12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимошок Галина Александровна59
Россия, Костромская обл., Кострома
8

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание Ь знака после шипящих на конце существительных в единственном числе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13» города Кострома


Учитель начальных классов

Тимошок Галина Александровна


Предмет: Русский язык
Класс: 3 (Инклюзивный класс)

УМК: «Перспектива»

Тезисы:

Данный урок проводится по ФГОС. Изучение и первичное закрепление новых знаний

по теме, задания урока определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают интерес к предмету.

Использована модель интеллектуально развивающего разноуровневого урока в инклюзивном классе.


Тема урока: «Правописание Ь знака после шипящих на конце существительных

в единственном числе»


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: проблемный метод, частично - поисковый, словесный, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Русский язык», 3 класс, (автор Климанова Издательство «Просвещение», 2012), карточка с заданием для работы в паре и в группах, индивидуальная карточка с алгоритмом работы для детей с ОВЗ.

Цель: изучить орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»,

познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Задачи урока:
- выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- формирование умения различать слова мужского и женского рода;
- воспитание у учащихся терпимости, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- воспитание самостоятельности, творческой активности;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.


Планируемые результаты.

Личностные результаты
- понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

общеучебные:
- ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

логические:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;

- постановка и решение проблем:
- самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:
- уметь работать в парах;
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
- воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
- знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
- находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей.
Работа с информацией:
- работа с материалом учебника:
поиск и выделение необходимой информации.



Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места, готовности к уроку русского языка.

(слайд 1)

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости» (Слайд 2)

- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке вас тоже ожидают самые настоящие исследования, новые открытия и новые знания. А помощниками вам будут: старание, внимание, находчивость, смекалка, а так же дружба. Ведь незря гласит народная мудрость «Дружба - великая сила».

- Желаю успехов!

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Словарно – орфографическая работа.

Прогнозирование результата деятельности на данном уроке. Самооценка.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Открываем тетради. Аккуратно запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Спрогнозируйте результат своей учебной деятельности и зафиксируйте ее на полях тетради в виде смайлика.

(Веселый смайлик – все отлично, готов трудиться;

строгий смайлик – озабочен;

грустный – не хочу трудиться по каким-либо причинам).


- Не забываем оценивать свою работу на полях в тетради.

(Самооценка каждого вида деятельности простым карандашом в виде знаковой символики:

+ все отлично;

+ - хорошо, но есть затруднение;

затруднялся).

- Прочитайте еще раз пословицу и внимательно перепишите ее в тетрадь. Пусть она будет эпиграфом к нашему уроку и путеводной звездой.

- А теперь, ребята, проведите орфографическую работу в предложении и сверьтесь, все ли опасные места в словах вы подчеркнули. (Взаимопроверка). (Самооценка)

- Следующий вид нашей деятельности – это работа со словом.

Ученики 1 ряда выполняют морфемный разбор слов «частицу», «мудрости».

Ученики 2 ряда выполняют морфологический разбор слова «жизнь».

Ученики 3 ряда выполняют фонетический разбор слова «жизнь».

( По одному ученику каждого ряда работают на доске, затем проводится коллективная проверка и ребята оценивают свою работу в тетради).

2. Чистописание, работа со звуком. Самооценка.

- Ребята, назовите общие признаки звуков Ж, Ч. (Шипящие).

- Дополните ряд шипящих звуков и красиво запишите в тетради.

ж ш ч щ

- А какие мы с вами изучили орфограммы, в которых принимают участие данные буквы?

(Устные ответы детей: жи-ши, ча-ща, чу-щу, парная согласная-нож, мышь)

(Учитель прикрепляет на доску карточки с буквами, обозначающими шипящий звук)

-Ребята, я прикрепляю на доску карточки с этими буквами, так как они сегодня на нашем уроке «играют важную роль» как знаменитые артисты.

- В роли знаменитого артиста сегодня будет выступать еще одна буква. Отгадайте загадку.

