Методическая разработка урока по математике 6 класс «Сложение отрицательных чисел»

0
2
Материал опубликован 7 April в группе

Автор урока: Бабенко Наталия Еманоиловна

Тема урока: «Сложение отрицательных чисел».

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала с использованием исторических фактов.

Цель урока: закрепить материал по сложению отрицательных чисел и научится применять при решении задач.

Задачи урока:

способствовать формированию у обучающихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом;

научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления;

развивать умение классифицировать и устанавливать логические связи;

познакомить учащихся с историей математики;

воспитывать стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение разноуровневых заданий;

способствовать рефлексии собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научится оперировать понятиями, связанными со сложением отрицательных чисел.

Метапредметные: планирование учебного сотрудничества; построение логической цепи рассуждений; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; целеполагание, как постановка учебной задачи; инициативное сотрудничество в паре.

Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Технические средства обучения: Компьютер. Интерактивная доска.

Организационные формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы организации работы:

словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

наглядные (демонстрация презентации),

проблемно-поисковый;

метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Технология:

технология деятельностного метода с элементами уровневой дифференциации;

здоровьесбережение.

Ход занятия

Организационный момент (3 минут)

Приветствие учеников.

Физминутка.

Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний (12 минут)

Устный счет.

Сообщение темы и цели урока.

Фронтальный опрос.

Работа с маршрутным листом;

Игра «Да» или «Нет»

Расшифровка слов, через решение примеров на сложение отрицательных чисел.

Исторические факты.

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка (2 мин);

гимнастика для глаз.

Закрепление материала (18 минут);

Решение задач из маршрутного листа (фронтально).

Самостоятельная работа по карточкам (индивидуально) по возможности.

Рефлексия (3 минут)

Итоги урока (2 минут)

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Ожидаемые результаты после проведения урока

Учащиеся смогут:

формулировать правило сложения отрицательных чисел;

грамматически верно читать записи сложения, содержащих отрицательные числа;

применять полученные знания при решении задач.











Технологическая карта урока



Дидактическая структура

(этапы урока), время

Смысловой блок (содержание)

Методы

и

формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат, формирование УУД

1.

Организационный момент,

3 мин.

Создание благоприятного

психологического настроя на работу






Словесный


Коллективная

















(Слайд 1)















(Слайд 2)

Оздоровительная физминутка.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Всем, Добрый день! Ребята что мы желаем каждому человеку, когда говорим такие слова?

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и глазами.

У нас на уроке сегодня гость попрошу всех, пожелать Ольге Алексеевне доброго дня.

-Я вам тоже желаю успехов и доброго дня.

- Хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Кто полностью готов, посмотрите на меня, выполним физминутку «Совушка»

Молодцы!

Присаживайтесь, выпрямите спину, руки на парту.

-Обратите внимание, у вас на парте есть маршрутный лист. Ознакомьтесь и подпишите, мы с ним будем работать на уроке. Все заметил, что в конце каждого задания есть строка баллы?

- Верно выполненное задание, дает вам один балл. В течение урока постарайтесь оценить себя.

-Сегодняшний урок начнем с высказыванием Романа Сеф.

t1744045937aa.gif

- Ребята как вы понимаете это высказывание?

-Девизом урока хочу взять

«Итак, урок мы  начинаем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать».

Включаются в деловой ритм урока. Предполагаемые ответы на вопрос учителя.

-Желаем доброго дня, удачи во всем, здоровья, хорошего настроения, показываем уважение к данному человеку!

Выполняют оздоровительную физминутку, для расслабление мышц шеи и улучшения мозгового кровообращения и снятия зрительного утомления.

Знакомятся с маршрутным листом, подписываю его.


Настраиваются на урок, включаются в беседу.

Отвечают на вопросы, проводят рассуждения и делают вывод из высказывания Р. Сеф.

Настраиваются на хорошую работу во время урока.



Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний,

12 мин.


Проверка умений выполнять устно действия с положительными и отрицательными числами.



Актуализация знаний по предыдущим темам





















Проверка домашнего задания





Наглядный

(Слайд 3)

Фронтальная работа

(Слайд 4)

Самостоятельная работа


(Слайд 5)



Фронтальная работа.



(Слайд 6)





(Слайд 7)







Парная работа










Фронтальная работа.


(Слайд 8)


(Слайд 9)



(Слайд 10)


Организация актуализации требований к ученику с позиций учебной деятельности.

