12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Ольга Веннадьевна72
3

Конспект урока по математике «Сложение отрицательных чисел»



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

пект урока

по математике

«Сложение отрицательных чисел»

6 класс


 


 

Разработчик: Павлова Ольга Веннадьевна,

учитель математики и информатики,

первая квалификационная категория


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Череповец, 2018

Урок «Сложение отрицательных чисел»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока – создание такой педагогической ситуации, которая способствует выполнению воспитательной, предметной и метапредметной задачам.

Задачи:

Воспитательные: формирование норм нравственного – эстетического поведения в разных формах;

Метапредметные: Развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии.

Предметные: формирование новых знаний сложения отрицательных чисел, закрепление нового знания, отработка вычислительных навыков.

Планируемый результат:

учащиеся научатся складывать отрицательные числа, использовать математическую терминологию, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Оборудование: 

Модели координатных прямых (у каждого ученика и учителя), презентация, карточки

Учебник:

Н. Я Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика, 6 класс, 2016

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Прозвенел звонок, начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Если хочешь ты сказать –

Надо руку поднимать!

Подготовка к работе

Слушают

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Этап актуализации знаний (фронтально)

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Учитель: Какие числа называются положительными?

Учитель: Какие числа называются отрицательными?

Учитель: Что такое модуль числа?

Учитель: Приведите пример.

Учитель: Какие числа называются целыми?

Учитель: Хорошо, давайте посмотрим на доску. Назовите положительные числа.

Учитель: Назовите отрицательные числа.

Учитель: Какое число не назвали?

Учитель: Молодцы! Назовите модули этих чисел.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Ученик: Числа со знаком +.

Ученик: Числа со знаком -.

Ученик: Модулем числа а называется расстояние в ед. отр. от начала координат до точка А(а).

Ученик: (приводит пример)

Ученик: Натуральные числа, противоположные им и 0.

Ученик: 24, 3, 21, 9, 3.

Ученик: -10, -15, -32, -5, -2, -4.

Ученик: 0 – не положительное, не отрицательное число.

Ученик: 10, 3, 9, 15, 5, 2, 24, 0 , 3, 32, 21, 4.

классификация (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии и формулирования темы и постановки целей

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Учитель: Выполните сложение чисел: (задания записаны на доске)

25 и 15 (40)

169 и 31 (200)

14 и 49 (63)

24 и 47 (71)

3,45 и 1,5 (4,95)

15,4 и 2,5 (17,9)

Учитель: Ребята, какие числа мы складывали?

Учитель: Правильно. Продолжаем складывать числа.

-124,2 и -15,1

Учитель: Какие это числа?

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

Учитель: Молодцы! Открываем тетрадки, записываем:

«Классная работа», тема урока «Сложение отрицательных чисел».

Учитель: Что мы сегодня узнаем?

Учитель: И чему научимся?

(учитель к прикрепленным табличкам на доске – приложение 1 дописывает, какие задачи ставят учащиеся на урок)

Формулируют тему урока, ставят задачи.

Ученик: (отвечает)

Ученик: Положительные.

Ученик: (затрудняется ответить).

Ученик: Отрицательные.

Ученик: Сложение отрицательных чисел.

Ученик: как складывать отрицательные числа.

Ученик: складывать отрицательные числа.

аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

разрешение конфликтов (К).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по составлению плана выхода из проблемной ситуации.

Учитель: Если два отрицательных числа небольшие, то мы можем их сложить?

Учитель: Хорошо. Как мы с вами можем «открыть» правило сложения отрицательных чисел?

Составляют план достижения

Ученик: Да, с помощью координатной прямой.

Ученик: Мы можем с помощью координатной прямой сложить насколько пар отрицательных чисел, и попытаться найти другой способ сложения отрицательных чисел.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

планирование (П);

прогнозирование (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

разрешение конфликтов (К).

5. Этап реализации построенного проекта.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Учитель: Давайте вспомним, что значит прибавить к числу a число b. (использование опорных табличек – приложение 2)

Учитель: Хорошо! Как выполнить сложение: 5+(-7)?

(для слабых учащихся используется опорная табличка – приложение 2)

Учитель: Молодец! Почему перемещаем точку влево?

Учитель: Ребята, давайте поработаем в парах. Возьмите карточку (приложение 3). Вы работаете вместе, но тот, кто сидит на первом варианте, пишет на желтом фоне, а тот, кто сидит на втором варианте, пишет на зеленом фоне.

