Методическая разработка урока по литературному чтению Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ИМ. ТЕЛЬМАНА Марксовского района Саратовской области
ул. Школьная 11 пос. Тельмана Марксовский район Саратовская область
Е-mail: mou-soschtelmana@yandex.ru
Методическая разработка урока по литературному чтению
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Разработала
Хмельникова А.В.
учитель начальных классов
I категория
Методическая разработка урока
Литературное чтение
2 класс
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
УМК «Школа России»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщить, повторить, систематизировать знания учащихся по изученному разделу.
Задачи: развивать речь и умение связно излагать свои мысли, память, мышление; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.
Формирование УУД:
Личностные - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные- участвовать в диалоге; слушать и понимать других; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; объективно оценивать своё задание и задание других.
Предметные - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя, понимать прочитанное; уметь отличать художественный текст от научно-познавательного; отвечать на вопросы, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем и учебником.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с напечатанными текстами-заданиями, рабочие тетради, учебники, цветные карандаши, выставка книг, оценочные листы, памятки «Правила обращения с животными».
Используемая литература:
Кутявина С. В. Поурочные разработки по лит. Чтению: 2 кл.- М.: ВАКО, 2012.
Литературное чтение. 2 кл. Рабочая программа и технологические карты. –В.: УЧИТЕЛЬ, 2014.
www.baby-shcool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html.
WWW.shkola-abv.ru Мультимедийные уроки Елены Берюховой
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. Тихо сядут девочки, мальчики ещё тише. - Литературное чтение - прекрасный урок. Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, сказка, рассказ! Мы учим их - они учат нас! - Я уверена, что сегодня вы будете не просто слушателями , а активными участниками. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат и не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. | Дети садятся. Настраиваются на урок и работу. Хором читают стихотворение, слушают учителя. |
II. Актуализация знаний | Речевая разминка. Работа по таблицам по скорости чтения. - Приготовились к зарядке для язычка. Положили таблицы, беговая дорожка слогов сверху вниз. Не забываем, что читаем правильно, чётко, скоро. Приготовились, начали. Читают до тех пор, пока учитель не поднимет руку. А теперь перевернули, работа со скороговорками. 3, 7, 4. Молодцы, зарядка закончена. | Учащиеся читают на листах А 4 слоги, скороговорки с разной скоростью и интонацией. |
III. Постановка учебной задачи | - Ну что, надо определить тему урока. У каждой пары - группы лист с загадками. Прочитай и отгадайте, но сначала ребята, отгадайте про кого будут загадки. Е Ы Н Т О В И Ж - Кто догадался, в чём здесь секрет? Как расшифровать слово? ( Слово записано наоборот) - Правильно, ребята, это животные. Наши правила, работая в паре-группе Не выкрикиваем. Не перебиваем друг друга. Мы слышим друг друга. Учимся работать сообща. Назовите слова - отгадки. Как назвать их одним словом? Животные. А вот авторы литературных произведений называют их по-другому. Как? Фраза из трёх слов. - Зачеркните в словах все буквы согласных мягких непарных звуков и прочитайте фразу. - Вспомним, какие согласные мягкие непарные щ, ч, й Б й р ч а т щ ь я щ н й а ш ч и ч м е щ н ь ш щ и й е Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они живут рядом, мы их любим. - Сформулируем тему урока : будем обобщать, вспоминать знания по этому разделу " О братьях наших меньших". - Поставим цели по опорным словам: вспомнить все произведения этого раздела, читать, отвечать на вопросы, рассуждать. - Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся , если их делать без плана! Будь как строитель и как капитан: Готовишься к делу - обдумывай план. - Составим план деятельности: создатели-писатели, литературные жанры, герои и поступки, поучение в пословицах, творческая работа. В лист самооценки будем отмечать результаты. | Учащиеся в группах работают с загадками про животных. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. ...
Всю ночь летает — мышей добывает. А станет светло — спать летит в дупло. ... Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Носик лопаткой, красные лапки, Плавает, ныряет, крякать обожает! Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. Черный нос, колечком хвост, Дом охраняет, громко лает, кошек пугает! Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо ... . Зачёркивают в словах все буквы согласных мягких непарных звуков и читают фразу Братья наши меньшие.