Эта буква – хитрый знак.
Не сказать ее никак.
Она не произносится,
Но в слово часто просится. (Мягкий знак)

(Учитель на доску прикрепляет карточку с изображением мягкого знака.

Карточки нужны для создания интеллект-карты.)

- Продолжаем минутку чистописания и записываем наши буквы в соединении с мягким знаком.

ж ш ч щ жь шь чь щь

Самооценка.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка темы урока и учебной задачи.

1.Работа над ролью мягкого знака в словах.

(Слайд 3)

пальто соль листья семья мышь

- Какую работу в словах выполняет мягкий знак?

(Дети не могут объяснить написание мягкого знака в слове мышь)

2. Заполнение таблицы:

(Карточка с таблицей раздается каждому ученику.)


Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный

Написание слова мышь.



3. - Давайте проанализируем произношение и написание группы слов на следующем слайде.

(Слайд 4)

Мышь, ёрш, ёж, рожь, ключ, ночь, плащ, помощь.

4. Формулирование проблемы.

- Ребята, какая проблема возникла? Кто может ее сформулировать?

(Слайд 6)

5. Дальнейшее заполнение таблицы.


Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный

Написание слова мышь.


Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется?



6. Пути выхода из проблемной ситуации.

Учебные задачи. (Слайд 7)

- Сформулируйте учебные задачи.

Узнаем, найдем, определим ………………..

Научимся …………………

(Научусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце слова после шипящих)

Тема урока. (Слайд 8)

- Сформулируйте тему урока.

«Правописание Ь знака после шипящих на конце существительных в единственном числе».

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Исследовательская работа.

(Сформулировать правило написания имен существительных в форме единственного числа

с шипящим на конце).

Работа в группах. Дифференцированный подход. Разноуровневые задания.

Задание для 1 группы. (Повышенный уровень)

Карточка 1.



Распределите имена существительные с шипящим звуком на конце на группы.

Рожь, нож, соль, камыш, глушь, врач, ночь, день, вещь, плащ.

____________ ______________ _________

____________ _____________ _____________

____________ _____________ _____________

___________ _____________ _____________


Проанализируйте написание слов в каждой группе и сделайте вывод.

Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется?


Наша группа поработала над заданием и сделала следующий вывод:


……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….



Задание для 2 группы. (Базовый уровень)

Карточка 2.



Распределите имена существительные с шипящим звуком на конце на 2 группы.

Рожь, нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.

____________ ______________

____________ _____________

____________ _____________

___________ _____________


Проанализируйте написание слов в каждой группе и сделайте вывод.

Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется?


Наша группа поработала над заданием и сделала следующий вывод:


……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….





Задание для 3 группы. (Ниже среднего уровня, инклюзия)

Карточка 3.



Распределите имена существительные с шипящим звуком на конце на 2 группы по родам.

Рожь, нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.

Женский род Мужской род

(она) (он)

____________ ______________

____________ _____________

____________ _____________

___________ _____________


Проанализируйте написание слов в каждой группе и сделайте вывод.

У существительных какого рода после шипящих на конце слов пишется мягкий знак,

а у каких нет?


Наша группа поработала над заданием и сделала следующий вывод:


……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….




2. Отчет групп о проделанной работе, формулировка правила.


У существительных женского рода после шипящих на конце слов пишется мягкий знак,

а у существительных мужского рода не пишется.


3. Коллективно на доске создается интеллект-карта из карточек.

(Слайд 9)



Имя существительное


шипящие Ж Ш Ч Щ на конце



женский род

пишется Ь



мужской род

не пишется Ь




4. Чтение и закрепление правила по учебнику.

Дальнейшее заполнение таблицы.





Знаю

Не знаю

Хочу узнать



Узнал

Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный

Написание слова мышь.



Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется?



