Методическая разработка урока по истории на тему «Битва за Москву и блокада Ленинграда»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога – Святкин Илья Владимирович, ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Дисциплина – История
Тема урока – «Битва за Москву и блокада Ленинграда»
Тип урока – урок изучения нового материала
Группа обучающихся – 1 курс, ГС 1-1 (Специальность «21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»)
Дидактическая структура урока | Деятельность преподавателя | Реализуемая технология | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Орг. момент Задача - подготовить обучающихся к работе, сформулировать цели урока | Приветствие обучающихся. Проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация их внимания и внутренней готовности. Сообщение целей урока. | Слайд 1-3 | Приветствия обучающихся, направленное внимание на преподавателя. Осознание поставленных целей урока и возможности их достижения. | 1. Быстрое включение обучающихся в деловой ритм; 2.Организация внимания обучающихся. |
2.Повторение пройденного материала Задача – актуализировать имеющиеся знания, подготовить к восприятию темы урока. | 1. Преподаватель задает вопросы, которые актуализируют тему урока: 1. С каких событий началась Великая отечественная война? 2. Назовите причины поражений красной армии на начальном этапе войны? | Информационно-коммуникационные технологии. Привлечение внимания обучающихся. | Отвечают на предложенные преподавателем вопросы, ориентируясь на имеющиеся знания. | 1) Актуализация имеющихся знаний; 2) Включение обучающихся в мыслительную деятельность. |
3. Изучение нового материала по теме. Закрепление знаний обучающихся. План изучения темы: 1. Москва готовится к обороне. Укрощение «Тайфуна». 2. Непокорённый Ленинград. Дорога жизни. 3. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции. 4. Формирование вывода занятия | Четкая постановка перед обучающимися задач изучения (обобщения) темы, определение плана изучения темы, стимуляция интереса к основным учебным элементам темы | Информационно-коммуникационная технология (использование презентации для уточнения заданий и усиления восприятия изучаемого материала) | Обучающиеся фиксируют задачи изучения новой темы, уточняют их у преподавателя. | 1. Включение обучающихся в беседу по содержанию изучаемого материала; 2. Фиксация понимания обучающимися новой темы из рассказа преподавателя и своих одногруппников. 3. правильно выполняют поставленные задачи. |
1.Преподаватель ставит проблемный вопрос «Почему Красной Армии удалось отстоять Москву и Ленинград?» объясняет новый материал. Москва готовится к обороне. Укрощение «Тайфуна». 2. Организация выполнения задания 1. Работа с картой: учащиеся получают контурную карту Москвы. Необходимо отметить ключевые направления наступления немецких войск осенью 1941 г., оборонительные рубежи советских войск, места наиболее ожесточенных боев. После заполнения карты учитель организует обсуждение, задавая вопросы типа: почему именно эти районы стали ключевыми точками сопротивления? Критерии оценивания: имеются ответы на все вопросы, которые соответствуют эталону учителя | Слайды 5-7 | Обучающие слушают новый материал. Записывают основные даты и проблемный вопрос. Обучающиеся записывают термины и определения. Выполняют задание с картой, отвечают на вопросы преподавателя. | ||
1.Преподаватель объясняет новый материал. Непокорённый Ленинград. Дорога жизни. 2. Организация выполнения задания 2. Анализ документов: учащимся предлагается ознакомиться с дневниковыми записями жителей блокадного Ленинграда. Студенты делятся на группы, каждая группа получает разные материалы. Затем проводят сравнительный анализ условий жизни и борьбы солдат и мирных жителей в условиях окружения и обороны города, выявляют общие черты и различия. Критерии оценивания: имеются ответы на все вопросы, которые соответствуют эталону учителя. | Слайды 8-9 | Обучающие слушают новый материал. Выполняют задание 2. Отвечают на поставленные вопросы. | ||
1.Преподаватель объясняет новый материал. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции | Слайды 10-11 | Обучающие слушают новый материал. | ||
Преподаватель задает направление и помогает в формировании вывода текущего занятия. | Слайд 12 | Обучающиеся слушают речь учителя и участвуют в формировании вывода по занятию. Записывают вывод в тетрадь. | | |
