12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новикова Людмила Дмитриевна20
Россия, Коми респ., Сыктывкар
1

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Электротехника» на тему «Трансформаторы»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»

Технологическая карта урока по учебной дисциплине Электротехника


 

Преподаватель Новикова Л.Д.

Группа: № 16

Профессия: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Раздел по программе: Электротехнические устройства

Тема урока: Трансформаторы

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах

Задачи урока:

Обучающая:

формирование у студентов способностей к обобщению, структурированию и систематизации материала по теме Трансформаторы

Развивающая:

  • способствовать развитию внимания, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы.

    стимулировать познавательную мотивацию студентов.

    способствовать развитию у студентов исследовательских умений и навыков

    обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации

    содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях

    обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач

    создать условия для развития конструкторских способностей

Воспитательная:

  • обеспечить условия для реализации потребности студента  в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении электротехники;

    создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля

Формируемые компетенции:

1.Формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

2.Формирование профессиональных компетенций, соответствующим следующим видам деятельности:

ПК 1.2.

Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3.

Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта

ПК 1.4.

Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования. процессе ремонта.

ПК 2.1.

Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2.

Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала

ПК 2.3.

Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты персонала.

ПК 3.1.

Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

ПК 3.2.

Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам

ПК 3.3.

Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей

Межпредметные связи: физика, математика, материаловедение, МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования, МДК 02.02 Контрольно-измерительные приборы, МДК 01.02 Сборка, монтаж и ремонт электрооборудования.


 

Педагогическая технология:

технология развивающего обучения с элементами ролевой и проектной деятельности, технология перспективно-опережающего обучения, технология сотрудничества.

Организационные формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Преобладающий метод обучения – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения: трансформаторы, мультиметры, источник переменного тока, мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентации, видеоролик.


 


 

Группа, в которой проходит урок, разделена на отдельные группы-отделы, составляющие компанию «Энергосила».

-Отдел технического исследования (ОТИ) занимается решением расчетных задач.

-Отдел электромонтажных работ (ОЭР) производит сборку электрических цепей и решает экспериментальные задачи.

-Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ) производит разборку, сборку, ремонт трансформатора, заполняет дефектную ведомость.

-Конструкторский отдел (КО) исследует устройство и виды трансформаторов.

-Отдел технического контроля (ОТК) проводит технические мероприятия по электробезопасности в компании, контролирует работу отдела электромонтажных работ.


 

 

Структурный элемент урока (этап урока)

Время этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы обучения

Средства обучения

Форма организации

1 этап – организационный момент

1 мин

Взаимное приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок.

Вступительное слово преподавателя.

Ребята, после окончания нашего техникума вы будете работать на разных предприятиях, решать различные производственные задачи: производить сборку, монтаж, ремонт, наладку и обслуживание электрооборудования. На нашем уроке мы представим собственное, созданное нами предприятие, которое так же нуждается в решении различного рода задач, имеет свои успехи, а иногда и неудачи, но в перспективе развивается и усиливается. Поэтому и называется предприятие ЭлектроСила. Я предлагаю посмотреть визитную карточку нашего предприятия.

       

2 этап.

Актуализация. Повторение.

8 мин

1.Просмотр видеоролика о компании ЭлектроСила, которую представляют студенты данной группы (визитная карточка) (1 мин 30)

Преподаватель:

Надеюсь на то, что планку компании, поднятую на такой высокий уровень, вы удержите и покажете свои знания и умения. А тема нашего урока - Трансформатор.

Цель урока: обобщение и углубление знаний о трансформаторах.

Презентация Трансформатор. 

2.Представление структуры компании:

-Отдел технического исследования (ОТИ) -решение задач

-Отдел электромонтажных работ (ОЭР)-сборка электрических цепей, решение экспериментальных задач.

-Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ) -разборка, сборка, ремонт трансформатора, заполнение дефектной ведомости.

-Конструкторский отдел (КО) - Устройство, виды трансформаторов.

-Отдел технического контроля (ОТК)-технические мероприятия по электробезопасности.

3.Викторина «Трансформаторы» между студентами 1 и 2 курсов. /data/files/r1542535496.ppt (Викторина Трансформаторы)

Студенты разделены на группы

Студенты смотрят видеоролик

Выбирают категорию вопросов и отвечают на вопросы

Словесный,

Аудиовизуальные методы

Демонстрационный (показ слайдов)

Компьютер, проектор, презентация «Трансформатор», созданная в Prezi,

Презентация – викторина «Трансформатор»

коллективная

групповая

3 этап. Обобщение и систематизация знаний

20 мин

Организация групповой работы.

