Конспект урока по истории России «Русь в середине XI- начале XII в» (6 класс)

1
2
Материал опубликован 11 March 2018 в группе

а

Конспект урока по истории России «Русь в середине XI- начале XII в».

Педагогические
цели

Формирование представлений о причинах, сущности, последствиях политической раздробленности, направлении политики князей, общественном устройстве общества по «русской Правде».

Тип и вид урока

Изучение нового материала.

Количество часов

2 часа.

Класс

Урок разработан для 6 класса общеобразовательной школы.

Планируемые
результаты
(предметные)

Владение знаниями об истории России периода феодальной раздробленности; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Личностные
результаты

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к образованию и самообразованию; сформированность навыков продуктивного сотрудничества в образовательной деятельности.

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;готовность
к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Основное
содержание
темы, понятия
и термины

Княжеские усобицы. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. Русская Правда. Личность Владимира Мономаха.

Усобицы, удел, политическая раздробленность.

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен дор конца XVI века»- И.Л. Алексеев, И. Н. Федоров.-Издательство «Дрофа»,2017.

Карта учебника «Русь в период раздробленности»¸ схема «Родословная Рюриковичей. Конец XXI в.».

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Мотивация к учебной

деятельности.

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Беседа, рассказ

Эпиграф:

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств».

Учитель дает задание:

-Прочитайте внимательно эпиграф.

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Участвуют в анализе эпиграфа.


 


 

Формулируют тему урока, ставят цели.

Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования

Беседа по вопросам, рассказ

III. Изучение нового материала.

Феодальная раздробленность.

Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа

Организует работу с исторической картой.

Предлагает сравнить карты «Древнерусское государство в середине XXI в » (стр.53)и «Русь в период раздробленности 30-е гг. XII в.- первая треть XIIIв»(стр.91).

Проводит беседу по вопросам:

-Военные, политические и экономические преимущества имели северные или южные княжества?

-Перечислите центры формируемых удельных княжеств.

_что означает термин «Феодальная раздробленность?».

Организует работу со словарем учебника, предлагает найти определение «Политическая раздробленность», записать его в тетрадь.

Политическая раздробленность-исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.

Удел- княжеское владение на Руси в XII-XV веках.

Внимательно изучают легенду карты, отвечают на вопросы.


 


 


 


 


 


 

Работают со словарем, ищут и записывают определение в тетрадь.


 


 

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения

Беседа по вопросам.

Княжеские усобицы.

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой

Организует работу с текстом учебника.

Задание для I варианта: прочитайте п.1,§8-9, ответьте на вопросы:

-Почему «лествичная» система передачи власти приводила к усобицам?

-Как Ярослав Мудрый попытался предотвратить распри между своими сыновьями?

Задание для II варианта : прочитайте п.2,§8-9, ответьте на вопросы:

-Что послужило причиной многочисленных народных восстаний в XI в.?

-Как кочевники воспользовались ослаблением власти киевских князей?

Координирует работу учащихся.

Выступление учащихся.


 


 


 


 


 

Работают с текстом, отвечают на вопросы.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно,
и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Беседа по вопросам, работа с текстом.

Физкультминутка.

Причины раздробленности.

Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником.

На основании изученного учитель предлагает назвать причины раздробленности на Руси.

Запись в тетради:

Причины раздробленности:

Рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения.

Способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя экономически в условиях натурального хозяйства.

Рост городов как центров удельных земель.

Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси.

Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле.

Называют причины раздробленности, высказывают свое мнение.


 


 


 

Записывают причины раздробленности в тетрадь.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Работа с учебником

Княжеские съезды.

Беседа, работа с текстом.

Дает задание:

Изучите пункт 3§8-9, заполните таблицу в тетради

Дата

Событие

Результат

1097

Любечский съезд

На Руси утвердилось династическое правление, при котором законным правителем мог считаться только прямой потомок основателя династии.


 

Читают пункт «Княжеские съезды», заполняют таблицу в тетради.

Познавательные: ориентируются в учебнике, выработка навыка познавательной деятельности, навыком решения проблемы.

Таблица в тетради.

Личность Владимира Мономаха.

Групповая. Словесный. Беседа, рассказ

Работа с опережающим заданием.

1 ученик заранее готовит сообщение о Владимире Мономахе.

Вопрос: Какие качества политика позволили Владимиру Мономаху бороться за единство Руси?

Слушают сообщение, задают вопросы.


 

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам

Создание Русской Правды.


 

Учитель организует комментированное чтение пункта «Русская Правда», дает задание: записать в тетрадь 3 предложения, характеризующие Русскую Правду.

.

Проверка записей в тетрадях.

Читают текст,

записывают в тетрадь 3 предложения, характеризующие Русскую Правду.

Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать с одноклассниками, учителем; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения.

Записи в тетради.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальная. Словесный. Беседа

Проводит небольшое тестирование по пройденной теме (Приложение 1).

Проверка правильности выполнения.

Выбирают правильный ответ.

Регулятивные: в сотрудничестве
с учителем, классом находят решение учебной задачи.


 

Вопросы с выбором ответа.

V. Подведение итогов. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Использует прием «Светофор».

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.


 

Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы.


 


 

Проводят рефлексию своей работы на уроке с помощью кружков красного, зеленого или желтого цвета.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам.

VI. Информация о домашнем
задании.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§§8-9.

Дифференцированное задание:

Для сильных учеников: работа с документом «Из повести временных лет»,стр.69-70.

Для слабых учеников-стр.66-70, чтение отрывка о Борисе и Глебе.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение

Беседа по вопросам.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.


 

Тест.


 

1. Во главе печенежских орд стояли:

а) ханы; в) цари; б) беки; г) каганы.

2. Какое событие произошло в 1067 г.?

а) захват Новгорода войсками Всеслава;

б) поражение дружины Изяслава на берегу Альты;

в) объединенный поход русских дружин против половцев;

г) призвание Владимира Мономаха в Киев.

3. Отметьте верное утверждение.

а)  в 1097  г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях;

б) на Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославича;

в) в 1113 г. Владимир Всеволодович стал киевским князем;

г) Всеволод Ярославич принял дополнения к Русской Прав- де, ограничившие произвол ростовщиков в Киеве.

4. Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в:

а) 1071 г.; в) 1097 г.; б) 1093 г.; г) 1111 г.

5. Половцы были:

а) язычниками; в) иудеями; б) христианами; г) мусульманами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не совсем ясна картина с количеством уроков. Указано, что тема рассчитана на 2 часа. На сколько рассчитана карта урока? Хорошо, что имеется работа с картой, с учебником и понятиями, но урок тяжеловесен для 6 класса.

11 April 2018

Карта урока рассчитана на 2 часа.

18 April 2018