Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Не с причастиями»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний)
Ф.И.О. Войтов Евгений Михайлович
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тип урока: урока усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием Не с причастиями.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о правописании не с причастиями.
2. Закрепить ранее полученные знания о причастии, правописание не с другими частями речи.
Развивающие:
1.Самостоятельный выбор учащимися темы, форм и способов работы, ответственность за результат.
2.Формирование навыков аналитической деятельности.
3.Совершенствование умения работать в группах.
Воспитательные:
1.Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.
Метод обучения: частично-поисковый.
Метод проектной технологии:
Исследовательские проекты: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом направлена на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение.
Тестовые, личностно-ориентированные технологии
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: самопроверка, взаимопроверка.
Средства обучения: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Оценочные листы. Тесты. Мультимедийная установка с экраном (для демонстрации сопроводительного материала к изучению нового материал), ноутбук у каждой группы.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. 1. Приветствие 2. Мотивация учебной деятельности.
3. Целевая установка |
Включение в деловой ритм. - Здравствуйте ребята. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. - Работать вы сегодня будете в группах, а значит на один общий положительный результат. В каждой группе есть консультанты, которые будут моими помощниками, а также будут отмечать работу группы в оценочном листе и помогать остальным учащимся в освоении новой темы, я думаю, что все вы будете работать дружно и помнить, что результат нашей работы зависит от каждого. !!!!! Откройте тетради, запишите число. - выполним цифровой диктант (слайд №2)
- проверка диктанта (слайд №3) |
Подготовка класса к работе.
Открывают тетради, записывают число.
|
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны - поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ. 1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию; 2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи? 3. Причастия бывают полными и краткими; 4.Краткие причастия в предложении являются сказуемым; 5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем? 6. Причастия бывают действительными и страдательными? 7. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов -ом-, - ем-, им-; А каких? 8.В кратких причастиях пишется одна буква Н? 9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом; 10. Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит перед определяемым словом. А когда обособляется причастный оборот? -Молодцы! |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, повторяют изученный материал |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи.
Формулировка темы. Создание проблемной ситуации. Работа со схемой.
|
-Посмотрим на доску (слайд №4)
- Чем различаются и чем похожи данные словосочетания? - Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково? - Значит, какова тема нашего урока? - Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. - Запишите тему урока в тетрадь (слайд №5) -рассмотрим схему (слайд №7)
|
- В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три – раздельно. - Нет. - Правописание Не с причастиями. - Запись темы в тетрадь Учащиеся переносят схему в тетради, делают выводы. |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование темы, познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
Работа в парах (слайд №8) - А что-то знакомое есть в этих примерах? Есть ли примеры, которые напоминают вам ранее изученные правила написания НЕ с другими частями речи? - Какая задача перед вами стоит? - Давайте попробуем создать опорную схему-презентацию данной орфограммы, вспомните правописание НЕ с другими частями речи, можете открыть справочники, проведите сравнительный анализ, сформулируйте правила написания НЕ с причастием, а чтобы ускорить нашу работу, каждая группа будет работать с конкретными примерами. В конце работы можете проверить себя по учебнику. В итоге консультанты подведут итог вашей работе. 8. Физ. минутка Встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули. Садимся на свои места и продолжаем работать. |
Беседа Работа учащихся с презентацией в группе (с конкретным слайдом) Объединение и работа консультантов с презентацией. (Члены групп в это время заполняют в таблице колонку «Правило» (возле примера, с которым работали). 8. Физ. минутка Один из консультантов представляет презентацию, остальные консультанты садятся на свои места и заполняют таблицу вместе с членами группы |
Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V. Первичное закрепление (Установка осознанности ситуации) |
Работа в тетради (слайды № 9-10) - Раскройте скобки, обсудите в группе и докажите правильность выбора написания, запишите в тетрадь данные выражения. |
Каждая группа выполняет задание Проверка – проговаривание вслух (спрашиваем членов групп)
|
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
(слайд №11-12) Для самопроверки – правильные ответы на доске |
Выполнение задания. Самопроверка. Самооценивание. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
VII. Подведение итогов VII. Подведение итогов |
- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? - Справились ли мы с поставленной задачей? - У вас на столах лежат оценочные листы, оцените себя, своих товарищей. -Ребята, вам хочется побывать в такой стране? -Да, я думаю, вам всем хочется быть умными, образованными и грамотными людьми. – упр.134, стр. 67 (СЛАЙД № 15) По желанию: сочинить лингвистическую сказку «Не с причастием» |
-Изучить орфограмму «Не с причастием». -Да Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
VIII. Рефлексия деятельности |
(слайд № 14) - Наш урок подходит к концу Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши. - Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием - Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока - Я доволен своей работой на уроке - Я согласен с оценкой, которую поставил учитель - Я благодарен ребятам, которые работали со мной в группе Если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши Спасибо за работу. До свидания. Слайд № 16 |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Кайрат Зинашов