стране. В своей борьбе друг с другом внуки Дмитрия Донского применяли самые страшные расправы. Сначала Василий V ослепил попавшего в плен Василия Косого. Затем Дмитрий Шемяка, захвативший Москву в 1446 году приказал выколоть глаза Василию II (он получил прозвище Темный). Но москвичи не приняли нового государя. И благодаря стараниям московского боярства и духовенства на престол вернулся Василий II Темный. После смерти Дмитрия Шемяки в 1453 году война прекратилась. Эта война замедлила ход объединения русских земель, принесла огромные страдания людям. Но она продемонстрировала всю опасность княжеских усобиц. Московское княжество сохранению свою ценность и становилась общепризнанным центром объединения Руси.

Вопросы детей

Н-р: 1. Почему хан Золотой Орды признал верховенство Москвы?

2. Как междоусобные войны повлияли на развитие Московского княжества?

3. и т.д.

«Великое княжество Литовское».

Выступает представитель Великого княжества Литовского (один из подготовленных детей)

В 1377 г. умер князь Ольгерд. В нашем княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда Ягайло и племянник Витовт. Мы не отказывалась от попыток подчинить себе Северо - ВосточнуюРусь. Но нам угрожал Тевтонский орден. Нам нужен был союзник. Им стала Польша. В 1385 году мы объединились с Польшей. Князь Ягайло принял католичество и женился на польской королеве, стал одновременно польским королем и великим князем литовским. В 1392 году – православный князь Витовт добился независимости Литвы и стал ее великим князем. Ягайло оставил за собой польскую корону. В начале XV века тевтонский орден начал захват литовских и польских земель. Для отпора врагу было создано польско-литовско-русское войско. В 1410 году у селения Грюнвальд оно разгромило Тевтонский орден. Эта победа остановила продвижение немецких рыцарей на территорию славянских государств.

После этой победы между Литвой и Польшей было подписано новое соглашение: в обмен на политическую самостоятельность Литва объявила католичество своей государственной религией. В княжество хлынули польские католические священники. Православное население столкнулось с религиозным и национальным гнетом.

 

Вопросы детей

1. Почему, именно Польша стала союзником Литвы?

Ребята, я попыталась написать статью о западном соседе Московского княжества. Пожалуйста, познакомьтесь с моей статьёй. И если ошибки, то исправьте их.

«После смерти литовского князя Ольгерда к власти пришли два князя – Ягайло и Витовт. Литве стал угрожать Тевтонский Орден. Союзником Литвы в борьбе против этого сильного врага стала Швеция. И вот в 1450 году у селения Рымник состоялось решающее сражение с войском немецких рыцарей. В этой битве войско Литвы и ее союзников проиграло, а Тевтонский орден одержал победу.

«Золотая Орда» и город Астрахань. Выступает представитель Золотой Орды (один из подготовленных детей)

В 1395 году наше государство подверглось нашествию Тимура (Тамерлана). Он был родом из Средней Азии, создал огромную империю. Его воины были так жестоки, что строили пирамиды из отрубленных голов своих врагов.

В течение XV века Золотая Орда разделилась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское (показать на схеме и карте). Астраханское ханство располагалось на территории современного Астраханского края. Столицей был город Астрахань. Это место нашей конференции. Поэтому давайте познакомимся с ним поближе. Этот золотоордынский город возникает в конце XIII века, правда сначала он назывался Астрахан.

Может кто-нибудь знает, откуда произошло название города?

Версия 1.

В этих краях жили воинственные племена – асы. За боевые заслуги они получили от Батыя грамоту – тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства. Это была великая честь. В честь этого события асы и дали название городу «Ас-тархан».

Версия 2.

Существует более романтическая версия. Это одна из легенд Астраханского края

«Когда-то эти земли принадлежали хану Казиму. Много лет он воевал с соседями, опустошал селения. Однажды среди пленных оказалась девушка, чья красота была нежнее степных цветов. Ее скрыли за шелковой занавеской в ханском дворце. Как только увидел ее ханский сын Байман, то сразу же потерял покой. Только и думал он о прекрасной пленнице. «Астра» - это имя он дал девушке.

«Астра, Астра» - говорил юноша, стараясь показать, что любит ее. Но девушка не отзывалась. Видя его муки, старая женщина Яшми решила ему помочь. «Есть заветное слово» - сказала Яшми, - которое после весенней грозы, лишь один раз в жизни произносит лебедь своей лебедушке. Она повторяет это слово и на всю жизнь остается с лебедем. Если же человек подслушает это слово, скажет его любимой, то девушка будет с ним».

Обрадовался Байман и стал собираться в путь. Он сел в непривычную для жителя степи лодку и отправился в низовья Волги, где весной много лебедей.

Прошло несколько дней и Байман все не мог различить среди птичьего гомона заветных лебединых слов. Однажды вечером налетел сильный ветер, началась гроза, лодку захлестывали волны. Байман устал бороться со стихией. Очнулся он утром на прибрежнем песке, у ног ласково плескалась вода, а сверху раздавались чьи-то голоса. Байман открыл глаза, увидел двух лебедей и услышал заветное слово. Когда слуги хана привезли его едва живого во дворец, юноша, увидев Астру, воскликнул: «Я люблю тебя, Астра!» Улыбнулся и умер. Заплакала от горя Астра, а ночью бросилась с яра в Волгу. Опечаленный хан решил перенести на это место свою столицу и назвал ее в честь красавицы Астры Астраханью».

Вопросы детей

 

V этап. «Систематизация знаний»

Наша пресс-конференция подходит к концу. Но спешу напомнить, что нас ждет последнее испытание – это написание статьи в журнал. Дома вы должны подкорректировать свои записи, оформить их и принести статью на следующий урок.

 

P.S

Тексты, дети готовят сами, здесь представлены отрывки (примерные) из УМК Данилов, Косулина «История России с древнейших времен да конца 16 века» 6 класс

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.