-Предлагаю начать работу с устного счета и угадать зашифрованное слово.

-Мы продолжаем тему «Сложение отрицательных чисел», урок закрепления знаний с использованием исторических фактов.

-Давайте сформулируем цель урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

-Записываем число на полях, «Классная работа», тема урока «Сложение отрицательных чисел»,

(учитель обращает внимание на грамотность при написании даты и темы урока).

-Ребята вспомним, что мы уже знаем по теме «Положительные и отрицательные числа» и правило сложения отрицательных чисел.

-Хорошо, настало время провести игру «Да» или «Нет». (приложение 2)

С помощью сигнальных кругов «красный» который обозначает «Да» ответ верный и «черный» - «Нет» ответ не верный учитель проверяет как обучающиеся справились с заданием №1.

- А знаете ли вы, что то об происхождение отрицательного числа?

-Предлагаю выполнить задание №2 в паре. (приложение 3)

Обратите внимание, у вас на парте есть таблица с русским алфавитом. Сопоставьте ответ по модулю с буквой и получите слово. Кто быстрее отгадает, встает и находит по кабинету листок с угаданным словом и читает историческую справку.

-В домашней работе также нужно было решить примеры на сложение отрицательные числа, угадать слово и подготовить историческую справку. (приложение 1) Какое слово было зашифровано? Кто подготовил небольшой рассказ?

-Ребята как вы поняли Брахмагупта, первый вел правила действий с отрицательными числами, но используя слова «имущество» «долг». А чешский математик Ян Видмон ввел для обозначения положительных и отрицательных чисел знаки «+» и «-»

Молодцы! все справились на отлично. А скажите где в жизни мы встречаем такие числа?

Выполняют устный счет и выясняют какое слова зашифрована (Сложение) и выводят тему урока.

Ожидаемый ответы;

-закрепить знания по сложению отрицательных чисел и научится применять их при решении задач;

-развивать способность к использованию алгоритма сложения отрицательных чисел;

-способствовать приобретению необходимых умений и навыков при решении задач;

-повторить и закрепить сложение десятичных дробей.

Выполняют запись в тетрадь.

Отвечают на наводящие вопросы учителя

( положительные, отрицательные, противоположные числа, модуль числа).

Выполняют работу №1 в маршрутном листе.

Участвуют

в работе

по повторению:

в беседе

с учителем отвечают

на поставленные вопросы.

Учащиеся с помощью таблицы пронумерованного алфавита находят зашифрованные слова «Индия», «Италия», «Китай» и «Германия».

Читают с листочках исторические факты.

Зашифрованное слово «Брахмагупта».

Один ученик читает подготовленный рассказ.

Ведут беседу с учителем, отвечают на вопросы, приводят примеры.


Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3.

Физкультминутка,

2 минуты.



Смена деятельности

Практический

(Слайд 11)


Коллективная


Смена деятельности, обеспечивающая эмоциональную разгрузку учащихся;

профилактика утомления, нарушения зрения

Давайте немного отдохнём.

-По картинке водим глазами по указанным стрелками.

-Постреляли глазками: на окно, на дверь, на окно, на дверь, на потолок, себе на носик. Быстро поморгали и крепко зажмурились. ---Глазки открыли, работаем дальше.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.



Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество

с учителем и сверстниками.




4. Закрепление материала, 18 минут.



Мотивация учебной деятельности учащихся



Словесный





Письмена работа






























Индивидуальная

Мотивирует учащихся на решение задач на отрицательные числа

-Продолжаем работу с маршрутным листом, в задание №3 собраны несколько задач в которых отражено использование отрицательных чисел в повседневной жизни. Решение нужно выполнить в тетрадь.

Можете выполнить решение вперед.


1.В медицине. Нина носит очки на -1,5 диоптрии. Доктор прописал ей делать гимнастику для глаз, но Нина его не послушалась. В результате её зрение испортилось на 1 диоптрию. Какие очки следует носить Нине сейчас?

2. В географии климатические условья. В Антарктиде находится полюс холода нашей планеты. Температура воздуха не поднимается здесь выше -200. А самая низкая температура воздуха была зарегистрирована в 1983 году. Какая температура была зарегистрирована, если мороз увеличился на - 69,20?

