12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ильина Анна Борисовна167 Я- Ильина Анна Борисовна, учитель истории, имею высшую квалификационную категорию.Образование высшее. Мое педагогическое кредо- "Учить своих детей так, чтобы захотел учиться каждый. Вместе идти вперед и не останавливаться на достигнутом. Россия, Забайкальский край, Чита Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания» |
Конспект урока по истории России «Русь в середине XI- начале XII в»
а
Конспект урока по истории России «Русь в середине XI- начале XII в».
Педагогические | Формирование представлений о причинах, сущности, последствиях политической раздробленности, направлении политики князей, общественном устройстве общества по «русской Правде». |
Тип и вид урока | Изучение нового материала. |
Количество часов | 2 часа. |
Класс | Урок разработан для 6 класса общеобразовательной школы. |
Планируемые | Владение знаниями об истории России периода феодальной раздробленности; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. |
Личностные | Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к образованию и самообразованию; сформированность навыков продуктивного сотрудничества в образовательной деятельности. |
Метапредметные результаты | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;готовность |
Основное | Княжеские усобицы. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. Русская Правда. Личность Владимира Мономаха. Усобицы, удел, политическая раздробленность. |
Образовательные ресурсы | Учебник «История России с древнейших времен дор конца XVI века»- И.Л. Алексеев, И. Н. Федоров.-Издательство «Дрофа»,2017. Карта учебника «Русь в период раздробленности»¸ схема «Родословная Рюриковичей. Конец X –XI в.». |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | ||||||||
характеристика | формируемые УУД | |||||||||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | ||||||||
II. Мотивация к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, рассказ | Эпиграф: –«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств». Учитель дает задание: -Прочитайте внимательно эпиграф. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Участвуют в анализе эпиграфа.
Формулируют тему урока, ставят цели. | Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования | Беседа по вопросам, рассказ | |||||||
III. Изучение нового материала. Феодальная раздробленность. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа | Организует работу с исторической картой. Предлагает сравнить карты «Древнерусское государство в середине X –XI в » (стр.53)и «Русь в период раздробленности 30-е гг. XII в.- первая треть XIIIв»(стр.91). Проводит беседу по вопросам: -Военные, политические и экономические преимущества имели северные или южные княжества? -Перечислите центры формируемых удельных княжеств. _что означает термин «Феодальная раздробленность?». Организует работу со словарем учебника, предлагает найти определение «Политическая раздробленность», записать его в тетрадь. Политическая раздробленность-исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева. Удел- княжеское владение на Руси в XII-XV веках. | Внимательно изучают легенду карты, отвечают на вопросы.
Работают со словарем, ищут и записывают определение в тетрадь.
| Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам. | |||||||
Княжеские усобицы. | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой | Организует работу с текстом учебника. Задание для I варианта: прочитайте п.1,§8-9, ответьте на вопросы: -Почему «лествичная» система передачи власти приводила к усобицам? -Как Ярослав Мудрый попытался предотвратить распри между своими сыновьями? Задание для II варианта : прочитайте п.2,§8-9, ответьте на вопросы: -Что послужило причиной многочисленных народных восстаний в XI в.? -Как кочевники воспользовались ослаблением власти киевских князей? Координирует работу учащихся. Выступление учащихся. |
Работают с текстом, отвечают на вопросы. | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Беседа по вопросам, работа с текстом. | |||||||
Физкультминутка. | ||||||||||||
Причины раздробленности. | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником. | На основании изученного учитель предлагает назвать причины раздробленности на Руси. Запись в тетради: Причины раздробленности: Рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения. Способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя экономически в условиях натурального хозяйства. Рост городов как центров удельных земель. Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси. Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле. | Называют причины раздробленности, высказывают свое мнение.
Записывают причины раздробленности в тетрадь. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) | Работа с учебником | |||||||
Княжеские съезды. | Беседа, работа с текстом. | Дает задание: Изучите пункт 3§8-9, заполните таблицу в тетради
| Читают пункт «Княжеские съезды», заполняют таблицу в тетради. | Познавательные: ориентируются в учебнике, выработка навыка познавательной деятельности, навыком решения проблемы. | Таблица в тетради. | |||||||
Личность Владимира Мономаха. | Групповая. Словесный. Беседа, рассказ | Работа с опережающим заданием. 1 ученик заранее готовит сообщение о Владимире Мономахе. Вопрос: Какие качества политика позволили Владимиру Мономаху бороться за единство Руси? | Слушают сообщение, задают вопросы.
| Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам | |||||||
Создание Русской Правды. |
| Учитель организует комментированное чтение пункта «Русская Правда», дает задание: записать в тетрадь 3 предложения, характеризующие Русскую Правду. . Проверка записей в тетрадях. | Читают текст, записывают в тетрадь 3 предложения, характеризующие Русскую Правду. | Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать с одноклассниками, учителем; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения. | Записи в тетради. | |||||||
IV. Закрепление изученного материала. | Фронтальная. Словесный. Беседа | Проводит небольшое тестирование по пройденной теме (Приложение 1). Проверка правильности выполнения. | Выбирают правильный ответ. | Регулятивные: в сотрудничестве
| Вопросы с выбором ответа. | |||||||
V. Подведение итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? Использует прием «Светофор». Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться. Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали. Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.
– Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы.
Проводят рефлексию своей работы на уроке с помощью кружков красного, зеленого или желтого цвета. | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам. | |||||||
VI. Информация о домашнем | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. §§8-9. Дифференцированное задание: Для сильных учеников: работа с документом «Из повести временных лет»,стр.69-70. Для слабых учеников-стр.66-70, чтение отрывка о Борисе и Глебе. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение | Беседа по вопросам. |
Приложение 1.
Тест.
1. Во главе печенежских орд стояли:
а) ханы; в) цари; б) беки; г) каганы.
2. Какое событие произошло в 1067 г.?
а) захват Новгорода войсками Всеслава;
б) поражение дружины Изяслава на берегу Альты;
в) объединенный поход русских дружин против половцев;
г) призвание Владимира Мономаха в Киев.
3. Отметьте верное утверждение.
а) в 1097 г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях;
б) на Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославича;
в) в 1113 г. Владимир Всеволодович стал киевским князем;
г) Всеволод Ярославич принял дополнения к Русской Прав- де, ограничившие произвол ростовщиков в Киеве.
4. Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в:
а) 1071 г.; в) 1097 г.; б) 1093 г.; г) 1111 г.
5. Половцы были:
а) язычниками; в) иудеями; б) христианами; г) мусульманами.