12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голубева Роксана Владимировна307
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА ТЕМУ:

«Культура речи»

Выполнил: Голубева Р.В.

2016 г.

Тема: «Культура речи»

Эпиграф:

«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.»

(Д.И. Писарев)

 

Цели урока: формирование личности, полностью открытой для общения, формирование умения решать коммуникативные задачи, владеть грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Задачи:

Образовательные:

- развивать навыки поиска информации, отбора и систематизации найденного материала, умения обобщать данные;

- знать языковые нормы современного русского языка;

- выявить нарушения языковых норм и отточить навыки правильного образования и употребления различных слов.

Развивающие:

- формировать у учащихся понимание необходимости соблюдения норм литературного языка;

- развить навыки саморазвития и самоорганизации учащихся.

Воспитательные:

- повышать уровень языковой культуры школьников;

- воспитывать бережное отношение к родной речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид: Комбинированный

Образовательные технологии, используемые на уроке:

Технология проблемного обучения, технология АМО.    

 

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, репродуктивный.

Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

 Организационный   момент:

Предметом нашего разговора сегодня станет речь. Речь - это лакмусовая бумажка культурного воспитания человека, его образованности и интеллегентности. Я надеюсь, сегодняшний урок поможет понять, как важно бережное отношение к русскому языку.

Проверка домашнего задания.

(Слайд №2)

Задание: Найдите и исправьте все ошибки, вызванные нарушением норм языка:

«1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 5. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.» [Видеотьютер по русскому языку]

Актуализация знаний.

-   Обратите внимание на экран. Перед вами высказывание Д.И. Писаерва, которое является эпиграфом к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.

(Слайд №1)

 “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

(Д.И. Писарев)

-   Как вы понимаете эти слова? (Мнения учеников).

- Как вы думаете, почему мы начали урок с цитаты Д.И.Писарева?  О чем конкретно  сегодня будем  говорить? ( О культуре речи )

Постановка целей урока (Слайд №3).

- Обратимся к стихотворению Б.Ю.Нормана. (Слайд №4)

Найдите ошибки в употреблении слов.

«Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощ,

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью,

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

...Но есть обжора Время -

Вот кто живёт в шкафу.» [Б.Ю.Норман]

(Обсуждение стихотворения)

Мотивация изучения темы.

Метод «Следопыты». На доске записана тема урока, учащимся предлагается определить, какие разделы языка необходимо знать, чтобы правильно произносить слова и строить предложения. (Учащиеся по очереди записывают разделы языка на доске)

- Итак, из чего же состоит культура речи? (Лексикология, орфоэпия, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

 

Культура речи:

Морфология

Орфоэпия

Пунктуация

Синтаксис

Лексикология

Словообразование

Орфография

 

Слово учителя с элементами беседы.

- Вы определили важнейшие качества красивой речи и разделы языка, которые помогают нам говорить, не допуская ошибок.  Рассмотрим наиболее типичные ошибки.

Ошибки в структуре слова.

При словообразовании. (Слайд №5)

КУвет - кЮвет, афЕра - афЁра, компеНтентный - копетентный, инцидент - иНцидент, двуличный - двуХличный, с питИстами – с пятьЮстами, наДсмехаться- насмехаться, поскользнуться – поДскользнуться.

При формообразовании. (Слайд №6)

ИнженерА – инженЕры, без погон – без погонОВ, пять килограммов – пять килограмм, нет носок – нет носкОВ, красиВШЕ – красивЕЕ, ложить – класть, слазь – слезай, ляГ - ляЖ.

Ошибки в структуре словосочетания.

При согласовании. (слайд №7)

Шел дорогой, окруженный(ой) лесами, модное(ый) кафе-бар, с обеих (оих) сторон, областная(ое) ГИБДД.

При управлении. (Слайд №8)

Поражаться его силой (силе), жажда славы – жажда к славе, согласно приказу(а), с днем рождения(ем), указал о недостатках – указал на недостатки, по возвращинии(ю).

Ошибки в структуре предложения.

При согласовании сказуемого с подлежащим. (Слайд №9)

Я с другом были вчера в музее. Песня-романс заворожил своей мелодией. Детвора резвились во дворе. Прошли сто лет.

При построении предложений с однородными членами. (Слайд №10)

Девочка была аккуратной и усидчива. Он любил волейбол и плавать. Он махнул рукой и громко свистел. В то время как директор выходил из здания и сел в машину.

Смешение прямой и косвенной речи. (Слайд №11)

Сын сказал, что завтра вынесу мусор. Чиновник ответил, что я больше не смогу за этим спокойно наблюдать. Мальчик ответил учителю, что я усвоил урок.