Группа ОТК проводят сообщение по ТБ.

Выставляются плакаты, ограждения отдела электромонтажных работ.

Каждой группе выдается листы с заданиями.

ОТИ решают задачи:

Задача 1.

На первичную обмотку понижающего трансформатора в высоковольтной линии передачи электрической энергии подается переменное напряжение с действующим значением U1 = 12 кВ. Напряжение со вторичной обмотки U2 = 220 В используется для электроснабжения жилых домов. Предполагая трансформатор идеальным, а нагрузку вторичной обмотки чисто активной, определите:

    1)  коэффициент трансформации K;

    2)  действующие значения токов I1 и I2 в первичной и вторичной обмотках в предположении, что потребляемая мощность Pср = 96 кВт;

    3)  сопротивление нагрузки Rн во вторичной цепи трансформатора;

    4)  эквивалентное активное сопротивление первичной цепи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c40319f6-6633-6cee-4650-b6a3a12c339a/00119647400409928.htm

Задача 2.

Найти число витков обмоток трансформатора для получения в режиме холостого хода напряжения на вторичной обмотке U2=12 В при напряжении первичной обмотки U1=220 В, если частота в сети равна 50 Гц, а максимальное значение основного магнитного потока в сердечнике трансформатора Фm=0,0036 Вб.

Ответ: ω1=275, ω2=15

Задача 3.

При включении трансформатора в сеть с напряжением U1=35 кВ в режиме холостого хода вторичное напряжение U2=400 В. Пренебрегая током холостого хода, определить ток в первичной обмотке при токе нагрузки I2=145 А.

Ответ I1=1,66 А

Задача 4.

Трансформатор включен в сеть с переменным напряжением U1=220 В. Напряжение на зажимах вторичной обмотки U2=20 В, ее сопротивление r=1 Ом, сила тока во вторичной обмотке I2= 2 А. Найти коэффициент трансформации и КПД трансформатора, пренебрегая потерями в первичной обмотке и сердечнике.

Ответ к=10: η=91%

Отдел электромонтажных работ (ОЭР).

ОЭР выполняют сборку электрической цепи.

Преподаватель раздает инструкции по выполнению экспериментальных работ, консультирует, наблюдает, корректирует.

Экспериментальное задание.

Определить коэффициент трансформации однофазного трансформатора с неизвестными паспортными данными.

Оборудование:

Источник переменного тока ( ВС-24), мультиметр, трансформатор.

Выполнение работы:

С помощью мультиметра определите первичную обмотку трансформатора. Для этого измерьте сопротивления обмоток.

Начертите схему опыта холостого хода трансформатора.

Соберите цепь. Определите с помощью мультиметра напряжения на первичной и вторичной обмотках.

С помощью формулыопределите коэффициент

трансформации к=U1/U2

Группа ОРЭ производят разборку, сборку трансформатора

Преподаватель раздает инструкции по выполнению экспериментальных работ, консультирует, наблюдает, корректирует.

Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ)

Задание 1. Расшифровать обозначения трансформаторов.

ТМ-25/10

ТМ-6300/10

ТСЗ-160/10

ТСЗ-63/0,66

Задание 2. Произвести разборку трансформатора

Задание 3. Проверить целостность обмоток с помощью мультиметра. Осмотреть магнитопровод, контакты.

Задание 4. Составить дефектную ведомость

Задание 5. Устранить неисправности

Задание 6. Произвести сборку трансформатора.

Задание 7. Выполнить проверку трансформатора

Группа КО выполняют задания:

1.Оформление стенгазеты в онлайн в сервисе web-2.0 по плану:

Устройство трансформатора

Виды трансформаторов

Режимы работы трансформатора

Применение трансформаторов.

2.Конструирование сварочного аппарата.

Слушают сообщение группы технического контроля

Работают в группах

Выполняют задания по заданному плану

Выполняют работу по заданному плану

Выполняют работу по плану

Словесный

Практические методы

Практические методы

Практические методы

Информационно-поисковые методы и приемы

Практические методы

Инструкция по технике безопасности

Единая коллекция образовательных ресурсов

Однофазные трансформаторы, источники переменного тока, соединительные провода, мультиметры

Однофазные трансформаторы, инструмент электромонтера, наждачная бумага.

