Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
Разработчики: Смирнова Вера Константиновна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
5 |
|
9 |
|
10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.15 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» является программой подготовка квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: пользоваться электрифицированным оборудованием, правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
Должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональный знаний (для юношей).
Должен обладать профессиональными компетенциями, включающими способность:
ПК 1.1 Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ;
ПК 2.1 Выполнять подготовительные работы при производстве монтажа каркасно-облицовочных конструкций;
ПК 3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ;
ПК 4.1 Выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ;
ПК 5.1 Выполнять подготовительные работы при облицовке синтетическими материалами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием; классификацию электронных приборов, их устройство и область применения, методы расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей; основные законы электротехники; свойства постоянного и переменного тока, принцип работы типовых электрических устройств; основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; параметры электрических схем и единицы их измерения; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических устройств и приборов; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных и магнитных материалов; способы получения, передачи и использования электроэнергии; устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
34 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
10 |
зачетное занятие |
1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
14 |
в том числе: |
|
Работа с учебником |
7 |
Решение задач |
2 |
Подготовка к зачету |
2 |
Подготовка и защита реферата |
6 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы Электротехники»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Задачи и содержание предмета «Электротехника». История развития электротехники. Роль электротехники в жизни человека. Рабочее место мастера отделочных строительных работ. |
1 |
1 |
|
Тема 1. Техника безопасности |
Содержание учебного материала |
3 |
|
Техника безопасности при работе с электрическим током. Виды поражения электрическим током. Первая помощь пострадавшему. |
2 |
3 3 |
|
Самостоятельная работа студентов Работа с учебником: самостоятельное изучение темы «Заземление». |
1 |
||
Тема 2. Электрическое поле |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Электронная теория строения вещества. Электрическое поле. Характеристики электрического поля. Конденсаторы. |
2 |
2 |
|
Тема 3. Электрические цепи постоянного тока |
Содержание учебного материала |
9 |
|
Электрический ток. Сила тока. Напряжение и ЭДС. Источники ЭДС. Электрическая цепь и ее элементы. Сопротивление и проводимость. Законы Ома и Кирхгофа. Соединение сопротивлений: последовательное, параллельное и смешанное. Расчет электрических цепей постоянного тока. Работа и мощность электрического тока |
7 |
2 3 3 3 3 3 |
|
Лабораторные работы Сборка цепей последовательного и параллельного соединений. Расчет мощности электрической лампочки. |
4 |
||
Самостоятельная работа студентов Работа с учебником: «Источники постоянного тока», решение задач |
2 |
||
Тема 4. Магнитные цепи |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Основные свойства и характеристики магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость среды. Магнитные цепи. Элементы магнитной цепи. |
2 2 |
||
Тема 5. Электрические цепи переменного тока |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Синусоидальный переменный ток. Источники переменного тока. Графическое изображение переменного тока и напряжения. Параметры переменного тока. Мгновенные и действующие значения тока и напряжения. Понятия об активном, реактивном и полном сопротивлении цепи. Трехфазные электрические цепи. Принцип действия генератора трехфазного тока. Графическое изображение трехфазного тока. Схемы соединения нагрузки в трехфазной системе. |
2 2 1 2 2 2 |
||
Лабораторные работы Изучение цепей переменного тока с активным и реактивным сопротивлением. Расчет индуктивности катушки по ее сопротивлению переменному току |
4 |
||
Самостоятельная работа студентов Работа с учебником: изучение влияния на работу цепи резистора, катушки индуктивности и конденсатора; принцип действия трехфазного генератора |
2 2 |
||
Тема 6. Трансформаторы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режим работы, КПД, потери энергии. Типы трансформаторов. |
2 |
||
Лабораторная работа Трансформатор |
2 |
||
Самостоятельная работа студентов Работа с учебником: самостоятельное изучение автотрансформатора |
1 |
||
Тема 7. Электрические машины |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Назначение и классификация электрических машин; Принцип действия и устройство электрических машин переменного тока; Принцип действия и устройство электрических машин постоянного тока; Электрические генераторы постоянного тока, синхронные генераторы. |
2 1 1 |
||
Самостоятельная работа студентов: Подготовка реферата по теме электрические машины малой мощности |
3 |
||
Тема 8. Электроизмери-тельные приборы и электрические измерения |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Назначение и классификация электроизмерительных приборов. Методы измерения. Требования к электроизмерительным приборам. Условные обозначения на шкале приборов. |
2 |
||
Тема 9. Производство, передача, распределение и потребление электрической энергии |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Электрическая система, электростанции, принцип производства электроэнергии. Электрические сети и подстанции, электроснабжение предприятий и населенных пунктов. Основные потребители электроэнергии. Источники электроэнергии на земле |
2 1 |
||
Самостоятельная работа студентов Подготовка реферата «Альтернативные источники тока» Подготовка к зачету |
3 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по электротехнике.
Технические средства обучения: ПК с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска и мультимедийный проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект электроснабжения кабинета
2. Комплект соединительных проводов
3. Осциллограф электронный с принадлежностями
4. Трансформатор разборный
5. Штатив универсальный физический
6. Источник питания па 12 V
7. Источник питания постоянного тока 0... 16 В, 0...5 А
8. Авометр
9. Амперметр лабораторный
10. Вольтметр лабораторный 1 1. Вольтметр технический
12. Катушка дроссельная
13. Комплект оборудования по электростатике КДЭ - 1
14. Комплект «Электричество - 1»
15. Комплект «Электричество - 2»
16. Комплект «Электричество - 3»
17. Комплект «Электричество - 4»
18. Комплект «Электричество - 5»
19. Комплект «Электричество - 6»
20. Комплект «Электричество - 7»
21. Комплект «Электричество - 8»
22. Конденсатор переменной емкости
23. Машина постоянного тока
24. Прибор для изучения правила Ленца
25. Электромагнит разборный
26. Машина электрофорная
27. Модель для спектров магнитного поля
28. Набор по электростатике
29. Набор «Электричество»
30. Набор магнитов в кейсе
31. Реостат ползунковый с роликовыми контактами
32. Мобильный компьютерный класс
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Электротехника и электроника под ред. дтн, проф. Ю.М. Инькова, М: Академия, 2013
Дополнительные источники:
Электротехника с основами электроники. Ю.Г. Синдеев, Феникс, 2011
Нефедова П.В., Каменев П.М., Болышунова О.М. Карманный справочник по электронике и электротехнике. Ростов - на - Дону: Феникс, 2004
Интернет-источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучении (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы н методы контроля н оценки результатов обучения |
Умения: пользоваться электрифицированным оборудованием. правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы. |
Экспертная оценка защиты лабораторной работы Экспертная оценка защиты лабораторной работы Экспертная оценка защиты лабораторной работы Экспертная оценка защиты лабораторной работы |
Знания: основных сведений электротехники, необходимых для работы с электрооборудованием; классификации электронных приборов, их устройства и области применения, методов расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей; основных законов электротехники; принципа работы типовых электрических устройств; основ физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; параметров электрических схем и единиц их измерения; принципа действия, устройства, основных характеристик электротехнических устройств и приборов; способов получения, передачи и использования электроэнергии; устройства, принципа действия и основных характеристик электротехнических приборов; |
Опрос, тестирование Экспертная оценка защиты лабораторной работы Опрос, тестирование Опрос, тестирование Опрос, тестирование Опрос, тестирование Опрос, тестирование Опрос, тестирование |