Самостоятельная работа учащихся со статьей. (Слайд №12)

Учащимися выписываются основные положения статьи, называются качества хорошей речи. Делаются выводы: правильность речи – соблюдение норм литературного языка.

«Представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво, обусловлено социально, а иногда и территориально. Поэтому встает вопрос о допустимости или недопустимости каких-то профессиональных нарушений норм. Оценки речи зависят от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления. Е. Н. Ширяев дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная (касающаяся не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного). Безусловные качества хорошей речи – ее соответствие этике общения, ее понятность адресату, отсутствие стереотипности, проявляющая большой словарный запас. Речь носителей среднелитературного типа речевой культуры вполне может быть хорошей не только в дружеском общении, но и в профессиональной деятельности, однако за пределами указанных ситуаций их речь может быть беспомощна. По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры, хотя какие-то погрешности могут быть и у них. Еще один параметр хорошей речи – допустимость и недопустимость тех или иных отклонений от норм.» [федеральный портал "Российское образование"]

Языковая разминка.

Учащимся предлагается встать. Учитель читает слова и словосочетания. Задача учеников – хлопнуть в ладоши, если слово употреблено учителем верно, подпрыгнуть – если учитель употребил слово неправильно.

Материал для для разминки: ихние книги, с пятьюстами рублями, день рождения прошло, горячий кофе, белый тюль, по приезду в город, ложить руки на стол, стала красивше, лучший номер, махая крыльями, указал о проблемах, он пошел и взял, важные договора, он сказал, что не знаю.

Закрепление изученного.

Найдите ошибки в употреблении слов. Запишите предложения в исправленном виде.

Лица ребят, описывающих о поездке, раскраснелись от оживления.

Олег надел дождливый плащ и вышел на улицу.

Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе.

Мимо нас промчался гончий автомобиль.

Плющ,который вьющийся по стене,украшает комнату,радует глаз.

Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду.

Деревья,которые растут в аллее и украшающие парк,были совсем молодые.

Групповая работа.

Учащиеся делятся на 7 групп, по числу разделов языка, отвечающих за нормы употребления слов и предложений. Каждая группа получает карточки, с записанными на них предложениями, в которых допущены ошибки, относящиеся к соответствующему разделу языка. Задача учеников найти все ошибки, прокомментировать и исправить их.

Лексикология:

Её внешность очень эффективная.

Брошенные животные вызывают жалкое отношение у добрых людей.

В заключение слово для доклада представили директору заводу.

Орфоэпия:

ПрАздник нАчался с неприЯтностей.

Куда-то пропАла ее туфлЯ.

Паша позвОнит и договорИтся насчет билЕтов.

Орфография:

Друг не стал меня компроментировать.

Сегодня надену тот черный пинджак.

Ни при каких обстоятельствах не доверяйте двухличным людям.

Словообразование:

Я молча подал полотенец.

Тем самым он проявил благородность.

Это фантастическое трудоспособие было передано ученикам. 

Морфология:

Лягте на кровать и не разговаривайте.

Я стал выбирать более лучший маршрут.

Я приставал с расспросами к обоим соседкам.

Синтаксис:

Не вечно ни юность, ни лето.

Выйдя на окраину, перед ними открылась поляна.

Петров не сомневаясь ответил, что я никогда бы так не поступил.

Пунктуация:

Улетали птицы и небо грустило.

Не увидев никого в доме я отправился прочь и, ничего не замечая вылетел за дверь.

И одноклассники, и моя друзья и родители, поющие в хоре, не заметили, что я ушел, хлопнув дверью.

Рефлексия.

«Продолжи фразу». У каждого ученика на столе карточка с четырьмя незаконченными фразами:

«Мне было интересно узнать…»

«Меня удивило, что…»

«Я научился …»

« Я проявил себя …»

Выборочное чтение законченных предложений.

Итог урока. Выставление оценок.

Что это такое «нормы языка»? (Мнения учащихся)

Нормы литературного языка – это общепринятые в речевой практике правила употребления и написания слов, словосочетаний и предложений.

Нормы закреплены в словарях и справочниках, они охватывают все уровни русского языка. Языковые нормы характерны для устной и для письменной речи и обязательны для всех.

Чтобы наш язык не потерял красок, не огрубел и не исчез, приходится бороться за его чистоту. И начать должен каждый с себя.

 

Домашнее задание.

Источники:

  1. Видеотьютор по русскому языку
  2. Федеральный портал "Российское образование"
Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 02.05.16 в 10:59 0Ответить Пожаловаться
Презентация не загружена?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.