Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Занимательная фразеология»
Методическая разработка урока
Учебный предмет | русский язык |
Класс | 5 |
Учитель | Федус Ольга Вячеславовна |
Тема урока | Занимательная фразеология |
Тип урока | |
Цель урока | систематизировать ранее изученное о фразеологизмах; расширить представления учащихся о фразеологизмах; формировать умение употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения; формировать навыки самостоятельного подбора фразеологизмов в зависимости от ситуации |
Задачи урока | -обучающие: научить различать фразеологизмы с разными значениями; научить заменять устойчивые словосочетания синонимичными словами; -развивающие: развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, объяснять их значение; учить работать с фразеологическим словарем; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи, развивать монологическую речь учащихся; -воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку |
Планируемые результаты | Предметные: знать понятие «фразеология», «фразеологизмы»; функции фразеологизмов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи); уметь определять общее лексическое значение фразеологизмов; подбирать синонимы к фразеологизмам; цель использования фразеологизмов в тексте; употреблять нужный фразеологизм в зависимости от разных целей. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, в парах, в группах |
Технология | Технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология |
Приемы обучения | «Корзина идей», «чтение с остановками», «кластер» |
Формы обучения | индивидуальная, работа в парах, работа в группах, коллективная |
Оборудование | учебник, презентация по теме урока, компьютер, раздаточный материал |
Основные понятия | фразеология, фразеологизмы |
Ход урока:
Этап урока | Цели этапа | Планируемые результаты (Формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Создание условий для восприятия учебного материала. | Личностные: сохранить мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на занятие. Доводит информацию о том, что учащиеся сегодня получат оценочные листы, при помощи которых будут оценивать свою работу на уроке. В конце урока поставят себе оценку и сдадут их учителю. | Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Мотивационный | Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: понимают познавательную задачу; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, делают выводы. Регулятивные: планируют необходимые действия для ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные: слушают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Информация на экране. Учащимся предлагается прочитать эпиграф к уроку и ответить на вопрос (1 задание). Как вы понимаете слова писателя Н.В. Гоголя? Как этот эпиграф связан с темой нашего урока? Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко бы так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Н.В. Гоголь | Вспоминают ранее изученный материал, который связан с выполнением задания, отвечают на поставленные вопросы, формулируют результаты выполненной работы. Данное высказывание говорит о величии, силе, поражающем богатстве и удивительной красоте русского слова. Сегодня на уроке обратим внимание прежде всего на многообразие русской лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых разнообразных значений. |
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию. (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения и др.) | Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. | Информация на экране. Учащимся следует сравнить 2 предложения. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя считал ворон. Чем эти предложения похожи? Чем эти предложения отличаются? Как называется словосочетание во 2 предложении? (2 ученика могут рассказать о происхождении фразеологизма «Считать ворон»). | Отвечают на вопросы учителя
Ответ. В этих предложениях представлена одинаковая информация. Ответ. Эти предложения отличаются несколькими словами: не слушал – считал ворон Ответ. Такое словосочетание называется фразеологизмом. |
Формулирование темы и цели урока. (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др) | Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока и алгоритма ее решения. | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осознавать важность изучения материала. Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | - Определите тему сегодняшнего урока. - Верно. Мы продолжим знакомство с разделом «Фразеология». - Тема для вас новая? - Какие цели поставим на уроке? (Узнать больше о фразеологизмах, учиться находить фразеологизмы, подбирать к ним синонимы, правильно записывать слова, предложения, работать с текстом). | Нет. Формулируют цель урока. |
Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач. | Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Учитель предлагает вспомнить все ранее изученные сведения о синонимах при помощи приёма «Корзина идей». На доске висит картинка корзины (2 задание). Учащимся следует выписать в тетрадь как можно больше слов или выражений, связанных с темой урока. Обсудить с соседом по парте вашу информацию и составить общий ответ по заданной теме. Все ответы учащихся фиксируются на доске (и правильные, и неправильные). В ходе урока эта информация будет корректироваться. | Работа в парах. Выполняют предложенное задание на закрепление ранее изученной темы. Обдумывают ответ. Обсуждают полученные ответы, вносят коррективы. Вступают в диалог, аргументируют свои выводы и решения. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Словосочетания, неделимые, устойчивые, употребляются в переносном значении, можно заменить синонимом, используются в повседневной жизни, делают нашу речь выразительной, единый член предложения, имеют исторические корни, практически невозможно перевести на другие языки. Работают индивидуально, затем в парах. |
