Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе с презентацией «Занимательные клеточки»

1
2
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе с презентацией «Занимательные клеточки».

Методическое сопровождение презентации к игре «Занимательные клеточки».

 

Пояснения к презентации: презентация демонстрирует выборочные задания к игре «Занимательные клеточки».

Игра может применяться на уроках по темам: «Ударение», «Слоговой и звуковой состав слова», «Имя существительное». Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях. Задания можно совмещать, чередовать. Все 10 вариантов игры с ответами подробно представлены в методическом сопровождении.

Цель: учить выделять ударный гласный звук в словах схожих по написанию и разной звуко-слоговой структуры.

Задачи:

-развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова;

-формирование представления о смыслоразличительной роли ударения в словах, схожих по написанию;

-обучение владению пространственной ориентировкой на листе бумаги;

-обогащение словаря;

-развитие логического мышления;

-развитие памяти;

Оснащение игры: поле на листе бумаги из 25-и окошек с картинками по разным лексическим темам, фишки. Набор рассчитан на одного ребёнка.

 

А (→)

Б(↑)

В(←)

Г (↓)

Д(↔)

1(∞)

2()

3()

4(∆)

 

5(◊)

Варианты заданий.

1.Вариант «Найди слова на заданный звук»

-Найди слова, в котором ударный звук [а́]. Поставь на эти картинки фишки или запиши слова в тетрадь.

Ответы:

[а́] – каранда́ш, ва́за, за́мок, экскава́тор, хомя́к, оса́.

[о́] – о́блако, помидо́р, гво́здики, телефо́н, колесо́, сло́н, молото́к, замо́к, самоле́т

[и́] – кружки́, и́рис, ири́с, стрелки́, крокоди́л, гвозди́ки, ки́сточка

[у́] – клю́ч, кру́жки

[э́] – стре́лки

-Зашифруй слово (слова), в котором ударный гласный [о́] буквами с цифрами или символами. Сосед по парте должен расшифровать его (их).

1 Пример: 4Б. Ответ: замо́к. 2 Пример: ∞↓. Ответ: помидо́р.

-Найди слова, которые начинаются на согласный, а заканчиваются на гласный.

Ответы: ваза, гво́здики, кру́жки, стре́лки, кисточка, гвозди́ки, кружки́, стрелки́, колесо.

-Найди слова, которые начинаются на гласный, а заканчиваются на согласный.

Ответы: и́рис, ири́с, экскава́тор.

-Найди слова, которые начинаются и заканчиваются на согласный звук.

Ответы: слон, за́мок, ключ, хомяк, замо́к, карандаш, помидор, телефон, молоток, самолет, крокодил.

-Найди слова, которые начинаются и заканчиваются на гласный ( или в которых один согласный звук).

Ответ: облако, оса.

2.Вариант «Слоги»

-Найди только те слова, в которых ударный гласный в 1(2, 3) слоге. Поставь на эти картинки фишки, запиши слова в тетрадь.

Ответы:

в 1-м слоге (облако, ваза, гво́здики, слон, за́мок, кру́жки, и́рис, стре́лки, кисточка, ключ); во 2-м слоге (хомяк, оса, гвозди́ки, замо́к, кружки́, ири́с, стрелки́);

в 3-м слоге (карандаш, экскаватор, помидор, телефон, колесо, молоток, самолет, крокодил).

3.Вариант «Твёрдый - мягкий»

-Найди только те слова, в которых ударный гласный (не) влияет на мягкость стоящего перед ним согласного;

Ответы:

влияет на мягкость согл.: хомя́к, самоле́т, кружки́, ири́с, стрелки́, крокоди́л, гвозди́ки, ки́сточка, клю́ч, стре́лки;

не влияет на мягкость согл.: о́блако, каранда́ш, ва́за, за́мок, экскава́тор, оса́, помидо́р, гво́здики, телефо́н, колесо́, сло́н, молото́к, замо́к, и́рис, кру́жки.

4.Вариант «Пары»

-Найдите слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение. Поставь на эти картинки фишки или запиши слова в тетрадь или зашифруй парами. Расшифруй пары соседа.

Примеры: 2В-4А (и́рис-ири́с), ○↔ - ∆↑ (за́мок-замо́к)

Ответы:

и́рис-ири́с, за́мок-замо́к, стре́лки-стрелки́, кру́жки-кружки́, гво́здики-гвозди́ки .

-Найди пары, связанные по смыслу. Объясни связь слов.

