12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Филатикова Светлана Викторовна21
Россия, Рязанская обл., Рязань

Всероссийский конкурс «Словарный урок»











Урок литературного чтения в 1 классе

по теме «День словаря.

Сказка В.И. Даля «Война грибов с ягодами»









Филатикова Светлана Викторовна

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Школа № 9» города Рязани

учитель начальных классов







Рязань, 2021 год



2. Пояснительная записка

2.1. Тема урока: «День словаря. Сказка В.И. Даля «Война грибов с ягодами»

2.2. Актуальность темы, обоснование её выбора:

Речь большинства современных школьников невыразительна, однообразна, содержит много орфоэпических и грамматических ошибок, поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса учащихся, формирование умения работать с различными словарями.

2.3. Целевая аудитория урока: 1 класс (общеобразовательный),

возраст детей – 6 - 7 лет.

2.4. Роль и место урока в системе работы педагога.

Данный урок проводится 22 ноября в рамках празднования «Дня словаря». Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская грамотность, организуется работа со словарями, обогащается словарный запас учащихся.

2.5. Цели и задачи урока.

Цель: Обогащение словарного запаса учащихся

Задачи:

познакомить с толковым словарем В.И.Даля и другими словарями;

способствовать развитию речи учащихся.

2.6. Планируемые результаты.

Предметные:

Познакомятся с названиями некоторых словарей и их авторами.

Познакомятся с алгоритмом работы со словарями.

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

выполнять действия в речевой и умственной формах;

использовать установленные алгоритмы.

Личностные:

стремиться к самостоятельности в овладении знаниями;

понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию.

2.7. Форма проведения – урок.

2.8. Используемые педагогические технологии, методы, приемы. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой метод; индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах, ИКТ.

2.9. Образовательные ресурсы и оборудование:

- Ноутбук, проектор, интерактивная доска;

- Текст сказки В.И. Даля «Война грибов и ягод» у каждого ребёнка, задания для работы в группах, карточки со смайликами;

- Словари:

«Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И.

«Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.

«Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.

«Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С.

«Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л.

«Словарь антонимов русского языка», Львов М. Р.

«Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.

3. Основная часть

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Учитель:

- Ребята, послушайте замечательное стихотворение Ирины Токмаковой.

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова —

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет —

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Создаётся проблемная ситуация для развития познавательной мотивации и активизации мыслительной деятельности.

- Как вы думаете, «плим» - это слово или нет?

- Как это выяснить?

Учащиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.























Высказывают своё мнение:

- Спросить у взрослых, посмотреть в книгах, справочниках.

Актуализация необходимых знаний

Учитель:

- Ребята, посмотрите на выставку книг у нас в классе. Что это за книги? Это словари.

- Почему эти книги так называются? Как вы понимаете значение слова «словарь»?

- Какие словари русского языка вы уже знаете? Для чего они нужны?

- Словари бывают разные. Толковый словарь объясняет, растолковывает значение слова. Орфографический словарь помогает правильно написать слово, орфоэпический словарь – правильно его произнести. В словаре синонимов мы найдём к данному слову слова, близкие по значению, а в словаре антонимов – слова, противоположные по значению.

- Книга, которая поможет нам узнать значение слова «плим», - это «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова. Давайте найдем в нём слово «плим». А как это сделать?

- Познакомимся с памяткой «Как найти слово в словаре».

- Да, слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Значит, будем искать слова на букву «п».

- Этого слова нет в словаре. Оказывается, «плим» - это не слово, так как не имеет смысла, значения.




Дети рассматривают словари.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения и обосновывают их.



Слушают учителя,

рассматривают выставку словарей, знакомятся со словарями.












Работа со «Словарём русского языка» С.И. Ожегова.

У каждого ребёнка на столе памятка «Как найти слово в словаре». Дети читают памятку по очереди:

Прочитай слово.

Определи, на какую букву оно начинается.

Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

Коллективная работа со словарём.