Углубление знаний по новому материалу. | Создание условий для расширения границ познания за рамки заявленной темы. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, осуществлять нравственно- этический выбор. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: учиться работать с текстом, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Работа с текстом. Использование приёма «Чтение с остановками». У каждого учащегося на парте небольшой текст, придуманный учителем (3 задание). Снова в школу! Первое сентября – самый замечательный день в жизни каждого из нас. После долгих каникул я наконец-то увижу всех своих одноклассников. В нашем классе девчонок больше чем мальчишек. Но я люблю общаться со всеми. Хочу познакомить вас со своими одноклассниками. На первой парте сидит Вовка, он всегда витает в облаках и попадает в неприятную историю. За ним сидит Вера, она душа компании и поэтому у нее язык без костей. Вера Петровна посадила рядом с ней Петю, потому что он и мухи не обидит. На последней парте среднего ряда сидит Маша. Она в классе серая мышка, поэтому иногда мы даже забываем заказывать на нее обед в столовой. Еще у нас в классе есть Толик – мастер на все руки, мы с ним как седьмая вода на киселе. Обычно ребята списывают у него домашнюю работу по математике. А про себя могу сказать, что у меня семь пятниц на неделе и на уроках я стараюсь грызть гранит науки. Вот такой у нас дружный класс! Как вы думаете, о чем этот текст? Кто главный герой? Какие слова или словосочетания использует мальчик, когда описывает своих одноклассников? Выпишите в тетрадь все фразеологизмы, которые есть в тексте. Почему вы решили, что это фразеологизмы? Что обозначают данные фразеологизмы? Подберите к ним синонимичные выражения. Как вы думаете, какую роль фразеологизмы играют в тексте? Можно ли объединить фразеологизмы из текста в какие-либо группы по значению? | Читают текст, отвечают на вопросы. Индивидуальная работа, коллективная работа. В этом тексте мальчик рассказывает про своих одноклассников, дает им свою оценку. Творческие ответы. Мальчик использует фразеологизмы. Витает в облаках, попасть в историю, душа компании, язык без костей, мухи не обидит, серая мышка, мастер на все руки, седьмая вода на киселе, семь пятниц на неделе, грызть гранит науки. Все эти словосочетания неделимые и устойчивые, употреблены в переносном значении. Витает в облаках – романтичный человек; попасть в историю – оказаться участником какого-то неприятного дела; душа компании – человек, оживляющий общение; язык без костей – очень много разговаривать не по теме; мухи не обидит – безобидный человек; серая мышка – неприметная личность; мастер на все руки – умелый человек; седьмая вода на киселе – дальние родственники; семь пятниц на неделе – человек, часто меняющий свои решения; грызть гранит науки – старательно и упорно учиться. Фразеологизмы украшают текст, делают его интересным и выразительным. Да, можно. 1 группа – фразеологизмы, которые связаны с качествами людей. 2 группа – фразеологизм, связанный с учением (грызть гранит науки). 3 группа – фразеологизм, связанный с родством (седьмая вода на киселе. Следовательно, делаем выводы, что фразеологизмы по своему значению могут делиться на разные группы. |
Физкультминутка | Создание условий для сохранения здоровья учеников | Личностные: осознание важности сохранения и улучшения здоровья. | Всем размяться нам пора, Приготовьтесь, детвора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести. Раз-два, раз-два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали! Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, потянуться, руки вверх и опустить их через стороны. | Дети проговаривают слова, выполняют необходимые движения. |
Закрепление изученного материала | Создание условий для применения имеющихся знаний, умений | Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: Работа в группе. Ситуация успеха. Развивать способность к самооценке. Регулятивные: Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причину и пути преодоления. | - Ребята садимся на свои места. Делимся на группы. Каждая группа получает задание (4 задание). Подобрать свои фразеологизмы. 1 группа – фразеологизмы, которые связаны с качествами людей. 2 группа – фразеологизмы, связанные с учением. 3 группа – фразеологизмы, связанные с родством. Следующее одинаковое задание для всех групп. Заменить слова подходящими по смыслу фразеологизмами, используя слова для справок. Очень мало, бездельничать, перекусить, мешать, обманывать, очень быстро, очень рано. Слова для справок. Кот наплакал, водить за нос, заморить червячка, бить баклуши, вставлять палки в колеса, со всех ног, ни свет ни заря. Последнее задание. После выполнения задания каждая группа зачитывает свой рассказ. Творческая работа. Придумайте продолжение текста «Снова в школу!» | Знакомятся с заданием. Групповая работа. Подбирают фразеологизмы. Желательно, чтобы каждый в группе подобрал фразеологизм. Взаимопроверка выполненного задания. Ответы: Очень мало – кот наплакал, бездельничать – бить баклуши, перекусить – заморить червячка, мешать – вставлять палки в колеса, обманывать – водить за нос, очень быстро – со всех ног, очень рано – ни свет ни заря. Написать по 1 предложению должен каждый ученик в группе. Зачитывают свои ответы. |
Итог урока | Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | - Назовите тему нашего урока. - Какие цели мы поставили перед собой? - Достигли ли мы своей цели? Какую новую информацию вы добавите в «Корзину идей»? | Подводят итог работы. Отвечают на вопросы |
Рефлексия результатов деятельности; (способов деятельности; эмоционального состояния и настроения.) | Создание условий для самоанализа своей деятельности | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Составьте кластер в тетради, используя всю информацию, которую вы теперь знаете по теме «Фразеологизмы» (5 задание). Записать домашнее задание (на выбор). 1) Придумать сказку, используя фразеологизмы. 2) Придумать ребусы, в которых будут зашифрованы известные фразеологизмы. 3) Нарисовать смешные рисунки, на которых будут изображены фразеологизмы. | Индивидуальная работа. Составляют кластер. Оценивают свою работу на уроке, сдают Листы оценивания учителю. Записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение 1
Лист оценивания
Фамилия, Имя_______________________________
№ задания | Критерии оценивания (поставить +) | ||
| Отвечал | Подавал идеи | Не участвовал |
1 «Работа с цитатой» | | | |
2 «Корзина идей» | | | |
3 «Чтение с остановками» | | | |
4 «Работа в группе» | | | |
5 «Кластер» | | | |
Оценка: | |