Ответы:

ключ-замо́к, и́рис-ваза, гвозди́ки-ваза, молоток-гво́здики, карандаш-кисточка, колесо-экскаватор.

5.Вариант «Найди по признаку»

-Найди задуманное слово по относящимся к нему прилагательным. Опиши задуманное слово, используя только прилагательные. Пример: стеклянная, хрупкая, красно-зеленая. Ответ: ваза.

Ответы:

белое, плывущее, легкое (облако), желтый, деревянный, пишущий, стирающий (карандаш), круглые, розовые, коричневый (кружки́), красный, круглый, сочный, зрелый (помидор), железные, тонкие, острые (гво́здики), черный, звонящий (телефон), синий, цветущий (и́рис), летающий, крылатый, гудящий (самолет), длинные и короткие, движущиеся (стре́лки), железный, маленький, отворяющий (ключ), круглое, резиновое, крутящееся (колесо), большой, ушастый (слон), рабочий, стучащий (молоток), старинный, каменный (за́мок), сладкий, липкий, тягучий (ирис), железный, запирающий, висящий (замо́к), бьющиеся, глубокие, цветные (кру́жки), копающий, грузящий (экскаватор), пушистый, домашний (хомяк), полосатая, летящая, жалящая (оса), опасный, зубастый, плывущий, хищный (крокодил), меткие, целящиеся (стрелки́), красные, цветущие (гвозди́ки), длинная, красящая, пушистая (кисточка).

-Найди задуманное слово по относящимся к нему глаголам. Опиши задуманное слово, используя только глаголы. Пример: растет, зреет, наливается, краснеет . Ответ: помидор.

Ответы:

плывет, летит (облако), пишет, стирает (карандаш), растет, зреет, наливается, краснеет (помидор), забили, закрепили (гво́здики), соединяет, звонит (телефон), синеет, цветёт (и́рис), взлетает, приземляется (самолет), показывают, движутся (стре́лки), запирает, отворяет (ключ), лопнет, накачено, крутится (колесо), жует, везет (слон), забивает, стучит (молоток), охраняет (за́мок), сладкий, липнет, съели (ири́с), запирает, висит, охраняет (замо́к), бьются, пьют, (кру́жки), копает, грузит (экскаватор), грызет, пищит (хомяк), летает, жалит (оса), нападает, сьедает (крокодил), целятся, стреляют (стрелки́), краснеют, цветут (гвозди́ки), разукрашивает, мажет (кисточка).

-Найди картинки, на которых предметы имеют круглую форму. Ответы: кружки́, помидор, колесо.

-Найди картинки, на которых съедобные предметы. Ответы: помидор, ири́с.

-Найди картинки с одушевленными предметами. Ответы: стрелки́, хомяк, слон, крокодил, оса.

-Найди картинки, на которых предметы сделаны из метала. Ответы: гво́здики, ключ, колесо, молоток, замо́к, экскаватор, самолет.

-Найди картинки, на которых предметы сделаны из дерева. Ответы: карандаш, кисточка, ручка молотка.

Поставь на эти картинки фишки. Назови слово, выдели ударный гласный.

6.Вариант «Запомни»

-Рассмотри картинки по горизонтали (по вертикали) в ряду 1(2-5), попробуй запомнить слова, которые они обозначают. Закрой картинки. Запиши слова по памяти в тетрадь, поставь в словах ударение.

7.Вариант «Собери слово»

-Выдели из слов 2-й звук двигаясь по диагонали от А1 и заканчивая Д5, соедини выделенные звуки. Ответ: белки

-Выдели из слов 2-й звук двигаясь по диагонали от Д1 и заканчивая А5, соедини выделенные звуки. Ответ: атлас

-Выдели звуки в зашифрованных словах. Шифр: 1-й зв.Г1 , посл. звук Б3, Б5, Д3, Г5. Ответ: полки

-Выдели уд.гл. Б4+ посл.зв.1Г+1-й зв. А2+ уд.гл. Г4 + посл.зв.Б2.

Ответ: орган

-Выдели 1-й зв. Д4+ 3-й зв.3Г+уд.гл.Б4+1-й зв.Г1+гл.зв.В3+1-й зв.Б5.

Ответ: хлопок

-Выдели 1-й зв.В3 +1-й зв.Б1+2-й зв.Д2+посл.зв.А3+ 2-й зв.Г4+посл.зв.А2

Ответ: скачки

Объясни смысл слов в зависимости от места ударения. Составь предложения к словам.

