12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслюкова Оксана Павловна19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

29 «Гармония»

Маслюкова Оксана Павловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Цель деятельности учителя: дать представление о роли имен прилагательных в речи; закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, стиль речи, тип речи; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; формировать умение находить в тексте художественно-изобразительные средства; научить использовать прилагательные при описании природы; развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи; воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, приложения для учащихся.


 


 


 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

- осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Целеполагание:

- принятие учебной задачи;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками общение и взаимодействие.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

- М.Горький говорил, что “ язык - инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться им владеть”. В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о какой части речи я говорю, прочту стихотворение О.Головко.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.

О.Головко

- О какой части речи говорится в этом стихотворении?

- Что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает?

- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?

- Попробуем доказать ваше утверждение. Я предлагаю вам рассмотреть репродукцию картины известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».

- Попробуйте описать устно, что изображено на картине, не используя имена прилагательные.

- Добавьте в устное описание имена прилагательные.

- А сейчас предлагаю вам обратиться к тексту Александра Ивановича Куприна (текст выведен на экране и у каждого учащегося на столе). Приложение №1

Слайд 2

- Чего в нем не хватает?

- Вставьте в текст имена прилагательные, они даны вам как слова для справок.

Учащиеся работают на листах. Проверка задания.

- Внимание на экран, сравните с авторским вариантом. Оцените свою работу, поставив отметку в оценочный лист. Приложение №2

Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на вопросы

Рассматривают репродукцию картины, составляют текст устно.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Индивидуальная работа. Учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные

Познавательные УУД :

извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- формировать основы смыслового восприятия художественных и лингвистических текстов.

Регулятивные УУД

- оценивать правильность выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной оценки;

обращаться к способу действия, оценивая
свои возможности;

осознавать уровень и качество выполнения задания;

- вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками
и самостоятельно;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы;

строить рассуждения

(построение речевого высказывания в устной форме)

Личностные УУД:

- формирование позитивной самооценки;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

3.Формулирование темы урока

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Слайд 3

- Не правда ли, красивая картина представилась нам. Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте. Попробуйте сформулировать тему урока (запись темы урока в тетради).

- Вернёмся к нашему тексту и выполним задания.

К доске 2 ученика: 1) выполнить морфологический разбор прилагательного летние (денёчки); 2) разобрать словосочетание барабанно-звонкие голоса, рассказать о правописании сложных имён прилагательных.

Слайд 5

- Внимание на экран. Выполните следующие задания по группам:

Слайд 6

Тема – осень в тайге. Основная мысль – неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге навевает грусть. Заголовок «Таёжная красота увядания»

Художественный текст, образность: денёчкиэмоционально-оценочная лексика, эпитеты чистой, лёгкой, барабанно-звонкие голоса; метафоры: денёчки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили; сравнения: словно осень прошлась свистящей метлой.

Тип речи – описание, описан 1 факт.

Ответы учащихся, работавших у доски.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, предлагают тему урока.

Вспоминают алгоритм работы с текстом

Выполняют морфологический разбор имени прилагательного и синтаксический разбор словосочетания.

Работают по группам

Познавательные УУД :

-анализировать и выделять существенные признаки;

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- перерабатывать полученную информацию;

-делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

сопоставлять свою
оценку с оценкой другого
человека;

- прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в малых группах;

-строить речевые высказывания понятные для партнера;

-– стараться
договариваться, уметь
уступать;

- отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес при анализе художественного текста

4. Микроитог

Цель: формировать умение находить информацию для выполнения учебных заданий

Работа с учебником

- О роли имён прилагательных в речи говорится в упр. 236, стр.105(чтение текста).

- Итак, мы с вами прочитали лингвистический текст.

- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего мы употребляем их?

Фронтальная работа

по тексту учебника

Учащиеся делают выводы

Познавательные УУД :

- использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

извлекать информацию, представленную в форме текста.