Определение темы урока, постановка целей и задач

Учитель помогает сформулировать тему урока, поставить учебную задачу:

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня необычный день. Сегодня, 22 ноября, праздник – День словаря.

- А почему именно 22 ноября отмечается День словаря? Потому что в этот день родился великий русский учёный, писатель Владимир Иванович Даль, который создал «Толковый словарь великорусского языка». Это самый знаменитый толковый словарь. Он был создан более ста лет назад. В этом словаре собрано более 200000 слов, а также 30000 пословиц, поговорок и загадок.

Работа со словарём В.И. Даля.

Учитель предлагает рассмотреть словарь В.И. Даля.

- Давайте заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и найдем в нём, слово «сказка».

















- А кто из вас знает русскую народную сказку «Девочка Снегурочка»? Эту сказку обработал и записал Владимир Иванович Даль, а ещё такие народные сказки, как «Старик - годовик», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «О дятле» «Лучший певчий», «Война грибов с ягодами» и многие другие.

Называют тему урока, формулируют учебную задачу.





















Несколько учеников по очереди читают словарную статью:

«Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – складка, а песня – быль.

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Не дочитав сказки, не кидай указки.

Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середине не перебивается.

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»

Организация познавательной деятельности

- Ребята, давайте познакомимся со сказкой Владимира Ивановича Даля «Война грибов с ягодами».

- Как вы думаете, о чём эта сказка?

1. Первичное восприятие сказки.

Учитель читает сказку «Война грибов с ягодами».

- Правильными ли оказались ваши предположения о содержании сказки?
– Назовите героев этой сказки?


2. Вторичное восприятие. Словарная работа.

Учитель читает текст, дети стараются успевать за ним (приём «Буксир»). Параллельно идёт работа со словарём.

- Какие слова вам непонятны?

- Предлагаю найти их в словаре В.И. Даля и объяснить их значение.



- А какие слова и выражения из этой сказки мы в наше время не употребляем в речи, но можем догадаться, что они означают.

- Это устаревшие слова и выражения. Их давным-давно использовали в речи наши предки.








3. Работа с произведением.

- Прочитаем сказку ещё раз.

Беседа по содержанию сказки:

- Каких ягод полно в лесу летом?

- Почему гриб-боровик объявил войну ягодам?

- Какие грибы-боровик звал на войну?

- Какие грибы отказались идти на войну и почему?

- Какие грибы согласились воевать с ягодой?

- Как Варвара помешала войне грибов с ягодами?

- Какую важную мысль хотел донести до нас Владимир Иванович Даль?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения о содержании сказки.


Слушание сказки.


Дети отвечают на вопросы учителя.








Работа со словарём В.И. Даля.

Дети по очереди находят и читают значение непонятных слов:

бурачки

кичливая (ягода)

пыжится

рать

Дети называют слова и выражения и с помощью учителя объясняют их значение:

сидючи,

гневается

вишь

в чести

ныне

всем грибам голова

глядючи

стал помочь скликать

не повинны

пята

вздымается



Чтение сказки читающими детьми по цепочке.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения и обосновывают свои ответы.











Динамическая пауза

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

Дети выполняют движения:

Шагают на месте.

Наклоны вправо и влево.

Прыжки на месте.

Наклоны вперёд.

Бег на месте.

Наклоны вниз.

Прыжки на одной ноге.

Круговые движения туловища.

Шагают на месте.

Топают правой ногой.

Выборочное чтение

- Найдите и прочитайте в тексте сказки русскую народную пословицу. Что она означает? Эту пословицу мы можем также найти в словаре В.И. Даля.

- Прочитаем ещё раз отрывок, в котором говорится о том, как Варвара собирала грибы.

Что интересного вы услышали?

Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы. Я называю слово, а вы отвечайте хором:

волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки

- Все ли слова вам понятны? Давайте найдём непонятные слова в словаре В.И. Даля и объясним их значение.