3. В повседневной жизни: Даша хотела позвонить подруге, но обнаружила, что номер заблокирован, и баланс на телефоне равен –15 рублей. При встрече с подругой она узнала, что и у подруги отрицательный баланс –40 рублей. Сколько рублей должны телефонной компании обе девочки?

4. В биологии: Гусеницы бабочек выдерживают температуру –40. Если это число увеличить на –40, то получим температуру, которую выносят куколки бабочек. Определите её.

5. В физике: Бензин замерзает при t = –600. Если к этому числу прибавить –500, то получим температуру замерзания спирта. Определите её.

Ребята решая задачи где еще используются отрицательные числа?


.


Слушают учителя.

Выполняют решение задач в тетрадь и комментируют решение и ответ.


Решение:

-1,5+(-1)=-2,5 (диоптрии) –испортилось зрение Нины. Ответ: -2,5.



Решение:

-20+(-69,2)=-89,20 было зафиксировано в 1983 году.

Ответ: -89,20.





Решение:

-15+(-40)=-55 (руб) должны девочки телефонной компании.

Ответ: -55 руб.



Решение:

-4+(-4)=-8 0 -выносят куколки бабочек

Ответ: -80



Решение:

-60+(-50)=-1100 -температура замерзания спирта .

Ответ: -1100.

Оценивают свои, решения в маршрутном листе.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Личностные: самоопределение.



Регулятивные: целеполагание.




Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


6.

Контроль и самоконтроль,





Проверка

усвоения полученных знаний, обсуждение допущенных

ошибок


Наглядный


(Слайд 12)


Индивидуальная

Дополнительно по возможности!!! В зависимости от работоспособности класса.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Организация самостоятельной работы.

- Ребята предлагаю выполнить самостоятельную работу №5 , в маршрутных листах и поменяется с соседом по парте для взаимопроверки.





Учащиеся выполняют самостоятельно решения в маршрутном листе и меняются работами для взаимопроверки м исправляют ошибки.

Личностные: учатся находить ошибки.

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7.

Рефлексия,

3 мин.




Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.


Словесный



Фронтальная


Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Организуют обсуждение:


Какая цель была у нас сегодня на уроке?

Была ли она достигнута?

Что такое отрицательное число?

Где в жизни встречаются отрицательные числа?

Как сложить два отрицательных числа?

Стало ли вам проще складывать отрицательные числа?

Ученики отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали.

Учащиеся подводят итоги своей работы.


Регулятивные:

уметь правильно оценивать собственную деятельность на уроке



8.

Информация о домашнем задании,

2 мин.



Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Словесный

(Слайд 13)



Коллективная

Даёт комментарий к домашнему заданию.

№ 1056(а-г),

1057(а),

Для самостоятельного изучения дома: придумать задачу на сложение отрицательных чисел и решить её.

Учащиеся записывают задание в дневники

















Приложение 2

Игра «Да» или «Нет»

1. Два числа, отличающиеся только знаками, называются положительными. Нет.

2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа. Нет.

3. Сумма противоположных чисел равна нулю. Да.

4. Модуль числа 0 равен нулю. Да.

5. Модуль числа может быть отрицательным. Нет.

6. Противоположные числа имеют разные модули. Нет.

7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого меньше. Нет.

8. Нуль меньше любого отрицательного числа. Нет.

9. Нуль меньше любого положительного числа. Да.

10. Если к любому числу прибавить 0, то число не изменится. Да.

- Давайте проверим выполнение задания. У вас на партах лежат красные и черные круги. На экране будет высвечиваться ответ на каждое утверждение. Если у вас ответ верный, как на экране, вы поднимаете, жёлтый круг, если ответ неверный, то - красный круг.

Выводы. Поставленные цели и задачи выполнены. Пройденный материал учащимися усвоен. Учащиеся активно участвовали в ходе урока, выполняя все предложенные задания. Каждый высказал свое мнение. Учащиеся внимательно слушали друг друга, не перебивали, что очень важно при групповой работе. Такие уроки полезны, наглядны, легко усваиваются детьми, таким образом, следует продолжить работу с уроками – презентациями, активно используя ИКТ























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прошу прощения, но температура "замерзания" спирта никак не бывает - 1100, как указано в публикации. Она составляет −114,15 °C , зависит от концентрации спирта в растворе.

0
8 April

Добрый день. Спасибо большое за замечания, но в этом не мая вина а техники которая -50 градусов целься перевила в - 500 и также про число -60

0
10 April