8. Вариант «Число, род, склонение, падеж»

-Найди существительные в ед.числе (во множ. числе). Поставь на эти картинки фишки.

-Найдите слово по шифру, выдели ударный гласный, образуй форму мн.ч. (ед.ч.) данного слова. Запиши в тетрадь только уд.гл. букву в ед. и мн.ч. Пример: А5 оса́-о́сы (а-о).

Ответы:

А1 о́блако-облака́ (о-а), Б1каранда́ш-карандаши́(а-и), Д1ва́за-ва́зы(а-а), Г4экскава́тор-экскава́торы(а-а), Д4 хомя́к-хомяки́(я-и), А5оса́-осы́(а-о), Г1помидо́р-помидо́ры(о-о), Б2телефо́н-телефо́ны(о-о), Б3колесо́-колё́са(о-ё),В3 сло́н-слоны́(о-ы), Г3молото́к-молотки́(о-и), Б4замо́к-замки́(о-и), Д3за́мок-за́мки(о-а), Д2самоле́т-самоле́ты(е-е), В2и́рис-и́рисы(и-и), А4ири́с-ири́ски(и-и), Б5крокоди́л-крокоди́лы(и-и), Д5ки́сточка-ки́сточки(и-и), А3клю́ч-ключи́(ю-и);

В1кружки́-кружо́к(и-о), В4кру́жки-кру́жка(у-у), Г2стре́лки-стре́лка(е-е), В5стрелки́-стрело́к (и-о),Г5 гвозди́ки-гвозди́ка(и-и), А2гво́здики-гво́здик(о-о).

-Найдите существительные только ж.р. (м.р., ср.р.) Поставь на эти картинки фишки. Назови слово, выдели ударный гласный.

Ответы:

ж.р.(ва́за, оса́, ки́сточка, кру́жки, стре́лки, гвозди́ки); м.р.( каранда́ш, за́мок, экскава́тор, хомя́к, помидо́р, телефо́н, сло́н, молото́к, замо́к, самоле́т, и́рис, ири́с, крокоди́л, клю́ч, кружки́, стрелки́, гво́здики); ср.р. (о́блако, колесо́).

-Найдите существительные только I скл.( II, III скл.) Поставь на эти картинки фишки. Назови слово, выдели ударный гласный.

Ответы:

I скл.(ва́за, оса́, ки́сточка, кру́жки, стре́лки, гвозди́ки); II скл.(каранда́ш, за́мок, экскава́тор, хомя́к, помидо́р, телефо́н, сло́н, молото́к, замо́к, самоле́т, и́рис, ири́с, крокоди́л, клю́ч, кружки́, стрелки́, гво́здики, о́блако, колесо́).

-Расшифруй сущ. и измени по падежам. Пример: В3- слон.

9. «Расшифруй и допиши».

-По 2-м шифрам нужно найти картинки, в названии которых в 1-м шифре выделить 1-ю букву слова, а во 2-м шифре выделить ударную гласную букву, и записать получившийся слог. (56 слогов)

С этим слогом придумать слова, в которых:

-слог встретится в начале (середине, конце) слова

-слог ударный

-слог в слове с 2-мя, 3-мя, 4-мя слогами.

Пример: Д1, Б2 - ваза, телефон. Ответ: во. Вода, поводок, дерево, во́рон, волы, поворот, круговорот.

-составь слова, используя слоги.

Пример: са-(В3, Д1), по-(Г1, В3), ги-(Г5, В2), – сапоги.

Шифры:

ва-(Д1, Б1), во-(Д1, А1), ву-(Д1, В4), ви-(Д1, В1), ве-(Д1, Г2), вё-(Д1, Д2), вя-( Д1, Д4)

га-(А2, Д1), го-(Г5, Г1), гу-(А2, В4), ги-(Г5, В2), ге-(А2 , Г2), гё-(Г5, Д2), гя-(А2, Д4)

за-(Д3, Г4), зо-(Б4, А2), зу-(Д3 ,В4), зи-(Б4, А4), зе-(Д3, Г2), зё-(Б4, Д2), зя-(Д3, Д4)

ка-(Б1, Д3), ко-(Б3, Б2), ку-(В1 ,В4), ки-(Б5, В5), ке-(Д5, Г2), кё-(А3, Д2), кя-(В4, Д4)

ма-(Г3, А5), мо-(Г3, Б3), му-(Г3, В4), ми-(Г3, Б5), ме-(Г3, Г2), мё-(Г3, Д2), мя-(Г3, Д4)