Ь после шипящих

п ишется не пишется

жен.род муж.род

Ь – указывает форму слова





V. Применение новых знаний на практике.

1. Наглядно-образная ситуация.

- Ребята, а вы знаете, что существует грамматико-сказочное мнение о мягком знаке.

Оказывается, что существительные мужского рода с шипящим на конце, как истинные джельтмены, уступили букву мягкий знак дамам.

- Давайте и мы с вами разыграем эту ситуацию.

(Вызываются к доске несколько мальчиков и девочек.

Мальчики передают карточку с изображением мягкого знака девочкам).

2. Динамическая пауза.

- Ребята, сейчас я буду называть существительные мужского рода и женского рода с шипящим на конце слова. Когда я произнесу существительное женского рода, из-за парты встают девочки и поклоном благодарят мальчиков. А когда прозвучит существительное мужского рода, встают мальчики и, с помощью вытянутых рук, показывают, что отдают мягкий знак девочкам.

(Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодежь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, гуашь, чертеж, сушь, душ, роскошь, фарш, дочь.)

3. Работа в группах.

Задание 1 группе. (Повышенный уровень)

Составить рассказ на тему "На рыбалке", используя данные слова. Вставить в словах, где необходимо, пропущенные буквы. Определить род существительных.

(Проверка учителем на оценку)

Утро, дождь, плащ..., удоч..ки, реч..ка, луч... солнца, р..чная тиш..., камыш..., лещ..., ерш..., мелоч..., улов.

Задание 2 группе. (Базовый уровень)

Работа по учебнику. Взаимопроверка. Самооценка.

Выполнение упр. 18 стр.13 часть 2.

Задание 3 группе. (Ниже среднего. Инклюзия)

Работа на интерактивной доске по электронному приложению к данному уроку.

В помощь и контролю работы данной группы можно «прикрепить» сильного ученика.

4. Тест. Проверка по эталону. Самооценка. (Слайды 13-16)

1.Укажите лишнее слово:

А) рож…

Б) гараж…

В) печ…

2. Укажите слово с мягким знаком на конце:

А) сторож…

Б) реч…

В) малыш…

3. Укажите слово, в котором мягкий знак стоит после шипящего:

А) мебель

Б) связь

В) помощь

5. Работа в тренажере "Тренажер классический" А .Н. Карпович

с.65 задание 2

Прочитай. Найди ошибки, напиши правильно. Укажи род существительного.

Самостоятельная работа на оценку.

6. Вывод. (Слайды 17-18)

- Какую проблему мы с вами решали на уроке?

(Почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других нет.)

- Какой делаем вывод ?

( На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь знак.

На конце существительных мужского рода после шипящих Ь знак не пишется.)

VI. Рефлексия. Оценивание.

1.Формирование умений соотносить цель и результат.

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились.

- Давайте вспомним, какие учебные задачи поставили перед собой в начале урока

и смогли ли мы их решить. (Ответы детей.)

- Достигнута ли нами цель урока? (Ответы детей.)

2.Осознание и оценивание учащимися своей учебной деятельности на уроке.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

(Анализируется самооценка за выполненные задания на уроке.)

- Оцените свою деятельность на уроке.

( В виде смайлика дети подводят итог своей работы на уроке.)

- Сравните с прогнозирующим результатом. ( Сравнение смайликов, изображенных в тетради

в начале и конце урока.)

- Какие результаты получились? (Ответы детей.)

- Я проверю ваши самостоятельные работы и каждый из вас получит отметку.

3. Применение новых знаний в жизни.

- Ребята, в каких жизненных ситуациях мы можем применить наши новые знания?

(Ответы детей.)

VII. Домашнее задание по выбору:

Упр. 19, 21 с.13-14

VIII. Итог урока.

- Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд 19)


Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 27.08.19 в 21:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, но где сами слайды?
Ахметшина Наталья Юрьевна, 28.08.19 в 08:22 0Ответить Пожаловаться
Урок интересный, но презентации действительно не хватает.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.