Конспект урока по математике «Сложение отрицательных чисел» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
пект урока
по математике
«Сложение отрицательных чисел»
6 класс
Разработчик: Павлова Ольга Веннадьевна,
учитель математики и информатики,
первая квалификационная категория
г. Череповец, 2018
Урок «Сложение отрицательных чисел»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока – создание такой педагогической ситуации, которая способствует выполнению воспитательной, предметной и метапредметной задачам.
Задачи:
Воспитательные: формирование норм нравственного – эстетического поведения в разных формах;
Метапредметные: Развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии.
Предметные: формирование новых знаний сложения отрицательных чисел, закрепление нового знания, отработка вычислительных навыков.
Планируемый результат:
учащиеся научатся складывать отрицательные числа, использовать математическую терминологию, контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Оборудование:
Модели координатных прямых (у каждого ученика и учителя), презентация, карточки
Учебник:
Н. Я Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика, 6 класс, 2016
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Прозвенел звонок, начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Если хочешь ты сказать – Надо руку поднимать! |
Подготовка к работе Слушают |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Этап актуализации знаний (фронтально) |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Учитель: Какие числа называются положительными? Учитель: Какие числа называются отрицательными? Учитель: Что такое модуль числа? Учитель: Приведите пример. Учитель: Какие числа называются целыми? Учитель: Хорошо, давайте посмотрим на доску. Назовите положительные числа. Учитель: Назовите отрицательные числа. Учитель: Какое число не назвали? Учитель: Молодцы! Назовите модули этих чисел. |
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Ученик: Числа со знаком +. Ученик: Числа со знаком -. Ученик: Модулем числа а называется расстояние в ед. отр. от начала координат до точка А(а). Ученик: (приводит пример) Ученик: Натуральные числа, противоположные им и 0. Ученик: 24, 3, 21, 9, 3. Ученик: -10, -15, -32, -5, -2, -4. Ученик: 0 – не положительное, не отрицательное число. Ученик: 10, 3, 9, 15, 5, 2, 24, 0 , 3, 32, 21, 4. |
– классификация (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии и формулирования темы и постановки целей |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Учитель: Выполните сложение чисел: (задания записаны на доске) 25 и 15 (40) 169 и 31 (200) 14 и 49 (63) 24 и 47 (71) 3,45 и 1,5 (4,95) 15,4 и 2,5 (17,9) Учитель: Ребята, какие числа мы складывали? Учитель: Правильно. Продолжаем складывать числа. -124,2 и -15,1 Учитель: Какие это числа? Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема урока? Учитель: Молодцы! Открываем тетрадки, записываем: «Классная работа», тема урока «Сложение отрицательных чисел». Учитель: Что мы сегодня узнаем? Учитель: И чему научимся? (учитель к прикрепленным табличкам на доске – приложение 1 дописывает, какие задачи ставят учащиеся на урок) |
Формулируют тему урока, ставят задачи. Ученик: (отвечает) Ученик: Положительные. Ученик: (затрудняется ответить). Ученик: Отрицательные. Ученик: Сложение отрицательных чисел. Ученик: как складывать отрицательные числа. Ученик: складывать отрицательные числа. |
– аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Организует учащихся по составлению плана выхода из проблемной ситуации. Учитель: Если два отрицательных числа небольшие, то мы можем их сложить? Учитель: Хорошо. Как мы с вами можем «открыть» правило сложения отрицательных чисел? |
Составляют план достижения Ученик: Да, с помощью координатной прямой. Ученик: Мы можем с помощью координатной прямой сложить насколько пар отрицательных чисел, и попытаться найти другой способ сложения отрицательных чисел. |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); – разрешение конфликтов (К). |
