Урок литературного чтения во 2 классе «О братьях наших меньших»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кременчугская средняя школа»
Урок литературного чтения во 2 классе
«О братьях наших меньших»
Составила и провела
учитель начальных классов
Костив Людмила Васильевна
Урок литературного чтения во 2 классе
Тип урока: Урок обобщения знаний и умений
Тема: Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».
Педагогические цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные: умение читать текст осознанно с правильной интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты текста для ответа.
Личностные: умение оценивать поступки героев по отношению к окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, понимать мысли других, работать в паре и группе: слушать и слышать, договариваться, выполнять роли и представлять работу своей группы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с отрывками произведений; изображения животных, портреты писателей, детские рисунки, выставка книг о животных.
Ход урока
1. Организационный этап
Итак, друзья, внимание –
ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Скорей начнём урок.
Урок литературный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья обобщать.
2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.
-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно найти потерявшееся слово. Читать можно только по горизонтали.
Ажуишувлог
Авшлиармер
Одживотные
Рклоовеулев
-Кто нашёл слово? Где находится это слово?
(на 3-ей строчке. Это слово животные)
-Верно, тема сегодняшнего урока- «Животные».
-Как назвал Н.Сладков в своём рассказе «Они и мы» животных?
(«Братья наши меньшие»)
-Почему же он их так назвал?
( выборочное чтение )
-Кто же это наши братья меньшие?
-Где они живут?
-Что нас с ними связывает?
- Мы с вами заканчиваем изучение раздела «О братьях наших меньших». Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения , которые изучили . А какие писатели рассказали нам о них? (слайд)
Михаил Михайлович Пришвин
Виталий Валентинович Бианки
Евгений Иванович Чарушин
Борис Степанович Житков
Николай Иванович Сладков
Валентин Дмитриевич Берестов
- А игры, которые я предложу, помогут нам в этом. За каждый правильный ответ вы будете получать медали. Кто больше медалек наберёт, тот и победитель.
3. Лингвистический этап
Артикуляция звука.
–У кого есть щенок? Как он рычит?
( Р-р-р)
-Как шипит змея?
(Ш-ш-ш)
-Вспомните, как язычок поёт твёрдую песенку индюка. Повторим.
(Л-л-л)
-А как фыркает ёжик?
(Ф-ф-ф)
Чистоговорка.
Ка- ка- ка- на дворе собака.
Ух- ух- ух- в курятнике петух.
Ва- ва- ва- на лугу корова.
Са- са- СА- по лесу идёт лиса.
Игра «Тренируем эмоции»
-Нахмурьтесь, как рассерженный человек.
-Улыбнитесь, как хитрая лиса.
-Позлитесь, как два барана на мосту.
-Испугайтесь, как заяц, увидевший волка.
-Устаньте, как муравей , притащивший большую муху.
Отдохните, как ребёнок, который много потрудился, но помог маме.
Беседа
-Как вы думаете, ребята, у животных, как и у человека, может меняться настроение?
-Приведите примеры.
(Собака виляет хвостом- у неё хорошее настроение. Собакагромко лает- плохое настроение.)
-Перед вами два рисунка. На одном рисунке изображён грустный щенок, а на другом – весёлый.
- Почему щенок грустный? Ваши версии.
(Потерял кость. Поранил лапу. Обидел хозяин.)
-Что его обрадовало?
(Дали большую кость. Похвалил хозяин. Догнал кошку, которая дразнила собак.)
Работа со скороговорками.
Наш Полкан попал в капкан.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Кошка- крошка на окошке кашку кушает по крошке.
-Давайте прочитаем первую скороговорку. Как вы думаете, какое настроение у Полкана?
(Плохое)
-Почему?
(Ему больно.)
- Прочитаем вторую скороговорку. Какое настроение у зайчат?
(Им страшно, настроение плохое, настороженное)
-Прочитайте последнюю скороговорку. . Какое настроение у кошки?
(Хорошее, она довольна.)
-Какой можем сделать вывод?
(У животных может быть разное настроение.)