4. Контроль знаний. Задача – 1. Определить, достигнуты ли цели урока; 2.Оценить деятельность всех обучающихся. | Преподаватель предлагает всем обучающимся заполнить заранее подготовленную таблицу «В результате урока мне открылись» Раздача материала (Приложение 1) Оценка работ обучающихся. | Информационно-коммуникационная технология (использование презентации для уточнения задания). | Обучающиеся выполняют задание, приложение 1. Представляют свои работы на проверку. | Реализация заявленных целей урока; Объективно выставленные оценки обучающимся за работу на уроке. |
5.Рефлексия. Задача – Определить, насколько сформированы компетенции ОК 2 и ОК 4, необходимые для самостоятельной работы обучающихся. | Аргументация выставленных оценок, замечания обучающимся по уроку. Предлагает обучающимся высказать свою точку зрения на актуальность изученного материала | Информационно-коммуникационная технология. | Обучающиеся высказывают свое отношение к обозначенной проблеме. | Осознание значимости полученных результатов и готовность использовать их в дальнейшем для достижения учебных целей. |
6. Домашнее задание. | Преподаватель выдает домашнее задание, чтобы закрепить полученные знания и умения, сохранить эмоциональное состояние занятия. Составление письма потомкам: каждый ученик представляет себя участником битвы за Москву или блокады Ленинграда и пишет письмо своему будущему поколению. Учащиеся выражают мысли о значении защиты Родины, мужестве и стойкости советских людей, передавая послание о ценности мира и свободе. Письма собираются учителем и читаются вслух классу, вызывая эмоциональный отклик и обсуждение ценностей героя-подвига. Объём: 2-2.5 стр. | Информационно-коммуникационная технология. Слайд 13 | Обучающиеся записывают домашнее задание. | Повторение и углубление полученных знаний на уроке. |
План - конспект урока
Ф.И.О. педагога – Святкин Илья Владимирович, ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Дисциплина - История
Тема урока: «Битва за Москву и блокада Ленинграда»
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: АРМ преподавателя, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация по теме
Цели урока:
Образовательная
1. Формирование систематизированных представлений учащихся о ключевых событиях Великой Отечественной войны — битве за Москву и блокады Ленинграда, изучение исторических фактов, стратегий ведения боевых действий и последствий сражений.
Развивающие
1. Развитие аналитического мышления школьников посредством анализа различных источников исторической информации, формирование умения выделять главное, сравнивать события, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.
Воспитательная
1. Патриотическое воспитание учащихся путем осознания величия героизма советского народа, проявленного в борьбе против фашистской агрессии, уважения к памяти защитников Родины, формирования чувства гордости за свою страну и стремление сохранить мир и свободу последующих поколений.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие обучающихся. Проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация их внимания и внутренней готовности.
Задача: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
Сообщение цели урока - Слайды 2,3
2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний (2 мин.)
1.С каких событий началась Великая отечественная война?
2.Назовите причины поражений красной армии на начальном этапе войны?
3. Изучение нового материала по теме. Закрепление знаний обучающихся.
План изучения темы (45 мин)
Слайд 5 | Проблемный вопрос: Почему Красной Армии удалось отстоять Москву и Ленинград? 1. Москва готовится к обороне. План «Барбаросса» предполагал взятие Москвы в течение 3—4 месяцев с начала войны. Однако события первого военного лета пошли вразрез с расчётами противника. Упорная оборона Красной Армии в ходе Смоленского и других сражений заставила гитлеровцев приостановить продвижение к Москве. Лишь после взятия Киева и прорыва к Ленинграду немецкое командование смогло начать подготовку наступления с целью захвата советской столицы. Подготовленный гитлеровскими генералами план получил кодовое наименование «Тайфун». Группе армий «Центр» ставилась задача до наступления зимы окружить и уничтожить советские войска, оборонявшие фронт по линии Вязьма — Брянск. После этого ничто уже не могло, по мнению Гитлера, помешать вермахту войти в Москву. Москва являлась главной целью захватчиков не только потому, что была столицей СССР и в ней располагалось