Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших»
Конспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе.
Учитель: Волкова Татьяна Вячеславовна
Школа: МБОУ СОШ №162
Тема: Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших»
Цель: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно излагать свои мысли.
Планируемые образовательные результаты.
Ученик по окончанию изученной темы:
соотносит понятие и определение;
называет детских авторов и их произведения, узнаёт на портрете;
даёт собственную оценку произведению;
выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками, учителем;
читает выразительно, целыми словами.
Программные требования:
личностные |
метапредметные |
предметные |
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения; 2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости. |
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога. |
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение; 2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 4) Развитие творческих способностей. |
Программное содержание:
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания.
М. Пляцковский «Цап Царапыч»
В. Осеева «Собака яростно лаяла»
Д. Хармс «Храбрый ёж»
Н. Сладков «Лисица и ёж»
С. Михалков «Трезор»
В. Берестов «Лягушата»
Г. Сапгир «Кошка»
План изучения нового материала:
Знакомство с портретами детских писателей.
Взаимосвязь произведений из раздела «О братьях наших меньших».
Технология интерактивного обучения
Тип урока: урок-обобщение
Вид урока: нетрадиционный (урок-игра)
Мизансцена урока: класс делится на 5 групп по 4 человека
Оборудование урока:
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Горецкий);
2)раздаточный материал;
3)портреты с писателями.
Технологическая карта
Планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
I организационный момент. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. - Прозвенел звонок на наш открытый урок. - Доброе утро, ребята! - Доброе утро, гости! У нас можно всё! Сомневаться, искать, ошибаться! Мечтать, дружить, думать, шутить, фантазировать, узнавать! И если Вы готовы ко всему перечисленному, то нам с вами по пути! Вперёд! - Поднимите яблочки-настроения! |
Учащиеся встают, улыбаются друг другу и желают успешной работы. Настраиваются на работу. |
||||||||||||||||||
Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
II вводный этап. Ребята, перед Вами на доске вывешены карточки (слушать, играть, читать, узнавать новое, рассуждать, решать задачи, выделять орфограммы, рассказывать). Давайте выберем, какие нам сегодня понадобятся на уроке литературного чтения? - слушать; - играть; - читать; - рассуждать; - рассказывать; - узнавать новое; - закрепить изученное; - работать дружно. Я сейчас буду загадывать вам загадки: 1. В тени под деревом лежит И двор и сад наш сторожит. Не то что настоящий вор – Прохожий не зайдёт во двор, А нас он любит, признаёт, Учтиво лапу подаёт. (Собака) 2. Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапках коготки. (Котёнок) 3. В зелёной тине, иль в болоте Её вы вечером найдёте: Она бултых! – как будто в лужу, Лишь голова торчит наружу. Она уж очень любит дождик, И от него не скачет в домик. На кочке, мягкой, как подушка, С восторгом квакает… (Лягушка) 4. Размером она с небольшую собаку, Но может, как волк, она броситься в драку. Стоячие уши и хищные зубы. Из меха пушистого рыжая шуба. Полёвки лесные – объект её пищи. Плоды, насекомых в лесу она ищет… Боится её вся домашняя птица. Как имя же рыжей плутовки? (Лисица) 5. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж) - Скажите, что объединяет все эти отгадки? (Они о животных). - Как ещё мы называем животных? (Наши меньшие братья). - Ребята, кто догадался, какая тема урока? Мы с Вами заканчиваем изучение раздела «О братьях наших меньших». Давайте поставим цель урока вспомнить все произведения и авторов. Сегодня на уроке мы вспомним все произведения, которые изучили в этом разделе. Урок у нас будет необычный. Мы отправимся в путешествие в сказочный «Читай город». - Как вы думаете, а на чём мы с вами отправимся в путешествие? Для этого отгадайте загадку: Чёрный дом по рельсам мчится, Только пар над ним клубится. (паровоз) На каждой станции нас ждут интересные задания и конкурсы. За правильные ответы вы будете получать награду – монеты. Те из Вас, кто получит больше всех монет, откроется клад знаний. Но за плохое поведение я могу и забирать монеты. - Готовы? Начинаем наше путешествие. |
Учащиеся высказывают свои предположения. Вспоминают, систематизируют, формируют общее, единое. Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока. Взаимодействовать с учителем, друг с другом во время беседы. Актуализировать личный читательский опыт. |
||||||||||||||||||
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. |
Первая станция «Смекалка» Вам нужно собрать пословицы и прочитать. Есть начало и есть конец пословицы. Чья команда готова, поднимает зелёное яблочко. (Зачитывают пословицы). Кошки грызутся – мышкам раздолье. Две кошки в одном мешке дружбу не заведут. Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет. Лиса и во сне кур считает. Старая лиса рыльцем роет, а хвостиком заметает. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Физминутка |
Называют пословицы. |
||||||||||||||||||
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. |
Вторая станция «Читайка» По прочитанному произведению нужно отгадать название и автора (один читает другой собирает пазл-подсказку). Физминутка. |
Называют автора и название произведения. |
||||||||||||||||||
Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
Третья станция «Думай-ка» Предлагаю разгадать кроссворд. Читаю вопрос (поднимаете яблочки) чья команда первая, та и открывает отгадку. |
Активное выполнение |
||||||||||||||||||
Личностные: умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: развитие навыка чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
Четвёртая станция «Найди-ка» Получают вопросы и ответ находят в тексте. Составление памятки обращения с животными. - Не оставлять надолго домашних питомцев. - Не быть равнодушным к братьям нашим меньшим. - Не дразнить животных. - В лесу не пугать диких животных, вести себя как гости, а не как хозяева. - Быть осторожными с дикими животными. - Не обижать ради забавы, развлечения.
|
Учащиеся выбирают вопрос на карточках и задают своим товарищам. |
||||||||||||||||||
Познавательные: выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона. |
Итог по группам. Соедините автора с названием произведения.
|
Взаимопроверка. |
||||||||||||||||||
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
Рефлексия урока. Понравился ли Вам урок? Достигнута ли цель? (Да, вспомнили все произведения и авторов). Какие произведения и каких авторов вспомнили сегодня на уроке? Подсчёт жетонов. |
Дети анализируют свою работу. |