12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия66
Россия, Нижегородская обл., Нижнекамск

Коронова Л.Р.,

учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ

История

6класс

Тема урока: «Русская культура второй половины XIII – середины XV века»

Основные предметные цели:

1.Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления о деятельности Феофана Грека, Андрея Рублева. Оценить уровень развития культуры древней Руси;

2.Сформировать представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси.

3. Продолжить формирование умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.

4. Воспитывать чувство прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД): решать творческие задачи опираясь на общую школьную базу знаний.

Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа;

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Н.П. Кончаловская

Обсуждение эпиграфа к уроку

Аргументированно отвечают на вопросы, рас­суждают, высказывают собственное мнение

II. Актуализация знаний

Задает вопросы по основным событиям XIII – XV вв.

1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси?

2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII – середине XVв.?

3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство?

Вывод. Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.:

- объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства;

- хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси;

- укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны;

- возрождения русской национальной культуры

Отвечают на вопросы:

1. Последствия монгольского разорения для развития культуры Руси:

- разрушение многих городов;

-прекращение каменного строительства на Руси;

- утрата многих древних книг и икон;

- запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла).

2. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство.

3. Московское княжество возглавило объединение русских земель.

Уч-ся делают совместный вывод с учителем

III. Целеполагание /

Постановка учебной задачи

Организует формулировку темы урока, постановку цели урока детьми и планирование совместной деятельности.

- Какие цели мы ставим на сегодняшнем уроке?

- Как мы можем достичь поставленной цели?

Формулируют тему урока, ставят цель и планируют свою деятельность. Записывают в тетради тему.

Тема: «Русская культура второй половины XIII – середины XV века»

Цели:выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись. Оценить уровень развития культуры древней Руси.

IV. Открытие нового знания

Ведущими направления развития культуры становятся литература, архитектура, живопись.

Работа с текстом. С.185 1-4 абз.

Заполните схемы «Материал для письма» и «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.

Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма. Какой тип письма наиболее простой в написании? Вспомните, для чего применялся устав. Предположите, для чего применялась скоропись.

Работа с текстом учебника и источниками.

Учебник с.185-186. Определите из каких литературных произведений приведены отрывки. Подпишите их названия.

Читают текст и выполняют задание.

«Материал для письма»

Береста→Пергамен→Бумага (сер.XIV в.)

«Изменение типа письма».

Устав→Полуустав→скоропись (сер. XV в.)

Ученики пробуют писать уставом, полууставом и скорописью.

Устав – для написания книг, скоропись для ведения деловых и хозяйственных документов.

1.Повесть о битве на реке Калке

2.Повесть о разорении Рязани Батыем

3.Сказание о Мамаевом побоище

Физкультминутка

   

V. Первичное осмысление и закрепление

Каким типом письма получается быстрее писать? О чем свидетельствует упрощение письма?

Вспомните, какие литературные произведения, посвященные борьбе Руси с монголами-татарами, вам известны? Каким событиям они посвящены?

Какие настроения, чувства русского народа отражали литературные памятники этого периода?

Появление скорописи свидетельствует о развитии бытового письма

Называют произведения и чему они посвящены.

Печаль наполняла эти произведения, но слышался призыв к борьбе. Произведения поддерживали веру русских людей в то, что их Родина способна отстоять свою свободу, пусть даже ценой человеческих жизней. Воспевается победа на Куликовом поле, прославляются герои битвы.

VI. Применение новых знаний

Изменения произошли и в зодчестве (архитектуре). Воспользуйтесь с.187-188, впишите в таблицу необходимую информацию.

Какие выводы мы можем сделать по прочитанному?

Самостоятельная работа учащихся с учебником с.187-188, заполнение таблицы.

Наивысшего расцвета каменное зодчество достигло в Новгороде и Московской Руси

VI. Итог урока. Домашнее задание.

Сегодня мы с вами начали изучение культуры

Какой можно сделать вывод о литературе и архитектуреXIII – XV веков?

§ 26

Подводят итоги урока, записывают домашнее задание.

VII.Рефлексия.

Ученикам необходимо оценить свою деятельность и отметить результаты на «мишени».

Оценивают по десятибалльной шкале атмосферу на уроке, свою деятельность, важность и новизну полученных знаний.

См.Приложение

 

Тема урока:

1.

Работа с текстом.

С.185, 1-4 абз.

Благодаря хозяйственному подъему все более необхо­димыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точно­стью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и бег­лое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали исполь­зовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Заполните схемы «Материал для письма» и «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.

«Материал для письма»

«Изменение типа письма»


 


 

Учебник с.185-186. Определите из каких литературных произведений приведены отрывки. Подпишите их названия.

1.

   В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них. 
      А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие и сказал так: «Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра». И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей».  Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. И, собрав всю землю Русскую против татар, пошли на них. 

2.

В год 6745. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали.

3.

Окончив молитву и сев на коня своего, стал он по полкам ездить с князьями и воеводами и каждому полку говорил: «Братья мои милые, сыны русские, все от мала и до великого! Уже, братья, ночь наступила, и день грозный приблизился — в эту ночь бдите и молитесь, мужайтесь и крепитесь, господь с нами, сильный в битвах. Здесь оставайтесь, братья, на местах своих, без смятения. Каждый из вас пусть теперь изготовится, утром ведь уже невозможно будет приготовиться: ибо гости наши уже приближаются, стоят на реке на Непрядве, у поля Куликова изготовились к бою, и утром нам с ними пить общую чашу, друг другу передаваемую, ее ведь, друзья мои, еще на Руси мы возжелали. Ныне, братья, уповайте на бога живого, мир вам пусть будет с Христом, так как утром не замедлят на нас пойти поганые сыроядцы».

Ибо уже ночь наступила светоносного праздника рождества святой богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: «Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная».

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота (его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем архангельского чина, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного!

2.

Таблица «Архитектура XIII-XV вв.»

Месторасположение

Названия архитектурных памятников

Описание

Датировка

   

Строились из известняка и кирпича. Строгие и простые по форме, пышные украшения отсутствуют. Чаще всего – небольшие одноглавые церкви.

Конец XIII в.

 

Вторая половина XIVв.

   

Простота отделки. Внутренние своды держались 4 столпами. Стены завершались ступенчатыми ярусами кокошников, поднимавшихся к куполу за счет чего храм казался выше, стройнее

 
 

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Первая половина XV в.

 

Начало XV в.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.