- Посмотрите на слайде презентации, как выглядят грибы и ёмкости, в которые Варвара их складывала.


Дети выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.

(Тётка Варвара – широкие карманы.)






Дети отвечают.

(Некоторые строки рифмуются.)








Работа со словарём В.И. Даля.

Дети по очереди находят и читают значение непонятных слов:

кадушки

бурачки

бочонки

кузовки.

Рассматривание на слайде презентации изображений грибов, кадушки, бочонка, бурачка и кузовка.

Групповая работа.

- Ребята, в начале урока мы говорили о том, что словари бывают разные. Сейчас мы поработаем с некоторыми словарями в группах. Каждая группа будет работать с определенным словарём:

1 группа – орфографический словарь

2 группа – толковый словарь

3 группа – орфоэпический словарь

4 группа - словарь синонимов

5 группа - словарь антонимов

- Мы распределимся на группы с помощью такой считалки:

Раз – опёнок,

Два – маслёнок,

Три – красавец-боровик.

Вот волнушка на опушке,

Подосиновик в кадушке.

- Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз повторим правила работы со словарём и правила работы в группе.

































Коллективная проверка выполненных заданий.













Дети распределяются на группы.

Повторяют правила работы со словарём.

Работа в группах.

У каждой группы свой словарь. Задания для групп на карточках:

1. Найти в «Орфографическом словаре» данные слова. Вставить пропущенные буквы.

Еж.вика

кр.ж.вник

м.лина

по.до.синов.к

п.дб.рёзов.к

2. Найти данные слова в «Толковом словаре» и узнать их значение:

Абажур

багровый

валун

шаль

3. Найти в «Орфоэпическом словаре данные слова. Поставить знак ударения.

Творог

торты

банты

хвоя

красивее

4. Найти синонимы (близкие по значению слова) к данным словам.

Война

рассердиться

великий

старушки

говорить

5. Найти антонимы (противоположные по значению слова) к данным словам

Низкий –

Широкий -

Добрый -

Грустный -

Красивый –

Самооценка.

Знакомство с электронными словарями.

- Ребята, словари существуют не только в бумажном виде. Многие из этих словарей, с которыми мы работали на уроке можно найти в сети Интернет в электронном виде.

- Как вы думаете, в каких случаях удобнее будет работать с электронным словарём?

- Сейчас мы с вами поработаем с электронным словарём на интерактивной доске. Открываем «Фразеологический словарь русского литературного языка» А.И. Фёдорова

(https://gufo.me/dict/fedorov).

- Найдём в словаре выражения со словом «сказка».











Работают на интерактивной доске с электронной версией «Фразеологического словаря русского литературного языка А.И. Фёдорова.


Рефлексия, подведение итогов урока

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А для чего необходимы словари? Какую помощь человеку они могут оказать?

- Давайте еще раз вспомним, какие бывают словари?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

Учитель просит оценить свою работу на уроке и раскрасить на карточке соответствующий смайлик:

- Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то раскрась улы­бающееся лицо.

- Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то раскрась лицо «спокойное».

- Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рt1639918991aa.jpg аскрась грустное лицо.


Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха или неуспеха.



4. Заключение

Данный урок литературного чтения позволяет познакомить учащихся первого класса со словарями. Работая с содержанием сказки «Война грибов с ягодами», дети обращаются к толковому словарю. На уроке продолжается работа по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Данный урок расширяет представление учащихся о народной сказке в обработке В.И. Даля. Включение в урок презентации позволяет сделать его более иллюстративным, а также способствует повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.

5. Список источников

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: свыше 3000 антонимов: варианты, синонимы, употребление / М. Р. Львов. - 9-е изд., стер. - М. : АСТ-ПРЕСС, печ. 2008.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009.

Орфографический словарь русского языка: 80 000 слов : [А-Я] / под ред. С. Г. Бархударова. - М. : Оникс [и др.], 2008.

Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.

https://gufo.me/dict/fedorov Фразеологический словарь русского литературного языка А.И. Фёдорова.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.