Методическая разработка урока русского языка в 6 классе «Употребление имен прилагательных в речи»
Конспект урока русского языка
«Употребление имен прилагательных в речи»
6 класс
Учитель: Васильева Юлия Юрьевна
Добрый день, ребята!
Приглашаю вас на урок русского языка. И предлагаю начать его не совсем обычно, а с притчи. Кстати, что такое притча? (небольшой поучительный рассказ). Молодцы. Итак, начинаем. Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Уверена, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, успехов вам. Посмотрите, на столе лежит черный конверт. В этом конверте у нас находится что? (вопрос, на который мы должны ответить в конце урока). Молодцы. Нам предстоит выяснить, что общего у имени прилагательного и эпитета.
А теперь пришло время пальчиковой зарядки. Для чего мы ее делаем? (чтобы сосредоточиться на уроке). Начинаем с упражнения «Колечки». Приступаем к выполнению следующего упражнения. Берем в руки карандаш и катаем его по подушечкам пальцев). Сейчас все готовы работать? (да).
Давайте посмотрим, что лежит на ваших партах:
Оценочный лист
Желтый листочек с текстом
Схема «Четыре квадрата»
Конверт
Домашнее задание
Комментируем оценочный лист (приложение 1). И заполняем 1 строку колонку № 3 «Наличие учебных принадлежностей» (во втором столбцу прописано, что должно быть, сравните, что у вас есть, с тем, что должно быть и поставьте баллы).
У вас на столе лежат желтые листочки. 1 листочек на двоих. Поэтому работать вы сейчас как будете? (в парах). Молодцы. Возьмите листочек и прочитайте текст, который там написан (приложение 2). Подумайте, нравится ли он вам. Если есть что-то, что вас не устраивает, то постарайтесь сформулировать, что именно. На выполнение этого задания у вас 2 минуты. Учитель засекает время. Учащиеся работают.
Итак, время закончилось. Кто желает поделиться своим мнением. (слушаем ответы 2-3 пар).
Т.е. вам не нравится текст, потому что там не хватает подробностей, описания. Скажите пожалуйста, какая часть речи выполняет эту функцию? (прилагательное). Молодцы. Значит, сегодня мы будем говорить о… (учащиеся продолжают об имени прилагательном). Но мы с вами уже говорили об той части речи. Что мы уже знаем. (по цепочке учащиеся проговаривают признаки имени прилагательного как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, формы прилагательного, разряды прилагательного, как изменяется, с какой частью речи согласуется, каким членом предложения может быть). Посмотрите, как много мы уже знаем. Так может быть нам уже не о чем говорить? (мы еще не знаем, как употребляется имя прилагательное). Молодцы. Итак, тема нашего урока (употребление имен прилагательных в речи). Открываем тетради, отступает 2 строчки от предыдущей работы, записываем число и тему урока. (Употребление в речи имен прилагательных).
О том, какие особенности при употреблении в речи имеет имя прилагательное, нам расскажет параграф 24 нашего учебника.
Мы с вами уже умеем работать в парах, изучая новый материал. Давайте вспомним, как мы это делаем. (Сначала каждый изучает свой объем материала, потом пересказывает его про себя, а затем – своему товарищу). Молодцы, правила вы повторили. А сейчас приступим к изучению нового материала. Открываем учебники на странице 96. Сейчас у вас будет 4 минуты на изучение материала. 1 вариант изучает материал под цифрами 1 и 2, 2 вариант – 3 и 4). Ваша задача не просто прочитать текст и потом пересказать его другу, но и заполнить соответствующие квадраты в схеме. Схемы лежат у вас на столе.
Время пошло. Начинаем работать.
Прилагательное - …. существительного. Оно помогает ….. предмет и назвать его …..
Имя прилагательное занимают … место после существительных и ….
Употребление имен прилагательных в речи
Прилагательные придают речи …Особую выразительность художественной речи придают прилагательные-…
В художественных текстах для выразительности и … речи часто используются прилагательные-…, прилагательные-….
Время вышло. Теперь ваша задача рассказать изученный материал вашему соседу. (1.5 минуты). Оцените рассказ соседа. Поставьте от 1 до 5 баллов в лист оценивания. В зависимости от того, насколько хорошо вы поняли его рассказ.
Затем обсуждаем материал совместно.
А сейчас пришло время немного отдохнуть. Физкультминутка. Постарайтесь расслабиться. Положите голову на парту. И прислушайтесь к окружающим вас звукам. Сначала давайте попробуем послушать, что происходит в коридоре, в классе, внутри вас (1 минута). А сейчас давайте покричим шепотом. Кто сможет прокричать громче всех (тише). Начинаем. Покричали? Молодцы. Оцените себя на физкультминутке. Поставьте соответствующее количество баллов (от 1 до 5) в листы оценивания.
Предлагаю обратить внимание на конверты, которые лежат на ваших столах. Что же в них? (картинки). Как вы думаете, откуда они? (варианты ответов. Правильный – из сказок). Молодцы. Ваша задача вспомнить устойчивое сказочное выражение, которое подходит к картинке.
Девица –– (красная (красивая))
Молодец – (добрый)
Меч – (булатный)
Конь – (ретивый, удалой, вороной)
Месяц – (ясный)
Горы – (высокие)
Леса – (дремучие)
Степи – (вольные, раздольные)
Как называются эти прилагательные? (эпитеты). Молодцы.