Компьютер, проектор, обмотки, магнитопровод, гвозди, источник переменного тока, провода

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

4 этап. Демонстрация результатов работы

15 мин

1.Сообщение группы КО по созданной в онлайне стенгазеты Wikiwall

Просмотр стенгазеты http://wikiwall.ru/wall/e8e435237786264420128458e92f5a48

2.Сообщение группы ОТИ.

3. Сообщение группы ОРЭ.

4. Сообщение группы ОЭР

Ответственные отделов демонстрируют результаты работы.

Демонстрационный, Словесные репродуктивные методы

Компьютер, проектор

коллективная

5 этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1 мин

Ребята, вы все работали сегодня просто отлично, но вот еще перед вами какая задача. На экране представлен список качеств человека, необходимых для роста в профессиональной деятельности. Чтобы развить в себе профессионала необходимо все время усовершенствоваться, усиливать эти качества. Поставьте + возле тех качеств, которые присущи вам, а напротив качеств, которые остались без пометки напишите фамилии ребят, у которых вы бы эти качества позаимствовали.

Домашнее задание находится в персональном блоге:

Каково назначение трансформатора? 

Нарисуйте схему трансформатора                       

Как определяется ЭДС первичной обмотки?

Укажите основные части трансформатора:

Почему сердечник трансформатора делают из тонких изолированных пластин трансформаторной стали?

Как определяется коэффициент трансформации трансформатора?

Как определить, какая обмотка трансформатора является первичной, а какая вторичной?

С какой целью проводят опыт холостого хода?

С какой целью проводят опыт короткого замыкания? 

Напишите элементы устройства трехфазного трансформатора 

Как можно соединять обмотки трехфазного трансформатора? 

Нарисуйте схему автотрансформатора

Каковы недостатки автотрансформатора? 

Однофазный трансформатор включен в сеть 220 В. Первичная обмотка имеет 800 витков, вторичная - 46 витков. Определить коэффициент трансформации и напряжение вторичной обмотки.

Трехфазный трансформатор при безындукционной нагрузке дает ток 43 А при напряжении 120 В. Первичное напряжение 1000 В, ток 5,5 А. Определить КПД трансформатора.

Выполняют самоанализ своих личностных качеств и озвучивают фамилии и имена сверстников

Словесный

Компьютер, проектор, листки со списком качеств профессионала, презентация

коллективная

 

 

Конспект урока.

1 этап – организационный момент (1 мин)

Взаимное приветствие студентов, создание эмоционального настроя на повторение и обобщение учебного материала. Обозначение темы.

2 этап-актуализация знаний (8 мин)

Преподаватель:

Ребята, после окончания нашего техникума вы будете работать на разных предприятиях, решать различные производственные задачи: производить сборку, монтаж, ремонт, наладку и обслуживание электрооборудования. На нашем уроке мы представим собственное, созданное нами предприятие, которое так же нуждается в решении различного рода задач, имеет свои успехи, а иногда и неудачи, но в перспективе развивается и усиливается. Поэтому и называется ЭнергоСила. Я предлагаю посмотреть визитную карточку нашего предприятия.

Просмотр видеоролика о компании Энергосила, которую представляют студенты данной группы (визитная карточка)

Преподаватель:

Надеюсь на то, что планку компании, поднятую на такой высокий уровень, вы удержите и покажете свои знания и умения. А тема нашего урока Трансформатор. Цель урока: обобщение и углубление знаний о трансформаторах.

Презентация Трансформатор.

Представление преподавателем структуры компании:

-Отдел технического исследования (ОТИ) занимается решением расчетных задач.

-Отдел электромонтажных работ (ОЭР) производит сборку электрических цепей и решает экспериментальные задачи.

-Отдел ремонта электрооборудования (ОРЭ) производит разборку, сборку, ремонт трансформатора, заполняет дефектную ведомость.

-Конструкторский отдел (КО) исследует устройство и виды трансформаторов.

-Отдел технического контроля (ОТК) проводит технические мероприятия по электробезопасности в компании.