5. Этап реализации построенного проекта. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Учитель: Давайте вспомним, что значит прибавить к числу a число b. (использование опорных табличек – приложение 2) Учитель: Хорошо! Как выполнить сложение: 5+(-7)? (для слабых учащихся используется опорная табличка – приложение 2) Учитель: Молодец! Почему перемещаем точку влево? Учитель: Ребята, давайте поработаем в парах. Возьмите карточку (приложение 3). Вы работаете вместе, но тот, кто сидит на первом варианте, пишет на желтом фоне, а тот, кто сидит на втором варианте, пишет на зеленом фоне. Учитель: Давайте посмотрим, все ли справились. Посмотрите на экран. – слайд 2 Учитель: Теперь вместе делаете вывод на зелёном фоне. Надо вычеркнуть в скобках лишние слова. Если поставлено многоточие, надо вставить пропущенное слово. Как только справились, поднимаем руку. Учитель: (координирует работу в парах) Прочитайте выводы. Учитель: Можем ли мы теперь сложить те числа, которые не могли сложить в начале урока? |
Следуют составленному плану Ученик: Прибавить к числу a число b – значит изменить число а на b единиц. Ученик: Найти на координатной прямой точку с координатой 5 и переместить её на 7 единиц влево. Ученик: Потому что -7 – отрицательное число. Ученик: (выполняет задание). Ученик: (проверяют правильность выполнения действий) Ученик: (читают выводы). Ученик: Да. (проговаривая правило, складывает эти числа). Записывает в тетрадь. -124,2 +( -15,1) = - (124,2+15,1) = -139,3 |
– смыслообразование (Л); –сравнение, обобщение, аналогия (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – разрешение конфликтов (К). |
6. Физкультминутка. (на столе у каждого по одной картонный карточке с каким-нибудь числом от -14 до 14) |
Учитель: Ребята, давайте отдохнём. Возьмите карточки с числами на столе. Я называю какие-то числа, и эти числа встают встают. Учитель: Положительные числа Учитель: Модуль числа -5 Учитель: Отрицательные числа Учитель: Модуль числа -3 Учитель: Не положительное, и не отрицательное число Учитель: Число, модуль которого равен 1 Учитель: Число, модуль которого равен 8 Учитель: Целые числа Учитель: Число, модуль которого равен -9 Учитель: Число, модуль которого равен 2 Учитель: Число, модуль которого равен 12 Учитель: Модуль -14 Учитель: Число, модуль которого равен 6 |
Встают, как только определят, что карточка числом подходит под высказывание. |
|
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Устанавливает осознанность ситуации № 1045 (1,2 строки) (оценивает) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Ученик: (у доски, проговаривая правило, выполняет примеры). а) -35+(-9)= -(35+9)= - 44 б) --7+(-14)= -(7+14)= -21 д) -1,6+(-4,7)= -(1,6+4,7)= -6,3 е) -5,6+(-2,4)= -(5,6+2,4)= -8 и) к) |
– анализ (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Организует деятельность по применению новых знаний. Учитель: 1 вариант № 1045(в, з) 2 вариант № 1045(г, ж) – слайд 3 |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
– анализ (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
9. Этап включения в систему знаний и повторения. |
№1048(а) |
Ученик: (проговаривая, у доски). |
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – подведение под понятие (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
10. Домашнее задание. |
п. 32, №1056 (а-к), 1058. – слайд 4 |
Записывают в дневник |
|
11. Этап рефлексии учебной деятельности (слайд 5) |
Учитель: Давайте вспомним, какие задачи ставили мы себе на урок. Выполнены ли наши задачи? Учитель: Запишите в тетрадь одно предложение. Прочитайте вслух. – слайд 5 Учитель: спасибо за работу на уроке, все молодцы. |
Ученик: узнать, как складывать отрицательные числа и научиться складывать отрицательные числа. Да, мы открыли правило сложения отрицательных чисел и научились им пользоваться. Ученик: (записывает, читает). |
– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
Приложение 1
научиться
узнать
Приложение 2
Приложение 3
карточка
Вычисли с помощью модели координатной прямой: |
Найди сумму модулей слагаемых: |
Выпишем для каждого примера сумму отрицательных чисел и сумму их модулей. |
-2+(-3)= |
|-2|+|-3|=2+3=5 |
-5 и 5 |
-1+(-4)= |
||
-3+(-1)= |
||
-4+(-2)= |
||
-1+(-1)= |
||
В первом столбике в каждом примере мы складываем два (отрицательных, положительных) числа. При сложении отрицательных чисел получается (отрицательное, положительное) число. |
||
Мы утверждаем, что для того, чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их …………………. и поставить перед полученным числом знак (плюс, минус). |