-Сейчас прочитаем скороговорки «птичьим базаром», т.е. вполголоса медленно, потом хором громко и медленно, как мямлики, затем быстрее, как весёлые ребята, и на конец, совсем быстро, как шустрики.
4. Работа по теме урока
1) Игра «Отгадай- ка!»
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. ( «Музыкант»)
Старик, мыши, клевер, корова. («Сова»)
Дача, мальчики, ёжик. («Страшный рассказ»)
Утята, стрекоза, Алёша. («Храбрый утенок»)
Шапки, утка, ребята, утята («Ребята и утята»)
2) Игра «Художник»
Нарисую я портрет,
Только чей- пока секрет,
Отгадайте, вас прошу я.
Чей же я портрет рисую?
Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы…
(Собака из стихотворения И.Пивоваровой «Жила- была собака»)
_-Кто помнит это стихотворение, прочтите наизусть.
-В стихотворении перед нами возникает образ огромной страшной собаки. А на самом деле, какой был характер собаки?
(Послушный, добрый, ласковый)
-Кто может рассказать, какую пользу приносят эти животные?
(Ответы учащихся дополняет учитель)
А какие ещё мы прочитали произведения о собаке?
(В. Берестов «Кошкин щенок»)
«…за дверью, в сенях, кто-то топает ногами по полу: топ…топ…шлёп…шлёп..»
( Ёж из рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»)
«Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
…от солнца хоронится, людей сторонится»
(Сова из рассказа В. Бианки )
А знаете ли вы, ребята, что сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Физкульминутка
Раз, дыва, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул десять раз.
4). Разгадывание кроссворда
Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1458677388.gif (264x163) |
На кого рассердилась сова? (старик)
Кто обижал утят? (ребята)
Что хотела украсть киска? (сосиска)
С кем поругался старик? (сова)
Как автор назвал медведя , который играл на щепке? (музыкант)
Как звали храброго утёнка? (Алёша)
Что разоряли мыши на лугу? (гнёзда)
-Что объединяет всех этих героев?
(Рассказы о животных)
-Какое слово получилось в выделенных клетках?
7). Игра «Убери лишний персонаж».
Старик, сова, мыши, лошади, корова, шмель
Ребята, утка, собака, утята, кот.
Петя, Вова, еж, тигр, сова.
Алеша, стрекоза, кошка, утята.
Медведь, старик, старуха.
8). Игра «Расскажи по картинке»
Показываю иллюстрации. ( слайды)
-Это иллюстация к рассказу…
-Здесь изображены…
-Здесь изображён эпизод…
-Какие рассказы вы самостоятельно прочитали?
9). «Расшифруй персонажи рассказов»
КОНЕУТ (УТЕНОК)
АБЕТРЯ (РЕБЯТА)
НТЫМАЗУК (МУЗЫКАНТ)
ОВАС (СОВА)
НЕЩКО (ЩЕНОК)
5. Работа по учебнику
- Прочитайте слова Н. Сладкова. (С. 156)
- Какими мыслями хочет поделиться с вами писатель?
- Согласны ли вы в его высказыванием о том, что природу может спасти только любовь?
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-О ком мы с вами говорили на уроке? (О животных)
-Понравилось ли вам читать о животных?
- Что мы сохраним на земле, если не будем обижать животных?
- Пусть всем будет комфортно на этой большой земле.
Всё прекрасное на земле
от солнца, а хорошее от человека!
Природу может спасти
только наша любовь.
- Ребята. Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке? Сохранилось у вас хорошее настроение до конца урока?
-Я вам рекомендую почитать ещё вот такие книги.
Домашнее задание
-Понаблюдайте за жизнью ваших питомцев. Опишите их повадки, привычки, то, что вы наблюдали в реальной жизни. Придумайте сказку или рассказ о вашем любимце.
Список использованной литературы
1. Н.Н.. Каландарова. Уроки речевого творчества.2 класс /Москва «Вако», 2009/
2. С.В.Кутявина .Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Климановой. 2 класс./Москва «Вако», 2006/