правительство страны. Москва находилась в центре транспортной системы Советского Союза — к ней сходились все важнейшие железнодорожные магистрали. В случае потери этого важнейшего логистического узла дальнейшее обеспечение огромного по протяжённости фронта, снабжение городов и регионов могло стать неразрешимой проблемой. Кроме того, захват врагом столицы СССР имел бы деморализующее значение. Сталин понимал, что этого ни в коем случае допустить нельзя. Немцы были уверены в близкой победе, а по поводу дальней шей судьбы столицы СССР и её населения не испытывали сомнений. После одного из совещаний начальник генерального штаба вермахта генерал Гальдер записал в дневнике: «Непоколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй… Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов вообще». Группа армий «Центр» была максимально усилена и насчитывала 1,8 млн человек, 1700 танков, свыше 14 тыс. орудий и миномётов. Противостоявшие ей советские армии имели 1,2 млн человек, 990 танков, 7,6 тыс. орудий и миномётов. Они входили в состав Западного (командующий — И. Конев), Резервного (командующий — С. Будённый) и Брянского (командующий — И. Ерёменко) фронтов. Для того чтобы обеспечить решающий перевес, немецкое командование скрытно перебросило на московское направление значительную часть соединений, ранее наступавших на Ленинград, и главные силы авиации. Впервые с начала войны на одном направлении были сконцентрированы силы сразу трёх немецких танковых групп. В сентябре 1941 г. Москва мало напоминала полный жизни город. Ночью полностью отключалось освещение, чтобы затруднить немецкой авиации ориентировку и выбор целей для бомбометания. В воздух поднимались аэростаты воздушного заграждения. К сентябрю успешные действия воинов-зенитчиков и лётчиков истребителей вынудили немцев отказаться от массовых воздушных налётов. Враг убедился, что небо Москвы надёжно защищено. Сотни тысяч москвичей работали к западу от столицы — строили оборонительные рубежи. Даже после эвакуации из Московского региона около 500 заводов и свыше 1 млн рабочих не прекратилось производство вооружения и боеприпасов. На фабриках детских игрушек теперь делали бутылки с зажигательной смесью. Жизнью города в сложное военное время руководили партийные и государственные деятели А. Щербаков, В. Пронин и др. |
Слайды 6-7 | 2. Укрощение «Тайфуна». В соответствии с планом «Тайфун» немецкие войска перешли в наступление 30 сентября. Развернулась гигантская Московская битва — первая решающая битва Второй мировой войны. Поначалу немецким танковым группам удалось быстро про рвать нашу оборону. К 7 октября в нескольких котлах в районе Брянска и Вязьмы оказались окружёнными более 60 советских дивизий, танковых бригад и артиллерийских полков. Они не капитулировали, а дали врагу свой последний бой, чтобы выиграть время для организации новой линии обороны. В эти решающие дни, находясь в безвыходном положении (из окружения вырвались остатки лишь 16 дивизий), советские воины на две недели сковали крупные силы врага и задержали его наступление. Командующим Западным фронтом был назначен вызванный из блокадного Ленинграда Жуков. Ознакомившись с обстановкой, он пришёл к тяжёлому выводу: фронт обороны на западном направлении нужно создавать практически заново. Организовать новый фронт было решено в 120—150 км от Москвы — на так называемой Можайской линии обороны. Правда, её строительство началось только в июле 1941 г. и ещё не было завершено. Сюда требовалось переместить резервные части, в том числе снятые с других участков фронта. Для их переброски и развёртывания нужно было время. Чтобы не дать танковым колоннам беспрепятственно продвигаться в сторону Москвы, навстречу врагу были направлены поднятые по тревоге будущие офицеры — курсанты военных училищ. Для борьбы с танками в войска передавались зенитные орудия частей противовоздушной обороны Москвы. Бессмертный подвиг совершили курсанты Подольского пехотного и артиллерийского училищ, несколько дней они сдерживали вражеский натиск вдоль линии Варшавского шоссе в районе Юхнова и Медыни, а потом у Малоярославца. На Бородинском поле, рядом с памятниками героям Отечественной войны 1812 г., несколько дней отбивала ожесточённые атаки врага прибывшая из-под Ленинграда 32я стрелковая дивизия. Её командир, полковник В. Полосухин, в 2021 г. был удостоен звания Героя России (посмертно). Путь танковой армии Гудериана, наступавшей на Тулу, в районе Мценска