Технологическая карта урока истории «Русская культура второй половины XIII – середины XV века» (6 класс)
Коронова Л.Р.,
учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ
История
6класс
Тема урока: «Русская культура второй половины XIII – середины XV века»
Основные предметные цели:
1.Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления о деятельности Феофана Грека, Андрея Рублева. Оценить уровень развития культуры древней Руси;
2.Сформировать представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси.
3. Продолжить формирование умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.
4. Воспитывать чувство прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Планируемые результаты:
Метапредметные (УУД): решать творческие задачи опираясь на общую школьную базу знаний.
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа;
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны. Н.П. Кончаловская |
Обсуждение эпиграфа к уроку Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение |
II. Актуализация знаний |
Задает вопросы по основным событиям XIII – XV вв. 1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси? 2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII – середине XVв.? 3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство? Вывод. Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.: - объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства; - хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси; - укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны; - возрождения русской национальной культуры |
Отвечают на вопросы: 1. Последствия монгольского разорения для развития культуры Руси: - разрушение многих городов; -прекращение каменного строительства на Руси; - утрата многих древних книг и икон; - запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла). 2. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство. 3. Московское княжество возглавило объединение русских земель. Уч-ся делают совместный вывод с учителем |
III. Целеполагание / Постановка учебной задачи |
Организует формулировку темы урока, постановку цели урока детьми и планирование совместной деятельности. - Какие цели мы ставим на сегодняшнем уроке? - Как мы можем достичь поставленной цели? |
Формулируют тему урока, ставят цель и планируют свою деятельность. Записывают в тетради тему. Тема: «Русская культура второй половины XIII – середины XV века» Цели:выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись. Оценить уровень развития культуры древней Руси. |
IV. Открытие нового знания |
Ведущими направления развития культуры становятся литература, архитектура, живопись. Работа с текстом. С.185 1-4 абз. Заполните схемы «Материал для письма» и «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения. Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись. Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма. Какой тип письма наиболее простой в написании? Вспомните, для чего применялся устав. Предположите, для чего применялась скоропись. Работа с текстом учебника и источниками. Учебник с.185-186. Определите из каких литературных произведений приведены отрывки. Подпишите их названия. |
Читают текст и выполняют задание. «Материал для письма» Береста→Пергамен→Бумага (сер.XIV в.) «Изменение типа письма». Устав→Полуустав→скоропись (сер. XV в.) Ученики пробуют писать уставом, полууставом и скорописью. Устав – для написания книг, скоропись для ведения деловых и хозяйственных документов. 1.Повесть о битве на реке Калке 2.Повесть о разорении Рязани Батыем 3.Сказание о Мамаевом побоище |
Физкультминутка |
||
V. Первичное осмысление и закрепление |
Каким типом письма получается быстрее писать? О чем свидетельствует упрощение письма? Вспомните, какие литературные произведения, посвященные борьбе Руси с монголами-татарами, вам известны? Каким событиям они посвящены? Какие настроения, чувства русского народа отражали литературные памятники этого периода? |
Появление скорописи свидетельствует о развитии бытового письма Называют произведения и чему они посвящены. Печаль наполняла эти произведения, но слышался призыв к борьбе. Произведения поддерживали веру русских людей в то, что их Родина способна отстоять свою свободу, пусть даже ценой человеческих жизней. Воспевается победа на Куликовом поле, прославляются герои битвы. |
VI. Применение новых знаний |
Изменения произошли и в зодчестве (архитектуре). Воспользуйтесь с.187-188, впишите в таблицу необходимую информацию. Какие выводы мы можем сделать по прочитанному? |
Самостоятельная работа учащихся с учебником с.187-188, заполнение таблицы. Наивысшего расцвета каменное зодчество достигло в Новгороде и Московской Руси |
VI. Итог урока. Домашнее задание. |
Сегодня мы с вами начали изучение культуры Какой можно сделать вывод о литературе и архитектуреXIII – XV веков? § 26 |
Подводят итоги урока, записывают домашнее задание. |
VII.Рефлексия. |
Ученикам необходимо оценить свою деятельность и отметить результаты на «мишени». |
Оценивают по десятибалльной шкале атмосферу на уроке, свою деятельность, важность и новизну полученных знаний. |
См.Приложение
Тема урока:
1.
Работа с текстом.
С.185, 1-4 абз.
Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.
Заполните схемы «Материал для письма» и «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.
«Материал для письма»
«Изменение типа письма»
Учебник с.185-186. Определите из каких литературных произведений приведены отрывки. Подпишите их названия.
1.
В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них.
А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие и сказал так: «Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра». И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей». Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. И, собрав всю землю Русскую против татар, пошли на них.
2.
В год 6745. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном.
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали.
3.
Окончив молитву и сев на коня своего, стал он по полкам ездить с князьями и воеводами и каждому полку говорил: «Братья мои милые, сыны русские, все от мала и до великого! Уже, братья, ночь наступила, и день грозный приблизился — в эту ночь бдите и молитесь, мужайтесь и крепитесь, господь с нами, сильный в битвах. Здесь оставайтесь, братья, на местах своих, без смятения. Каждый из вас пусть теперь изготовится, утром ведь уже невозможно будет приготовиться: ибо гости наши уже приближаются, стоят на реке на Непрядве, у поля Куликова изготовились к бою, и утром нам с ними пить общую чашу, друг другу передаваемую, ее ведь, друзья мои, еще на Руси мы возжелали. Ныне, братья, уповайте на бога живого, мир вам пусть будет с Христом, так как утром не замедлят на нас пойти поганые сыроядцы».
Ибо уже ночь наступила светоносного праздника рождества святой богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: «Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная».
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота (его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем архангельского чина, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного!
2.
Таблица «Архитектура XIII-XV вв.»
Месторасположение |
Названия архитектурных памятников |
Описание |
Датировка |
Строились из известняка и кирпича. Строгие и простые по форме, пышные украшения отсутствуют. Чаще всего – небольшие одноглавые церкви. |
Конец XIII в. |
||
Вторая половина XIVв. |
|||
Простота отделки. Внутренние своды держались 4 столпами. Стены завершались ступенчатыми ярусами кокошников, поднимавшихся к куполу за счет чего храм казался выше, стройнее |
|||
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря |
Первая половина XV в. |
||
Начало XV в. |