Конспект урока по истории России «Русь в середине XI- начале XII в» (6 класс)
а
Конспект урока по истории России «Русь в середине XI- начале XII в».
Педагогические |
Формирование представлений о причинах, сущности, последствиях политической раздробленности, направлении политики князей, общественном устройстве общества по «русской Правде». |
Тип и вид урока |
Изучение нового материала. |
Количество часов |
2 часа. |
Класс |
Урок разработан для 6 класса общеобразовательной школы. |
Планируемые |
Владение знаниями об истории России периода феодальной раздробленности; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. |
Личностные |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к образованию и самообразованию; сформированность навыков продуктивного сотрудничества в образовательной деятельности. |
Метапредметные результаты |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;готовность |
Основное |
Княжеские усобицы. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. Русская Правда. Личность Владимира Мономаха. Усобицы, удел, политическая раздробленность. |
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России с древнейших времен дор конца XVI века»- И.Л. Алексеев, И. Н. Федоров.-Издательство «Дрофа»,2017. Карта учебника «Русь в период раздробленности»¸ схема «Родословная Рюриковичей. Конец X –XI в.». |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
||||||||
характеристика |
формируемые УУД |
|||||||||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
||||||||
II. Мотивация к учебной деятельности. |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, рассказ |
Эпиграф: –«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств». Учитель дает задание: -Прочитайте внимательно эпиграф. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? |
Участвуют в анализе эпиграфа.
Формулируют тему урока, ставят цели. |
Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования |
Беседа по вопросам, рассказ |
|||||||
III. Изучение нового материала. Феодальная раздробленность. |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа |
Организует работу с исторической картой. Предлагает сравнить карты «Древнерусское государство в середине X –XI в » (стр.53)и «Русь в период раздробленности 30-е гг. XII в.- первая треть XIIIв»(стр.91). Проводит беседу по вопросам: -Военные, политические и экономические преимущества имели северные или южные княжества? -Перечислите центры формируемых удельных княжеств. _что означает термин «Феодальная раздробленность?». Организует работу со словарем учебника, предлагает найти определение «Политическая раздробленность», записать его в тетрадь. Политическая раздробленность-исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева. Удел- княжеское владение на Руси в XII-XV веках. |
Внимательно изучают легенду карты, отвечают на вопросы.
Работают со словарем, ищут и записывают определение в тетрадь.
|
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения |
Беседа по вопросам. |
|||||||
Княжеские усобицы. |
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой |
Организует работу с текстом учебника. Задание для I варианта: прочитайте п.1,§8-9, ответьте на вопросы: -Почему «лествичная» система передачи власти приводила к усобицам? -Как Ярослав Мудрый попытался предотвратить распри между своими сыновьями? Задание для II варианта : прочитайте п.2,§8-9, ответьте на вопросы: -Что послужило причиной многочисленных народных восстаний в XI в.? -Как кочевники воспользовались ослаблением власти киевских князей? Координирует работу учащихся. Выступление учащихся. |
Работают с текстом, отвечают на вопросы. |
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
Беседа по вопросам, работа с текстом. |
|||||||
Физкультминутка. |
||||||||||||
Причины раздробленности. |
Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником. |
На основании изученного учитель предлагает назвать причины раздробленности на Руси. Запись в тетради: Причины раздробленности: Рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения. Способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя экономически в условиях натурального хозяйства. Рост городов как центров удельных земель. Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси. Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле. |
Называют причины раздробленности, высказывают свое мнение.
Записывают причины раздробленности в тетрадь. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) |
Работа с учебником |
|||||||
Княжеские съезды. |
Беседа, работа с текстом. |
Дает задание: Изучите пункт 3§8-9, заполните таблицу в тетради
|
Читают пункт «Княжеские съезды», заполняют таблицу в тетради. |
Познавательные: ориентируются в учебнике, выработка навыка познавательной деятельности, навыком решения проблемы. |
Таблица в тетради. |
|||||||
Личность Владимира Мономаха. |
Групповая. Словесный. Беседа, рассказ |
Работа с опережающим заданием. 1 ученик заранее готовит сообщение о Владимире Мономахе. Вопрос: Какие качества политика позволили Владимиру Мономаху бороться за единство Руси? |
Слушают сообщение, задают вопросы.
|
Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе |
Рассказ, беседа по вопросам |
|||||||
Создание Русской Правды. |
|
Учитель организует комментированное чтение пункта «Русская Правда», дает задание: записать в тетрадь 3 предложения, характеризующие Русскую Правду. . Проверка записей в тетрадях. |
Читают текст, записывают в тетрадь 3 предложения, характеризующие Русскую Правду. |
Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать с одноклассниками, учителем; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения. |
Записи в тетради. |
|||||||
IV. Закрепление изученного материала. |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Проводит небольшое тестирование по пройденной теме (Приложение 1). Проверка правильности выполнения. |
Выбирают правильный ответ. |
Регулятивные: в сотрудничестве
|
Вопросы с выбором ответа. |
|||||||
V. Подведение итогов. Рефлексия |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? Использует прием «Светофор». Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться. Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали. Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.
– Попробуйте дать оценку уроку |
Отвечают на вопросы.
Проводят рефлексию своей работы на уроке с помощью кружков красного, зеленого или желтого цвета. |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
Беседа по вопросам. |
|||||||
VI. Информация о домашнем |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. §§8-9. Дифференцированное задание: Для сильных учеников: работа с документом «Из повести временных лет»,стр.69-70. Для слабых учеников-стр.66-70, чтение отрывка о Борисе и Глебе. |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение |
Беседа по вопросам. |
Приложение 1.
Тест.
1. Во главе печенежских орд стояли:
а) ханы; в) цари; б) беки; г) каганы.
2. Какое событие произошло в 1067 г.?
а) захват Новгорода войсками Всеслава;
б) поражение дружины Изяслава на берегу Альты;
в) объединенный поход русских дружин против половцев;
г) призвание Владимира Мономаха в Киев.
3. Отметьте верное утверждение.
а) в 1097 г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях;
б) на Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославича;
в) в 1113 г. Владимир Всеволодович стал киевским князем;
г) Всеволод Ярославич принял дополнения к Русской Прав- де, ограничившие произвол ростовщиков в Киеве.
4. Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в:
а) 1071 г.; в) 1097 г.; б) 1093 г.; г) 1111 г.
5. Половцы были:
а) язычниками; в) иудеями; б) христианами; г) мусульманами.
Юлия Митрофанова
Ильина Анна Борисовна