преградили бойцы 1го гвардейского стрелкового корпуса и танкисты 4й танковой бригады полковника М. Катукова, с успехом применившего тактику танковых засад. Особое стратегическое значение имела Тула, прикрывавшая южные подступы к столице. В конце октября немецкие танки пре одолели 160 км и попытались с ходу ворваться в Тулу. Вместе с частями Красной Армии активное участие в обороне города приняли местные жители. Из добровольцев были сформированы Тульский рабочий полк и 79 истребительных батальонов, на линию фронта отправился батальон, сформированный из сотрудников тульской милиции. Немецкий штурм закончился провалом. В начале ноября советское командование силами 50й армии нанесло врагу контрудар и вынудило перейти к обороне. Командующий фронтом Жуков требовал от войск стоять насмерть. Лозунгом тех дней стали слова «Ни шагу назад!». Каждый день задержки немецкого наступления давал возможность подтянуть к Москве резервные части. 15 октября ГКО принял постановление «Об эвакуации столицы СССР города Москвы», согласно которому часть партийных и правительственных учреждений переводилась в г. Куйбышев. 20 октября в Москве было введено осадное положение. Незадолго до этого среди населения стали распространяться тревожные слухи о прорыве немецких танков. Тысячи людей начали покидать Москву, но большинство не поддалось панике. Десятки тысяч москвичей в эти дни вступали в ряды народного ополчения, отправлялись на строительство оборонительных рубежей. Важным фактором укрепления морального духа войск и населения страны стало решение провести, несмотря на осадное положение, традиционный военный парад 7 ноября в честь годовщины Октября 1917 г. В выступлении Сталина прозвучала уверенность в Победе. К середине ноября наступили холода, земля промёрзла. Пола гая, что это облегчит действия танков — теперь они могли быстро двигаться и вне дорог, — немецкое командование рассчитывало на успех нового, решающего броска своих войск к Москве. Поскольку в предыдущих боях враг понёс большие потери, немецкое командование отказалось от первоначального замысла окружения столицы. Оно намеревалось прорваться по двум направлениям: наступая в районе Волоколамска и Твери в сторону канала Москва — Вол га, а также в районе Тулы — на Каширу и Коломну. К этому времени оборона советских войск была существенно усилена. Под Москву прибыли хорошо подготовленные дивизии с Дальнего Востока (для их переброски потребовалось около десяти дней — по тем временам срок очень короткий), а также с других участков фронта. Так, с Юго-Западного фронта в район Истры прибыл 2й кавалерийский корпус П. Белова, прославившийся в последующих сражениях. Взломав оборону советских войск, немецкие танки двинулись в сторону Клина и Истры. На каждом оборонительном рубеже советские войска стремились максимально задержать продвижение противника. В результате ожесточённого сопротивления немцы несли ощутимые потери. К началу декабря 1941 г. вражеские части заняли Волоколамск, Клин, Истру, Солнечногорск и вышли на подступы к столице, до которой оставалось менее 30 км. На юге от Москвы фашистским войскам удалось продвинуться ещё меньше. Не сумев захватить Тулу штурмом, немецкая танковая армия попыталась обойти её с востока, но снова была остановлена. Продолжать наступление, оставив у себя в тылу непокорённый город русских оружейников, Гудериан не мог. 2 декабря его войска вновь атаковали Тулу, но советские солдаты стояли насмерть. Героическая оборона Тулы сыграла огромную роль в срыве гитлеровского плана окружения Москвы. В ожесточённых боях за город более чем на месяц увязло одно из сильнейших соединений германской армии. В ходе оборонительных сражений 30 сентября — 4 декабря 1941 г. Красная Армия отступила на 250–300 км. Однако успешные действия в районе Тулы, контрудары в районе Ленинградского шоссе и на других участках фронта остановили дальнейшее про движение врага. К концу ноября в тылу были сосредоточены свежие дивизии, прибывшие с Дальнего Востока, из Сибири, Башкирии, с Урала. Несколько новых дивизий были сформированы в самом Московском военном округе. Сталин и Жуков видели, что войска противника, понеся большие потери, постепенно исчерпали свой наступательный потенциал. В этой ситуации было решено, не давая врагу времени на переброску подкреплений, нанести контрудары во фланг и тыл вражеских группировок, ближе всего подошедших к Москве. Началась подготовка к контрнаступлению. Работа с картой: учащиеся получают контурную карту Москвы. Необходимо отметить ключевые направления наступления немецких войск осенью 1941 г., оборонительные рубежи советских войск, места наиболее ожесточенных боев. После заполнения карты учитель организует обсуждение, задавая вопросы типа: почему именно эти районы стали ключевыми точками сопротивления? |