Формулируют с помощью учителя тему урока : будем обобщать, вспоминать знания по этому разделу " О братьях наших меньших". Ставят цель и задачи по опорным словам: вспомнить все произведения этого раздела, читать, отвечать на вопросы, рассуждать. Составляют план деятельности. |
4. Обобщение и систематизация знаний | а) Упражнение «Кто автор?» Авторы - создатели Работа в тетради стр. 49 Соотнеси авторов произведений и названия. Страшный рассказ В. Берестов Кошкин щенок В. Бианки Ребята и утята В. Бианки Храбрый утенок Е. Чарушин Музыкант М. Пришвин Сова Б. Житков Проверь свой вариант по содержанию учебника стр. 15 В. Берестов «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант». В. Бианки «Сова». В лист самооценки покажите результат. б) Упражнение «Какой жанр?» Подчеркни: сказки - синим цветом, рассказы- зелёным, стихотворения – красным. «Жила-была собака» «Кошкин щенок» «Ребята и утята» «Страшный рассказ» «Храбрый утенок» «Музыкант» «Сова» В лист самооценки покажите результат. | а) Самостоятельная работа в тетради стр. 49 Соотносят авторов произведений и названия. Самопроверка - проверяют свой вариант по содержанию учебника стр. 158 В лист самооценки выставляют результат. б) Упражнение «Какой жанр?» Самостоятельная работа подчеркивают : сказки - синим цветом, рассказы- зелёным, стихотворения – красным. В лист самооценки выставляют результат. |
5) Применение знаний и умений в новой ситуации | а) Упражнение «Какой вид текста: художественный или научный? - Работа с текстами в парах. Вы получили тексты. Прочитайте их и определите, этот текст взят из художественного произведения или из энциклопедии. Медведи относятся к отряду крупных хищников и образуют собственное семейство. Они отличаются от других хищников мощным сложением и тем, что питаются не только мясом. Медведи всеядны и помимо мяса едят траву и ягоды, а мёдом и прочими сладостями просто лакомятся. Это видно по их зубам: широкие и плоские коренные зубы помогают им пережёвывать растений. В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда зверька гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. Кормили мы Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. - Девочки читают текст, распределяя по абзацам. Мальчики по предложениям. В лист самооценки покажите результат. б) Упражнение «Герои и поступки». Сигнальные карточки "Так или нет". - Ёж специально пришёл, чтобы напугать ребят Шуру и Петю. - Сова перестала прилетать на луг, и у коровы не стала молока. - Утёнок Алёша оказался хвастуном. - Утка повела своих детей так далеко, а они хотели просто поиграть. - Старик хоть и был медвежатником, но тем не менее, он сумел пожалеть бедного медведя, который показался ему родственной душой. - У кошки был сын приёмный ни котёнок, а львёнок. В лист самооценки покажите результат. | а) Упражнение «Какой вид текста: художественный или научный? - Работа с текстами в парах. Читают тексты и определяют, этот текст взят из художественного произведения или из энциклопедии. Договариваются в группе, кто и как будут читать. Девочки читают текст, распределяя по абзацам. Мальчики по предложениям. В лист самооценки выставляют результат. б) Упражнение «Герои и поступки». Сигнальные карточки "Так или нет". Слушают предложение и поднимают карточку: верно - зелёную, неверно - красную. В лист самооценки выставляют результат. |
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | а) Упражнение "Работа с пословицами" Поучение в пословицах. - Прочитайте пословицы, выберите понравившуюся, объясните её смысл и к какому произведению она подходит, докажите. Добрый человек добру учит. У страха глаза велики. Брат он мой, да ум у него свой. Маленький, да удаленький. Умел ошибиться - умей и поправиться. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Без друга в жизни туго. Глупость беде соседка. В природе всё взаимосвязано: человек-растения-животные, и нельзя повредить ни одно звено в этой цепочке, надо бережно относиться к природе. б) Творческая работа. Выступление детей с рассказами. -Ребята, а какие произведения вам понравились больше всего и почему? -Какие рассказы о животных подготовили вы? в) Выставка книг "О братьях наших меньших". -Как вы понимаете «Мы в ответе за тех, кого приручили». Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. Человек, который не только любит животных, но и бережёт их, имеет большое и доброе сердце. Вы такие маленькие, а у вас такое больше сердце. Надеюсь, что у вас оно будет всегда таким большое и доброе. Ведь «Всё доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека». - Ребята, если вы заинтересовались жизнью животных, то вы можете почитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Чаплиной. В книгах этих писателей вы узнаете много нового и интересного о животных. г) Правила обращения с животными. Не пытайтесь играть с собакой или кошкой, если они этого не хотят (рычат, шипят). Не трогайте собаку или кошку во время еды. Не отнимайте у животных детёнышей. Не шутите с хозяином собаки, пытаясь его обидеть. Не гладьте незнакомых животных. Мойте руки после игры с животными. Не бегите от лающей собаки и не замахивайтесь на неё палкой. | а) Упражнение "Работа с пословицами" Поучение в пословицах. Читают пословицы, берут понравившуюся, объясняют её смысл и к какому произведению она подходит, доказывают. В лист самооценки выставляют результат. б) Творческая работа. Выступление детей с рассказами. Защита мини-проектов. В лист самооценки выставляют результат. Объясняют значение фразы «Мы в ответе за тех, кого приручили», рассуждают по данному вопросу. Получают памятку, рассматривают, читают. "Правила обращения с животными". |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Мы многое повторили, вспомнили. - Кого называю нашими братьями меньшими? Почему? -Как мы должны относиться к животным. - Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к природе? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших? - Доброта, ответственность, трудолюбие, жалость, любовь, понимание, злость, жестокость, безразличие, грубость, Оценивание работы на уроке (Каждый ученик по своему листу самооценки делает вывод и выставляет себе оценку.) Домашнее задание: Выполнить задание в р/т с. 42 № 1, № 2 | Отвечают на вопросы, подводят итог, анализируют свои листы самооценки (работу на каждом этапе) и выставляют оценку за урок. Записывают домашнее задание. Делятся впечатлениями от урока. |
Приложение
Лист самооценки
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
«О братьях наших меньших". Обобщение по разделу.
Деятельность (этапы урока) | Отлично! Я доволен своей работой. | Хорошо! Я старался, но не всё получилось. | Старайся! Я не доволен своей работой. |
Создатели-писатели | | | |
Литературные жанры | | | |
Герои и поступки | | | |
Поучение в пословицах | | | |
Творческая работа | | | |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
1.При составлении технологической карты урока я ставила перед собой следующие задачи:
а) Помочь учащимся вспомнить пройденный материал, изученные произведения и их авторов.
б) Развивать речевые умения, интерес к предмету.
в) Воспитывать уважение к товарищам, умение выслушивать их, бережное отношение к природе, любовь к животным.
г) Здоровьесберегающие: способность сохранению и укреплению здоровья через физминутки, смену различных видов деятельности.
2.Данный тип урока включает: организационную часть, определение темы, цели и задач, воспроизведение учащимися раннее полученных знаний, самостоятельную работу учащихся с самооценкой выполненной работы.
3.Для достижения поставленной цели и задач я использовала следующие приёмы и методы:
а) словесные (рассказ учителя, работа с текстами, работа с таблицами по скорости чтения, рассказы учащихся);
б) наглядные (карточки, презентация, физминутка, мини-проекты учащихся, памятки).
4. В ходе урока были использованы различные формы работы: коллективная, индивидуальная, парная.
Проблемный диалог – важный элемент развивающего обучения. На своём уроке я использовала элементы проблемного диалога (определение детьми темы урока, поставленной цели и задачи).
Чередование различных видов деятельности способствовало смене поз каждого ребёнка, а значит, снятию статического напряжения. Для этого на уроке проводилась и физминутка.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала по разделу "О братьях наших меньших", сформированность литературных умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали материал последовательно.
Учащиеся, в силу своего темперамента и характера, с желанием выполняли все задания, показывали знания изученного материала. Материал был доступен для детей, был им интересен. В листах самооценки каждый учащийся давал оценку своей деятельности. На каждом этапе урока они выставляли объективный результат.
На мой взгляд, и взгляд присутствующих педагогов, немного было затянуто время на речевой разминке. У ребят был небольшой страх перед незнакомыми учителями.
Упражнение «Кто автор?», где ребятам нужно было соотнести авторов произведений и названия, вызвало у учащихся затруднение, хотя на предыдущих уроках они отлично знали и называли все заголовки и их авторов. Здесь тоже сказалось волнение ребят перед группой учителей.
Выбранный тип и форма проведенного урока себя оправдали. Результаты соответствовали требованиям ФГОС.
Я считаю, что данный урок достиг своей цели.