Регулятивные УУД

- развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

-строить речевые высказывания, понятные для партнера;

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные УУД:

осознание ответственности за произнесённое слово

5.Физминутка

« Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повернулись

И за парты все вернулись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

   

6. Включение изученного в систему знаний.

Цель:

- мотивировать учащихся к деятельности;

- координировать деятельность учащихся;

- контролировать

выполнения заданий.

Самостоятельная работа

- Я предлагаю продолжить работу с прилагательными самостоятельно по уровню сложности. №1 – базовый уровень, №2 – повышенный уровень. Тексты с заданиями на столах, на месте пропуска пишем имя прилагательное, ответы на дополнительные задания записываем после текста (время – 10 мин.). Приложение 3 (Данное задание учитель проверяет самостоятельно)

Текст №1

На …фоне пожелтевших берез выделяются …пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них… листья. От дерева к дереву протянуты … нити… паутины. Кое-где краснеет шляпка … подосиновика. Тихо в … лесу. Долго не хочется прощаться с этими … днями. (И.С. Соколов-Микитов)

Слова для справки: золотом, яркие, лёгкие, тонкие, серебристые, липкой, позднего, осеннем, золотыми.

На золотом фоне пожелтевших берез выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Долго не хочется прощаться с этими золотыми днями.

Текст №2

Старые деревья давно облетели. Только … отдельные берёзки сохраняют ещё свои … листья, блистающие золотом, когда тронут их … лучи … … солнца. Ярко выступают сквозь … сеть … ветвей … , как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля …, … и … листьями. … и … в сырую погоду, … и … листьями в морозы. (С.Аксаков)

Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими листьями в морозы.

1.Определите тему и основную мысль текста.

2.Озаглавьте текст.

3.Выпишите из текста средства художественной выразительности.

- Время вышло. Обратите внимание на экран: перед вами авторский вариант текстов. Конечно, мы с вами не соперничаем с известными писателями, а пытаемся передать осеннюю красоту с помощью имен прилагательных.

Тест

- В завершении работы над именем прилагательным проверим ваши знания и умения. Ответы записываем в тетрадь.

1.Среди перечисленных слов найдите прилагательное, которое не подходит по смыслу к слову задача:

а) математическая

б) занимательная

в) добрая

2. С каким существительным вместо слова ДОЖДЛИВЫЙ нужно употребить ДОЖДЕВОЙ:

а) дождливая вода

б) дождливый год

в) дождливая погода

3. Укажите номера прилагательных:

Девушка вышла из (1) парикмахерской с (2)новой причёской и побрела в сторону (3)набережной.

а) 2

б) 2, 3

в) 1, 2, 3

4. Найдите правильно образованную сравнительную степень прилагательного:

а) легчее

б) дольше

в) длиньше

5. Среди перечисленных слов найдите синоним к слову КРУПНЫЙ:

а) мелкий

б) проницательный

в) большой

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, выставьте отметку в оценочный лист.

Подведение итогов: Сдайте свои оценочные листы

Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:

Базовый уровень:

вставить в текст имена прилагательные рубрике « Слова для справок»

Повышенный уровень: самостоятельно подобрать имена прилагательные на места пропусков.

 

Работа с текстом

Взаимопроверка в парах.

Познавательные УУД :

- ориентироваться в своей системе знаний;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-дифференцировать способ и результат действия;

- прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в парах;

-оформлять свои мысли в письменной форме.

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осознание красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей.

7.Рефлексия.

Цель:

оценить результаты своей учебной деятельности

- Наш урок подходит к концу, и закончить я хочу словами Выркина В.

«Ищу слова»

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зернышко,

Чтоб, добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

Рефлексия

Опишите своё настроение от урока с помощью имени прилагательного.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Личностные УУД:

- формирование адекватной позитивной самооценки.

 

Дом. задание: п. 24, упр. 236 (устно). Используя материалы урока, написать сочинение-миниатюру «Осень-волшебница», «Осень-разбойница»

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.