Эпитет-это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпитет это прилагательное описывающие какое-либо слово. Или можно сказать, что это художественное определение придающие слову эмоциональную окраску.
- Все эти эпитеты называются постоянными (т.е. прилагательное тянется за существительным, как ниточка за иголкой).
- Есть еще эпитеты авторские, индивидуальные, вызывающие особые смысловые ассоциации, но о них мы с вами поговорим на следующем уроке.
А сейчас предлагаю выполнить еще одно задание: подберите к каждому имени прилагательному по одному синониму и одному антониму. Работаем в парах. На выполнение задания – 5 минут. Далее – проверка правильности выполнения задания.
Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас пришло время проверить, насколько хорошо вы поняли тему. У вас на столе белый лист. Положите его перед собой и придумайте такое его качество, чтобы оно позволило ему занять первое место в сравнении в черным и красным. Есть условие – качество должно быть именем прилагательным. А затем подберите к этому качеству синоним и антоним. (Заслушать 5-7 человек). Те, кто выполнили задание, ставят в лист оценивания по 1 баллу в графе «Дополнительное задание».
Молодцы. А наше занятие подходит к концу. Что мы сегодня узнали. Поделитесь, пожалуйста, своими размышлениями с соседом. (1 мин.) 3-4 человек заслушать. Помните, с чего мы начинали сегодняшний урок. (Да, читали текст, в котором не было прилагательных). А хотите увидеть настоящий текст. (да). Какой вам понравился больше? (второй) почему (заслушать ответы 2-3 учащихся). А теперь пришло время ответить на проблемный вопрос нашего урока. Что же общего у имени прилагательного и эпитета? (заслушать ответы 2-3 учащихся).
Вы молодцы. А сейчас пришло время познакомиться с волшебным заданием, которое вы будете делать дома. Предлагаю вам задание на выбор:
Для тех, кто очень устал. Выполнить упражнения 1,2 с карточки (приложение 4).
Для тех, кто полон сил и ему интересно открывать для себя что-то новое (упражнение 1,2 с карточки) и дополнительное аналитическое задание от Сберкласса.
Рассмотри примеры использования имён прилагательных. Определи, с какими явлениями тебе пришлось столкнуться, и сделай выводы о свойствах прилагательных. Расскажи о своих выводах одноклассникам.
1. Весь день мы петляли по заячьему следу.
Её внимание в магазине приковала пушистая заячья шубка.
При первых же трудностях он обнаруживал свой заячий характер и давал стрекача.
Петербург начинался с Заячьего острова.
ᅠ
2. Чёрная полоса внезапно сменилась белой.
Одной из ведущих отраслей тяжёлой промышленности является чёрная металлургия.
Шахматисты считают, что играющий чёрными изначально имеет меньше шансов.
3. А для тех, кто хочет поработать творчески предлагаю следующее задание: Составь план сообщения по теме «Как возникло в русском языке имя прилагательное?», состоящий из четырёх-пяти содержательных пунктов. Познакомь со своим планом одноклассников.
А сейчас давайте мы с вами обратимся к нашим оценочным листам. У нас осталась незаполненной строка «Работа в тетради». Кто сегодня оценивает этот критерий (товарищ). Помним, что 3 помарки минус 1 балл. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. А сейчас посчитайте общее количество баллов. Посмотрим, кто сколько баллов заработал.
Кто набрал максимальное количество баллов. Молодцы. А кто доволен своей работой на уроке.
Я довольна вашей работой на уроке. Все молодцы. Итак, для чего нам нужны прилагательные. Учитель кидает мячик, учащийся, поймавший мячик произносит, проговаривает свой ответ.
Оценочный лист
____________________________________________________
(Фамилия, имя)
Критерии оценивания | Максимальное количество баллов | Количество баллов |
Наличие учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, справочник, ручка, карандаш, линейка, дневник) | 7 | |
Работа на уроке (ответы на вопросы) | 5 | |
Изучение нового материала (рассказ товарищу, заполнение таблицы) – оценивает товарищ | 5+5 | |
физкультминутка | 5 | |
Упражнение 1 | 8+8+8 | |
Дополнительное задание | 3 | |
Качество работы в тетради – оценивает товарищ | 5 | |
Итого: | 54 | |
Приложение 2
Деформированный текст
В дни собираются к отлету журавли. Перед дорогой покружили они над рекой, над болотом. Собрались в косяки, потянулись в страны. Через леса, через поля, через города высоко в небе летели журавли.
В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
Приложение 3
Имя прилагательное занимают … место после существительных и ….
Прилагательное - …. существительного. Оно помогает ….. предмет и назвать его …..
Употребление имен прилагательных в речи
Прилагательные придают речи …Особую выразительность художественной речи придают прилагательные-…
В художественных текстах для выразительности и … речи часто используются прилагательные-…, прилагательные-….
Приложение 4
Карточка для домашнего задания
Упражнение 1. Спишите, заменяя имена прилагательные синонимами. Определи род имени прилагательного.
Тихая езда – ..., тихий голос – ..., густой лес – ..., горячая вода – ..., горячее лето – ..., тёмное небо – ..., тёмное лицо – ..., старая книга – ..., старый человек – ... , верный друг – ..., верный ответ – ..., чёрное пятно – ..., быстрая машина – ..., быстрая белочка – ... .
Упражнение 2. Сравните и запишите.
Образец: Перец и мёд. – Горький и сладкий.
Река и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Огурец и помидор. Тропинку и дорогу. Зайца и тигра. Зиму и лето.