Слайд 8 | 3. Непокорённый Ленинград. Захватив 8 сентября 1941 г. Шлиссельбург, фашисты полностью отрезали Ленинград от страны. Город с почти 2,5миллионным населением оказался в блокаде. Руководству города (на протяжении всей войны 1м секретарём Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) был А. Жданов) при шлось решать множество исключительно сложных задач. Блокада грозила голодом. Организовать снабжение такого огромного города по воздуху было невозможно. Оставался один путь — водным транспортом через Ладожское озеро. Но его восточное побережье было совершенно не приспособлено для приёма большого количества грузов: требовалось оборудовать пристани, пункты размещения людей, склады. Барж и других судов на Ладоге было мало. К тому же немцы про должали наступление, прорываясь на соединение с финскими войсками. Захватив Тихвин, они перерезали единственную железную дорогу, по которой можно было подвозить грузы к берегу Ладоги в нужном для спасения города количестве (Тихвин уда лось освободить через месяц). Над Ленинградом нависла смертельная опасность. В конце ноября были установлены самые низкие ежедневные нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерам — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — 125 г. В декабре 1941 г. от голода погибли 53 тыс. человек, в январе 1942 г. — более 100 тыс. человек. Не было воды, света, отопления. Люди умирали дома в холодных квартирах, на работе, на улицах, в очередях за хлебом. Сохранились страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января… Дядя Алёша 10 мая… Мама 13 мая в 7.30 утра… Умер ли все. Осталась одна Таня». Таня Савичева умерла от последствий перенесённого голода в 1944 г., несмотря на все усилия пытавшихся её спасти врачей. Попытка германских и финских фашистов уморить голодом жителей Ленинграда является крупнейшим военным преступлением в истории человечества. Всего за период блокады погибло около 1 млн ленинградцев. Наибольшее количество жертв пришлось на первую блокадную зиму. |
Слайд 9 | 4. Дорога жизни. Спасением города от вымирания стала легендарная Дорога жизни — проложенная по льду Ладожского озера военно-автомобильная дорога. Для успешного прохождения грузовика с 1 т груза толщина льда должна была составлять не меньше 20 см. Такой лёд образовался на Ладоге только к 21 ноября. Первым в Ленинград отправился конно-санный обоз, после успешного прохождения которого (лёд выдержал) непрерывным потоком пошли грузовики с продовольствием. По этой ледовой трассе, действовавшей только зимой (летом приходилось рассчитывать на баржи), в течение всего периода блокады в город доставлялись продовольствие и боеприпасы, поступало пополнение в войска Ленинградского фронта. В обратном направлении шла эвакуация гражданского населения, в первую очередь женщин и детей. Подвиг воинов — защитников Ленинграда и его жителей имел огромное значение для спасения всей нашей страны в критическом для неё 1941 г. Прорыв немецких и финских войск на просторы северной России означал образование огромной бреши в построении фронта советских войск. Враг получил бы возможность высвободить значительные силы, организовав наступление на Москву с северо-запада, и тогда положение защитников столицы могло стать безнадёжным. В тяжёлом положении оказались бы армии, оборонявшие Карелию (Карельский фронт, командующий — В. Фролов). Кроме того, было бы пре рвано железно дорожное сообщение с Мурманском, куда, наряду с Архангельском, планировалось прибытие кораблей с военными грузами из Англии и США (помощь по программе лендлиза). Первый конвой судов прибыл в Архангельск в конце августа, в Мурманск — в конце декабря. Анализ документов: учащимся предлагается ознакомиться с дневниковыми записями жителей блокадного Ленинграда. Студенты делятся на группы, каждая группа получает разные материалы. Затем проводят сравнительный анализ условий жизни и борьбы солдат и мирных жителей в условиях окружения и обороны города, выявляют общие черты и различия. |