Учитель: Давайте посмотрим, все ли справились. Посмотрите на экран. – слайд 2

Учитель:

Теперь вместе делаете вывод на зелёном фоне. Надо вычеркнуть в скобках лишние слова. Если поставлено многоточие, надо вставить пропущенное слово. Как только справились, поднимаем руку.

Учитель: (координирует работу в парах) Прочитайте выводы.

Учитель: Можем ли мы теперь сложить те числа, которые не могли сложить в начале урока?

Следуют составленному плану

Ученик: Прибавить к числу a число b – значит изменить число а на b единиц.

Ученик: Найти на координатной прямой точку с координатой 5 и переместить её на 7 единиц влево.

Ученик: Потому что -7 – отрицательное число.

Ученик: (выполняет задание).

Ученик: (проверяют правильность выполнения действий)

Ученик: (читают выводы).

Ученик: Да. (проговаривая правило, складывает эти числа). Записывает в тетрадь.

-124,2 +( -15,1) = - (124,2+15,1) = -139,3

смыслообразование (Л);

сравнение, обобщение, аналогия (П);

волевая саморегуляция (Р);

познавательная инициатива (Р);

выдвижение гипотез и их обоснование (П);

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений (П);

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

осознание ответственности за общее дело (Л);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

разрешение конфликтов (К).

6. Физкультминутка. (на столе у каждого по одной картонный карточке с каким-нибудь числом от -14 до 14)

Учитель: Ребята, давайте отдохнём. Возьмите карточки с числами на столе. Я называю какие-то числа, и эти числа встают встают.

Учитель: Положительные числа

Учитель: Модуль числа -5

Учитель: Отрицательные числа

Учитель: Модуль числа -3

Учитель: Не положительное, и не отрицательное число

Учитель: Число, модуль которого равен 1

Учитель: Число, модуль которого равен 8

Учитель: Целые числа

Учитель: Число, модуль которого равен -9

Учитель: Число, модуль которого равен 2

Учитель: Число, модуль которого равен 12

Учитель: Модуль -14

Учитель: Число, модуль которого равен 6

Встают, как только определят, что карточка числом подходит под высказывание.

 

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность ситуации

1045 (1,2 строки)

(оценивает)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Ученик: (у доски, проговаривая правило, выполняет примеры).

а) -35+(-9)= -(35+9)= - 44

б) --7+(-14)= -(7+14)= -21

д) -1,6+(-4,7)= -(1,6+4,7)= -6,3

е) -5,6+(-2,4)= -(5,6+2,4)= -8

и)

к)

анализ (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

осознание ответственности за общее дело (Л);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Учитель: 1 вариант № 1045(в, з)

2 вариант № 1045(г, ж)

слайд 3

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

анализ (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

9. Этап включения в систему знаний и повторения.

1048(а)

Ученик: (проговаривая, у доски).

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

подведение под понятие (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

построение логической цепи рассуждений (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

осознание ответственности за общее дело (Л);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

10. Домашнее задание.

п. 32, №1056 (а-к), 1058.

слайд 4

Записывают в дневник

 

11. Этап рефлексии учебной деятельности (слайд 5)

Учитель: Давайте вспомним, какие задачи ставили мы себе на урок. Выполнены ли наши задачи?

Учитель: Запишите в тетрадь одно предложение. Прочитайте вслух. – слайд 5

Учитель: спасибо за работу на уроке, все молодцы.

Ученик: узнать, как складывать отрицательные числа и научиться складывать отрицательные числа. Да, мы открыли правило сложения отрицательных чисел и научились им пользоваться.

Ученик: (записывает, читает).

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Приложение 1

научиться

узнать

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 


 


 


 

Приложение 3

карточка

Вычисли с помощью модели координатной прямой:

Найди сумму модулей слагаемых:

Выпишем для каждого примера сумму отрицательных чисел и сумму их модулей.

-2+(-3)=

|-2|+|-3|=2+3=5

-5 и 5

-1+(-4)=

   

-3+(-1)=

   

-4+(-2)=

   

-1+(-1)=

   

В первом столбике в каждом примере мы складываем два (отрицательных, положительных) числа.

При сложении отрицательных чисел получается (отрицательное, положительное) число.

Мы утверждаем, что для того, чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их …………………. и поставить перед полученным числом знак (плюс, минус).


презентация к уроку
PPTX / 689.79 Кб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.