па-(Г1, Б1), по-(Г1, В3), пу-(Г1, В4), пи-(Г1, Г5), пе-(Г1, Г2), пё-(Г1, Д2), пя-(Г1, Д4)

са-(В3, Д1), со-(Д2, Г3), су-(В5,В4 ), си-(В5, Д5), се-(Г2, Г2), сё-(В3, Д2), ся-(Д2, Д4)

та-(Б2, Г4), то-(Б2, Б4), ту-(Б2, В4), ти-(Б2, В1), те-(Б2, Г2), тё-(Б2, Д2), тя-(Б2, Д4)

10. «Зашифруй отгадки».

-Отгадай загадку. Вместо отгадки напиши только любой из шифров.

Пример: В зоопарке, верь, не верь,
Проживает чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!

Ответ: слон - В3 или ←○.

Загадки:

Облако: Карандаш: Помидор:

Белая овечка Черный Ивашка, Красный вкусный, хоть не сладкий.
По небу гуляет. Деревянная рубашка, Зреет на обычной грядке,
Соберутся в стаи- Где носом пройдет - Но, как в сказке, с давних пор

Солнце закрывают. Там заметку кладет. Все зовут его: «Синьор»!

Ваза: Гвозди: Кисточка:

Красивый и праздничный этот Ты нанёс удар не так. Свою косичку без опаски

И если в квартиру цветы принесут, Он согнётся как червяк. Она обмакивает в краски.
То тут же обрежут  и сразу Будешь дружен с молотком - Потом окрашенной косичкой
Поставят заботливо в … Он полезет прямиком. В альбоме водит по страничке.


Телефон: И́рис-ири́с: Стре́лки: Крокодил:

Сперва зазвонит он Я - травянистое растение Одна нога - короче, Живёт он в реках и болотах,
Обычным звонком, С цветком сиреневого цвета. Одна нога - длиннее, Зубов так много, что не счесть
Потом говорит Но переставьте ударение, При этом, между прочим, И у него одна забота-
Чьим-нибудь голоском. И превращаюсь я в конфету. В двенадцать раз быстрее! Поймать кого-нибудь и съесть.

Самолёт: Ключ: Колесо: Оса:

Он в безбрежном океане В дверь влезает ножкой, На четыре ноги Модница крылатая,
Туч касается крылом. Голова – снаружи, Надевали сапоги, Платье полосатое.
Развернется - под лучами В голове – окошко, Перед тем, как надевать, Ростом хоть и кроха,
Отливает серебром. Вальсы в щели кружит. Стали обувь надувать. Укусит - будет плохо.


 

Слон: Молоток: Замо́к:

Серый, толстый, южный зверь… Сам худ, Чёрненькая собачка,

Лишний хвостик? Ты не верь! Голова с пуд. Свернувшись, лежит:

Он ушами мух гоняет, На работу вышел – Не лает, не кусает,

Носом воду набирает. Каждый услышал. А в дом не пускает.


 

Кружки: Экскаватор: Хомяк:

Чая Подружка. Я фундамент рою, рвы, Этот маленький зверек
Вместительное брюшко. Котлованы для воды... Зерна запасает впрок.
На брюшке – ушко. Я на стройке - губернатор! Щеки набивает так...

Называюсь - … Это делает ..


презентация
PPTX / 1.07 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Игра «Занимательные клеточки»

Цель игры: учить выделять ударный гласный звук в словах схожих по написанию и разной звуко-слоговой структуры.

Задачи: -развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова; -формирование представления о смыслоразличительной роли ударения в словах, схожих по написанию; -обучение владению пространственной ориентировкой на листе бумаги; -обогащение словаря; -развитие логического мышления; -развитие памяти;

А (→) Б(↑) В(←) Г (↓) Д(↔) 1(∞) 2(□) 3(○) 4(∆) 5(◊)

1. «Найди слова на заданный звук». Найди слова, в которых ударный звук [у]. Поставьте на эти картинки фишки.

Верно: [у] – клю́ч, кру́жки

1. «Найди слова на заданный звук». Зашифруй слово, в котором ударный гласный звук [о].

Пример: Пример: 4Б. Ответ: замок. Пример: ∞↓. Ответ: помидор.

1. «Найди слова на заданный звук». Найди слова, которые начинаются на гласный, а заканчиваются на согласный звук.

Верно: и́рис ири́с экскава́тор.