Слайд 10 | 5. Контрнаступление под Москвой. Разгрому гитлеровских войск под Москвой предшествовали успешные наступательные действия на других направлениях. 17 ноября — 2 декабря 1941 г. войска Юго-Западного фронта (командующий — маршал С. Тимошенко) после ожесточённых боёв освободили Ростов-на-Дону. На этом участке фронта враг надолго лишился возможности наступать. Исключительно важное значение имело контрнаступление в районе Тихвина — освобождение этого города дало возможность организовать снабжение блокадного Ленинграда по Дороге жизни. Но главным и самым крупным успехом Красной Армии зимой 1941/42 г. явилось контрнаступление под Москвой. Его результатом стал разгром наиболее сильной группировки вермахта на всём советско-германском фронте. Это было первое крупное поражение Германии с начала Второй мировой войны. Контрнаступление началось 5—6 декабря. Главную роль в нём играли войска Западного (командующий — Г. Жуков) и Калининского (командующий — И. Конев) фронтов. По численному составу войск, количеству танков и орудий советские войска уступали противнику, только в авиации превосходство было на нашей стороне. Наступление началось в сложнейших погодных условиях. Зима выдалась очень холодной — температура опускалась до –35 °С. Но советские дивизии были намного лучше подготовлены к действиям в зимних условиях, чем немецкие. Немецкое командование оказалось не способно организовать снабжение своих войск под Москвой зимним снаряжением и даже обмундированием. Удар советских войск оказался полной неожиданностью для врага. Немецкое командование растерялось, снижалась дисциплина. Чтобы избежать полного разгрома, впервые в ходе Второй мировой войны немецким войскам приходилось отступать, бросая на обочинах дорог разбитые или оставшиеся без горючего машины, танки и другую технику. В результате декабрьского контрнаступления вражеские войска были отброшены на 120—150 км от советской столицы. Непосредственная угроза Москве была устранена. Окрылённая успехом, Ставка приняла решение о переходе Красной Армии в общее наступление (8 января — 20 апреля 1942 г.). На западном направлении наши войска начали Ржевско-Вяземскую наступательную операцию, целью которой было прорваться к Вязьме, перерезать основную линию снабжения группы армий «Центр» и окончательно её разгромить. Немецкое командование начало спешно перебрасывать резервы из Западной Европы. Гитлер яростно требовал от своих войск держаться и не отступать. Он снял с командных должностей 185 генералов, в том числе главнокомандующего сухопутными войсками Германии Браухича, и сам принял командование вермахтом. Были отстранены командующий группой армий «Центр» фон Бок, генералы Гёпнер, Гудериан и др. Лишь после прибытия подкреплений немцам удалось восстановить целостность своей обороны. Для реализации масштабного наступательного замысла советским войскам не хватило сил. Зимой 1942 г. эвакуированные на восток заводы только начинали выпуск военной продукции. Новые танки поступали в армию буквально единицами. На одно орудие в день приходилось всего несколько снарядов. Переоценка возможностей, недостаток боеприпасов и тактические ошибки привели к тому, что, продвинувшись на запад ещё на 100—200 км, Красная Армия исчерпала свои силы. Прорвавшиеся вглубь занятой врагом территории в районе Вязьмы соединения оказались изолированы. Им пришлось пробиваться к своим или перейти к партизанским действиям. Героический рейд по тылам противника совершил кавалерийский корпус П. Белова, выйдя в итоге на соединение с основными силами Красной Армии. Судьба 39й армии И. Масленникова и 33й армии М. Ефремова оказалась более трагичной: их основные силы были разбиты и оказались в окружении. В апреле 1942 г. советское командование приняло решение о переходе на западном направлении к обороне. |
Слайд 11 | 6. Начало формирования антигитлеровской коалиции. Уже в первый день Великой Отечественной войны премьер-министр У. Черчилль заявил, что Великобритания будет помогать СССР в борьбе против Германии. 24 июня с аналогичным заявлением выступил президент США Ф. Рузвельт. 12 июля 1941 г. в Москве было подписано советско-британское соглашение, положившее начало формированию антигитлеровской коалиции. Оно содержало обязательства о взаимопомощи в войне и об отказе от сепаратных переговоров. В августе 1941 г. Великобритания предоставила Советскому Союзу кредит на сумму 10 млн фунтов стерлингов. В конце августа советские и британские войска были введены в Иран, что предотвратило его переход на сторону Германии и вовлечение в войну. После поездки личного представителя президента США Гопкинса в Москву и конференции в Москве (28 сентября — 1 октября 1941 г.) западные союзники решили оказать СССР помощь в рамках программы лендлиза. США предоставили нашей стране беспроцентный заём на сумму 1 млрд долл. Вступление США во Вторую мировую войну в декабре 1941 г. после нападения Японии на Пёрл-Харбор расширило перспективы советско-американского сотрудничества. 