Преподаватель:

Перед тем как мы перейдем к работе отделов, я предлагаю провести викторину со студентами 2 курса и повторить материал, пройденный нами на прошлых уроках. Для этого мы с ними свяжемся по скайпу и поприветствуем друг друга. (Идет подключение, электромонтеры обоих курсов участвуют в викторине, выбирая вопросы по баллам и отвечают на них. В ходе соревнования 1 курс повторяет материал, а 2 курс проверяет свои остаточные знания по электротехнике Презентация Викторина «Трансформаторы»).

3 этап-обобщение и систематизация знаний (15 мин)

Преподаватель:

Ну а теперь мы можем приступить к работе, но сначала необходимо заслушать отдел технического контроля, который во время работы отдела электромонтажных работ будет контролировать безопасность и давать разрешение на подключение схем.

Группа ОТК проводят сообщение по ТБ. Выставляются плакаты, ограждения.

Каждой группе выдается лист с заданиями.

Группа ОТИ занимается исследованием режимов работы трансформатора

Режимы работы трансформатора

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/178e7631-e2cc-72e4-93d3-154082cb85e5/00144677172511136.htm

ОТИ решают задачу- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c40319f6-6633-6cee-4650-b6a3a12c339a/00119647400409928.htm

Задача 3. На первичную обмотку понижающего трансформатора в высоковольтной линии передачи электрической энергии подается переменное напряжение с действующим значением U1 = 12 кВ. Напряжение со вторичной обмотки U2 = 220 В используется для электроснабжения жилых домов. Предполагая трансформатор идеальным, а нагрузку вторичной обмотки чисто активной, определите:

    1)  коэффициент трансформации K;

    2)  действующие значения токов I1 и I2 в первичной и вторичной обмотках в предположении, что потребляемая мощность Pср = 96 кВт;

    3)  сопротивление нагрузки Rн во вторичной цепи трансформатора;

    4)  эквивалентное активное сопротивление первичной цепи

Задача 1.

Найти число витков обмоток трансформатора для получения в режиме холостого хода напряжения на вторичной обмотке U2=12 В при напряжении первичной обмотки U1=220 В, если частота в сети равна 50 Гц, а максимальное значение основного магнитного потока в сердечнике трансформатора Фm=0,0036 Вб.

Ответ: ω1=275, ω2=15

Задача 2.

При включении трансформатора в сеть с напряжением U1=35 кВ в режиме холостого хода вторичное напряжение U2=400 В. Пренебрегая током холостого хода, определить ток в первичной обмотке при токе нагрузки I2=145 А.

Ответ I1=1,66 А

Группа ОЭР выполняют экспериментальное задание.

Определить коэффициент трансформации однофазного трансформатора с неизвестными паспортными данными.

Группа ОРЭ производят разборку, сборку трансформатора

Группа КО выполняют задание:

1.Оформление стенгазеты в онлайн в сервисе web-2.0.

2.Конструирование сварочного аппарата ( трансформатор, гвозди)

4 этап-демонстрация результатов.

Преподаватель: Все отделы закончили свою работу и теперь заслушаем их отчеты. Подключаем студентов 2 курса для оценки работы наших отделов. (Заслушиваются отчеты по проделанной работе)

1.Сообщение группы КО по созданной онлайн стенгазеты в сервисе Wikiwall.

2.Сообщение группы ОТИ.

3. Сообщение группы ОРЭ.

4. Сообщение группы ОЭР

5. Студенты 2 курса оценивают работу отделов по 5 бальной шкале.

5 этап- итоги урока.

Презентация Оценка. 


Презентация Оценка
PPTX / 2.26 Мб

Преподаватель:

Ребята, вы все работали сегодня просто отлично, но вот еще перед вами какая задача. На экране представлен список качеств человека, необходимых для роста в профессиональной деятельности. Чтобы развить в себе профессионала необходимо все время усовершенствоваться, усиливать эти качества. Поставьте + возле тех качеств, которые присущи вам, а напротив качеств, которые остались без пометки напишите фамилии ребят, у которых вы их видите.

Студенты озвучивают результаты оценки личностных качеств профессионала и по максимальному баллу выбирают директора компании.

Преподаватель: Ребята, сегодня на уроке экспертами вашей работы были студенты-электромонтеры 2 курса, оценку личностных качеств друг у друга провели вы сами. Все отделы сработали слаженно и теперь посмотрите домашнее задание. Оно находится в персональном блоге. Всех студентов благодарю за урок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.