2. «Слоги» Найди только те слова, в которых ударный гласный в 1(2, 3) слоге. Поставь на эти картинки фишки.

Пример: -в 1-м слоге: облако, ваза, гво́здики, слон, за́мок … - во 2-м слоге: хомяк, оса, гвозди́ки, замо́к, кружки́, ири́с … - в 3-м слоге: карандаш, экскаватор, помидор, телефон, колесо, молоток ..

3. «Твердый-мягкий» Найди только те слова, в которых ударный гласный (не) влияет на мягкость стоящего перед ним согласного.

Пример: влияет на мягкость согласного: хомя́к, самоле́т, кружки́, ири́с, стрелки́, крокоди́л … не влияет на мягкость согласного: о́блако, каранда́ш, ва́за, за́мок, и́рис, экскава́тор, кру́жки...  

4. «Пары». Найдите слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение. Зашифруйте 1 пару слов.

Пример: 2В-4А и́рис - ири́с ○↔ - ∆↑ за́мок - замо́к

4. «Пары». Найди пары, связанные по смыслу.

Пример: Ключом открываем замок.

5. «Найди по признаку». По прилагательным: опасный, зубастый, хищный. По глаголам: зреет, наливается, краснеет.

Пример: крокодил помидор

5. «Найди по признаку». -Найди картинки, на которых съедобные предметы. -Найди картинки, на которых одушевленные предметы. -Найди картинки, на которых предметы сделаны из метала.

Пример: ири́с стрелки́ ключ

6 .«Запомни» Рассмотри картинки по горизонтали (по вертикали) в ряду 1(2-5), попробуй запомнить слова, которые они обозначают. Закрой картинки. Запиши слова по памяти в тетрадь, поставь в словах ударение.

7. «Собери слово». Выдели из слов 2-й звук двигаясь по диагонали от А1 и заканчивая Д5, соедини выделенные звуки.

Верно: оБлако тЕлефон сЛон → бе́лки - белки́ эКскаватор кИсточка

7. «Собери слово». Расшифруй шифры и выдели Б4 ударный гласный Г1 последний звук А2 1-й звук Г4 ударный гласный Б2 последний звук.

Верно: замОк помидоР Гвоздики → о́рган - орга́н экскавАтор телефоН

8. «Изменение существительного» Найди существительные во множ. числе. Поставьте слово в ед. число. Зашифруйте слова и напишите рядом в скобках только ударные гласные.

Пример: В1 (и-о) кружки́-кружо́к, В4 (у-у) кру́жки-кру́́жка, Г5 (и-и) гвозди́ки-гвозди́ка, 2А (о-о) гво́здики-гво́здик.

8. «Изменение существительного» Найдите существительные только среднего рода. Измените его по числам. Зашифруйте слова и напишите рядом в скобках только ударные гласные.

Верно: облако - облака А1 (о-а) колесо - колёса Б3 (о-ё)

8. «Изменение существительного» -Найдите существительные только I скл.( II, III скл.) Поставь на эти картинки фишки. Назови слово, выдели ударный гласный. -Расшифруй сущ. и измени по падежам. Пример: В3- слон.

9. «Расшифруй и допиши». -По 2-м шифрам нужно найти картинки, в названии которых в 1-м шифре выделить 1-ю букву слова, а во 2-м шифре выделить ударную гласную букву, и записать получившийся слог. С этим слогом придумать слова, в которых: -слог встретится в начале (середине, конце) слова -слог ударный -слог в слове с 2-мя, 3-мя, 4-мя слогами.

Пример: Шифр: Д1, Б2 (ваза, телефо́н). Ответ: во. Вода, поводок, дерево, во́рон, волы, поворот, круговорот.

Пример: Составь слова, используя слоги. Пример: са-(В3, Д1), по-(Г1, В3), ги-(Г5, В2), Ответ: сапоги.

10. «Зашифруй отгадки». Отгадай загадку. Вместо отгадки напиши только любой из шифров. Пример: В зоопарке, верь, не верь, Проживает чудо-зверь. У него рука - во лбу Так похожа на трубу! Ответ: слон - В3 или ←○.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Уважаемая Елизавета Дмитриевна! Большое спасибо за представленный материал. Обязательно воспользуюсь на своих уроках. Но конкурс "Урок с презентацией", а не игры на уроках. Я не увидела технологической карты конкретного урока.

6 November 2017

Здравствуйте.Благодарю Вас !

25 November 2017