1 января 1942 г. в Вашингтоне была подписана Декларация 26 государств, включая США, СССР и Великобританию, о совместных действиях в борьбе против фашистского блока. Таким образом, одержанная Красной Армией победа под Москвой и срыв вражеских планов по захвату Ленинграда серьёзно укрепили военное и международно-политическое положение Советского Союза. Впервые с начала Второй мировой войны армии фашистских государств, до этого не знавшие поражений, оказались остановлены и разбиты. Это означало, что у оккупированных стран Европы появилась надежда на освобождение. Япония отказалась от планов нападения на советский Дальний Восток, отложив их на отдалённую перспективу. Её правительство сделало выбор в пользу южного направления агрессии. Правительства Великобритании и США убедились, что Советский Союз не просто способен оттянуть часть сил стран-агрессоров, а готов эффективно противостоять совокупной военной мощи стран фашистского блока и добиться победы. Советско-германский фронт стал главным театром военных действий, на котором решался исход всей Второй мировой войны. |
Слайд 12 | Вывод по занятию: В результате поражения немецко-фашистских войск под Москвой их удалось отбросить от столицы на 100—250 км. Были полностью освобождены Московская, Калининская, Тульская и Рязанская области, часть Смоленской и Орловской областей. Потери врага составили около 500 тыс. человек. Были уничтожены 1300 танков, на полях сражений остались тысячи машин, мотоциклов, артиллерийских орудий и другой техники. Для сравнения: потери немецкой армии в ходе разгрома и захвата Польши составили всего 44 тыс. человек, а при разгроме Франции в 1940 г. — 154 тыс. человек. Вражеский план молниеносной войны был окончательно сорван. Не сумев захватить Москву и Ленинград, разгромить Советский Союз в скоротечной военной кампании, Германия была обречена вести затяжную войну на истощение. Её исход зависел теперь не только от происходящего на полях сражений, но и от способности государства мобилизовать все свои ресурсы. После войны в ходе суда над главными нацистскими преступниками в Нюрнберге одного из подсудимых, начальника штаба вермахта В. Кейтеля, спросили, когда он начал понимать, что планы Гитлера победить Советский Союз терпят крах. В ответ он произнёс только одно слово: «Москва». |
4. Контроль знаний (3 мин)
Задача: 1. Определить, достигнуты ли цели урока;
2.Оценить деятельность всех обучающихся
Обучающиеся заполняют заранее подготовленную таблицу:
«В результате урока мне открылись» (Приложение 1)
5. Рефлексия (3 мин)
Задача: определить насколько сформированы компетенции ОК 2 и ОК4, необходимые для самостоятельной работы обучающихся.
Предлагается высказать свою точку зрения на актуальность изученного материала.
Выставление оценок с аргументацией и замечаниями обучающимся по уроку.
5. Домашнее задание, слайд 13 (1 мин.):
Составление письма потомкам: каждый ученик представляет себя участником битвы за Москву или блокады Ленинграда и пишет письмо своему будущему поколению. Учащиеся выражают мысли о значении защиты Родины, мужестве и стойкости советских людей, передавая послание о ценности мира и свободе. Письма на следующем занятии собираются учителем и читаются вслух классу, вызывая эмоциональный отклик и обсуждение ценностей героя-подвига. Объём: 2-2.5 стр.
Презентация
Тема урока: «Битва за Москву и блокада Ленинграда»
Приложение 1
В результате урока мне открылись:
Самые главные причины помнить события Великой Отечественной войны:
1. _____________________________________________________
2. _____________________________________________________
3. _____________________________________________________
Два самых важных имени урока:
1.__________________________ 2. _______________________
Два самых важных события:
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
Два самых важных качества жителей блокадного Ленинграда:
1. _______________________________________________________
2.________________________________________________________
Ирина Владимировна Казарцева